МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы web-разработки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровой дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_ЦД-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Алябышева Ю.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы web-разработки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение целостного представления о методах и подходах, используемых в web-разработке;
формирование умения и навыков работы с web-приложениями;
изучение программных средств web-разработки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен разрабатывать оригинальные алгоритмы и программные средства, в том числе с использованием современных интеллектуальных технологий, для решения профессиональных задач;
ОПК-2.1 Знает современные интеллектуальные технологии для решения профессиональных задач
ОПК-2.2 Умеет обосновывать выбор современных интеллектуальных технологий и программной среды при разработке оригинальных программных средств для решения профессиональных задач
ПК-1Способен выбирать и использовать современные системы, методы и инструментальные средства прикладной информатики для создания информационных ресурсов, web и мультимедийных приложений
ПК-1.1 Знает методы и программный инструментарий проектирования информационных ресурсов, специфику их применения
ПК-1.2 Умеет отбирать и применять инструментальные средства для разработки информационных ресурсов, wеb и мультимедийных приложений
ПК-1.3 Владеет навыками создания информационных ресурсов с использованием современных цифровых технологий
ПК-2Способен к организации проектной работы по созданию информационных ресурсов, web и мультимедийных приложений
ПК-2.1 Знает задачи, этапы проектной деятельности и способы ее организации
ПК-2.2 Умеет проектировать информационный ресурс, wеb и мультимедийное приложение
ПК-2.3 Владеет навыками оценки эффективности проектной работы, соответствия проекта требованиям
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных концепциях и принципах разработки web-приложений;
о программных средствах, используемых в web-разработке.
3.2.Уметь:
3.2.1.основные подходы и технологии, применяемые в web-разработке;
использовать различные инструментальные средства в процессе создания web-приложений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.верстки гипертекстовых документов с использованием языка разметки HTML и таблицы стилей CSS;
создания клиент-серверные приложения, выполняемых в сети World Wide Web.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архитектура Web-приложений
1.1. Стек протоколов TCP\IP. Протокол HTTP: структура протокола, стандартизация. Лекции 3 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Архитектура Web приложений Задача отделение данных от логики N-уровневая архитектура (1, 2, 3) Шаблоны проектирования Архитектурный шаблон MWC Сравнение MVC и трёх-уровневой архитектуры Лабораторные 3 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Технологии представления
2.1. Проблемы отображения информации. Развитие протокола передачи гипертекстов HTML, структура, отличие стандартов (HTML 4.1, XHTML, HTML 5). Отделение данных от представления (CSS). Лекции 3 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Формирование простых HTML станиц Лабораторные 3 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Проблемы создания динамического интерфейса. История появления JavaScript, синтаксис, распростра-нённые варианты использования. Лекции 3 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Применение пользовательских скриптов (JavaScript) Лабораторные 3 4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Применения CSS: селекторы, комбинаторы, псевдо-классы, псевдо-элементы, свойства, правила. CSS фреймворки. Лекции 3 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Особенности представления информации Лабораторные 3 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Применение JavaScript: приведение типов, об-ласть видимости, портативное наследование. Применение регулярных выражений. JavaScript библиотеки (jQuery). Лекции 3 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Сложная структура пользовательских скриптов (JavaScript) Лабораторные 3 8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Применение CSS библиотеки TwitterBootstrup. Лекции 3 6 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Использование фреймворка Bootstrup для упрощения разработки Web-приложений Лабораторные 3 8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Серверные технологии
3.1. Передача данных внешним подсистемам (меха-низм сериализации и десериализации). Стандартный механизм (Serializable) Сериализация в текстовый формат (маршалинг) с ис-пользованием jaxb и xsd. Сам. работа 3 24 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Оптимизация серверной части Web-приложения за счёт использования специальных языковых средств Лабораторные 3 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Защита канала передачи данных (https). Проблема открытых протоколов. Симметричное и несимметричное шифрование (пере-дача ключа) Алгоритм работы RSA, передача ключа сеанса. Проблема аутентификации (сертификаты и сервисы сертификации) Сам. работа 3 24 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Изучения сертификатов на сторонних сайтах, подключение самоподписанного сертификата Лабораторные 3 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Протекания процесса работы сервиса (легиро-вание состояния). Сам. работа 3 24 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Использование базы данных через ORM Hibernate Сам. работа 3 26 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Web-сервисы, взаимодействие удалённых про-граммных компонент. Архитектуры SOAP и REST Сам. работа 3 27 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Написание собственных скриптов сборки проекта Лабораторные 3 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3801

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6:
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

1. Что можно отнести к программным продуктам?

