МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_ЦТАД_ЦА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Хворова Любовь анатольевна;к.т.н., Доцент, Хворова Л.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., зам. директора, Пономарев Игорь Викторович

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, к.т.н. Понькина Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Понькина Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков для выполнения научных исследований, в частности формирование у студента представления о научной деятельности в России и за рубежом, изучение основных принципов организации и проведения научных исследований, получение теоретических знаний и практических навыков в области применения системного анализа к научным исследованиям, применение основ научных исследований к решению фундаментальных и практических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Приемы и организацию работ в составе научно-исследовательского и производственного коллектива, приемы критического анализа проблемных ситуаций и принципы системного подхода к организации научного исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.Работать в составе научно-исследовательского и производственного коллектива, осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в информационно-телекоммуникационных сетях, вырабатывать стратегию действий проведения научного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью работать в составе научно-исследовательского и производственного коллектива и решать задачи профессиональной научно-исследовательской деятельности, способностью осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в других источниках, методами обобщения и критического анализа проблемных ситуаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наука и научные исследования
1.1. Становление науки и научных исследований. Научная иерархия. История появления ученых степеней. Развитие науки. Инновации. Индекс научного цитирования. Современные проблемы фундаментальной и прикладной математики. Перспективные направления научных исследований. Лекции 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
1.2. Современные проблемы фундаментальной и прикладной математики. Перспективные направления научных исследований. Практические 1 1 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
1.3. Чтение литературы по теме. Сам. работа 1 8 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Методология научных исследований
2.1. Основные понятия научно-исследовательской работы. Научная терминология. Актуальность, научная новизна и практическая значимость результатов исследования. Особенности организации научных исследований. Методология научного поиска. Применение логических законов и правил. Методы моделирования в научных исследованиях. Ученые и педагоги о научном творчестве. Лекции 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
2.2. Разработка концепции научного исследования по направлению Прикладная информатика. Практические 1 1 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
2.3. Выполнение задания для самостоятельного выполнения. Сам. работа 1 8 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Основные этапы и стадии фундаментальных и прикладных научных исследований
3.1. Изучение состояния вопроса и выбор темы исследований; постановка цели и задач исследований; обоснование объекта и предмета исследований; выбор общей и частных методик исследований; выполнение исследования (проведение эксперимента, изучение документов, формирование баз данных и др.); обработка экспериментальных данных и описание хода исследований; представление, анализ и оценка результатов исследований; формулировка выводов и научных положений Лекции 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
3.2. Обоснование выбора темы. Выбор предмета и объекта исследований. Анализ методов исследования. Обоснование актуальности, новизны и практической значимости исследования. Практические 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
3.3. Выполнение задания для самостоятельного выполнения. Чтение литературы и обзор литературных источников. Сам. работа 1 8 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Структура выпускной работы бакалавра
4.1. Цепь, задачи и требования к магистерской диссретации. Структура диссертационной работы и требования к ее структурным элементам: титульный лист; реферат; содержание; введение; основная часть; заключение (выводы); список использованных источников; приложения. Лекции 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
4.2. Структурирование проблемной ситуации, проектирование магистерской диссертации. Систематизация ключевых слов. Практические 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
4.3. Выполнение задания для самостоятельного выполнения. Чтение литературы и обзор литературных источников. Сам. работа 1 8 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Выбор и составление плана проведения исследования. Обобщение, анализ и оформление результатов эксперимента
5.1. Подготовка плана исследований по теме магистерской диссертации. Изучение объекта исследования. Разработка этапов исследования. Анализ предполагаемых результатов исследования. Анализ новизны исследования. Лекции 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
5.2. Подготовка плана исследований по теме магистерской диссертации. Сбор данных и их обработка, проектирование экспериментов. Практические 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
5.3. Выполнение задания для самостоятельного выполнения. Чтение литературы и обзор литературных источников. Сам. работа 1 8 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Работа с литературой
6.1. Работа над литературными источниками. Подготовка обзора литературы. Анализ источников научной информации. Поисковый аппарат реферативных и справочно-информационных изданий (в том числе на электронных носителях). Информационно-библиографические издания. Современные автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Использование Интернет. Критическая оценка библиографического материала, его обработка и выработка окончательных формулировок. Систематизация материала. Лекции 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
6.2. Библиографический поиск по теме исследования. Подбор ключевых слов. Составление списка литературы по теме исследования. Научные факты: новизна, точность, объективность и достоверность. Практические 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
6.3. Библиографический поиск по теме исследования. Составление списка литературы по теме исследования Сам. работа 1 8 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Оформление и представление результатов научных исследований
7.1. Оформление магистерской диссертации. Оформление текста работы. Оформление таблиц. Правила размещения формул в тексте. Представление иллюстраций в тексте. Оформление списка используемой литературы. Правила оформления библиографических ссылок в тексте. Оформление приложений. Подготовка доклада к защите впускной работы. Анализ недостатков работ. Плагиат. Программы «Антиплагиат» Лекции 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
7.2. Работа над обзором литературы по теме. Теоретические исследования и экспериментальные исследования Практические 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
7.3. Библиографический поиск по теме исследования. Составление списка литературы по теме исследования Сам. работа 1 8 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Математическая обработка результатов исследования
8.1. Сбор, обработка и анализ первичной информации. Применение статистических методов обработки экспериментальных данных, критериев достоверности и адекватности моделей изучаемым процессам или явлениям. Оценка точности и надежности результатов эксперимента и модельных расчетов. Применение вычислительных методов. Лекции 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
8.2. Анализ первичной информации. Применение статистических методов обработки экспериментальных данных, критериев достоверности и адекватности моделей. Оценка точности и надежности результатов модельных расчетов. Применение вычислительных методов. Анализ примеров оформления результатов. Практические 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
8.3. Библиографический поиск по теме исследования. Составление списка литературы по теме исследования. Сам. работа 1 8 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Правила оформления и представления выпускных работ бакалавра
9.1. Оформление выпускной работы. Язык и стиль изложения материала. Использование словесных конструкций, стандартных словосочетаний и выражений в тексте Грамматические особенности и синтаксическое построение текста выпускной работы Лекции 1 4 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
9.2. Язык и стиль изложения материала. Использование словесных конструкций, стандартных словосочетаний и выражений в тексте Грамматические особенности и синтаксическое построение текста выпускной работы. Оформление выпускной работы на персональном компьютере, брошюровка работы. Рекомендации по подготовке и оформлению выпускной работы Практические 1 2 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2
9.3. Библиографический поиск по теме исследования. Составление списка литературы по теме исследования. Сам. работа 1 8 УК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Становление науки и научных исследований.
2. Научная иерархия. История появления ученых степеней.
3. Развитие науки. Инновации.
4. Индекс научного цитирования.
5. Современные проблемы фундаментальной и прикладной математики.
6. Перспективные направления научных исследований.
7. Основные понятия научно-исследовательской работы. Научная терминология.
8. Актуальность, научная новизна и практическая значимость результатов исследования.
9. Особенности организации научных исследований.
10. Методология научного поиска.
11. Применение логических законов и правил.
12. Методы моделирования в научных исследованиях.
13. Ученые и педагоги о научном творчестве.
14. Обработка экспериментальных данных и описание хода исследований.
15. Представление, анализ и оценка результатов исследований; формулировка выводов и научных положений.
16. Работа над литературными источниками. Подготовка обзора литературы. Анализ источников научной информации. Поисковый аппарат реферативных и справочно-информационных изданий (в том числе на электронных носителях).
17. Информационно-библиографические издания. Современные автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Использование Интернет.
18. Требования к оформлению выпускной работы бакалавра. Оформление текста работы. Оформление таблиц. Пра-вила размещения формул в тексте. Представление иллюстраций в тексте.
19. Оформление списка используемой литературы. Правила оформления библиографических ссылок в тексте. Оформление приложений.
20. Подготовка доклада к защите впускной работы.
21. Анализ недостатков работ. Плагиат. Программы «Антиплагиат».
22. Сбор, обработка и анализ первичной информации. Применение статистических методов обработки эксперимен-тальных данных, критериев достоверности и адекватности моделей изучаемым процессам или явлениям.
23. Оценка точности и надежности результатов эксперимента и модельных расчетов. Применение вычислительных методов.
24. Язык и стиль изложения материала. Использование словесных конструкций, стандартных словосочетаний и выражений в тексте Грамматические особенности и синтаксическое построение текста выпускной работы.

