МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые технологии в гуманитарных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильАнализ данных и разработка цифровых медиа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 113
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 113 113 113 113
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Цифровые технологии в гуманитарных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть современные тенденции развития новых цифровых технологий, основные пути их применения в гуманитарных исследованиях, повысить уровень информационного образования и информационной культуры обучающихся, сформировать представление о цифровых технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проектировать цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
ПК-3.1 Знает основные способы проектирования гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-3.2 Умеет создавать структуру и содержание гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-3.3 Владеет навыками проектирования элементов гуманитарных цифровых медиаресурсов
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные тенденции применения цифровых технологии в современных гуманитарных исследованиях;
– основные направления использования цифровых технологий в гуманитарных исследованиях;
– особенности и основные подходы использования цифровых технологий в профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.– квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения цифровых технологий в гуманитарных исследованиях;
– выделять, извлекать и использовать из информационных источников необходимую информацию для решения поставленных задач


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками использования современных информационных систем в своей профессиональной области

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровые технологии в гуманитарных исследованиях
1.1. Введение в дисциплину. Термины и определения Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.2, УК-5.3 Л1.2, Л1.1
1.2. Базы данных и информационные системы в гуманитарных науках Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.2, УК-5.3 Л1.2, Л1.1
1.3. Цифровые технологии работы с текстами Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.2, УК-5.3 Л1.2, Л1.1
1.4. Сетевые технологии в гуманитарных исследованиях Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.2, УК-5.3 Л1.2, Л1.1
1.5. Цифровые технологии в сохранении историко-культурного наследия: виртуальные реконструкции Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.2, УК-5.3 Л1.2, Л1.1
1.6. Анализ данных в электронных таблицах и статистических пакетах Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.2, УК-5.3 Л1.2, Л1.1
1.7. Визуальный анализ данных в гуманитарных исследованиях Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.2, УК-5.3 Л1.2, Л1.1
1.8. История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.2, УК-5.3 Л1.2, Л1.1
1.9. Презентация результатов гуманитарного исследования Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.2, УК-5.3 Л1.2, Л1.1
1.10. Цифровые технологии в гуманитарном образовании Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.2, УК-5.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Работа с источниками и литературой по основным темам курса, выполнение заданий в moodle, подготовка к промежуточной аттестации Сам. работа 3 113 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-5.2, УК-5.3 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1432
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какой вид цифровой практики не входит в цифровую гуманитаристику?
а) практика цифрового чтения
б) практика цифрового письма
в) практики цифрового участия
г) практика цифрового слушания
Ответ: г
2. В каком году был создан первый интернет-браузер (Mosaic), появление которого назвали «вторым рождением Интернета»?
а) в 1957 г.
б) в 1984 г.
в) в 1993 г.
г) в 2000 г.
Ответ: в
3. Какой браузер является наиболее востребованным в современном интернете?
а) Google Chrome
б) Safari
в) Mozilla Firefox
г) Opera
Ответ: а
4. Годом рождения российского интернета считается:
а) 1984 г.
б) 1990 г.
в) 1994 г.
г) 2010 г.
Ответ: б
5. Представление данных в некоторой визуальной форме, позволяющей человеку погрузиться в данные и работать с их визуальным представлением называется:
а) кластер-анализом
б) факторным анализом
в) типологией
г) визуальным анализом
Ответ: г
6. Какой из перечисленных ниже моментов несовместим с визуальной аналитикой?
а) возможность непосредственного генерирования гипотез
б) использование чувственных человеческих навыков для анализа
в) прямое взаимодействие с данными
г) полное отсутствие навыков аналитической работы
Ответ: г
7. Разделение объектов на классы в соответствии с определенными правилами называется:
а) типологией
б) иерархией
в) классификацией
г) детализацией
Ответ: в
8. Представление данных в некоторой визуальной форме, позволяющей человеку погрузиться в данные и работать с их визуальным представлением называется:
а) кластер-анализом
б) факторным анализом
в) типологией
г) визуальным анализом
Ответ: г
9. Какой из перечисленных ниже моментов несовместим с визуальной аналитикой?
а) возможность непосредственного генерирования гипотез
б) использование чувственных человеческих навыков для анализа
в) прямое взаимодействие с данными
г) полное отсутствие навыков аналитической работы
Ответ: г
10. Оцифровка – это:
а) цифровая трансформация общества
б) массовая компьютеризация общества
в) внедрение математических методов в гуманитарные науки
г) процесс преобразования информации в цифровой формат
Ответ: г
11. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных?
а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных
б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий
в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных
г) да, хотя таких случаев немного, но они есть
Ответ: г
12. Термин «Data Science» обозначает:
а) науку о данных
б) статистический анализ данных
в) научные данные
г) большие данные
Ответ: а
13. Термин «Big Data» обозначает:
а) гуманитарные данные
б) большие данные
в) естественнонаучные данные
г) метаданные
Ответ: б
14. Аналитик данных – это специалист, занимающийся:
а) только подготовкой данных для анализа
б) только обработкой данных
в) только интерпретацией результатов обработки
г) всеми упомянутыми операциями
Ответ: г
15. Что не входит в науку о данных?
