МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы компьютерного моделирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_ИБ-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 54 54 54 54
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рецензент(ы):
к.т.н., Доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы компьютерного моделирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.03.01 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1515)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков Виктор Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков Виктор Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является изучение основных понятий, приемов и методов имитационного математического моделирования информационных систем.
Основными задачами изучения дисциплины «Методы компьютерного моделирования» являются:
1. Изучение методов построения и анализа моделей систем, методов планирования машинных экспериментов
2. Формирование навыков проведения исследований моделей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять программные средства системного, прикладного и специального назначения, инструментальные средства, языки и системы программирования для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- математический аппарат для решения профессиональных задач
- инструментальные средства, языки и системы программирования для решения профессиональных задач
3.2.Уметь:
3.2.1.применять соответствующий математический аппарат для решения профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью применять соответствующий математический аппарат для решения профессиональных задач способностью применять программные средства системного, прикладного и специального назначения, инструментальные средства, языки и системы программирования для решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие модели
1.1. Понятие модели. Цели моделирования. Признаки классификация моделей. Классификация моделей. Этапы компьютерного моделирования Лекции 7 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие модели. Цели моделирования. Признаки классификация моделей. Классификация моделей. Этапы компьютерного моделирования Сам. работа 7 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Обработка результатов измерений методом наименьших квадратов Лабораторные 7 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Математические модели динамических систем
2.1. Математические модели динамических систем. Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений методом Эйлера Лекции 7 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Математические модели динамических систем. Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений методом Эйлера Сам. работа 7 16 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Моделирование движения тела под углом к горизонту с учетом силы сопротивления на Excel Лабораторные 7 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Моделирование движения тела под углом к горизонту с учетом силы сопротивления на Anylogic Лабораторные 7 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Моделирование линейных и нелинейных колебаний математического маятника Лабораторные 7 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Моделирование механического движения тела в поле гравитации Земли Лабораторные 7 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Компьютерное моделирование затухающих электрических колебаний в LCR контуре Лабораторные 7 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.8. Компьютерное моделирование процесса заряда и разряда конденсатора в RC контуре Лабораторные 7 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.9. Моделирование фильтров высоких и низких частот Лабораторные 7 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.10. Моделирование вынужденных электрических колебаний в цепи LCR Лабораторные 7 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Математические модели стохастических систем
3.1. Случайные величины. Законы распределений. Числовые характеристики случайных величин. Примеры законов распределений непрерывных случайных величин (равномерный, нормальный, экспоненциальный). Примеры законов распределений дискретных случайных величин (распределение Бернулли, распределение Пуассона). Лекции 7 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Случайные величины. Законы распределений. Числовые характеристики случайных величин. Примеры законов распределений непрерывных случайных величин (равномерный, нормальный, экспоненциальный). Примеры законов распределений дискретных случайных величин (распределение Бернулли, распределение Пуассона). Сам. работа 7 16 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Методы генерации нормализованных случайных чисел (физические, табличные, алгоритмические). Алгоритмические методы получения нормализованных случайных чисел (серединных квадратов, серединных произведений, перемешивания, конгруэнтные) Лекции 7 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Методы генерации нормализованных случайных чисел (физические, табличные, алгоритмические). Алгоритмические методы получения нормализованных случайных чисел (серединных квадратов, серединных произведений, перемешивания, конгруэнтные) Сам. работа 7 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Критерии проверки качества генераторов нормализованных случайных чисел Лекции 7 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.6. Критерии проверки качества генераторов нормализованных случайных чисел Сам. работа 7 14 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.7. Алгоритмы получения непрерывных случайных величин с заданным законом распределения Лекции 7 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.8. Алгоритмы получения непрерывных случайных величин с заданным законом распределения Сам. работа 7 11 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.9. Законы распределение вероятностей Лабораторные 7 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Экзамен
4.1. Экзамен Экзамен 7 27 ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1 Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2674

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ПК-2: Способностью применять программные средства системного, прикладного и специального назначения, инструментальные средства, языки и системы программирования для решения профессиональных задач
Знает принципы работы средств обеспечения защиты информации; основные стандарты информационной безопасности; общие принципы организации информационных систем.
