МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование ИТ-бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_ЦТАД_ЦА-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 166
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 166 166 166 166
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование ИТ-бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Понькина Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование глубоких знаний в области математического моделирования бизнес-процессов коммерциализации результатов научных исследований, разработки стартап проектов, оценки экономической эффективности действующих проектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен использовать и разрабатывать методы, модели, алгоритмы и цифровые технологии, а также различные инструментальные средства сбора, анализа и обработки данных различной природы для решения прикладных задач устойчивого развития территорий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о методологии управления бизнес-процессами внедрения инноваций на основе их инфологического и математического моделирования, показатели экономической эффективности ИТ бизнеса, этапы планирования бизнеса.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные принципы и планировать этапы внедрения инноваций и их коммерционализации, методы оценки экономических индикаторов для бизнес-процессов, методами расчета показателей эффективности, KPI.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами разработки стартап проекта в области разработки и внедрения прикладных ИТ-решений, методами разработки бизнес-плана проекта, сбора данных в ходе мониторинга реализации проекта, оценки инвестиционной привлекательности и экономических результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бизнес-планирование в ИТ индустрии
1.1. Бизнес-процессы и ИТ. Стартап. Виды. Этапы разработки. Рынок мобильных приложений. Основные экономические индикаторы. Система KPI. Экономические индикаторы в ИТ бизнесе. Принципы расчета и прогнозирования экономических индикаторов в ИТ индустрии. Лекции 2 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.2
1.2. Разработка концептуальной модели ИТ бизнеса. Проект разработки цифрового сервиса. Круг потребителей, анализ рынка, основные конкуренты, емкость рынка, ценовая ситуация. Определенипе видов и перечня услуг, перспективных цен. Практические 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.3. Чтение литературы. Выполнение задания. Сам. работа 2 30 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.4. Инвестиции в ИТ индустрии. Фонды и гранты. Структура инвестиционных расходов. Инвестиционный план. Диаграммы ганта. Оценка потенциальной выручки и затрат. Лекции 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.5. Разработка инвестиционного плана. Диаграммы ганта. Оценка потенциальной выручки и затрат. Практические 2 8
1.6. Чтение литературы. Выполнение задания. Сам. работа 2 30 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.7. Индикаторы инвестиционной привлекательности проекта. План финансовых потоков. Лекции 2 0 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.8. Оценка индикаторов инвестиционной привлекательности проекта. Разработка плана финансовых потоков. Практические 2 6 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.9. Чтение литературы. Выполнение задания. Сам. работа 2 30 ПК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Моделирование бизнес-процессов
2.1. ERP системы, подходы к разработке, различные структурные, инфраструктурные и отраслевые решения. Разработки проекта элементов ИС предприятия, концептуальное моделирование, разработка SADT, IDEF3, DFD схем. Лекции 2 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.2. Разработка проекта внедрения ИС или модификации ИС действующего предприятия-индустриального партнера. Разработка SADT, IDEF3, DFD диаграмм. Практические 2 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.3. Чтение литературы. Выполнение задания. Сам. работа 2 30 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.4. Разработка мобильных приложений. Обзор конструкторов мобильных приложений. Мобильные приложения как бизнес-процесс. Данные и метрики, получаемые с мобильных устройств. Анализ динамики использования продукта. Лекции 2 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2
2.5. Анализ динамики использования мобильных приложений. Практические 2 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2
2.6. Чтение литературы. Выполнение задания. Сам. работа 2 30 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2
2.7. Подготовка к зачету. Сам. работа 2 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_2021_ОТБ_09_04_03.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. И. Зинченко, Н. Н. Минакова Коммерциализация научных разработок (теория и региональная практика): Томск : Изд-во НТЛ, 2005
Л1.2 Пидоймо Л. П. Бизнес-планирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов; Учебное пособие для профессионалов Издательский дом ВГУ, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Долганова О.И. - отв. ред. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с Bpwin 4.0.: М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002 biblioclub.ru
Л2.2 Соколова В. В. Разработка мобильных приложений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Томского политехнического университета, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Громов А.И. - отв. ред. УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Лоскутов В. И., Коробова И. Л. Разработка информационных систем для Windows Store: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru.
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com.
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru.
Э4 Единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Adobe Reader, Microsoft Windows, 7-Zip, Google сервисы по проектированию бизнес-процессов.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/.
2. Znanium.com [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com.
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/.
4. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books.
5. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib.
6. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.

2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.