* Системы программирования, операционные системы, прикладные пакеты программ
* Периферийные устройства, линии связи, различные материальные ресурсы

2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе – это…
* социальная информатика
* теоретическая информатика
* теория алгоритмов

3. Что является предметом изучения информатики?
* информация
* компьютер
* алгоритмы

4. Назовите основную единицу измерения информации
* бит
* байт
* бод

5. При каком подходе к измерению информации количество информации не зависит от смысла сообщения?
* алфавитный
* вероятностный
* цифровой

6. В каком виде данные представляются в компьютере?
* числовой
* текстовый
* графический
* цифровой

7. При каком подходе к измерению информации количество информации не зависит от смысла сообщения?
* алфавитный
* вероятностный
* цифровой

8. Верно ли, что любая информация в памяти компьютера кодируется нулями и единицами?
* верно
* неверно

9. Какой код не используется для представления положительных и отрицательных чисел в машинах?
* прямой
* обратный
* дополнительный

10. В какой системе счисления значение каждого знака в числе зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа?
* позиционная
* непозиционная
* с плавающей точкой


11. Какой цифре соответствует запись латинской буквой H?
* 17
* 10
* 7

12. К какому виду ПО относится операционная система?
* прикладное
* системное
* инструментальные программные средства


13. К каким программам относятся программы, предназначенные для обслуживания и настройки компьютера?
* служебные
* стандартные
* специальные
* настраиваемые


14. Какие утилиты используются для исправления ошибок и для оптимизации работы компьютерной системы?
* средства диагностики
* средства компьютерной безопасности
* антивирусные программы

15. В чем заключается функция интерпретатора?
* переводит и выполняет программу строка за строкой
* читает и переводит программу целиком
* создает законченный машинный вариант
* интерпретирует данные



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: "зачтено" – верно выполнено 50%, "не зачтено" - менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотренно.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце каждого семестра зачета по всему изученному за семестр материала. Зачет проводится в виле теста.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации для 1 семестра.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

1. Укажите виды информационно-поисковых систем:
• документальные
• фактографические
• информационно-логические
• групповые
• сетевые
2. Укажите пути получения информации:
• работа с литературными источниками
• привлечение к работе консультантов или экспертов
• поиск информации в автоматизированных информационных системах
• собственные наблюдения
3. Обычная Web-страница представляет собой:
• текстовый файл с расширением txt или doc
• текстовый файл с расширением htm или html
• двоичный файл
• графический файл
• мультимедиа файл
4. Панель ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ не содержит:
• надпись
• переключатель
• кнопка
• таблицы
5. Эффективность дистанционного обучения зависит от:
• эффективности взаимодействия преподавателя и учащихся
• используемых педагогических технологий
• используемых методических материалов и способов их доставки
• эффективности обратной связи
• эффективности выхода в информационные сети
6. Самый популярный сервис сети Интернет:
• WWW
• http
• ftp
• e-mail
7. Верно ли, что цель любой информационной технологии – это производство информации для анализа человеком и принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия?
• верно
• неверно
8. Что из перечисленного не является поисковой системой Интернета:
• abc.ru
• rambler.ru
• yandex.ru
• aport.ru
9. Персональный компьютер – это…
• устройство для работы с текстами
• электронное вычислительное устройство для обработки чисел
• устройство для хранения информации любого вида
• многофункциональное электронное устройство для работы с информацией и решения задач пользователя
10. В момент включения персонального компьютера программа тестирования персонального компьютера записана в…
• оперативной памяти
• регистрах процессора
• в микросхеме BIOS
• на внешнем носителе
11. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить…
• дисковод
• оперативную память
• мышь
• принтер
12. Отличительная черта открытого программного обеспечения:
• Исходный код программ распространяется бесплатно
• Исходный код программ доступен для просмотра и изменения
• Исходный код программ можно продавать неограниченному числу пользователей
13. К прикладным программам общего назначения относятся:
• текстовые и графические редакторы
• системы управления базами данных (СУБД)
• программы сетевого планирования и управления
• оболочки экспертных систем и систем искусственного интеллекта
• средства разработки приложений
• бухгалтерские программы
14. Прикладные программы называют …
• утилитами
• приложениями
• драйверами
• браузерами
15. Самая известная программа оптического распознавания текстов
• Prompt
• Fine Reader
• Fine Writer
• Stylus


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Зачтено: Даны верные ответы на не менее 67% вопросов.
Не зачтено: Даны правильные ответы на менее 67% вопросов.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_веб_ПИ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Громов Ю. , Иванова О. Г. , Шахов Н. Г. , Однолько В. Г. Информационные Web-технологии: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Тузовский А.Ф. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хенриксон Х., Хофманн С. Администрирование web-серверов в IIS: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Диков А. А. Веб-технологии HTML и CSS.:Учебное пособие: М. : Директ-медиа//ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.w3schools.com/ Информация о стандартах технологий представления
Э2 http://habrahabr.ru/company/yandex/blog/168259/ Видео материалы школы Web-разработки yandex
Э3 http://habrahabr.ru/ Коллективный блог содержащий множество аналитических статей косающихся использования различных техзнологий разработки приложений
Э4 http://tutorials.jenkov.com/java-servlets/index.html Блог известного java разаботчика о архитектуре и технологиях tutorials.jenkov.com
Э5 http://www.lektorium.tv/course/?id=22824 Открытое сервис видеолекций (Курс посвящённый языку программирования java) www.lektorium.tv
Э6 Основы веб программирования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система MS Windows;
Среда разработки Netbeans;
Платформа для разработки на java JDK 7;
Браузер Mozilla Firefox, Google Chrome, Internet Explorer, Opera;
Apache Tomcat HTTP Server.
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.