Умеет разрабатывать модели угроз и нарушителей информационной безопасности информационных систем.
Владеет навыками технико-экономического обоснования формируемых проектных решений по обеспечению информационной безопасности на защищаемом объекте.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
1. Моделирование - это:
A. замещения одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала
B. создание определенно новой модели для тестирования какого-либо объекта
C. материальный объект той или иной природы по отношению к оригиналу
Верный ответ: A
2. К основным целям моделирования относятся следующие:
A. прогноз
B. оптимизация
C. разграничение
Верный ответ: A,B
3. При каком способе, из ниже перечисленных, случайные числа формируются специальным устройством?
A. табличный способ
B. аппаратный способ
C. алгоритмический способ
Верный ответ:B
4. Стохастические модели отображают:
A. поведение объекта во времени
B. процессы, в которых отсутствуют случайные воздействия
C. вероятностные процессы и события
Верный ответ:C
5. Какие недостатки, из ниже перечисленных, имеет аппаратный способ?
A. ограниченное количество случайных чисел
B. на формирование случайного числа при программной реализации датчика требуются затраты машинного времени
C. трудность настройки
D. файл занимает место в оперативной памяти компьютера
E. при необходимости невозможно повторить эксперимент при одной и той же последовательности случайных чисел
Верный ответ: C, E
6. Что называют ошибкой первого рода?
A. забракованность проверяемой гипотезы, если она верна
B. принятие проверяемой гипотезы, когда она не верна
C. отказ от проверки гипотезы
Верный ответ: A
7. В основе какого моделирования лежит метод обратной функции?
A. моделирование совместно независимых событий
B. моделирование случайной величины с произвольным законом распределения
C. моделирование единичного события
Верный ответ:
8. При каком способе, из ниже перечисленных, случайные числа помещаются в оперативную или внешнюю память компьютера в виде таблицы?
A. аппаратный способ
B. алгоритмический способ
C. табличный способ
Верный ответ: C
9. Предположение о законе распределения вероятностей случайных величин называется:
A. гипотезой
B. критерием согласия
C. матожиданием
Верный ответ: A
10. Что называют ошибкой второго рода?
A. забракованность проверяемой гипотезы, если она верна
B. принятие проверяемой гипотезы, когда она не верна
C. отказ от проверки гипотезы
Верный ответ: B
11. Какое моделирование выполняет процесс построения и изучения математических моделей?
A. математическое
B. имитационное
C. аналитическое
Верный ответ: A
12. Промежуточный объект между процессом моделирования и оригиналом называется:
A. материальным объектом
B. объект-оригинал
C. моделью
Верный ответ: C
13. При каком способе, из ниже перечисленных, случайные числа формируются с помощью специальных алгоритмов и реализующих их программ при каждом обращении моделирующего алгоритма за случайным числом?
A. аппаратный способ
B. алгоритмический способ
C. табличный способ
Верный ответ: B
14. Какие модели отображают процессы, в которых отсутствуют случайные воздействия?
A. дискретно-непрерывные
B. детерминированные
C. абстрактные
Верный ответ: B
15. Какие преимущества, из ниже перечисленных, имеет алгоритмический способ?
A. неограниченное количество случайных чисел
B. числа требуют однократную проверку при формировании или недоверии источнику
C. требует малые вычислительные ресурсы компьютера
D. можно повторять вычислительный эксперимент при одной и той же последовательности случайных чисел
E. можно многократно воспроизвести одну и ту же последовательность
F. не требует затрат оперативной памяти
G. в памяти компьютера храниться только программа датчика, занимающая малый объем
Верный ответ: E, G
16. Какие недостатки, из ниже перечисленных, имеет алгоритмический способ?
