МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аппаратные средства вычислительной техники

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.03.01. Информационная безопасность
ПрофильБезопасность автоматизированных систем (в сфере профессиональной деятельности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план10_03_01_ИБ-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рецензент(ы):
к.т.н., Доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Аппаратные средства вычислительной техники

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 10.03.01 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1515)

составлена на основании учебного плана:
10.03.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Поляков Виктор Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков Виктор Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – сформировать у будущих специалистов систему понятий, знаний, умений и навыков в области деятельности, связанной с эксплуатацией и обслуживанием аппаратуры и оборудования, содержащего современные средства вычислительной техники.
Основными задачами изучения дисциплины «Аппаратные средства вычислительной техники» являются:
• ознакомить студентов с основами организации современных ЭВМ и их общими характеристиками, тенденциями развития устройств компьютера и компьютерных сетей, принципами организации использования средств вычислительной техники;
• научить работать на компьютере на языке программирования низкого уровня, программировать работу внешних устройств на аппаратном уровне, эффективно использовать возможности современных ПЭВМ, компьютерных сетей и программных средств для решения прикладных задач, возникающих в процессе обучения в вузе и в ходе будущей профессиональной деятельности; формулировать требования и принимать обоснованные решения по выбору аппаратно-программных средств для рационального решения задач, связанных с получением и преобразованием
• приобрести практические навыки работы на персональном компьютере в защищенной среде, в установке и сопровождении различных пакетов программ защиты информации, овладении аппаратно-программными средствами диагностики ПЭВМ;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью определять информационные ресурсы, подлежащие защите, угрозы безопасности информации и возможные пути их реализации на основе анализа структуры и содержания информационных процессов и особенностей функционирования объекта защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-Основные направления обеспечения информационной безопасности
-основные угрозы информационной безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.-обосновывать выбор технических средств обеспечения информационной безопасности обосновывать меры обеспечения информационной безопасности в соответствии с законодательством РФ
-сформулировать комплекс мер по обеспечению информационной безопасности предприятия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-методикой определения видов и форм информации, подверженной угрозам, анализировать угрозы информационно-вычислительным системам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Элементы и узлы ЭВМ
1.1. Структура центрального процессора. Организация и структу¬ра памяти. Системы прерывания. Системы вво¬да-вывода. Периферийные устройства. Лекции 4 8 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Низкоуровневый отладчик DEBUG Лабораторные 4 4 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Изучение системы команд IBM PC Лабораторные 4 4 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
1.4. Элементы и узлы ЭВМ Сам. работа 4 18 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Микропроцессорная техника
2.1. Понятие микропроцессора (МП). Виды технологии производства МП, поколения МП и их основные характеристики. Обобщенная структура МП. Основные промышленные линии микропроцессоров. Перспективные МП. Лекции 4 8 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Команды умножения и деления в IBM PC Лабораторные 4 8 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Изучение команд манипулирования битами Лабораторные 4 4 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.4. Средства программирования на ассемблере персональных ЭВМ класса IBM-PC/XT Лабораторные 4 4 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
2.5. Микропроцессорная техника Сам. работа 4 18 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. ПЭВМ, рабочие станции и серверы
3.1. Архитектура ПЭВМ, рабочих станций и серверов. Системная магистраль, буфе-ризация шин, управление системной магистралью. Подключение дополнительных и интерфейсных схем. Универсальные и специализи¬рованные ЭВМ высокой производительности. Лекции 4 12 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Пpеpывания MS/DOS Лабораторные 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.3. Дисковая память Лабораторные 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
3.4. ПЭВМ, рабочие станции и серверы Сам. работа 4 21 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Архитектура специализированных вычислительных комплексов
4.1. Архитектура комплексов, ориенти¬рованных на программное обеспечение. Машины баз дан¬ных. Объектно-ориентированная архитектура. Лекции 4 8 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
4.2. Порты Лабораторные 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
4.3. Последовательный порт Лабораторные 4 2 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
4.4. Сервисные функции BIOS для работы с экраном Лабораторные 4 4 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
4.5. Архитектура специализированных вычислительных комплексов Сам. работа 4 24 ОПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Экзамен
5.1. Экзамен 4 27 ОПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1 Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=856

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ОПК-2: Способен применять информационно-коммуникационные технологии, программные средства системного и прикладного назначения, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности;
Индикаторы достижения компетенции:
ОПК-2.1: Знает программные средства системного и прикладного назначения, информационно-коммуникационные технологии, необходимые для решения профессиональных задач.
