МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

САПР в электронике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки11.04.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
ПрофильЦифровые инфокоммуникационные системы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план11_04_02_Инфокоммуникационные технологии и системы связит_ЦИС-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 52 52 52 52
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.-м.н, Доцент, Пашнев В.В.

Рецензент(ы):
к.т.н., Доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
САПР в электронике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 958)

составлена на основании учебного плана:
11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 14.06.2022 г. № 100/21-22
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Пашнев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 14.06.2022 г. № 100/21-22
Заведующий кафедрой Пашнев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является изучение и приобретение теоритических и практических навыков в использование современных подходов к автоматизированному проектированию телекоммуникационного оборудования и систем. Освоение дисциплины предполагает освоение принципами построения САПР, овладение навыками применения различных методов решения прикладных задач в области проектирования радиоэлектронных устройств, изучение программных средств поддержки процесса проектирования и подготовки проектной документации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен приобретать, обрабатывать и использовать новую информацию в своей предметной области, предлагать новые идеи и подходы к решению задач своей профессиональной деятельности
ОПК-4 Способен разрабатывать и применять специализированное программно-математическое обеспечение для проведения исследований и решении проектно-конструкторских и научно-исследовательских задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает принципы построения локальных и глобальных компьютерных сетей, основы Интернет-технологий, типовые процедуры применения проблемно-ориентированных прикладных программных средств в дисциплинах профессионального цикла и профессиональной сфере деятельности
Знает основные методы обработки экспериментальных данных с помощью современного специализированного программно-математического обеспечения при решении научно-исследовательских задач
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать современные информационные и компьютерные технологии, средства коммуникаций, способствующие повышению эффективности научной и образовательной сфер деятельности
Умеет использовать современное специализированное программно-математическое обеспечение для решения задач приема, обработки и передачи информации и проведения исследований в области инфокоммуникаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет передовым отечественным и зарубежным опытом при проведении исследований, проектировании, организации технологических процессов и эксплуатации инфокоммуникационных систем, сетей и устройств и /или их составляющих/
Владеет методами компьютерного моделирования и обработки информации с помощью специализированного программно-математического обеспечения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
Раздел 2. Основы САПР
2.1. Процесс проектирования радиоэлектронных схем. Моделирование логических схем Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.3, Л1.1, Л1.4
2.2. Математическое обеспечение проектных решений Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.2, Л1.1
2.3. Построение геометрических моделей. Разработка алгоритма САПР. Разработка базы данных для решения задач. Формализованное представление исходной информации. Сам. работа 1 12 ОПК-3, ОПК-4 Л2.3, Л1.1
2.4. Автоматизация проектных работ Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.3, Л1.1, Л1.4
2.5. Виды программного обеспечения САПР. Прикладные протоколы телекоммуникационных технологий. Системные среды САПР. Управление данными в САПР. Интеграция программного обеспечения САПР. Информационная безопасность в САПР. Сам. работа 1 16 ОПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. САПР для проектирования ВС
3.1. Проектирование электронных схем Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.1, Л1.4
3.2. Задача компоновки. Математические модели задачи компановки (коэффициент связности, двухдоольные графы, гиперграфы). Алгоритмы компановки Сам. работа 1 10 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Задача размещения, Постановка задачи. Алгоритмы размещения. задача о назначении. Трассировка. Алгоритмы трассировки. Сам. работа 1 10 ОПК-4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Работа в САПР Altium Designer Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.4
3.5. Работа в САПР КОМПАС Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.4
Раздел 4. Лабораторные работы
4.1. Altium Designer Лабораторные 1 36 ОПК-3, ОПК-4 Л2.4, Л1.2
4.2. Компас 3D Лабораторные 1 16 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.4
4.3. Расчет тепловых режимов работы радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) Сам. работа 1 18 ОПК-3 Л2.4, Л1.2
4.4. Подготовка к защитам лабораторных работ Сам. работа 1 20 ОПК-3, ОПК-4 Л1.3, Л2.4, Л1.2
4.5. Расчет механической прочности конструкции и системы виброизоляции устройства. Сам. работа 1 18 ОПК-3 Л2.4, Л2.1
4.6. Электромагнитная совместимость конструкции РЭА. Экранирование РЭА. Сам. работа 1 21 ОПК-3 Л2.4, Л2.1
Раздел 5. Аттестация
5.1. Экзамен 1 27 ОПК-3, ОПК-4 Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопрос 1. Как расшифровывается аббревиатура САПР?
а. Система автоматического проектирования.
б. Система автономного проектирования.
в. Система автоматизированного проектирования.
г. Система анонимного проектирования.
Ответ: в

