МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_ИБ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рецензент(ы):
к.т.н., Доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Информатика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.03.01 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1515)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Поляков Виктор Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой Поляков Виктор Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины – дать студентам представление об информатике, как о науке, ее основных понятиях, законах и методах, а также подготовить студентов к эффективному использованию современных компьютеров, сетевого и телекоммуникационного оборудования, прикладных программных продуктов.
Основными задачами изучения дисциплины «Информатика» являются:
- Усвоение студентами основных понятий и определений информатики.
- Получение практических навыков работы на персональном компьютере.
- Получение практического опыта работы в операционной среде Windows с пакетом офисных прикладных программ Microsoft Office.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью понимать значение информации в развитии современного общества, применять информационные технологии для поиска и обработки информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об информационных основах процессов управления;
о методах поиска информации;
о принципах кодирования информации; о системах счисления;
о возможности соединения разнотипной информации в одном электронном доку-менте с помощью технологии мультимедиа;
о работе электронной почты; об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет;
3.2.Уметь:
3.2.1.функции языка как способа представления информации;
способы хранения и основные виды хранилищ информации;
основные единицы измерения количества информации;
правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;
основные логические операции, их свойства и обозначения;
общую функциональную схему компьютера;
назначение и основные характеристики устройств компьютера;
назначение и основные функции операционной системы;
назначение и возможности электронных таблиц;
назначение и основные возможности баз данных;
основные объекты баз данных и допустимые операции над ними;
этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
перечислять основные характерные черты информационного общества;
переводить числа из одной системы счисления в другую;
строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логи-ческих выражений;
применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
применять графический редактор для создания и редактирования изображений; строить диаграммы;
применять электронные таблицы для решения задач;
создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; перечислять и описывать различные типы баз данных;
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять по-иск файлов); вводить и выводить данные;
работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами;
записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Двоичная арифметика
1.1. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Кодирование информации
2.1. Кодирование целых чисел со знаком Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.2. Кодирование целых чисел со знаком Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.3. Кодирование целых чисел со знаком Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.4. Кодирование вещественных чисел Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.5. Кодирование вещественных чисел Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.6. Кодирование вещественных чисел Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.7. Кодирование текстовой информации Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.8. Кодирование текстовой информации Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.9. Кодирование текстовой информации Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.10. Двоичное кодирование графической информации Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.11. Двоичное кодирование графической информации Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.12. Двоичное кодирование графической информации Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.13. Двоичное кодирование звуковой информации Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.14. Двоичное кодирование звуковой информации Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.15. Двоичное кодирование звуковой информации Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Информация. Свойства информации. Количество информации
3.1. Понятие информации. Общая характеристика процесса сбора, передачи, обработки и накопления информации. Представление данных в памяти ЭВМ. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.2. Понятие информации. Общая характеристика процесса сбора, передачи, обработки и накопления информации. Представление данных в памяти ЭВМ. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.3. Количество информации. Формула количества информации Хартли. Формула количества информации Шеннона Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.4. Количество информации. Формула количества информации Хартли. Формула количества информации Шеннона Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.5. Количество информации. Формула количества информации Хартли. Формула количества информации Шеннона Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Сжатие информации
4.1. Сжатие информации. Необходимость сжатия информации. Избыточность информации. Коды сжатия. Сжатие без потерь и сжатие с потерями. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
4.2. Сжатие информации. Необходимость сжатия информации. Избыточность информации. Коды сжатия. Сжатие без потерь и сжатие с потерями. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