A. ограниченное количество случайных чисел
B. на формирование случайного числа при программной реализации датчика требуются затраты машинного времени
C. трудность настройки
D. файл занимает место в оперативной памяти компьютера
E. при необходимости невозможно повторить эксперимент при одной и той же последовательности случайных чисел
F. любой алгоритмический датчик может сгенерировать ограниченное количество неповторяющихся чисел
Верный ответ: B, F

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
1. Понятие модели. Цели моделирования.
2. Признаки классификация моделей.
3. Классификация моделей. Этапы компьютерного моделирования
4. Математические модели динамических систем.
5. Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений методом Эйлера
6. Компьютерное моделирование механического движения частиц методом Эйлера
7. Компьютерное моделирование электрических колебаний методом Эйлера
8. Случайные величины.
9. Законы распределений.
10. Числовые характеристики случайных величин.
11. Примеры законов распределений непрерывных случайных величин (равномерный, нормальный, экспоненциальный).
12. Примеры законов распределений дискретных случайных величин распределение Бернулли
13. Примеры законов распределений дискретных случайных величин распределение Пуассона
14. Методы генерации нормализованных случайных чисел (физические, табличные, алгоритмические).
15. Алгоритмические методы серединных квадратов получения нормализованных случайных чисел
16. Алгоритмические методы серединных произведений получения нормализованных случайных чисел
17. Алгоритмические методы перемешивания получения нормализованных случайных чисел
18. Алгоритмические конгруэнтные методы получения нормализованных случайных чисел
19. Критерии проверки качества генераторов нормализованных случайных чисел
20. Алгоритмы получения непрерывных случайных величин с заданным законом распределения


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ОПК-12: Способен проводить подготовку исходных данных для проектирования подсистем, средств обеспечения защиты информации и для технико-экономического обоснования соответствующих проектных решений;
Индикаторы достижения компетенции:
Знать:
- математический аппарат для решения профессиональных задач
- инструментальные средства, языки и системы программирования для решения профессиональных задач
Уметь: применять соответствующий математический аппарат для решения профессиональных задач
Владеть: способностью применять соответствующий математический аппарат для решения профессиональных задач способностью применять программные средства системного, прикладного и специального назначения, инструментальные средства, языки и системы программирования для решения профессиональных задач

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Понятие модели. Цели моделирования. Признаки классификация моделей. Классификация моделей. Этапы компьютерного моделирования
2. Математические модели динамических систем. Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений методом Эйлера
3. Компьютерное моделирование механического движения частиц методом Эйлера
4. Компьютерное моделирование электрических колебаний методом Эйлера
5. Случайные величины. Законы распределений. Числовые характеристики случайных величин. Примеры законов распределений непрерывных случайных величин (равномерный, нормальный, экспоненциальный). Примеры законов распределений дискретных случайных величин (распределение Бернулли, распределение Пуассона).
6. Методы генерации нормализованных случайных чисел (физические, табличные, алгоритмические). Алгоритмические методы получения нормализованных случайных чисел (серединных квадратов, серединных произведений, перемешивания, конгруэнтные) .
7. Критерии проверки качества генераторов нормализованных случайных чисел
8. Алгоритмы получения непрерывных случайных величин с заданным законом распределения
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие модели. Цели моделирования. Признаки классификация моделей. Классификация моделей. Этапы компьютерного моделирования
2. Математические модели динамических систем. Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений методом Эйлера
3. Компьютерное моделирование механического движения частиц методом Эйлера
4. Компьютерное моделирование электрических колебаний методом Эйлера
5. Случайные величины. Законы распределений. Числовые характеристики случайных величин. Примеры законов распределений непрерывных случайных величин (равномерный, нормальный, экспоненциальный). Примеры законов распределений дискретных случайных величин (распределение Бернулли, распределение Пуассона).
