Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Анализ данных и разработка цифровых медиа |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 40 | 40 | 40 | 40 |
Сам. работа | 175 | 175 | 175 | 175 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 252 | 252 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | Цель освоения дисциплины заключается в изучении теоретических положений, основных понятий, приемов и техник, а также получении практических навыков использования геоинформационных систем в гуманитарных исследованиях |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | Способен анализировать и визуализировать данные в гуманитарных науках на основе современных методов и инструментальных средств прикладнои? информатики в рамках Data Science |
ПК-1.1 | Знает способы анализа гуманитарных данных в рамках Data Science |
ПК-1.2 | Умеет проводить анализ гуманитарных данных в рамках Data Science |
ПК-1.3 | Владеет навыками визуализации гуманитарных данных в рамках Data Science |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - понятие и структуру геоинформационных систем, направления их использования в науке, образовании и практиках цифрового общества; - аппаратные и программные средства использования геоинформационных технологий; - источники и методы анализа пространственных данных; - современные сервисы и ресурсы для создания ГИС и тематических карт. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выбирать и оценивать программное обеспечение для создания и использования геоинформационных систем; - использовать информационно-поисковые средства для поиска, анализа и интерпретации данных; - использовать сетевые технологии и мультимедиа в образовании и науке; - создавать тематические карты и базы пространственных данных для ГИС. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками работы в современной программно-технической среде |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Практика применение карт: история и современность | ||||||
1.1. | От исторической картографии к исторической геоинформатике | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | От исторической картографии к исторической геоинформатике | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Карта как основа ГИС | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Историческая карта: поиск и описание | Практические | 3 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Основы геоинформационных систем | ||||||
2.1. | Геоинформационные системы: определение, структура, направления использования | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Основы проектирования ГИС. Источники данных и программное обеспечение для геоинформационных систем | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Данные для геоинформационных систем в гуманитарной сфере | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Картографические сервисы и проекты для гуманитарных исследований | Практические | 3 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. Подходы к анализу и представлению данных | ||||||
3.1. | Пространственный анализ данных на основе ГИС | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
3.2. | Пространственный анализ данных на основе ГИС и онлайн карт | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Разработка проекта тематической ГИС для гуманитарного исследования | Практические | 3 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
3.4. | Изучение источников и литературы по курсу, подготовка к промежуточной аттестации | Сам. работа | 3 | 175 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4716 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Выберите автора, который применил пространственный анализ в середине XIX в., для выявления центра эпидемии холеры в Лондоне. 1. Л.-А. Бертье 2. Дж. Сноу 3. Р. Томлинсон 4. А. Берлянт Ответ: 2 2. К какому историческому периоду можно отнести внедрение геоинформационных систем в практику исследований? 1. 60-70 гг. XX в. 2. 1980-1990 гг. 3. начало 2000 гг. 4. конец XIX в. Ответ: 1 3. Деятельность какой организации сыграла большую роль в развитии геоинформатики в СССР? 1. Исторического общества 2. Географического общества 3. Научно-технического общества 4. Общества изобретателей и рационализаторов Ответ: 2 4. Выберите дату и место семинара, давшему старт в развитии исторической геоинформатики: 1. Италия, 1994 2. США, 1980 3. СССР, 1989 4. Канада, 1960 Ответ: 1 5. Пространственное отображение исторических явлений, процессов и событий, характеризующих определенный период истории, является содержанием 1. исторической хронологии 2. исторической карты 3. исторического пространства 4. историко-культурного наследия Ответ: 2 6. Моделью земного шара является 1. Карта 2. План 3. Глобус 4. ГИС Ответ: 3 7. Визуальное представление трехмерной поверхности Земли в двух измерениях на плоскости – это 1. Карта 2. Проекция 3. Глобус 4. ГИС Ответ: 1 8. Легенда карты – это 1. история создания карты 2. система условных обозначений на карте и пояснений к ним 3. характеристика объектов, представленных на карте 4. стилевое решение карты Ответ: 2 9. В рамках какой картографической концепции было предложено понятие «картономия»? 1. познавательной 2. коммуникационной 3. языковой 4. геоинформационной Ответ: 3 10. В соответствии с какой картографической концепцией картография рассматривается как наука о системном информационно-картографическом моделировании? 1. познавательной 2. коммуникационной 3. языковой 4. геоинформационной Ответ: 4 11. Раздел картографии, изучающий вопросы использования карт для познания изображенных на них явлений, - это 1. Картографический метод 2. Геоинформатика 3. Неогеография 4. Зондирование Ответ: 1 12. Новый подход к работе с геопространственной информацией, отличающийся от предыдущих (бумажных и цифровых карт), получил название… 1. геоинформационные системы 2. цифровое картографирование 3. дистанционное зондирование 4. неогеография Ответ: 4 13. В соответствии с теорией К.О.Сауэр обобщение чего ведет к концепции ландшафта (региона)? 1. Исторических фактов 2. Пространственных фактов 3. Картографических объектов 4. Полигонов Ответ: 2 14. В соответствии с теорией К.О.Сауэр обобщение чего ведет к концепции периода? 