4.3. Сжатие без потерь. Статистические методы сжатия: алгоритмы Хаффмена и Шеннона-Фано. Кодовое дерево. Префиксный код. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
4.4. Сжатие без потерь. Статистические методы сжатия: алгоритмы Хаффмена и Шеннона-Фано. Кодовое дерево. Префиксный код. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
4.5. Сжатие без потерь. Статистические методы сжатия: алгоритмы Хаффмена и Шеннона-Фано. Кодовое дерево. Префиксный код. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
4.6. Сжатие без потерь. Кодирование методом повторяющихся последовательностей. Арифметические методы. Метод словарей. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
4.7. Сжатие без потерь. Кодирование методом повторяющихся последовательностей. Арифметические методы. Метод словарей. Практические 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
4.8. Сжатие без потерь. Кодирование методом повторяющихся последовательностей. Арифметические методы. Метод словарей. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
4.9. Сжатие с потерями. Алгоритмы с регулируемой потерей информации. Алгоритм jpeg сжатия графической информации. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации. Алгоритм mpeg сжатия видео информации. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
4.10. Сжатие с потерями. Алгоритмы с регулируемой потерей информации. Алгоритм jpeg сжатия графической информации. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации. Алгоритм mpeg сжатия видео информации. Сам. работа 1 5 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Экзамен
5.1. Экзамен 1 27 ОПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1 Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11445

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ :
ОПК-4: способностью понимать значение информации в развитии современного общества, применять информационные технологии для поиска и обработки информации
Знать:
-об информационных основах процессов управления;
-о методах поиска информации;
-об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет;
-технологии обеспечения защиты и сохранности конфиденциальных документов, системы организации бумажного и электронного конфиденциального делопроизводства
-методы и средства защиты информации в операционных системах, базах данных и прикладных программах
-программные средства борьбы со злонамеренным программным обеспечением
-аппаратные средства борьбы с утечкой информации
Уметь:
- применять основные логические операции, их свойства и обозначения
- воспринимать, обобщать и анализировать информацию для постановки цели и выбору
- использовать основные прикладные программные средства и информационные технологии
- конфигурировать и использовать средства защиты информации в СУБД, ОС и прикладных программах
- настраивать антивирусные программы и другие средства борьбы с программными закладками, применять технические средства защиты данных
Владеть:
- примерами получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике
- логическими схемами из основных логических элементов по формулам логических выражений
- способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач
- навыками эксплуатации современного электронного оборудования и информационно-коммуникационных технологий


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопрос 1:
Файловая система определяет …
а) способ организации данных на диске
б) емкость диска
в) число пикселей на диске
г) физические особенности носителя
Верный ответ:а)
Вопрос 2:
Для хранения в оперативной памяти символы преобразуются в …
а) числовые коды в десятичной системе счисления
б) числовые коды в шестнадцатеричной форме
в) числовые коды в двоичной системе счисления
г) графические образы
Верный ответ:в)
Вопрос 3:
Виды информации по способу восприятия информации человеком:
а) визуальная, звуковая, тактильная, обонятельная, вкусовая
б) математическая, биологическая, медицинская, психологическая
в) обыденная, производственная, техническая, управленческая
г) текстовая, числовая, графическая, табличная
д) научная, социальная, политическая, экономическая, религиозная
Верный ответ:а)
Вопрос 4:
Виды информации по форме представления:
а) текстовая, числовая, символьная, графическая, табличная
б) социальная, политическая, экономическая, техническая, религиозная
в) математическая, биологическая, медицинская, психологическая
г) визуальная, звуковая, тактильная, обонятельная, вкусовая
д) обыденная, научная, производственная, управленческая
Верный ответ:а)
Вопрос 5:
Именованная область внешней памяти произвольной длины с определенным количеством информации – это…
а) слово
б) атрибут
в) программа
г) файл
Верный ответ:г)
Вопрос 6:
Слово длиной из 8 бит называется …
а) байтом
б) стандартом
в) адресом
г) дитом
Верный ответ:а)
Вопрос 7:
Аудиоинформацией называют информацию, которая воспринимается посредством органов …
а) осязания (коже
б) обоняния
в) восприятия вкуса
г) зрения
д) слуха
Верный ответ:д)
Вопрос 8:
В кибернетике под информацией понимается …
а) любая последовательность символов
б) понимают отражение внешних воздействий
в) сведения, интересующие работника
г) часть сообщения, важная для управления объектом
Верный ответ:г)
Вопрос 9:
Вариант, в котором единицы измерения информации расположены в порядке возрастания
а) мегабайт, гигабайт, терабайт
б) терабайт, мегабайт, гигабайт
в) мегабайт, терабайт, гигабайт
г) гигабайт, мегабайт, терабайт
Верный ответ:а)
Вопрос 10:
К аудиоинформации относят информацию, которая передается посредством …
а) знаковых моделей
б) световых волн
в) электромагнитных волн
г) переноса вещества
д) звуковых волн
Верный ответ:г)
Вопрос 11:
Задан полный путь к файлу C:DOCPROBA.TXT Каково имя файла?