а) классическая математическая статистика
б) системное программирование
в) статистический анализ данных
г) интеллектуальный анализ данных
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. «Манифест цифровой гуманитаристики» был опубликован в Париже в ________ году.
Ответ: 2011
2. Междисциплинарное научное направление, в фокусе изучения которого находятся процессы бытования исторического знания в обществе, называется ___________ историей.
Ответ: публичной
3. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными.
Ответ: потоковыми
4. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________.
Ответ: метаданными
5. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных.
Ответ: формализацией
6. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных.
Ответ: фильтрацией
7. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных.
Ответ: сортировкой
8. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных.
Ответ: архивированием
9. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных.
Ответ: форматом
10. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными.
Ответ: динамическими
11. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными.
Ответ: количественными
12. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными.
Ответ: структурированными
13. Ряды данных, показывающих количественную меру того или иного признака у разных объектов некой совокупности, называются ___________________ рядами.
Ответ: вариационными.
14. Ряды количественных показателей, характеризующих величину того или иного признака у одних и тех же объектов в разное время, называются __________________ рядами.
Ответ: динамическими
15. Значение признака в вариационном ряду, встречающееся наиболее часто, называется ________.
Ответ: мода
16. Значение признака, которое приходится на середину вариационного ряда, называется ___________.
Ответ: медиана
17. Значение, получаемое в результате сложения всех элементов вариационного ряда с делением суммы на общее число элементов, называется средней ____________________.
Ответ: арифметической
18. Разница наибольшего и наименьшего значений признака в вариационном ряду называется __________ вариации.
Ответ: размахом
19. В дискретном вариационном ряду значения признака отличаются на ____________ величину.
Ответ: конечную
20. Долговременная тенденция изменения динамического (временного) ряда называется временным __________.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен проектировать цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен проектировать цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что представляет собой SWOT-анализ в контексте маркетинга?
a) Анализ структуры рынка
б) Оценка маркетинговых расходов
в) Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
Ответ: в
2. Какой из перечисленных факторов влияет на ценовую стратегию проекта?
a) Размер проекта
б) Планирование рекламной кампании
в) Уровень конкуренции на рынке
Ответ: в.
3. Цель проекта – это:
а. Сформулированная проблема, с которой придется столкнуться в процессе выполнения проекта
б. Утверждение, формулирующее общие результаты, которых хотелось бы добиться в процессе выполнения проекта
в. Комплексная оценка исходных условий и конечного результата по итогам выполнения проекта
Ответ: б.
4. Реализация проекта – это:
а. Создание условий, требующихся для выполнения проекта за нормативный период
б. Наблюдение, регулирование и анализ прогресса проекта
в. Комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей
Ответ: в.
5. Проект отличается от процессной деятельности тем, что:
а. Процессы менее продолжительные по времени, чем проекты
б. Для реализации одного типа процессов необходим один-два исполнителя, для реализации проекта требуется множество исполнителей
в. Процессы однотипны и цикличны, проект уникален по своей цели и методам реализации, а также имеет четкие срока начала и окончания
Ответ: в.
6. Что из перечисленного не является преимуществом проектной организационной структуры?
а. Объединение людей и оборудования происходит через проекты
б. Командная работа и чувство сопричастности
в. Сокращение линий коммуникации
Ответ: а.
7. Метод освоенного объема дает возможность:
а. Освоить минимальный бюджет проекта
б. Выявить, отстает или опережает реализация проекта в соответствии с графиком, а также подсчитать перерасход или экономию проектного бюджета
с. Скорректировать сроки выполнения отдельных процессов проекта
Ответ: б.
8. Назовите отличительную особенность инвестиционных проектов:
а. Большой бюджет
б. Высокая степень неопределенности и рисков
в. Целью является обязательное получение прибыли в результате реализации проекта
Ответ: б.
9. Что такое веха?
а. Знаковое событие в реализации проекта, которое используется для контроля за ходом его реализации
б. Логически взаимосвязанные процессы, выполнение которых приводит к достижению одной из целей проекта
в. Совокупность последовательно выполняемых действий по реализации проекта
Ответ: а.
10. Участники проекта – это:
а. Потребители, для которых предназначался реализуемый проект
б. Заказчики, инвесторы, менеджер проекта и его команда
в. Физические и юридические лица, непосредственно задействованные в проекте или чьи интересы могут быть затронуты в ходе выполнения проекта
Ответ: в.
11. Инициация проекта является стадией в процессе управления проектом, по итогам которой:
а. Объявляется окончание выполнения проекта
б. Санкционируется начало проекта
в. Утверждается укрупненный проектный план
Ответ: в.
12. Что такое предметная область проекта?
а. Объемы проектных работ и их содержание, совокупность товаров и услуг, производство (выполнение) которых необходимо обеспечить как результат выполнения проекта
б. Направления и принципы реализации проекта
в. Причины, по которым был создан проект
Ответ: а.