Задания:
1. Обзор исследований в области современных проблем фундаментальной и прикладной математики.
2. Обзор перспективных направления научных исследований. Практика научного поиска.
3. Разработка концепции научного исследования по направлению Прикладная информатика.
4. Обоснование выбора темы. Выбор предмета и объекта исследований. Анализ методов исследования. Обоснование актуальности, новизны и практической значимости исследования.
5. Структурирование проблемной ситуации, проектирование магистерской диссертации. Систематизация ключевых слов.
6. Подготовка плана исследований по теме магистерской диссертации. План сбора данных и их обработка, проектирование экспериментов.
7. Библиографический поиск по теме исследования. Подбор ключевых слов. Составление списка литературы по теме исследования.
8. Работа над обзором литературы по теме. Теоретические исследования и экспериментальные исследования.
9. Анализ первичной информации. Обоснование используемой методологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: учебное пособие Дашков и К°, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Тихонов В.А., Корнев Н.В., Ворона В.А. и др Основы научных исследований: теория и практика: учеб. пособие для вузов. М.: Гелиос АРВ, 2006
Л2.3 Шимко Е.А. Основы научно-исследовательской деятельности: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007
Л2.4 Ануфриев А.Ф Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы: М: Изд-во «Ось-89» , 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека www.lib.asu.ru www.lib.asu.ru
Э2 Образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru/ www.exponenta.ru
Э3 Свободная энциклопедия Википедия (http://ru.wikipedia.org) ru.wikipedia.org
Э4 В помощь аспирантам и соискателям: Электронная книга http://www.aspirinBY.org/ www.aspirinBY.org
Э5 Единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Пакеты для математических вычислений, набора и редактирования текста и презентаций: Word, Excel, SciLab, Power Point, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/ 2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
7. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материалы по дисциплине "Методология научных исследований" представляют собой электронный учебно-методический комплекс (ЭУМКД) и предназначены для организации работы магистрантов по направлению подготовки 09.04.03 "Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии".
Программа курса "Методология научных исследований" определяет модель формируемых компетенций и соответствующий ей перечень результатов подготовки, набор технологий и методов развития этих компетенций с учетом требований рынка труда и будущей профессиональной деятельности. Под компетентностным подходом понимается реализация образовательной программы дисциплины, которая формирует способность обучающегося самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения курса знания, умения и практические навыки. Результат освоения дисциплины – перечень сформированных компетенций, которым должен соответствовать обучающийся по завершению курса.