ОПК-2.2: Умеет выбирать необходимые программные средства системного и прикладного назначения, в том числе отечественного производства, информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач.
ОПК-2.3: Владеет навыками применения программные средства системного и прикладного назначения, информационнокоммуникационными технологиями для решения профессиональных задач.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Вопрос 1:
Винчестер предназначен для…
а) постоянного хранения информации, часто используемой при работе на компьютере
б) хранения информации, не используемой постоянно на компьютере
в) управления работой ЭВМ по заданной программе
г) подключения периферийных устройств
Верный ответ: а)
Вопрос 2:
Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от…
а) напряжения питания
б) частоты процессора
в) быстроты нажатия на клавиши
г) размера экрана дисплея
Верный ответ: б)
Вопрос 3:
Характеристикой монитора является…
а) разрешающая способность
б) время доступа к информации
в) тактовая частота
г) дискретность
Верный ответ: а)
Вопрос 4:
Шины персонального компьютера обеспечивают…
а) устранение излучения сигналов
б) устранение теплового излучения
в) применение общего источника питания
г) соединение между собой его элементов и устройств
Верный ответ: г)
Вопрос 5:
Тактовая частота процессора измеряется в…
а) Бит
б) Мбайт
в) Кбайт
г) МГц
Верный ответ: г)
Вопрос 6:
Процессор обрабатывает информацию…
а) на языке Бейсик
б) в двоичном коде
в) в текстовом виде
г) в десятичной системе счисления
Верный ответ: б)
Вопрос 7:
На материнской плате размещается …
а) жесткий диск (винчесте
б) блок питания
в) процессор
г) системный блок
Верный ответ: в)
Вопрос 8:
Информационная емкость стандартных CD-ROM дисков может достигать…
а) 700 Кбайт
б) 1 Гб
в) 700 Мбайт
г) 1 Мбайт
Верный ответ: в)
Вопрос 9:
Персональный компьютер – это…
а) устройство для хранения информации любого вида
б) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией и решения задач пользователя
в) устройство для работы с текстами
г) электронное вычислительное устройство для обработки чисел
Верный ответ: б)
Вопрос 10:
Дисковод — это устройство для…
а) хранения команд исполняемой программы
б) долговременного хранения информации
в) обработки команд исполняемой программы
г) чтения/записи данных с внешнего носителя
Верный ответ: г)
Вопрос 11:
В момент включения персонального компьютера программа тестирования персонального компьютера записана в…
а) на внешнем носителе
б) регистрах процессора
в) в микросхеме BIOS
г) оперативной памяти
Верный ответ: в)
Вопрос 12:
Минимальная комплектация персонального компьютера включает:
а) Монитор, клавиатура, системный блок, мышь
б) На усмотрение пользователя в зависимости от решаемых задач
в) Монитор, клавиатура, принтер, мышь
г) Монитор, клавиатура, системный блок, модем
Верный ответ: а)
Вопрос 13:
Поверхность магнитного диска разбита на секторы. Это позволяет…
а) сократить время доступа к информации
б) уменьшить износ поверхности диска
в) увеличить объем записываемой информации
Верный ответ: а)
Вопрос 14:
Постоянно запоминающее устройство (ПЗУ) является … памятью
а) оперативной с произвольным доступом
б) динамической
в) энергозависимой
г) энергонезависимой
Верный ответ: г)
Вопрос 15:
Обработка информации ПК производится …
а) материнской платой
б) процессором
в) адаптером
г) клавиатурой
Верный ответ: б)
Вопрос 16:
Общие принципы функционирования вычислительных машин сформулированы в 40-х года ХХ столетия были сформулированы:
а) Джоном фон Нейманом
б) Билом Гейтсом
