Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_Прикладная информатика_ЦТАД_ЦА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Понькина Е.В.
1.1. | формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков для выполнения научных исследований, в частности формирование у студента представления о научной деятельности в России и за рубежом, изучение основных принципов организации и проведения научных исследований, получение теоретических знаний и практических навыков в области применения системного анализа к научным исследованиям, применение основ научных исследований к решению фундаментальных и практических задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Приемы и организацию работ в составе научно-исследовательского и производственного коллектива, приемы критического анализа проблемных ситуаций и принципы системного подхода к организации научного исследования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Работать в составе научно-исследовательского и производственного коллектива, осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в информационно-телекоммуникационных сетях, вырабатывать стратегию действий проведения научного исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Способностью работать в составе научно-исследовательского и производственного коллектива и решать задачи профессиональной научно-исследовательской деятельности, способностью осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в других источниках, методами обобщения и критического анализа проблемных ситуаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Наука и научные исследования | ||||||
1.1. | Становление науки и научных исследований. Научная иерархия. История появления ученых степеней. Развитие науки. Инновации. Индекс научного цитирования. Современные проблемы фундаментальной и прикладной математики. Перспективные направления научных исследований. | Лекции | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Современные проблемы фундаментальной и прикладной математики. Перспективные направления научных исследований. | Практические | 1 | 1 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Чтение литературы по теме. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Методология научных исследований | ||||||
2.1. | Основные понятия научно-исследовательской работы. Научная терминология. Актуальность, научная новизна и практическая значимость результатов исследования. Особенности организации научных исследований. Методология научного поиска. Применение логических законов и правил. Методы моделирования в научных исследованиях. Ученые и педагоги о научном творчестве. | Лекции | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Разработка концепции научного исследования по направлению Прикладная информатика. | Практические | 1 | 1 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Выполнение задания для самостоятельного выполнения. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Основные этапы и стадии фундаментальных и прикладных научных исследований | ||||||
3.1. | Изучение состояния вопроса и выбор темы исследований; постановка цели и задач исследований; обоснование объекта и предмета исследований; выбор общей и частных методик исследований; выполнение исследования (проведение эксперимента, изучение документов, формирование баз данных и др.); обработка экспериментальных данных и описание хода исследований; представление, анализ и оценка результатов исследований; формулировка выводов и научных положений | Лекции | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Обоснование выбора темы. Выбор предмета и объекта исследований. Анализ методов исследования. Обоснование актуальности, новизны и практической значимости исследования. | Практические | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Выполнение задания для самостоятельного выполнения. Чтение литературы и обзор литературных источников. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Структура выпускной работы бакалавра | ||||||
4.1. | Цепь, задачи и требования к магистерской диссретации. Структура диссертационной работы и требования к ее структурным элементам: титульный лист; реферат; содержание; введение; основная часть; заключение (выводы); список использованных источников; приложения. | Лекции | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Структурирование проблемной ситуации, проектирование магистерской диссертации. Систематизация ключевых слов. | Практические | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Выполнение задания для самостоятельного выполнения. Чтение литературы и обзор литературных источников. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Выбор и составление плана проведения исследования. Обобщение, анализ и оформление результатов эксперимента | ||||||
5.1. | Подготовка плана исследований по теме магистерской диссертации. Изучение объекта исследования. Разработка этапов исследования. Анализ предполагаемых результатов исследования. Анализ новизны исследования. | Лекции | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Подготовка плана исследований по теме магистерской диссертации. Сбор данных и их обработка, проектирование экспериментов. | Практические | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
5.3. | Выполнение задания для самостоятельного выполнения. Чтение литературы и обзор литературных источников. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. Работа с литературой | ||||||
6.1. | Работа над литературными источниками. Подготовка обзора литературы. Анализ источников научной информации. Поисковый аппарат реферативных и справочно-информационных изданий (в том числе на электронных носителях). Информационно-библиографические издания. Современные автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Использование Интернет. Критическая оценка библиографического материала, его обработка и выработка окончательных формулировок. Систематизация материала. | Лекции | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