Компетенция обучающегося по направлению подготовки 09.04.03 "Прикладная информатика, профиль "Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития Северной и Центральной Азии":
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, выраба-тывать стратегию действий.
Эргономика учебного курса характеризуется удобством и логичностью навигации по элементам курса, выбранных технологий; доступностью при ограниченных возможностях (по здоровью); «мягкостью» дизайна страницы курса; наличием доступных равнозначных альтернатив по изучению конструктивных элементов курса.
Учебными планами по направлениям подготовки предусмотрены следующие виды занятий: лекции (20 часов), практические занятия (16 часов) и самостоятельная работа (72 часа). По дисциплине предусмотрен зачет.
В ходе лекционных занятий рассматриваются основные принципы и методы научных исследований, рассматривается генезис и специфика научного познания, роль методологии в познании, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям.
В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки научного мышления, самостоятельной научно-исследовательской деятельности. При подготовке к практическим занятиям каждый студент должен:
– изучить рекомендованную учебную литературу;
– изучить конспекты лекций;
– подготовить ответы на все вопросы по изучаемой теме;
– письменно подготовить домашние задания, рекомендованные преподавателем при изучении тем курса.
По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме занятия.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы, на которую отводится 70% времени. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в энциклопедических словарях.
Итоговым результатом обучения по дисциплине «Методология научных исследований» является выполнение кейс-задания по теме выпускной квалификационной работы (ВКР), содержащего:
– определение темы ВКР (магистерской диссертации), выполненной в форме проекта или содержащей проект;
– определение цели, объекта, предмета и задач исследования;
– обоснование актуальности, новизны и практической значимости исследования, критический анализ степени разработанности проблемы;
– формирование библиографического списка;
– описание информационного обеспечения (базы данных) и используемых информационных технологий исследования нового поколения;
– составление индивидуального плана и описание результатов исследования;
– подготовка доклада и презентации на научную конференцию;
– подготовка научной статьи по промежуточным результатам исследования.

Зачет выставляется при условии выполнения трех заданий:
1) Сообщение с презентацией по теме ВКР (10 баллов);
2) Выступление с докладом по одной из тем курса (30 баллов);
3) Отчет с презентацией по выполненному кейс-заданию (60 баллов).
Студенты, набравшие менее 60 баллов, проходят итоговый тест и/или сдают зачет в устной форме.

Темы докладов представлены в содержании курса.
Студенты могут обсуждать проблемные вопросы на форуме электронного курса, оставлять свои замечания и предложения.