1. Исторических фактов 2. Пространственных фактов 3. Временных событий 4. Легенд Ответ: 1 15. Совокупность параметров (данных), описывающих ряд последовательных событий в жизни индивида (группы, некоторой исторической общности) с привязкой ко времени и месту появления этих событий – это геох 1. Историческая последовательность 2. Геохронологический трек 3. Геоинформационная система 4. Историческая карта Ответ: 2 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется наука, занимающаяся изучением, разработкой и созданием карт? Ответ: картография 2. Научная дисциплина, задачей которой является составление исторических карт и атласов, разработка методики их создания, - это Ответ: историческая картография 3. Математически определенное, уменьшенное изображение поверхности Земли, показывающее расположенные или спроецированные на поверхность объекты в принятой системе условных знаков – это Ответ: карта 4. Уменьшенное изображение поверхности Земли на шаре, т.е. объёмная шарообразная модель Земли с картографическим изображением её поверхности – это Ответ: глобус 5. Как называется способ отражения земной поверхности на плоской карте? Ответ: картографическая проекция 6. Какой вид карт имеет универсальное многоцелевое применение при изучении территории, ориентировании на ней? Ответ: общегеографическая 7. К какому виду карт относятся цифровые, аэронавигационные, рельефные карты? Ответ: специализированные 8. К какому типу карт относится карта «Распространение сотовой связи на территории РФ, 2005»? Ответ: тематическая 9. Как называется элемент карты, на котором представлена система условных обозначений и пояснений к ним? Ответ: легенда 10. Перечислите основные концепции картографии? Ответ: познавательная, коммуникативная, языковая, геоинформационная 11. В соответствии с какой картографической концепцией карта трактуется как особый текст, составленный с помощью условных знаков? Ответ: языковая 12. Какой из картографических концепций соответствует представление о карте как полноценном историческом источнике? Ответ: коммуникативная 13. Отличается ли неогеография принципиальной новизной в технологических решениях? Ответ: нет, особое качество возникло в результате синтеза уже существующих технологий 14. Система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах – это Ответ: геоинформационная система 15. Специальная историческая дисциплина, изучающая влияние географической среды на развитие человеческого общества – это Ответ: историческая география 16. Пример специализированного ГИС-инструментария для решения исторических задач, основным конструктивом которого является механизм интеграции хронологических и геопространственных данных. Ответ: геохронологический трекинг 17. Что в соответствии с ГОСТом 1999 года понимается под цифровой картографической моделью, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба. Ответ: цифровая карта 18. Как называется раздел информатики, который имеет дело с пространственно-привязанной информацией? Ответ: геоинформатика 19. Метод, который изучает объекты, используя их топологические, геометрические или географические свойства – это Ответ: пространственный анализ 20. Как называется инструмент и технология представления геоданных на карте, картосхеме или трехмерном изображении? Ответ: визуализация КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О.И. Жуковский | Геоинформационные системы: учебное пособие | Томск : Эль Контент, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Владимиров В.Н. | Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях.: | Алтайского ун-та, 2005 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Зеливянская О.Е. | Геоинформационные системы: лабораторный практикум | Ставрополь : СКФУ, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.3 | О.И. Жуковский | Геоинформационные системы: учебное пособие | Томск: Эль Контент, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ГИС-проекты в гуманитарных исследованиях | dhumanities.ru | ||
Э2 | Общая характеристика ГИС | poisk-ru.ru | ||
Э3 | Пространственный анализ данных в исторических науках. Применение геоинформационных технологии | www.unn.ru | ||
Э4 | Mapping Resources. Three lists of resources relating to digital mapping | anterotesis.com | ||
Э5 | Журнал «Историческая информатика». Выпуски 2017-2022гг. | nbpublish.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ: БД «Населенные пункты Алтайского края»; БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»; БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года») (http://stat1897.histcensus.asu.ru/); БД «Население городов Сибири на рубеже XIX-XX вв.» (https://person1897.histcensus.asu.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Цель освоения дисциплины заключается в изучении теоретических положений, основных понятий, приемов и техник, а также получении практических навыков использования геоинформационных систем в гуманитарных исследованиях. В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития геоинформационных систем, их роли и место в науке, образовании и практиках цифрового общества, аппаратными и программными средствами использования геоинформационных технологий. Наиболее важным моментом в освоении курса является формирование понимания того обстоятельства, что современные геоинформационные системы и технологии приобрели абсолютно универсальное применение не только в науке, но и во всех отраслях современного цифрового общества. Поэтому навыки и умения работы с ними, основанные на базовых знаниях чрезвычайно важны не только сами по себе, но и для усвоения других средств создания цифровых ресурсов. Следует также обратить внимание на разнообразие программного обеспечения и огромную вариативность его выбора. Любая ГИС основывается на сочетании двух видов данных, представленных, с одной стороны в географических файлах, которые обеспечивают послойное представление пространственной информации, с другой – атрибутивных данных, включая количественные, которые позволяют осуществлять пространственное моделирование на базе созданной ГИС. В практической части дисциплины отдельное внимание будет уделяться получению навыков создания тематических карт и созданию проекта геоинформационной системы для решения конкретной задачи. При сдаче экзамена необходимо продемонстрировать знание основ теории, а также практические наработки в области гуманитарной геоинформатики, созданные как у нас в стране, так и за рубежом. Это не только чисто исследовательские работы, но и многочисленные наборы карт, атласов, хранилища большого количества геоинформационных данных. |