МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эргономика и техническая эстетика в дизайн-проектировании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровой дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_ЦД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Кандидат искусствоведения, Доцент, Пойдина Т.В.;Доцент, Чурилов М.Г.

Рецензент(ы):
Доктор искусствоведения, Декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Эргономика и техническая эстетика в дизайн-проектировании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Канд. искусств., доцент Кирюшина Ю.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Канд. искусств., доцент Кирюшина Ю.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- раскрытие основных принципов и приемов проектного мышления через изучение основ технической эстетики и эргономики в прикладных задачах профессиональной деятельности; знакомство с теоретическим и практическим набором инструментариев, необходимых для получения навыков создания дизайн-проектов, овладение основными методами эргономических исследований; овладение эргономическими методиками при проектировании интерфейсов; овладение методами организации творческой и производственной деятельности коллектива с учётом эргономических норм и требований.

Задачи изучения дисциплины:

-изучение теоретических основ эргономики;

-уметь пользоваться источниками по различным отраслям знаний при оценке эффективности принятых эргономических решений;

-изучение путей становления гармонии между человеком и трудом;

-освоить взаимосвязь формообразования и эргономических требований, эргономики и дизайн - проектирования;

-изучение функциональных состояний человека в процессе труда;

-освоить методологию системного подхода в решении эргономических задач и методике профессиональной оценки эргономических свойств в прикладных задачах профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований
ОПК-4.1 Знает новые научные принципы и методы исследований
ОПК-4.2 Умеет применять на практике новые научные принципы и методы исследований
ПК-4Способен разрабатывать концептуальный дизайн интерфейса, эскизировать и прототипировать сложные интерфейсы с учетом тенденций в проектировании пользовательских интерфейсов и развития визуальной культуры
ПК-4.1 Знает методы разработки концептуального дизайна структуры типовых и уникальных экранов интерфейса
ПК-4.2 Умеет проектировать информационную архитектуру ресурса
ПК-4.3 Владеет навыками прототипирования и эскизирования пользовательского интерфейса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы технической эстетики и технологии разработки проектной документации для проектирования интерфейсов;
эргономические нормы, требования, стандарты;требования к составлению проектной документации интерфейсов
требования эргономики в проектировании интерфейсов;
методики оценки интерфейса
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять эргономическое содержание в прикладных задачах профессиональной
деятельности;
определять значение эргономики в оптимизации связей и отношений в системе «человек-вещь-среда»;
выявлять функциональные возможности и способности человека в процессе производства;
находить методологические подходы к решению дизайнерских и эргономических проблем;
рационально и эффективно использовать информационные ресурсы при проектировании интерфейсов;
проводить эргономический анализ предметной среды и интерфейсов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного применения методов эргономического исследования;
методами и принципами системного проектирования в дизайне в соответствии с требованиями технической эстетики;
методами оценки интерфейсов с учетом требований технической эстетики и эргономики;
методами организации рабочей деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Техническая эстетика, дизайн и художественное конструирование
1.1. Техническая эстетика как наука, ее проблемы и основные задачи. Художественное конструирование как вид творческо-конструкторской деятельности Лекции 3 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Дизайн как специфическая сфера деятельности по проектированию предметно-пространственной среды и ее отдельных компонентов Лекции 3 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Единство эстетики и техники. Тектоника проектируемых объектов. Создание формы технических и бытовых объектов, особенности и закономерности Сам. работа 3 6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Стиль в дизайне. Стиль как структурное единство системы и приемов художественного выражения в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, технике. Сам. работа 3 6 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Самостоятельная проработка темы : Изучение проектной документации для проектирования интерфейсов Сам. работа 3 7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Теоретические вопросы эргономического обеспечения
2.1. Эргономика как наука и её предмет Определение и научно-технические предпосылки возникновения эргономики. Основные понятия. Общенаучные ориентации эргономики Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Актуальные направления эргономических исследований. Социальные функции эргономики. Эргономические требования. Структура и номенклатура требований по эргономике Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Характеристики человека как элемента системы «человек-машина-среда» Сам. работа 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Эргономические требования. Структура и номенклатура требований по эргономике Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования интерфейсов Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Оптимальные условия труда. Социально-психологические, антропометрические, психологические, психофизиологические, физиологические, гигиенические факторы, определяющие эргономические требования Сам. работа 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Эргономическое обеспечение проектирования информационной среды
3.1. Система эргономического обеспечения интерфейса. Основы системы эргономического обеспечения. Структура системы эргономического обеспечения. Мероприятия, методы и средства, осуществляемые в процессе проектирования интерфейса Лекции 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Организация системы «человек-машина-среда». Эргономичность системы в зависимости от этапа использования (освоение, управление, техническое обслуживание). Распределение функций между человеком и машиной (оператором и техническими средствами). Эргономические принципы оценки интерфейса Сам. работа 3 3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Содержание деятельности человека (пользователя информационных ресурсов). Алгоритм деятельности. Состав, последовательность и время выполнения действий, состав и количество информационных входов при выполнении алгоритмов, количество альтернативных ветвей алгоритмов, способы реализации обратных связей. Критерии оптимальности алгоритма. Информационная модель. Организация структуры и наглядность информационной модели. Форма, темп и иерархичность представляемой информации. Зрительная работоспособность Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Принципы организации рабочего места. НОТ Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Способы кодирования информации. Способы представления и требования к текстовой информации. Требования к структурным элементам информации Сам. работа 3 8
3.6. Комплекс санитарно-гигиенических условий труда Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.7. Меры борьбы с вредными влияниями производственной среды Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Эстетика рабочего места и производственной среды
4.1. Дизайн производственного оборудования. Средства эстетической организации среды Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Дизайн производственного оборудования.Требования к техническим средствам деятельности. Разработка конструкции и компоновка рабочего места оператора (пользователя). Основные и вспомогательные элементы оборудования на рабочем месте и их характеристики; размещение и группирование, регулируемость параметров, границы регулировки. Критерии оптимальности рабочей позы, способы обеспечения оптимальной рабочей позы Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Эстетические условия, формируемые физической средой труда Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Эстетические условия, формируемые предметной средой труда.Методики оценки интерфейса с позиции эргономики Практические 3 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Оптимальное моторное и информационное поле. Средства отображения информации – визуальной, акустической и тактильной. Основные характеристики и способы применения Практические 3 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Организация зон отдыха. Мероприятия по обеспечению освещения, вентиляции, снижения шума, вибрации и др. Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Разработка дизайн-концепции проектируемого объекта с учетом принципов технической эстетики, эргономики, эстетической ценности, методик оценки интерфейса Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3589

