МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы управленческой деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_ИБ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.м.н., Профессор, Минакова Н.Н.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы управленческой деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.03.01 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1515)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать знания организационным основам управления;
принципам и методам управления информационной безопасностью объекта;
методическому обеспечению управленческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 способностью организовывать работу малого коллектива исполнителей в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•о задачах, структуре и возможностях управленческой деятельности;
•о кадровой работе;
•о характеристиках и показателях процесса управления;
3.2.Уметь:
3.2.1.принципы управления и выбирать их для решения конкретной задачи;
знать основные элементы управления и уметь выделять методы воздействия на них;
реализацию управленческих функций на этапах управленческого цикла.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.интерпретации управленческой информации;
организации управления информационной безопасностью простейших объектов;
организации своего труда и работуы других исполнителей управленческих решений в рамках своей компетенции.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность управления и управленческой деятельности. Особенности управления информационной безопасностью объекта.Формы, методы и принципы управления.
1.1. Предмет курса, источники и методологическая основа изучения дисциплины «Основы управленческой деятельности». Субъект и объект управления. Функции управления, их понятие и содержание. Управленческий цикл. Организационная структура управления. Особенности управления информационной безопасности объекта. Понятие форм управления, их классификация. Эволюция управленческой мысли. Устная форма управления (деловая беседа руководителя и подчинен¬ного, служебное совещание). Письменная форма управления (деловой доку¬мент, его структура и оформление). Понятие методов управления, их классификация. Методы воздействия руководителя на подчиненных. Понятие принципов управления. Система принципов. Лекции 7 4 ПК-14 Л1.1
1.2. Предмет курса, источники и методологическая основа изучения дисциплины «Основы управленческой деятельности». Субъект и объект управления. Функции управления, их понятие и содержание. Управленческий цикл. Организационная структура управления. Особенности управления информационной безопасности объекта. Понятие форм управления, их классификация. Эволюция управленческой мысли. Устная форма управления (деловая беседа руководителя и подчинен¬ного, служебное совещание). Письменная форма управления (деловой доку¬мент, его структура и оформление). Понятие методов управления, их классификация. Методы воздействия руководителя на подчиненных. Понятие принципов управления. Система принципов. Сам. работа 7 4 ПК-14 Л1.1
Раздел 2. Стиль работы руководителя и оценка эффективности его управленческой деятельности.
2.1. Понятие стиля работы руководителя. Разновидности классификаций стилей работы руководителя. Эффективность деятельности. Критерии эффективности. Эффективность управленческой деятельности руководителя в подразделени¬ях защиты информации. Лекции 7 2 ПК-14 Л2.2, Л1.1
2.2. Содержание управленческой деятельности руководителя. Эффективность деятельности. Критерии эффективности. Эффективность управленческой деятельности руководителя в подразделени¬ях защиты информации ( Практические 7 4 ПК-14 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие стиля работы руководителя. Разновидности классификаций стилей работы руководителя. Эффективность деятельности. Критерии эффективности. Эффективность управленческой деятельности руководителя в подразделени¬ях защиты информации. Сам. работа 7 10 ПК-14 Л1.1
Раздел 3. Работа с кадрами
3.1. Подбор и расстановка кадров. Регламентирование функций работников. Обучение и аттестация работников подразделений по защите информации. Лекции 7 2 ПК-14 Л1.1
3.2. Анализ и оценка обстановки, выработка целей и задач деятельности. Подбор и расстановка кадров. Регламентирование функций работников Лекции 7 4 ПК-14 Л1.1
3.3. Подбор и расстановка кадров. Регламентирование функций работников. Обучение и аттестация работников подразделений по защите информации. Лекции 7 2 ПК-14 Л1.1
Раздел 4. Технология разработки и принятия управленческих решений
4.1. Управленческое решение субъекта управления. Требования к управленческому решению. Формы принятия управленческих решений. Процесс подготовки и принятия управленческого решений. Доведение указаний до исполнителей. Сам. работа 7 2 ПК-14 Л2.2, Л1.1
4.2. Технология разработки и принятия управленческих решений. Процесс подготовки и принятия управленческого решений. Доведение указаний до исполнителей Лекции 7 2 ПК-14 Л1.1
4.3. Управленческое решение субъекта управления. Требования к управленческому решению. Формы принятия управленческих решений. Процесс подготовки и принятия управленческого решений. Доведение указаний до исполнителей. Лекции 7 2 ПК-14 Л1.1
Раздел 5. Планирование. Организация и обеспечение исполнения управленческих решений.
5.1. Место планирования в управленческой деятельности в коллективе. Основные требования, предъявляемые к планированию. Виды и формы планов. Содержание работы по составлению планов. Задачи организации исполнения управленческих решений. Требования, со¬блюдаемые при организации исполнения решений. Подбор и расстановка сил и средств. Организация координации и взаимодействия исполнителей управ¬ленческих решений. Обеспечение исполнения управленческих решений Практические 7 4 ПК-14 Л1.1
5.2. Организация координации и взаимодействия исполнителей управ¬ленческих решений. Обеспечение исполнения управленческих решений Сам. работа 7 6 ПК-14 Л2.2, Л1.1
5.3. Место планирования в управленческой деятельности в коллективе. Основные требования, предъявляемые к планированию. Виды и формы планов. Содержание работы по составлению планов. Задачи организации исполнения управленческих решений. Требования, со¬блюдаемые при организации исполнения решений. Подбор и расстановка сил и средств. Организация координации и взаимодействия исполнителей управ¬ленческих решений. Обеспечение исполнения управленческих решений Сам. работа 7 6 ПК-14 Л1.1
Раздел 6. Контроль в управленческой деятельности
6.1. Контроль, его содержание и задачи. Виды контроля. Требования, предъяв¬ляемые к контролю. Формы и методы контроля. Анализ и оценка труда со¬трудника подразделения по защите информации Практические 7 4 ПК-14 Л1.1
6.2. Контроль в управленческой деятельности руководителя. Анализ и оценка труда сотрудника подразделения по защите информации. Практические 7 6 ПК-14 Л1.1
6.3. Контроль, его содержание и задачи. Виды контроля. Требования, предъяв¬ляемые к контролю. Формы и методы контроля. Анализ и оценка труда со¬трудника подразделения по защите информации Сам. работа 7 44 ПК-14 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1026