13. Для чего предназначен метод критического пути?
а. Для определения сроков выполнения некоторых процессов проекта
б. Для определения возможных рисков
в. Для оптимизации в сторону сокращения сроков реализации проекта
Ответ: в.
14. Как называется временной промежуток между началом реализации и окончанием проекта?
а. Стадия проекта
б. Жизненный цикл проекта
в. Результат проекта
Ответ: б.
15. Как называется скидка, содействующая рекламе проекта?
а. Стимулирующая
б. Проектная
в. Маркетинговая
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Физические и юридические лица, непосредственно задействованные в проекте или чьи интересы могут быть затронуты в ходе выполнения проекта – это …
Ответ: участники проекта.
2. Как называется временной промежуток между началом реализации и окончанием проекта?
Ответ: жизненный цикл проекта
3. Состояния, которые проходит проект в процессе своей реализации – это … проекта.
Ответ: фазы.
4. Как называется временное добровольное объединение участников проекта, основанное на взаимном соглашении и направленное на осуществление прибыльного, но капиталоемкого проекта?
Ответ: консорциум.
5. Объединение ресурсов в процессе создания виртуального офиса проекта характеризуется … независимостью.
Ответ: территориальной.
6. Как называется набор проектов или программ и других работ, объединённых вместе с целью эффективного управления данными работами для достижения стратегических целей?
Ответ: портфель проектов.
7. Как называется процесс мониторинга проекта, определения производительности участников, сверка с планом проекта?
Ответ: контроль проекта
8. На какой стадии жизненного цикла происходит разработка плана управления стоимостью?
Ответ: планирование
9. _________ - это документ, который описывает основные цели и задачи проекта и способы их достижения. Этот документ служит направляющим маяком для команды и инвесторов, показывая ценность продукта и способы ее реализации.
Ответ: концепция проекта
10. _________ - это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели
Ответ: бюджет проекта
11. _________ – это дерево ориентированных на результат компонентов, представленных оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в результате реализации проекта
Ответ: структура проекта
12. _________ – это группа лиц с общими целями, выполняющих свои роли, которые в процессе сотрудничества практически не общаются лично
Ответ: виртуальная команда
13. _________ – это набор проектов или программ и других работ, объединенных вместе с целью эффективного управления данными работами для достижения стратегических целей.
Ответ: портфель (Portfolio)
14. Горизонтальная линейная диаграмма, на которой работы проекта представляются протяженными во времени отрезками, характеризующимися временными и другими параметрами
Ответ: диаграмма Ганта
15. Подробное описание внешнего вида предмета – это …
Ответ: атрибуция
16. Разработка основной идеи экспозиции и её конкретного содержания это–__________________ проектирование экспозиции.
Ответ: научное
17. Укажите, какие вопросы имеют особое значение в эскизном проекте
Ответ: размещение и подача экспонатов
18. Определите, к какому этапу проектирования экспозиции, относится образное, пластическое воплощение темы?
Ответ: художественному
19. Что означает термин "прототип" в контексте проектной работы?
Ответ: Модель или образец, созданный для тестирования и демонстрации определенных аспектов проекта.
20. Укажите термин, означающий способность проекта достигать своих целей и результатов при оптимальном использовании ресурсов, включая время, бюджет и участников.
Ответ: Эффективность проекта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу в форме письменного опроса. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 10.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________ – это дерево ориентированных на результат компонентов, представленных оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в результате реализации проекта
Ответ: структура проекта
2. _________ – это группа лиц с общими целями, выполняющих свои роли, которые в процессе сотрудничества практически не общаются лично
Ответ: виртуальная команда
3. _________ – это набор проектов или программ и других работ, объединенных вместе с целью эффективного управления данными работами для достижения стратегических целей.
Ответ: портфель (Portfolio)
4. Горизонтальная линейная диаграмма, на которой работы проекта представляются протяженными во времени отрезками, характеризующимися временными и другими параметрами
Ответ: диаграмма Ганта
5. Подробное описание внешнего вида предмета – это …
Ответ: атрибуция
6. Значение признака в вариационном ряду, встречающееся наиболее часто, называется ________.
Ответ: мода
7. Значение признака, которое приходится на середину вариационного ряда, называется ___________.
Ответ: медиана
8. Значение, получаемое в результате сложения всех элементов вариационного ряда с делением суммы на общее число элементов, называется средней ____________________.
Ответ: арифметической
9. Разница наибольшего и наименьшего значений признака в вариационном ряду называется __________ вариации.
Ответ: размахом
10. В дискретном вариационном ряду значения признака отличаются на ____________ величину.
Ответ: конечную.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство : Флинта, 2018 biblioclub.ru
Л1.2 М.В.Гаврилов, В.А.Климов Информатика и информационные технологии : учебное пособие М.: Юрайт// ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д. В. Аникин Информационные технологии в науке и образовании: практикум Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Цифровые технологии в гуманитарных исследованиях portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с цифровыми технологиями в гуманитарных исследованиях. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, выполнении практических заданий в moddle, а также изучение источников и литературы.