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способен разрабатывать концептуальный дизайн интерфейса, эскизировать и прототипировать сложные интерфейсы с учетом тенденций в проектировании пользовательских интерфейсов и развития визуальной культуры

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какая наука занимается координацией дизайна разного рода устройств, систем и сред с нашими физиологическими и психологическими потребностями и возможностями. Выберите один ответ:
а. антропометрия
б. тектоника
в. эргономика
Ответ: в

Вопрос 2. По А.К. Бурову: Художественно-осмысленная конструкция - это...
Выберите один ответ:
а. тектоника
б. комбинаторика
в. бионика
Ответ: а

Вопрос 3. Архитектоника представляет собой. Выберите один ответ:
а. соотношение нагрузки и опоры
б. упорядоченное и согласованное расположение
в. художественное выражение закономерностей строения
Ответ: в

Вопрос 4. Слово «композиция» в дизайне означает. Выберите один ответ:
а. перенос
б. составление
в. изменение
Ответ: б

Вопрос 5. К основным видам композиции не относится. Выберите один ответ:
а. фронтальная
б. объемная
в. зеркальная
г. глубинно-пространственная
Ответ: в

Вопрос 6. Ритм в дизайне - это. Выберите один ответ:
а. восприятие стремительности и движения формы
б. равномеренное чередование разных элементов
в. состояние покоя
Ответ: б

Вопрос 7. Равновесие в дизайне - это. Выберите один ответ:
а. состояние формы, в которой есть равномерные чередования разных элементов
б. состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой
в. состояние стремительности формы
Ответ: б

Вопрос 8. Статичность в дизайне - это. Выберите один ответ:
а. устойчивость объекта
б. стремительность формы объекта
в. резко выраженная противоположность
Ответ: а

Вопрос 9. Симметрия в дизайне - это. Выберите один ответ:
а. организация композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости оси или формы
б. зрительное восприятие движения
в. равенство двух отношений
Ответ: а

Вопрос 10. Масштабность в дизайне - это. Выберите один ответ:
а. восприятие отдельных явлений в их конкретной величине
б. незначительно выраженная противоположность
в. равенство двух отношений
Ответ: а

Вопрос 11. Пропорции в дизайне - это. Выберите один ответ:
а. равенство двух отношений
б. зрительное восприятие движения
в. состояние покоя равновесия формы
Ответ: а

Вопрос 12. Контраст в дизайне - это. Выберите один ответ:
а. незначительно выраженная противоположность
б. состояние равновесия формы изделия
в. резко выраженная противоположность
Ответ: в

Вопрос 13. Нюанс в дизайне - это. Выберите один ответ:
а. равенство двух отношений
б. зрительное восприятие стремительности формы
в. незначительно выраженная противоположность
Ответ: в