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ПК-14: ость организовывать работу малого коллектива исполнителей в профессиональной сфере

Индикаторы достижения компетенции:
Знает
основные представления об управленческих решениях
общий процесс выработки и принятия управленческих решений, необходимых для работы малого коллектива исполнителей в профессиональной деятельности
приемы повышения эффективности управленческих решений, необходимых для работы малого коллектива исполнителей в профессиональной деятельности

Умеет
работать в команде при решении основных проблем защиты информации
распределять цели и задачи малой группы при решении основных проблем защиты информации
формировать необходимую информационную базу для принятия
управленческих решений, оценивать эффективность вырабатываемых управленческих решений

Владеет
навыками принятия решения в соответствии с существующей законодательной базой.
навыками ведения диалога и делового спора при решении профессиональных задач
Навыками принятия управленческих решений при организации работ малого коллектива.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопрос 1.
Делегирование – это:
а). обязанность обеспечить позитивное решение поставленных задач
б) Направление усилий подчиненных на выполнение задания.
в) Передача заданий и полномочий лицу, что берет на себя ответственность за их выполнение.
Ответ в.
Вопрос 2
К конкретным функциям управления не относится:
а) организация;
б) планирование;
в) контроль;
г) управление материально-техническим обеспечением;+
Ответ г.
Вопрос 3
Парадокс Кондорсэ гласит
а) большинство не может прийти к нужному результату, порядок голосования играет большую роль
б) большинство управляет исходом решения
в) меньшинство управляет исходом решения
Ответ а.
Вопрос 4
Формализованное описание того желаемого состояния, достижение которого отождествляется в сознании ЛПР с решением проблемы или задачи, - это:
а) цель
б) все варианты верны
в) модель;
г) все варианты не верны.
Ответ: а.
Вопрос 5
Эффективность УР - это:
а) степень соответствия результатов, полученных от реализации УР, поставленным целям;
б) степень удовлетворенности персонала от разработки и реализации УР;
в) все варианты не верны.
Г) Все варианты верны
Ответ: а.
Вопрос 6
Побуждение человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определённых целей это:
а) Мотивация
б) Влияние
в) Потребность
Ответ а
Вопрос 7
Адаптация имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы:
а) Бенчмаркинг
б) Анализ слабых мест
в) Опросный лист
Ответ в.
Вопрос 8
Принцип соучастия в управленческой деятельности заключается в:
а) Открытости для информации, инноваций
б) Нацеленности на максимальное вовлечение всех заинтересованных субъектов
в) Нет правильного ответа
Ответ б
Вопрос 9
ЛПР может быть:
а) Индивидуальным
б) Групповым
в) Индивидуальным и групповым
Ответ в.
Вопрос 10
Метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы -это:
а) Бенчмаркинг
б) SWOT-анализ
в) Метод опросных листов
г) Нет правильного ответа
Ответ б
Вопрос 11
Какая классификация управленческих решений по степени надежности предвидения:
a)-в условиях определенности ЭТО
-в условиях риска
-в условиях неопределенности;
б)-программируемые
-не программируемые;
в) -экономические
-технические
-организационные и д.р.;
Ответ а.
Вопрос 12
Третий этап процесса выработки и принятия управленческого решения:
a) реализация решения
б) анализ внешней среды
в) формирование/разработка альтернатив; ЭТО
Ответ в.
Вопрос 13
Встреча с подчинёнными или группой подчинённых для обмена мнениями по заранее оговорённой теме, актуальной для компании:
а) Деловая игра.
б) Деловая беседа.
в) Деловое слово.
Ответ:b)
Вопрос 14
Совокупность органов, служб или подразделений, основной задачей которых является осуществление управленческих процессов это?
а) Аппарат управления
б) деятельность
в) Управленческая ответственность
Ответ: а
Вопрос 15
15 Совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое?
а) Способности
б) Система
в) Функциональный подход
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень примерных тем рефератов:
1. Понятие рабочего коллектива (команды). Типы команд. Потребность в коллективной работе. Формирование команд и их эффективность.
2. Оценка качества управленческого решения. Примеры
3. Основные типы конфликтов. Причины и последствия конфликтов. Примеры
4. Целевые и процессорные технологии разработки управленческих решений. Взаимосвязь между ними. Примеры
5. Инициативно-целевая технология разработки управленческих решений. Примеры
6. Программно-целевая технология разработки управленческих решений. Примеры
7. Регламентная технология разработки управленческих решений. Примеры