Вопрос 2. Какая из нижеперечисленных САПР является отечественной разработкой?
а. Altium Designer.
б. EAGLE.
в. KiCAD.
г. Delta Design.
Ответ: г

Вопрос 3. Какая из перечисленных задач не решается при проектировании дизайна печатной платы?
а. Подбор компонентной базы.
б. Расчет тепловых нагрузок печатной платы.
в. Определение форм и размеров разрабатываемой печатной платы.
г. Расчет механической прочности печатной платы.
Ответ: а

Вопрос 4. Какой параметр влияет на расчет волнового сопротивления проводников печатной платы.
а. Ширина проводника (L).
б. Относительная диэлектрическая проницаемость (Dk).
в. Толщина медной фольги (W).
г. Расстояние до ближайших проводников или полигонов.
Ответ: а,б,в,г

Вопрос 5. Выберите подходящую по смыслу пропущенную фразу в предложении: _____________ - метод разработки
основанный на представлении программы в виде совокупности взаимодействующих объектов.
а. Объектно-ориентированное программирование.
б. Парное программирование.
в. Функциональное программирование.
г. Спиральная разработка.
Ответ: а

Вопрос 6. Назовите верное утверждение.
а. Экранирование проводников выполняю пр помощи диэлектрического материала.
б. При использовании дифференциальных пар согласование длин проводников не требуется.
в. Размещение проводников перпендикулярно друг другу не влияет на паразитную емкость.
г. Уменьшение длины проводников снижает вероятность возникновения паразитной емкости.
Ответ: г

Вопрос 7. Какой метод решает задачу коммивояжера?
а. Метод наименьших квадратов.
б. Метод генетических алгоритмов.
в. Метод ветвей и границ.
г. Логистический регрессионный анализ.
Ответ: в

Вопрос 8. Какое специальное программное обеспечение позволяет производить расчеты волнового сопротивления печатных плат?
а. SI9000.
б. Proton.
в. AutoCAD.
г. Pluto PCB.
Ответ: а

Вопрос 9. Основным конструкторским документом является?
а. Перечень элементов.
б. Паспорт.
в. Спецификация.
г. Руководство по эксплуатации.
Ответ: в

Вопрос 10. Для определения сложности изготовления печатных плат используют?
а. Таблицы сложности печатных плат.
б. Классы точности печатных плат.
в. Расчет трудозатрат.
г. Логарифмическую линейку.
Ответ: б

Вопрос 11. В каком порядке в соответствии с действующим государственным стандартом осуществляется аннотирование на схеме?
а. Снизу вверх, слева на право.
б. Снизу вверх, справа на лево.
в. Сверху вниз, слева на право.
г. Сверху вниз, справа на лево.
Ответ: в

Вопрос 12. Для обеспечения ремонтопригодности печатных плат, при проектировании посадочных мест штыревых соединителей используют?
а. Терморпады.
б. Термопары.
в. Дифференциальные пары.
г. Оптопары.
Ответ: а

Вопрос 13. Выберите язык программирования парадигмы которого соответствуют принципам ООП.
а. ASM
б. Haskell.
в. JAVA.
г. C++.
Ответ: г