6. Методы генерации нормализованных случайных чисел (физические, табличные, алгоритмические). Алгоритмические методы получения нормализованных случайных чисел (серединных квадратов, серединных произведений, перемешивания, конгруэнтные) .
7. Критерии проверки качества генераторов нормализованных случайных чисел
8. Алгоритмы получения непрерывных случайных величин с заданным законом распределения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. Практикум: Учебное пособие для бакалавров М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека.
Э2 www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека.
Э3 www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека.
Э4 www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека.
Э5 www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ».
Э6 www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Э7 www.intuit.ru/ Образовательный сайт
Э8 www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э9 www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы»
Э10 www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы
Э11 Курс на Moodle «Методы компьютерного моделирования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
410К лаборатория в области электротехники, электроники и схемотех-ники, лаборатория физических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM – 11 шт.; учебно-лабораторные стенды – 5 шт.; Контрольно-измерительная аппаратура для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов: осциллограф цифровой АСК-2062 – 5 шт.; Средства для измерения параметров электрических цепей: мультиметр АРРА 205 – 5 шт; Вольтметр 01202-50; Вольт-метр селективный В6-9. Средства гене-рирования сигналов: генератор GFG-8219 A Good Will Instrument Co, Ltd – 5 шт.; Генератор Г5-75; Генератор Г3-112; Генератор Г3-56; Вспомогательное оборудование: Источник питания АТН-1237; Стабилизатор 1202; Стабилизатор 3222 – 3 шт.; Компаратор напряжений Р3009; Усилитель мощности LV-103; Усилитель РУ4-29 – 2 шт.; Акустический комплект 01024; Микрофон МК-202 – 2 шт.; Капсуль МК-301 – 2 шт.
414К лаборатория сетей и систем передачи информации, лаборатория программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности, лаборатория в области технологий обеспечения информационной безопасности и защищенных информационных систем - учебная аудитория для проведения занятий семи-нарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консуль-таций, текущего контроля и промежуточной аттеста-ции Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; Рабочие места на базе вычислительной техники / средства вычислительной техники: компьютеры: марка КламаС модель Компь-ютер КламаС Офис 3,1 ГГц/DDR3 4Гб/500 ГБ/DVD RW/КМ/Acer 23'' TFT TN - 16 единиц; Стенды сетей передачи информации с коммутацией пакетов и коммутацией каналов, структурирован-ной кабельной системой / сетевое обру-дование: маршрутизатор уровня малого офиса/филиала Cisco 2911R – 2 единицы; управляемый коммутатор Ethernet 2 уровня D-Link DES-3200-28/C1 – 7 единиц; управляемый коммутатор Ethernet 2 уровня Cisco Catalyst 2950; маршрутизатор уровня малого офиса/филиала Cisco 2911/K9 c модулем интерфейсов E1 (VWIC3-2MFT-T1/E1) – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSA-3110 – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSR-500 – 2 единицы; абонентские устройства D-Link DIR-300 – 3 единицы; беспроводная IP-камера D-Link DCS-2130 – 3 единицы; IP-телефон D-Link DPH-150S – 2 единицы. Аппаратно-программный комплекс обнаружения компьютерных атак "Аргус"v.1.5; Аппаратно-программный комплекс шифрования АПКШ «Континент» Версия 3.6 криптографический шлюз IPC-100. Стойки с телекоммуникационным обо-рудованием, системой питания и венти-ляции - 3 единицы; беспроводная IP-камера D-Link DCS-2130 – 3 единицы; IP-телефон D-Link DPH-150S – 2 едини-цы; межсетевые экраны D-Link DSA-3110 – 2 единицы; межсетевые экраны D-Link DSR-500 – 2 единицы; абонент-ские устройства D-Link DIR-300 – 3 еди-ницы. Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя. Комплекс проекционного оборудования для преподавателя - презентационная LCD-панель Samsung 50" UE50F5000AK; проектор мультимедиа "BenQ MP626 DLP".
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.