6.2. | Библиографический поиск по теме исследования. Подбор ключевых слов. Составление списка литературы по теме исследования. Научные факты: новизна, точность, объективность и достоверность. | Практические | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
6.3. | Библиографический поиск по теме исследования. Составление списка литературы по теме исследования | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 7. Оформление и представление результатов научных исследований | ||||||
7.1. | Оформление магистерской диссертации. Оформление текста работы. Оформление таблиц. Правила размещения формул в тексте. Представление иллюстраций в тексте. Оформление списка используемой литературы. Правила оформления библиографических ссылок в тексте. Оформление приложений. Подготовка доклада к защите впускной работы. Анализ недостатков работ. Плагиат. Программы «Антиплагиат» | Лекции | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
7.2. | Работа над обзором литературы по теме. Теоретические исследования и экспериментальные исследования | Практические | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
7.3. | Библиографический поиск по теме исследования. Составление списка литературы по теме исследования | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 8. Математическая обработка результатов исследования | ||||||
8.1. | Сбор, обработка и анализ первичной информации. Применение статистических методов обработки экспериментальных данных, критериев достоверности и адекватности моделей изучаемым процессам или явлениям. Оценка точности и надежности результатов эксперимента и модельных расчетов. Применение вычислительных методов. | Лекции | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
8.2. | Анализ первичной информации. Применение статистических методов обработки экспериментальных данных, критериев достоверности и адекватности моделей. Оценка точности и надежности результатов модельных расчетов. Применение вычислительных методов. Анализ примеров оформления результатов. | Практические | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
8.3. | Библиографический поиск по теме исследования. Составление списка литературы по теме исследования. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 9. Правила оформления и представления выпускных работ бакалавра | ||||||
9.1. | Оформление выпускной работы. Язык и стиль изложения материала. Использование словесных конструкций, стандартных словосочетаний и выражений в тексте Грамматические особенности и синтаксическое построение текста выпускной работы | Лекции | 1 | 4 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
9.2. | Язык и стиль изложения материала. Использование словесных конструкций, стандартных словосочетаний и выражений в тексте Грамматические особенности и синтаксическое построение текста выпускной работы. Оформление выпускной работы на персональном компьютере, брошюровка работы. Рекомендации по подготовке и оформлению выпускной работы | Практические | 1 | 2 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
9.3. | Библиографический поиск по теме исследования. Составление списка литературы по теме исследования. | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1 | Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Становление науки и научных исследований. 2. Научная иерархия. История появления ученых степеней. 3. Развитие науки. Инновации. 4. Индекс научного цитирования. 5. Современные проблемы фундаментальной и прикладной математики. 6. Перспективные направления научных исследований. 7. Основные понятия научно-исследовательской работы. Научная терминология. 8. Актуальность, научная новизна и практическая значимость результатов исследования. 9. Особенности организации научных исследований. 10. Методология научного поиска. 11. Применение логических законов и правил. 12. Методы моделирования в научных исследованиях. 13. Ученые и педагоги о научном творчестве. 14. Обработка экспериментальных данных и описание хода исследований. 15. Представление, анализ и оценка результатов исследований; формулировка выводов и научных положений. 16. Работа над литературными источниками. Подготовка обзора литературы. Анализ источников научной информации. Поисковый аппарат реферативных и справочно-информационных изданий (в том числе на электронных носителях). 17. Информационно-библиографические издания. Современные автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Использование Интернет. 18. Требования к оформлению выпускной работы бакалавра. Оформление текста работы. Оформление таблиц. Пра-вила размещения формул в тексте. Представление иллюстраций в тексте. 19. Оформление списка используемой литературы. Правила оформления библиографических ссылок в тексте. Оформление приложений. 20. Подготовка доклада к защите впускной работы. 21. Анализ недостатков работ. Плагиат. Программы «Антиплагиат». 22. Сбор, обработка и анализ первичной информации. Применение статистических методов обработки эксперимен-тальных данных, критериев достоверности и адекватности моделей изучаемым процессам или явлениям. 23. Оценка точности и надежности результатов эксперимента и модельных расчетов. Применение вычислительных методов. 24. Язык и стиль изложения материала. Использование словесных конструкций, стандартных словосочетаний и выражений в тексте Грамматические особенности и синтаксическое построение текста выпускной работы. Задания: 1. Обзор исследований в области современных проблем фундаментальной и прикладной математики. 2. Обзор перспективных направления научных исследований. Практика научного поиска. 3. Разработка концепции научного исследования по направлению Прикладная информатика. 4. Обоснование выбора темы. Выбор предмета и объекта исследований. Анализ методов исследования. Обоснование актуальности, новизны и практической значимости исследования. 5. Структурирование проблемной ситуации, проектирование магистерской диссертации. Систематизация ключевых слов. 6. Подготовка плана исследований по теме магистерской диссертации. План сбора данных и их обработка, проектирование экспериментов. 7. Библиографический поиск по теме исследования. Подбор ключевых слов. Составление списка литературы по теме исследования. 8. Работа над обзором литературы по теме. Теоретические исследования и экспериментальные исследования. 9. Анализ первичной информации. Обоснование используемой методологии. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Метод_науч иссл ЦТАД-2022.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шкляр М.Ф. | Основы научных исследований: Учебное пособие | М.: Дашков и Ко, 2019 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Кузнецов, И.Н. | Основы научных исследований: учебное пособие | Дашков и К°, 2018 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Новиков А.М. | Методология научного исследования : | Либроком, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Тихонов В.А., Корнев Н.В., Ворона В.А. и др | Основы научных исследований: теория и практика: учеб. пособие для вузов. | М.: Гелиос АРВ, 2006 | |