а) C:DOCPROBA.TXT
б) DOCPROBA.TXT
в) TXT
г) PROBA.TXT
Верный ответ:г)
Вопрос 12:
Короткое имя файла состоит из …
а) собственно имени и расширения
б) любых 12 символов
в) адреса файла
г) только имени файла
Верный ответ:а)
Вопрос 13:
Наименьшим элементом поверхности визуализации, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие параметры, является …
а) слово
б) кодон
в) байт
г) пиксель
Верный ответ:г)
Вопрос 14:
Компьютер — это …
а) устройство для хранения информации любого вида
б) устройство для работы с текстами
в) электронное вычислительное устройство для обработки чисел
г) устройство для обработки аналоговых сигналов
д) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией
Верный ответ:д)
Вопрос 15:
Расширение имени файла, как правило, характеризует …
а) место, занимаемое файлом на диске
б) объем файла
в) тип информации, содержащейся в файле
г) время создания файла
д) место создания файла
Верный ответ:в)
Вопрос 16:
Размер файла в операционной системе определяется в …
а) кластерах
б) байтах
в) битах
г) секторах
Верный ответ:б)
Вопрос 17:
Понятие «информация» является …
а) производным от математики
б) зародилось в недрах таких наук, как математика и кибернетика
в) базовым (первичны понятием науки
г) производным от кибернетики
Верный ответ:в)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
1. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления.
2. Двоичная арифметика. Сложение и вычитание двоичных чисел.
3. Умножение двоичных чисел: частичные произведения, умножение старшими разрядами вперед, умножение младшими разрядами вперед.
4. Кодирование целых чисел со знаком. Прямой, обратный и дополнительный коды.
5. Кодирование вещественных чисел. Мантисса и порядок вещественного числа. Нормализованное число. Принципы чисел с плавающей запятой в стандарте IEEE 754. Формат с одинарной точностью (32 бита) в стандарте IEEE 754: описание, смещенный порядок, границы диапазона вещественных чисел.
6. Кодирование текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Международный стандарт Unicode.
7. Двоичное кодирование графической информации. Растровое изображение. Пространственная дискретизация. Пиксел. Разрешающая способность и размер пиксела. Кодирование цвета. Цветовая модель RGB. Количество цветов. Глубина кодирования цвета. Форматы кодирования цветов. Размер графического файла. Векторное изображение.
8. Двоичное кодирование звуковой информации. Звук. Громкость и тон звука. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Теорема Котельникова- Найквиста. Амплитудная дискредитация. Глубина кодирования звука. Звуковая карта. Размер аудиофайла в формате WAV.
9. Информатика. Информация. Виды информации. Свойства информации. Количество информации.
10. Формула количества информации Хартли.
11. Формула количества информации Шеннона.
12. Информатизация. Информационное общество.
13. Сжатие информации. Необходимость сжатия информации. Избыточность информации. Коды сжатия. Сжатие без потерь и сжатие с потерями.
14. Сжатие без потерь. Статистические методы сжатия: алгоритмы Хаффмена и Шеннона-Фано. Кодовое дерево. Префиксный код.
15. Сжатие без потерь. Кодирование методом повторяющихся последовательностей. Арифметические методы. Метод словарей.
16. Сжатие с потерями.
17. Алгоритмы с регулируемой потерей информации.
18. Алгоритм jpeg сжатия графической информации.
19. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации.
