МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

UI/UX-дизайн

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровой дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_ЦД-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Ст.преп., Ярных В.В.

Рецензент(ы):
к. искусствоведения, Доцент, Ю.В. Кирюшина

Рабочая программа дисциплины
UI/UX-дизайн

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование готовности студентов к проектированию в области UI-дизайна (дизайна пользовательского интерфейса), изучение основных тенденций развития UX-дизайна,освоение навыков проектирования графических элементов интерфейса и навыков проектирования пользовательского опыта.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен разрабатывать концептуальный дизайн интерфейса, эскизировать и прототипировать сложные интерфейсы с учетом тенденций в проектировании пользовательских интерфейсов и развития визуальной культуры
ПК-4.1 Знает методы разработки концептуального дизайна структуры типовых и уникальных экранов интерфейса
ПК-4.2 Умеет проектировать информационную архитектуру ресурса
ПК-4.3 Владеет навыками прототипирования и эскизирования пользовательского интерфейса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы разработки концептуального дизайна структуры типовых и уникальных экранов интерфейса
3.2.Уметь:
3.2.1. Умеет проектировать информационную архитектуру ресурса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками прототипирования и эскизирования пользовательского интерфейса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. UI-дизайн и UX-дизайн как сферы цифрового дизайна
1.1. Сущность понятий UI-дизайна и UX-дизайна Лекции 3 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Основные тенденции развития современного дизайна Лекции 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Тренды современного дизайна пользовательских интерфейсов Практические 3 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Работа с терминологией курса Сам. работа 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные этапы разработки web-проекта
2.1. Методы разработки идеи проекта цифрового продукта. Основы исследования пользовательского опыта Лекции 3 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Методы взаимодействия пользователей с интерфейсом Лекции 3 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Выбор визуального стиля web-проекта. Референсы и мудборды Практические 3 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Основные инструменты и методы прототипирования. Модульные сетки Практические 3 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Работа с модульными сетками Сам. работа 3 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Визуальные компоненты web-дизайна
3.1. Визуальная иерархия в web-дизайне Лекции 3 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Подбор референсов и составление мудборда Сам. работа 3 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Роль негативного пространства в дизайне Практические 3 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Цвет в web-дизайне Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Кнопки и формы в web-дизайне Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Универсальные элементы сайтов Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Дизайн как проектная деятельность
4.1. Системы ведения проектов в web-дизайне Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Сравнительный анализ колористического решения и типографического оформления сайтов Сам. работа 3 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Составление технического задания и проекта Сам. работа 3 15 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Landing page как web-проект Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Разработка портфолио web-дизайнера Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Разработка сайта-портфолио Сам. работа 3 36 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л1.2, Л2.1
4.7. Формальные методики оценки интерфейса Практические 3 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.1
4.8. Подготовка презентации сайта Сам. работа 3 24 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен разрабатывать концептуальный дизайн интерфейса, эскизировать и прототипировать сложные интерфейсы с учетом тенденций в проектировании пользовательских интерфейсов и развития визуальной культуры

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что означает аббревиатура "UX" в контексте дизайна?
A. Удивительный опыт
B. Эффективность пользователя
C. Опыт пользователя
D. Уникальный экран
Ответ: C

2. Что из перечисленного описывает UI дизайн?
A. Определение структуры информации
B. Опыт взаимодействия пользователя с продуктом
C. Выбор цветовой палитры
D. Создание бизнес-стратегии
Ответ: B

3. Какой из нижеперечисленных факторов является частью UX дизайна?
A. Типография
B. Цветовая палитра
C. Исследование пользовательских потребностей
D. Размер шрифта
Ответ: C

4. Что такое "пользовательская история" (user story) в UX/UI дизайне?
A. Рассказ о жизни пользователя
B. Сценарий, описывающий взаимодействие пользователя с продуктом
C. Интервью с дизайнером
D. Описание технических характеристик приложения
Ответ: B

5. Какой инструмент чаще всего используется для создания прототипов интерфейса?
A. Фотошоп (Photoshop)
B. Фреймворки
C. Фигма (Figma)
D. Прозрачная бумага и карандаш
Ответ: C

6. Что означает термин "кард-сортировка" (card sorting) в UX/UI дизайне?
A. Разделение карточек в колоде
B. Метод определения структуры информации на веб-сайте или приложении с помощью сортировки пользовательских карточек
C. Анализ статистики посещаемости сайта
D. Распределение рекламных баннеров на странице
Ответ: B

7. Какой принцип дизайна подразумевает, что элементы интерфейса должны быть ясными и понятными для пользователя?
A. Принцип симметрии
B. Принцип баланса
C. Принцип доступности
D. Принцип понятности
Ответ: D

8. Что означает термин "проектирование информационной архитектуры" (information architecture design) в UX/UI дизайне?
A. Создание анимации элементов интерфейса
B. Определение структуры и организации информации на веб-сайте или в приложении
C. Работа с цветами и шрифтами
D. Разработка логотипа
Ответ: B