в) разработчиками компании Microsoft
Верный ответ: а)
Вопрос 17:
При выключении компьютера вся информация стирается…
а) на CD-ROM диске
б) на жестком диске
в) на гибком диске
г) в оперативной памяти
Верный ответ: г)
Вопрос 18:
В состав мультимедиа-компьютера обязательно входит…
а) CD-ROM дисковод и звуковая плата
б) проекционная панель
в) плоттер
г) модем
Верный ответ: а)
Вопрос 19:
Какое из устройств предназначено для ввода информации…
а) процессор
б) клавиатура
в) принтер
г) ПЗУ
Верный ответ: б)
Вопрос 20:
Манипулятор «мышь» — это устройство…
а) модуляции и демодуляции
б) ввода информации
в) долговременного хранения информации
г) считывания информации
Верный ответ: б)
Вопрос 21:
Программа, позволяющая управлять внешними устройствами компьютера, называется…
а) драйвер
б) система программирования
в) операционная система
г) браузер
Верный ответ: а)
Вопрос 22:
Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить…
а) принтер
б) мышь
в) оперативную память
г) дисковод
Верный ответ: в)
Вопрос 23:
Вредное воздействие на здоровье человека может оказывать…
а) системный блок
б) монитор
в) модем
г) принтер
Верный ответ: б)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
1. Описание регистров в 32-разрядном процессоре.
2. Групповая обработка команд.
3. Конвейеризация.
4. Суперскалярная архитектура
5. Схемы предсказания перехода
6. Форматы и типы данных, поддерживаемые микропроцессорами Intel.
7. Машинные команды. Форматы записи команд.
8. Режимы адресации:
9. Состав машинных команд
10. Реальный и защищенный режим Кэш-память. Кэш-память первого, второго и третьего уровней.
11. Реаизация многозадачности в защищенном режиме.
12. Сегментная адресация. Логический адрес, физический адрес.
13. Форматы и типы данных, поддерживаемые микропроцессорами Intel.
14. Машинные команды. Форматы записи команд.
15. Режимы адресации:
16. Состав машинных команд
17. Аппаратные и программные средства системы прерываний ВС. Контроллер прерываний. Порядок обработки прерывания в реальном режиме.
18. Описание регистров в 32-разрядном процессоре.
19. Схемы предсказания перехода
20. Кэш-память. Кэш-память первого, второго и третьего уровней.
21. Реализация многозадачности в защищенном режиме.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмортрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
5.3 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3:
ОПК-2: Способен применять информационно-коммуникационные технологии, программные средства системного и прикладного назначения, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности;
Индикаторы достижения компетенции:
ОПК-2.1: Знает программные средства системного и прикладного назначения, информационно-коммуникационные технологии, необходимые для решения профессиональных задач.
ОПК-2.2: Умеет выбирать необходимые программные средства системного и прикладного назначения, в том числе отечественного производства, информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач.
ОПК-2.3: Владеет навыками применения программные средства системного и прикладного назначения, информационнокоммуникационными технологиями для решения профессиональных задач.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:

1. История развития вычислительной техники. Принципы фон Неймана. Поколения ЭВМ
2. Архитектура микропроцессора 8086. Функции арифметико-логического устройства. Состав и функции устройства управления. Регистры. Указатель команд. Регистры общего назначения. Адресные регистры. Сегментные регистры. Регистр флагов FLAGS, назначение флагов.