8. Методы экспертизы в разработке управленческих решений. Примеры
9. Составление документограмм процесса принятия управленческого решения и обработки информации. Примеры
10. Матрица «темп-эффект», метод иерархий, метод составления профиля. Примеры
11. Интерактивные системы принятия решений Примеры
12. Способы прогнозирования последствий управленческих решений Примеры
13. Применение при решении задач управленческой деятельности KWS – системы знания. Примеры
14. Применение при решении задач управленческой деятельности MIS – управляющие информационные системы. Примеры
15. Применение при решении задач управленческой деятельности DSS – системы поддержки принятия решений. Примеры
16. Применение при решении задач управленческой деятельности ESS – исполнительные системы. Примеры
17. Использование многомерного статистического контроля процессов (MSPC) для оценки эффективности управленческих решений (управленческого процесса). Примеры.
18. Применение при решении задач управленческой деятельности систем диалоговой обработки запросов (TPS) Примеры
19. Функции и методы управления. Примеры
20. Управленческая этика в принятии решений. Эмпатия: основные представления
21. Возможные ошибочные управленческие решения на основе распространения предрассудков.
22. Алгоритм выработки решения. Уяснение задачи. Расчет времени и отдача предварительных распоряжений. Оценка обстановки. Принятие решения. Основные компоненты решения. Содержание решения. Оформление решения Примеры

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
- «Отлично» (зачтено) - Реферат (+презентация) выполнены самостоятельно, Проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично. В работе используются материалы исследования по заданной теме. Широко представлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад полностью отражают суть работы. Студент полно, правильно и грамотно ответил на поставленные в ходе дискуссии вопросы с приведением примеров и/или пояснений.
- «Хорошо» (зачтено) - Содержание в целом соответствует заявленной теме. Работа актуальна, выполнена самостоятельно. Представлены показатели, характеризующие проблемную ситуацию. Составлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад раскрывает суть работы без необходимой детализации составляющих его задач. Студент правильно и грамотно ответил на большинство поставленных в ходе дискуссии вопросов.
- «Удовлетворительно» (зачтено) - Содержание и оформление соответствует установленным требованиям. Имеет место определенное несоответствие представленного содержания работы заявленной теме работы. Нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью. В работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература.
Представленный доклад слабо раскрывает суть работы и составляющих его задач. Студент правильно ответил на некоторое количество поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений вызывает затруднение или отсутствует.
В докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта.
- «Неудовлетворительно» (незачтено) -Содержания работы не соответствует его теме. При выполнении проекта допущены существенные ошибки. Не показаны умения анализировать получаемые результаты и самостоятельно делать логически правильные выводы. Допущено большое количество разных ошибок.
Представленный доклад не позволяет понять суть работы и составляющих его задач. Студент не способен правильно ответить на большую часть поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений отсутствует полностью
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Индикаторы достижения компетенции:
ПК-14: ость организовывать работу малого коллектива исполнителей в профессиональной сфере

Индикаторы достижения компетенции:
Знает
основные представления об управленческих решениях
общий процесс выработки и принятия управленческих решений, необходимых для работы малого коллектива исполнителей в профессиональной деятельности
приемы повышения эффективности управленческих решений, необходимых для работы малого коллектива исполнителей в профессиональной деятельности

Умеет
работать в команде при решении основных проблем защиты информации
распределять цели и задачи малой группы при решении основных проблем защиты информации
формировать необходимую информационную базу для принятия
управленческих решений, оценивать эффективность вырабатываемых управленческих решений

Владеет
навыками принятия решения в соответствии с существующей законодательной базой.
навыками ведения диалога и делового спора при решении профессиональных задач
Навыками принятия управленческих решений при организации работ малого коллектива.