Вопрос 14. Тектоничность означает. Выберите один ответ:
а. решение композиционных задач в формообразовании
б. соответствие формы конструкции
в. технико-экономическую целесообразность конструкции
Ответ: а

Вопрос 15. Тектоническую структуру характеризует. Выберите один ответ:
а. стилистическое преобразование формы
б. соотношение несущих и несомых элементов дизайн-объекта
Ответ: а

Вопрос 16. Предпосылками возникновения эргономики стали : снижение производительности труда. Выберите один ответ:
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б

Вопрос 17. Эргономика тесно связана с промышленной социологией, с социальной психологией, инженерной психологией. Выберите один ответ:
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а

Вопрос 18. Экстремальная рабочая среда обуславливается. Выберите один ответ:
а. не вызывает функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы
б. вызывает у человека оператора неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы
в. обуславливается снижением работоспособности человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям
Ответ: в

Вопрос 19. Целями эргономики являются. Выберите один ответ:
а. Безопасность труда
б. обеспечение условий для развития творческой направленности личности
в. Повышение эффективности системы "человек-техника -среда", безопасность труда, обеспечение условий развития личности в процессе труда
Ответ: в

Вопрос 20. Психологические показатели характеризуют соответствие. Выберите один ответ:
а. возможностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики человека условиям окружающей среды возможностям человека при его взаимодействии с товаром
б. товаров силовым, скоростным, зрительным, слуховым возможностям человека
c. товаров размерам и форме человеческой фигуры
Ответ: а

Вопрос 21. Антропометрические показатели характеризуют соответствие возможностям восприятия, памяти, мышления , психомоторики человека. Выберите один ответ:
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б

Вопрос 22. Предметом эргономики как науки является трудовая деятельность человека. Выберите один ответ:
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а

Вопрос 23. Метод схематического изображения человеческого тела в технической документации в связи с проблемами выбора соотношений между пропорциями человеческой фигуры. Выберите один ответ:
а. масштабирование
б. соматография
c. антропометрия
Ответ: б

Вопрос 24. Рабочее место наименьшая целостная единица производства, жизнедеятельности, где присутствуют три основных элемента: предмет, средство и субъект труда. Выберите один ответ:
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а

Вопрос 25. Интерфейс обеспечивает взаимодействие человека с техническими средствами при приеме и оценке информации, исполнительных действий и коммуникации. Выберите один ответ:
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а

Вопрос 26. Интерфейс не включает компоненты. Выберите один ответ:
а. рабочая поверхность
б. средства отображения информации
c. органы управления
Ответ: а

Вопрос 27. Факторы, способствующие развития утомления человека в процессе деятельности. Выберите один ответ:
а. использование техники
б. микроклимат, использование техники, нарушение режима труда и отдыха
c. микроклимат
Ответ: б


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Эргономика - это:
Ответ: научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и высокопроизводительного труда.

2. Что является предметом эргономики?
Ответ: Изучение закономерностей взаимодействия человека с техническими средствами, объектом деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности.

3. Цель эргономики.
Ответ: Повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «Человек - машина - объект деятельности - среда» при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности.

4. Кто такой Человек-оператор?
Ответ: любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка у плиты и т.д.

5. Деятельность, возникшая на стыке эргономики и дизайна.
Ответ: Эргодизайн

6. Наименьшая целостная единица производства, жизнедеятельности, в которой присутствуют три основных элемента: предмет, средство и субъект труда (деятельности).
Ответ: Рабочее место

7. Рабочее место состоит из комплекса параметров. Каких?
Ответ: Габаритные, Компоновочные, Свободные

8. Метод схематического изображения человеческого тела в технической или иной документации в связи с проблемами выбора соотношений между пропорциями человеческой фигуры, формой и размерами рабочего места.
Ответ: Соматография

9. Регистрация колебаний электрического потенциала в скелетных мышцах.
Ответ: Электромиография

10. Научная дисциплина комплексно изучающая проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека средствами дизайна.
Ответ: Техническая эстетика

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курбацкая, Т.Б. Эргономика : учебное пособие Казань : Издательство Казанского университета, 2013 // ЭБС "Университетская библиотека "Онлайн", 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=353494
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барциц, Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания: монография МПГУ // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471776
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://letitbit.net/download/1494982/9368.97002d45f8d243aee873fe497/kiplik.rar.html
Э2 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э3 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э4 http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э5 http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
Э6 Курс "Эргономика и техническая эстетика в дизайн-проектировании" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина включает в себя лекционные и практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.
В начале изучения дисциплины студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
Перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу. Решение практической задачи всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – экзамен, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Экзамен включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум творческих и исследовательских. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.