9. Какой цвет чаще всего используется для выделения важных элементов в интерфейсе?
A. Зеленый
B. Синий
C. Красный
D. Оранжевый
Ответ: C

10. Что означает аббревиатура "CTA" в контексте UX/UI дизайна?
A. Связанные темы и ассоциации
B. Вызов действия пользователя (Call to Action)
C. Касание и активация
D. Состояние временного архива
Ответ: B

11. Какой из перечисленных элементов интерфейса обычно используется для возвращения на предыдущую страницу?
A. Иконка домика
B. Кнопка "ОК"
C. Иконка корзины
D. Слайдер
Ответ: A

12. Что такое "первичное впечатление" (first impression) в контексте UX/UI дизайна?
A. Первая страница сайта
B. Первое взаимодействие пользователя с продуктом
C. Первый бизнес-план
D. Первый комментарий пользователя
Ответ: B.

13. Какой процесс UX-дизайна напрямую связан с взаимодействием с пользователями и сбором их потребностей?
A. Прототипирование.
B. Тестирование и исследование пользовательского опыта.
C. Анализ бизнес-требований.
D. Создание концепции дизайна.
Ответ: B.

14. Какие преимущества для UX-дизайна предоставляет взаимодействие с пользователями?
A. Быстрая разработка программного обеспечения.
B. Увеличение сложности дизайна интерфейса.
C. Улучшение пользовательского опыта и удовлетворенности пользователями.
D. Снижение затрат на маркетинг.
Ответ: C. Улучшение пользовательского опыта и удовлетворенности пользователями.

15. Какие навыки и компетенции могут быть важными для успешного взаимодействия с пользователями в области UX-дизайна?
A. Владение программами для анализа данных.
B. Навыки прогнозирования рыночных тенденций.
C. Эмпатия, коммуникабельность и умение слушать.
D. Знание истории искусства.
Ответ: C. Эмпатия, коммуникабельность и умение слушать.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что означает UX в дизайне?
Ответ: UX (User Experience) означает опыт, который пользователь получает при взаимодействии с продуктом или интерфейсом.

2. Какие ключевые задачи UX-дизайнера?
Ответ: Создание удовлетворительного пользовательского опыта, учёт потребностей пользователей, оптимизация интерфейсов.

3. Что такое исследование пользовательского опыта?
Ответ: Это процесс изучения и анализа взаимодействия пользователей с продуктом для улучшения его качества.

4. Чем отличается UI от UX?
Ответ: UI (User Interface) - это дизайн интерфейса, в то время как UX - это общий опыт использования продукта.

5. Для чего используются персонажи (персоны) при проектировании UX?
-Ответ: персонажи (персоны) помогают создать более реалистичные истории использования продукта.

6. Что такое A/B-тестирование в UX-дизайне?
-Ответ: Это метод сравнения двух версий продукта, чтобы определить, какая из них обеспечивает лучший пользовательский опыт.

7. Какие методы сбора обратной связи можно использовать при работе над UX?
-Ответ: Опросы, интервью, анализ пользовательских обзоров, тестирование сценариев.

8. Что такое информационная архитектура в UX?
-Ответ: Это организация информации и контента на сайте или в приложении для удобной навигации.

9. Какие основные шаги включает в себя процесс UX-проектирования?
-Ответ: Исследование, проектирование, прототипирование, тестирование, внедрение и оценка.

10. Почему важно учитывать доступность при дизайне UX?
-Ответ: Доступность обеспечивает удовлетворительный опыт для пользователей с ограниченными возможностями.

11. Что такое "карта клиента" (Customer Journey Map) в UX-дизайне?
Ответ: Это визуальное представление опыта пользователя от начала до конца взаимодействия с продуктом.

12. Какие принципы цветовой гармонии важны при дизайне интерфейсов?
Ответ: Принципы, такие как контраст, сочетаемость цветов и читаемость текста на фоне.

13. Какие методы помогают UX-дизайнеру понять потребности пользователей?
Ответ: Наблюдение за поведением пользователей, проведение интервью, анализ обратной связи.

14. Что такое "карта сайта" (Site Map) в UX-дизайне?
Ответ: Это диаграмма, отображающая структуру и навигацию на веб-сайте.

15. Какие инструменты используются для создания прототипов интерфейсов?
Ответ: Программы и онлайн-сервисы для прототипирования, такие как Figmа


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Для обучающихся, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено более 85% заданий; «хорошо» – верно выполнено более 70% заданий, «удовлетворительно» верно выполнено более 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тузовский, А. Ф. Проектирование и разработка web-приложений: учебное пособие Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Молочков, В.П. Adobe Photoshop CS6: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Н. Лаврентьев [и др.] Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Богданов М. Р. Перспективные языки веб-разработки: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Диков А.В. Веб-технологии HTML и CSS: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ахтямова, С.С. Программа CorelDRAW. Основные понятия и принципы работы: учебное пособие Издательство КНИТУ // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Responsive Web Design // Coursera www.coursera.org
Э2 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ // https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7959 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.