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:

1. Какие факторы определяют выбор управленческой модели:
2. Что является предметом и продуктом труда в управлении
3. Укажите основное управленческое действие для руководителя.
4. Перечислите основные функции процесса управления.
5. Что такое организационная структура?
6. Что такое коммуникативный процесс?.
7. Назовите этапы коммуникативного процесса:
8. Что относится к задачам контроля
оценка состояния и значимости полученных результатов
9. Что такое координация в управленческой деятельности?
10. Основные требования к целям организации
11. Как осуществляется текущий контроль в организации?
12. Что такое субъекты управления?
13. Что является целью любой структуры управления?
14. Что такое организационные структуры управления?
15. Что такое делегирование?
16. Что такое стиль руководства
17. Чем отличается аналитический инструмент для принятия решений «Дерево событий» от «Дерева решений»
18. На чем основан эвристический метод принятия решений?
19. Как классифицируются управленческие решения по степени надежности предвидения:
20. Как называется метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы
21 Что такое Парадокс Кондорсэ?
Если большинство не может прийти к нужному результату, порядок голосования играет большую роль

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Вы руководитель фирмы Вам необходимо организовать процесс формирования «Перечня
сведений конфиденциального характера». Опишите процесс организации.
2. Вы руководитель фирмы Вам необходимо организовать конфиденциальное делопроизводство. Опишите процесс организации.
3. Вы руководитель фирмы Вам необходимо организовать процесс осуществления защитных в отношении документопотоков. Опишите процесс организации.
4. Вы руководитель фирмы и Вам необходимо организовать технологическую систему обработки конфиденциальных документов. Опишите процесс организации.
5. Вам мер нужно сформировать имидж организации. Какие приемы. Как руководитель, примените
6. Укажите ВИДЫ возможных конфликтов в коммерческой организации
7. Приведите примеры разрешения конфликтов
8. Разработайте рекомендации по минимизации конфликтов в коммерческой организации
9. Как Вы будете подбирать специалиста по защите информации Директор принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у начальника отдела. Прием на работу не был с ним согласован. Вскоре выяснилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Действия начальника отдела.
10. Поступил заказ на установку видеонаблюдения в организации. Сотрудники отдела. Работают. Один сотрудник часто в течение рабочего дня уходит из комнаты, в которой работают сотрудники. Начальник отдела видит его в «курилке», в коридоре и т.п. Действия начальника отдела.
11. Директор принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у начальника отдела. Прием на работу не был с ним согласован. Принятый работник не выполняет свои обязанности. Действия начальника отдела.
12. Как Вы будете выявлять человеческие качества специалиста по защите информации
13. Как Вы будете выявлять профессиональные качества специалиста по защите информации
14. Как реализуется контроль в организации7
15. Укажите основное управленческое действие для руководителя
16. Как можно проверить профессиональные умения при приеме на работу?
17. Какие подходы к разработке альтернатив при принятии управленческого решения Вы знаете?
18. На основании каких исходных данных Вы, как руководитель организации, сформулируете подход к принятию управленческого решения?
19. Как обеспечить сплоченность коллектива при выполнении проекта?
20. Вам как руководителю нужно выявить лидера в коллективе. Ваши действия

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грибов В.Д., Кисляков Г.В. Управленческая деятельность: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Минакова Н.Н. Основы управленческой деятельности: , portal.edu.asu.ru
Л2.2 Говорова С. В. , Пелешенко В. С. Основы управленческой деятельности: Учебное пособие Ставрополь: СКФУ, 2016 // ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle "Основы управленческой деятельности» portal.edu.asu.ru
Э2 Российская национальная библиотека. www.nlr.ru
Э3 Национальная электронная библиотека. www.nns.ru
Э4 Российская государственная библиотека. www.rsl.ru
Э5 Образовательный сайт www.intuit.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям (теоретический курс):
Перед очередной лекцией необходимо бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Часть лекционного материала представлена в виде презентаций, ссылок на Интернет-источники. Материалы распределены по разделам курса.

Рекомендации по подготовке к практическим работам:
- необходимо проработать теоретический материал, соответствующий теме работы.
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении.
- при ответе на вопросы, поставленные для самостоятельной проработки, необходимо его увязывать их с вопросами защиты информации в коммерческой организации.

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе:
- выполнять в установленные сроки все плановые задания, выдаваемые преподавателем, выяснять на консультациях неясные вопросы.
= прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксировать и выносить на плановую консультацию.