МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровой дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_ЦД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. иск Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д. иск Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение основными видами научно-исследовательской деятельности, формирование у магистрантов способности к ведению исследовательской деятельности на основании анализа, систематизации и обобщения результатов научных исследований посредством применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы научно-исследовательской деятельности
1.1. Наука как вид деятельности. Сущность и структура науки. Типология научных исследований. Научные революции и тенденции развития науки. Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
1.2. Самостоятельная работа с терминологией Сам. работа 1 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
1.3. Методологические проблемы научных исследований. Законодательные основания научной деятельности Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Подготовка к тестированию и выполнение теста в электронном курсе Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.3
Раздел 2. Планирование и организация научных исследований
2.1. Теоретические и эмпирические исследования. Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.2. Принципы управления научным коллективом Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Самостоятельная работа: научно-исследовательские проекты и гранты Сам. работа 1 16 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л3.1, Л1.3
2.4. Поиск научных публикаций Практические 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
2.5. Подготовка к тестированию и выполнение теста в электронном курсе Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 3. Основы академического письма
3.1. Особенности научной коммуникации. Основы научной аргументации. Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
3.2. Принципы отбора литературы. Ссылки и библиография. Практические 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
3.3. Составление библиографического списка Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.3
3.4. Композиция научного текста. Академические жанры. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л1.2
3.5. Общие требования и организация магистерской подготовки Практические 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.6. Подготовка к тестированию и выполнение теста в электронном курсе Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.3
3.7. Публикация и защита магистерской диссертации Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.8. Особенности устного представления результатов научного исследования. Подготовка презентации Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.9. Выполнение итогового задания Сам. работа 1 18 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=3152

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое методология исследования?
а) совокупность методов исследования
б) логическая схема исследования
в) плановый подход к исследованию
г) соответствие целей, средств и методов исследования
д) эффективный прием получения знаний
Правильный ответ: а

2. Что такое метод методы исследования?
а) средства оптимизации исследования
б) определение состава проблем
в) способы проведения исследования
г) исследовательские способности человека
Правильный ответ: в

3. Как взаимосвязаны методология и организация исследования?
а) методология определяет вид и форму организации
б) они не имеют прямой зависимости
в) организация определяет выбор методологии исследования
Правильный ответ: а

4. Что понимается под целью исследования?
а) выбор предмета исследования
б) главная направленность исследования
в) проблема развития
г) познание тенденции развития
Правильный ответ: б

5. Замысел исследования – это…
а) основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
б) литературное оформление результатов исследования
в) накопление фактического материала
Правильный ответ: а

6. В формировании научной теории важная роль отводится:
а) индукции и дедукции
б) абдукции
в) моделированию и эксперименту
г) всем перечисленным инструментам
Правильный ответ: г

7. Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды?
а) прикладные науки
б) фундаментальные науки
в) технические науки
Правильный ответ: б

8. Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?
а) прикладные науки
б) фундаментальные науки
в) технические науки
г) естественные науки
Правильный ответ: а

9. Проблема научного исследования – это…
а) то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
б) то, что не получается у автора научного исследования
в) источник информации, необходимой для исследования
г) более конкретный источник информации, необходимой для исследования
Правильный ответ: а

10. Тема научного исследования должна быть…
а) с размытой формулировкой
б) точно сформулированной
в) сформулирована в конце исследования
г) сформулирована так, чтобы исследователь мог обоснованно от нее отступать
Правильный ответ: б

11. Гипотеза научного исследования – это…
а) уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
б) нечто неизвестное в науке
в) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений
г) источник информации, необходимой для исследования
Правильный ответ: в

12. Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это…
а) синтез
б) системный подход
в) метод индукции
г) метод дедукции
Правильный ответ: б

13. Научная работа отличается от всякой другой своей целью - …
а) получить новое научное знание
б) записать ценные мысли
в) реализовать свои возможности
Правильный ответ: а

14. При выборе темы исследования имеют значение критерии:
а) практическая значимость и перспективность
б) наличие гипотезы
в) правовое обеспечение
Правильный ответ: а

15. Что такое анализ научных достижений:
а) метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования
б) совокупность разделов математики, выросших из классического математического анализа
в) процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов – это…
Правильный ответ: метод

2. Сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении – это…
Правильный ответ: наука

3. Учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике – это…
Правильный ответ: методология

4. Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый – это…
Правильный ответ: аналогия

5. Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей – это…
Правильный ответ: моделирование

6. Целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) – это…
Правильный ответ: наблюдение

7. Положение, которое принимается без логического доказательства – это…
Правильный ответ: аксиома

8. Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это ____________ подход
Правильный ответ: системный

9. Краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено – это…
Правильный ответ: аннотация

10. Монография, реферат, рецензия на диссертацию являются жанрами ________ стиля.
Правильный ответ: научного

11. Перечень книг и статей, использованных в работе – это…
Правильный ответ: библиография

12. Процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями – это…
Правильный ответ: редактирование

13. Разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследовательской деятельности – это ___________ стиль
Правильный ответ: научный

14. Дословная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые чьи-либо высказывания – это…
Правильный ответ: цитата

15. Степень важности научного исследования в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи – это…
Правильный ответ: актуальность

16. Метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическим обобщениям называется
Правильный ответ: индукция

17. Метод перехода от общих суждений к частным называется
Правильный ответ: дедукция

18. Выпускная квалификационная работа для магистра – это…
Правильный ответ: магистерская диссертация

19. Совокупность сложных теоретических и практических задач, подлежащих решению – это…
Правильный ответ: проблема

20. Проверенным практикой результатом познания действительности является
Правильный ответ: знание

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Кузьменко Г. Н., Отюцкий Г. П. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/847A320D-90A3-452E-A805-3B0B809C9863
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие -М.:Флинта, // Университетская библиотека онлайн Режим доступа: http://www.biblioclub.ru, 2010 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 З.А. Демченко, В.Д. Лебедев, Д.Г. Мясищев Методология научно-исследовательской деятельности: учебно-методическое пособие САФУ // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436330
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс "Методология и технологии научно-исследовательской деятельности" на Едином образовательном портале АлтгУ portal.edu.asu.ru
Э2 Библиографическая и реферативная база Scopus www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. . Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы. Лекции и практические занятия имеют целью дать систематизированные основы научных знаний, а также закрепления их в процессе практической учебной деятельности. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов занятий с учетом заданий на дом;
- работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования информационных и компьютерных технологий в профессиональных проектах.