3. Организация и структура оперативной памяти. Шина адреса и шина данных. Параграфы, сегменты. Сегментная адресация. Логический адрес, физический адрес.
4. Стековая память. Стековые регистры. Особенности записи в стек и чтения из стека.
5. Форматы и типы данных, поддерживаемые микропроцессорами Intel.
6. Машинные команды. Форматы записи команд.
7. Режимы адресации:
8. Состав машинных команд
9. Реальный и защищенный режим.
10. Прерывания. Виды прерываний: аппаратные, программные, исключения. Виды прерываний: внешние, внутренние. Аппаратные и программные средства системы прерываний ВС. Контроллер прерываний. Порядок обработки прерывания в реальном режиме.
11. Понятие об архитектуре и структуре ЭВМ. Классическая структура (Принстонская) ЭВМ. Развитие структуры ЭВМ. Магистрально-модульный принцип построения ЭВМ. Гарвардская архитектура.
12. Система клавиатуры. Функции и состав системы клавиатуры. Контроллер клавиатуры. Схема и работа блока клавиатуры. Скан-код (нажатия и отпускания) клавиши. Код ASCII клавиши. Буфер клавиатуры.
13. Описание регистров в 32-разрядном процессоре.
14. Групповая обработка команд.
15. Конвейеризация.
16. Суперскалярная архитектура
17. Схемы предсказания перехода
18. Кэш-память. Кэш-память первого, второго и третьего уровней.
19. Реализация многозадачности в защищенном режиме.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сегментная адресация. Логический адрес, физический адрес.
2. Форматы и типы данных, поддерживаемые микропроцессорами Intel.
3. Машинные команды. Форматы записи команд.
4. Режимы адресации:
5. Состав машинных команд
6. Аппаратные и программные средства системы прерываний ВС. Контроллер прерываний. Порядок обработки прерывания в реальном режиме.
7. Описание регистров в 32-разрядном процессоре.
8. Схемы предсказания перехода
9. Кэш-память. Кэш-память первого, второго и третьего уровней.
10. Реализация многозадачности в защищенном режиме.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новожилов О.П. Архитектура ЭВМ и систем: Учебное пособие ЭБС Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новожилов О. П. АРХИТЕКТУРА ЭВМ И СИСТЕМ: Учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.gpntb.ru
Э2 Российская национальная библиотека. www.nlr.ru
Э3 Национальная электронная библиотека. www.nns.ru
Э4 Российская государственная библиотека. www.rsl.ru
Э5 Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». www.microinform.ru
Э6 Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. www.tests.specialist.ru
Э7 Образовательный сайт www.intuit.ru
Э8 Библиотека учебной и методической литературы www.window.edu.ru
Э9 Журнал «Открытые системы» www.osp.ru
Э10 Библиотека учебной и методической литературы www.ihtika.lib.ru
Э11 Курс на Moodle «Аппаратные средства вычислительной техники" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Visual Studio

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
410К лаборатория в области электротехники, электроники и схемотех-ники, лаборатория физических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM – 11 шт.; учебно-лабораторные стенды – 5 шт.; Контрольно-измерительная аппаратура для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов: осциллограф цифровой АСК-2062 – 5 шт.; Средства для измерения параметров электрических цепей: мультиметр АРРА 205 – 5 шт; Вольтметр 01202-50; Вольт-метр селективный В6-9. Средства гене-рирования сигналов: генератор GFG-8219 A Good Will Instrument Co, Ltd – 5 шт.; Генератор Г5-75; Генератор Г3-112; Генератор Г3-56; Вспомогательное оборудование: Источник питания АТН-1237; Стабилизатор 1202; Стабилизатор 3222 – 3 шт.; Компаратор напряжений Р3009; Усилитель мощности LV-103; Усилитель РУ4-29 – 2 шт.; Акустический комплект 01024; Микрофон МК-202 – 2 шт.; Капсуль МК-301 – 2 шт.
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
Рекомендации по подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ РПД;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.