МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретические основы дизайн-проектирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровой дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_ЦД-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, Чурилов М.Г.

Рецензент(ы):
Доктор искусствоведения, Дир. инст., Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Теоретические основы дизайн-проектирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - сформировать представление об основах архитектурно-дизайнерского проектирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен разрабатывать концептуальный дизайн интерфейса, эскизировать и прототипировать сложные интерфейсы с учетом тенденций в проектировании пользовательских интерфейсов и развития визуальной культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы разработки концептуального дизайна структуры типовых и уникальных экранов интерфейса
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет проектировать информационную архитектуру ресурса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками прототипирования и эскизирования пользовательского интерфейса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Принципы архитектурно-дизайнерского проектирования
1.1. Дизайн архитектурной среды - особый вид проектного творчества Лекции 1 1 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Понятие об архитектурной среде Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Целевые установки архитектурной деятельности Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Средовая интерпретация целеполаганий «классической» архитектуры Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.5. Композиция и цельность восприятия архитектурной среды Лекции 1 1 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.6. Особенности композиционного формирования средовых структур Сам. работа 1 6 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.7. Элементы композиции и схемы композиционных построений в среде Практические 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.8. Типология и особенности проектирования средовых объектов и систем Лекции 1 1 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.9. Факторы типологической классификации и фундаментальные категории средового проектирования Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.10. Масштабность и уровни восприятия среды, динамика задач ее формирования Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.11. Назначение и эмоциональное содержание среды Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.12. Оборудование и предметное наполнение как фактор построения средовой композиции Лекции 1 1 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.13. Функционально-художественная роль дизайнерских компонентов среды Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.14. Оснащение среды как специфическая объемно-пространственная система Практические 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Проектный процесс в средовом дизайне
2.1. Становление проектного решения Лекции 1 1 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Понятие о предпроектном анализе Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Архитектурная идея и дизайн-концепция в заданиях разного типа Практические 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Совершенствование проектных предложений в дизайне среды Лекции 1 1 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Проектный анализ и задачи гармонизации проектного решения Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Приемы исправления и преобразования композиционной схемы Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.7. Индивидуализация проектного образа Практические 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.8. Кристаллизация содержательных характеристик среды Лекции 1 1 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.9. Стиль как категория комплексного восприятия средового решения Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.10. Эмоциональная организация среды Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Комплексное формирование объектов и систем разного типа
3.1. Сравнительный анализ традиционных форм средовых образований Лекции 1 1 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Сводная характеристика основных типологических сфер архитектурной среды Сам. работа 1 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Вопросы формирования средовых систем разного назначения Практические 1 6 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Интегральные формы среды Лекции 1 2 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Интегральные средовые системы в жизни общества Сам. работа 1 6 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Транспортная среда и религиозные средовые комплексы Сам. работа 1 6 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.7. Тенденции становления и развития интегральных форм среды Сам. работа 1 6 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елисеенков, Г.С. Дизайн-проектирование: Учебное пособие К. : КемГИК//ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смирнова Л. Э. История и теория дизайна: Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения, спец. – проф. обучение "Дизайн" 05050165 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7541 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
CorelDRAW Graphics Suite
Adobe Creative Suite
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система поиска информации в сети интернет (включая русскоязычный интернет) Google (https://www.google.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.