20. Алгоритм mpeg сжатия видео информации.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ :
ОПК-4: способностью понимать значение информации в развитии современного общества, применять информационные технологии для поиска и обработки информации
Знать:
-об информационных основах процессов управления;
-о методах поиска информации;
-об информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Интернет;
-технологии обеспечения защиты и сохранности конфиденциальных документов, системы организации бумажного и электронного конфиденциального делопроизводства
-методы и средства защиты информации в операционных системах, базах данных и прикладных программах
-программные средства борьбы со злонамеренным программным обеспечением
-аппаратные средства борьбы с утечкой информации
Уметь:
- применять основные логические операции, их свойства и обозначения
- воспринимать, обобщать и анализировать информацию для постановки цели и выбору
- использовать основные прикладные программные средства и информационные технологии
- конфигурировать и использовать средства защиты информации в СУБД, ОС и прикладных программах
- настраивать антивирусные программы и другие средства борьбы с программными закладками, применять технические средства защиты данных
Владеть:
- примерами получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике
- логическими схемами из основных логических элементов по формулам логических выражений
- способностью применять основные методы, средства, технологии, алгоритмы решения задач
- навыками эксплуатации современного электронного оборудования и информационно-коммуникационных технологий



ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:

1. Системы счисления. Позиционные системы счисления. Десятичная, двоичная и шестнадцатеричная системы счисления.
2. Двоичная арифметика. Сложение и вычитание двоичных чисел.
3. Умножение двоичных чисел: частичные произведения, умножение старшими разрядами вперед, умножение младшими разрядами вперед.
4. Кодирование целых чисел со знаком. Прямой, обратный и дополнительный коды.
5. Кодирование вещественных чисел. Мантисса и порядок вещественного числа. Нормализованное число. Принципы чисел с плавающей запятой в стандарте IEEE 754. Формат с одинарной точностью (32 бита) в стандарте IEEE 754: описание, смещенный порядок, границы диапазона вещественных чисел.
6. Кодирование текстовой информации. Кодовая таблица ASCII. Международный стандарт Unicode.
7. Двоичное кодирование графической информации. Растровое изображение. Пространственная дискретизация. Пиксел. Разрешающая способность и размер пиксела. Кодирование цвета. Цветовая модель RGB. Количество цветов. Глубина кодирования цвета. Форматы кодирования цветов. Размер графического файла. Векторное изображение.
8. Двоичное кодирование звуковой информации. Звук. Громкость и тон звука. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Теорема Котельникова- Найквиста. Амплитудная дискредитация. Глубина кодирования звука. Звуковая карта. Размер аудиофайла в формате WAV.
9. Информатика. Информация. Виды информации. Свойства информации. Количество информации.
10. Формула количества информации Хартли.
11. Формула количества информации Шеннона.
12. Информатизация. Информационное общество.
13. Сжатие информации. Необходимость сжатия информации. Избыточность информации. Коды сжатия. Сжатие без потерь и сжатие с потерями.
14. Сжатие без потерь. Статистические методы сжатия: алгоритмы Хаффмена и Шеннона-Фано. Кодовое дерево. Префиксный код.
15. Сжатие без потерь. Кодирование методом повторяющихся последовательностей. Арифметические методы. Метод словарей.
16. Сжатие с потерями.
17. Алгоритмы с регулируемой потерей информации.
18. Алгоритм jpeg сжатия графической информации.
19. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации.
20. Алгоритм mpeg сжатия видео информации.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Перевод из одной системы счисления в другую.
2. Сложение целых чисел со знаком в дополнительном коде.
3. Кодовая таблица ASCII
4. Аналого-цифровый преобразователь (АЦП) и цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП).
5. Сжатие без потерь и сжатие с потерями.
6. Формула количества информации Хартли.
7. Формула количества информации Шеннона
8. Алгоритмы с регулируемой потерей информации.
9. Алгоритм jpeg сжатия графической информации.
10. Алгоритм mp3 сжатия звуковой информации.
11. Алгоритм mpeg сжатия видео информации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Элькина В.Д. Информатика и математика: Учебник и практикум для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попов А.М., Сотников В.Н., Нагаева Е.И. Информатика и математика: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 Курс на Moodle «Информатика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.