Л2.3 | Шимко Е.А. | Основы научно-исследовательской деятельности: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007 | |
Л2.4 | Ануфриев А.Ф | Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы: | М: Изд-во «Ось-89» , 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека www.lib.asu.ru | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru/ | www.exponenta.ru | ||
Э3 | Свободная энциклопедия Википедия (http://ru.wikipedia.org) | ru.wikipedia.org | ||
Э4 | В помощь аспирантам и соискателям: Электронная книга http://www.aspirinBY.org/ | www.aspirinBY.org | ||
Э5 | Единый образовательный портал АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Пакеты для математических вычислений, набора и редактирования текста и презентаций: Word, Excel, SciLab, Power Point, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/ 2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book 3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/ 4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru 5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ 6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ 7. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
Материалы по дисциплине "Методология научных исследований" представляют собой электронный учебно-методический комплекс (ЭУМКД) и предназначены для организации работы магистрантов по направлению подготовки 09.04.03 "Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии". Программа курса "Методология научных исследований" определяет модель формируемых компетенций и соответствующий ей перечень результатов подготовки, набор технологий и методов развития этих компетенций с учетом требований рынка труда и будущей профессиональной деятельности. Под компетентностным подходом понимается реализация образовательной программы дисциплины, которая формирует способность обучающегося самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения курса знания, умения и практические навыки. Результат освоения дисциплины – перечень сформированных компетенций, которым должен соответствовать обучающийся по завершению курса. Компетенция обучающегося по направлению подготовки 09.04.03 "Прикладная информатика, профиль "Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития Северной и Центральной Азии": УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, выраба-тывать стратегию действий. Эргономика учебного курса характеризуется удобством и логичностью навигации по элементам курса, выбранных технологий; доступностью при ограниченных возможностях (по здоровью); «мягкостью» дизайна страницы курса; наличием доступных равнозначных альтернатив по изучению конструктивных элементов курса. Учебными планами по направлениям подготовки предусмотрены следующие виды занятий: лекции (20 часов), практические занятия (16 часов) и самостоятельная работа (72 часа). По дисциплине предусмотрен зачет. В ходе лекционных занятий рассматриваются основные принципы и методы научных исследований, рассматривается генезис и специфика научного познания, роль методологии в познании, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям. В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки научного мышления, самостоятельной научно-исследовательской деятельности. При подготовке к практическим занятиям каждый студент должен: – изучить рекомендованную учебную литературу; – изучить конспекты лекций; – подготовить ответы на все вопросы по изучаемой теме; – письменно подготовить домашние задания, рекомендованные преподавателем при изучении тем курса. По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме занятия. Вопросы, не рассмотренные на лекциях и практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы, на которую отводится 70% времени. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в энциклопедических словарях. Итоговым результатом обучения по дисциплине «Методология научных исследований» является выполнение кейс-задания по теме выпускной квалификационной работы (ВКР), содержащего: – определение темы ВКР (магистерской диссертации), выполненной в форме проекта или содержащей проект; – определение цели, объекта, предмета и задач исследования; – обоснование актуальности, новизны и практической значимости исследования, критический анализ степени разработанности проблемы; – формирование библиографического списка; – описание информационного обеспечения (базы данных) и используемых информационных технологий исследования нового поколения; – составление индивидуального плана и описание результатов исследования; – подготовка доклада и презентации на научную конференцию; – подготовка научной статьи по промежуточным результатам исследования. Зачет выставляется при условии выполнения трех заданий: 1) Сообщение с презентацией по теме ВКР (10 баллов); 2) Выступление с докладом по одной из тем курса (30 баллов); 3) Отчет с презентацией по выполненному кейс-заданию (60 баллов). Студенты, набравшие менее 60 баллов, проходят итоговый тест и/или сдают зачет в устной форме. Темы докладов представлены в содержании курса. Студенты могут обсуждать проблемные вопросы на форуме электронного курса, оставлять свои замечания и предложения. |