Вопрос 14. Автоматизировать процесс сборки проекта и тестирования, а так же управлять зависимостями между проектами, отслеживать изменения в зависимостях
и автоматически обновлять проект при изменении зависимостей позволяют?
а. Системы автоматического проектирования.
б. Системы контроля версий.
в. Системы обработки данных.
г. Системы передачи данных.
Ответ: б

Вопрос 15. Как расшифровывается аббревиатура УГО?
а. Условно графическое описание.
б. Условно графическая область.
в. Условно графическое обозначение.
г. Условно графическое определение.
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


Задания открытого типа.
1. Перечислите классификацию компьютерных сетей по территориальному признаку.
Ответ: Глобальные сети (Wide Area Networks, WAN),локальные сети (Local Area Networks, LAN), региональные сети или сети мегаполисов (Metropolitan Area Networks, MAN).

2. Для решения проблемы дефицита белых ip-адресов был разработан механизм - …
Ответ: NAT (Network Address Translation) — механизм преобразования ip-адресов.

3. Приведите примеры программ позволяющих проводить анализ трафика компьютерных сетей.
Ответ: Microsoft Network Monitor; Intercepter-NG, Wireshark.

4. Назовите название сетевого протокола прикладного уровня, предназначенного для безопасного удаленного доступа к UNIX-системам.
Ответ: SSH(Secure Shell).

5. Назовите основное различие систем контроля версий Git и SVN.
Ответ: Git — распределенная система, SVN — централизованная.

6. Одним из параметров приемных устройств является динамический диапазон. Дайте определение этому параметру.
Ответ: Динамический диапазон — это диапазон уровней входных сигналов, при котором обеспечивается необходимое качество приема (способность приемника работать без перегрузок при воздействии сильных помех).

7. Заполните пропущенное слово/ слова. _____________-предназначена для поддерживания уровня выходного сигнала приемного устройства или усилителя в определенном допуске некоторого номинального значения при изменении уровня входного сигнала.
Ответ: Автоматическая регулировка усиления.

8. Приведите примеры программ для расчета аналоговых фильтров позволяющие отображать S-параметры рассчитанных фильтров.
Ответ: RFSim, Filter Solution, Matlab.

9. Способность принимать слабы сигналы с заданным качеством (отношением сигнал/шум) и вероятностью приема в условиях воздействия помех называется - ___________. Закончите предложение.
Ответ: Эффективная чувствительность приемника.

10. Какой уровень сигнала (в мВ) будет на входе приемного устройства, если на вход приемника, через аттенюатор 6 дБ, подать сигнал с генератора уровнем 100 мВ.
Ответ: ~50 мВ.

11. Какое количество классов точности печатных плат регламентирует ГОСТ Р 53429-2009?
Ответ: 7

12. Назовите форматы файлов, которые можно использовать на векторных фотоплоттерах, необходимые для производства печатных плат.
Ответ: Набор файлов для подготовки печатной платы к производству включает себя: Gerber RS-274-X/X2, IPC-2581 и ОDB++. А так же файлы сверления NC.

13. Согласно ЕСКД ГОСТ 2.701 схемы моделей изделий делятся на несколько видов и типов. Перечислите эти виды и типы схем.
Ответ: По виду элементов и связей, входящих в состав изделия, различают следующие виды схем: электрические схемы (Э) гидравлические схемы (Г) пневматические схемы (П) газовые схемы (Х) кинематические схемы (К) вакуумные схемы (В) оптические схемы (Л) энергетические схемы (Р) схемы деления (Е) комбинированные схемы (С).
Схемы в зависимости от основного назначения подразделяют на следующие типы, обозначаемые арабскими цифрами. Установлено восемь типов схем: структурные - 1, функциональные - 2, принципиальные полные для электрических схем -3, соединений (монтажные) - 4, подключения - 5, общие - 6, расположения - 7, объединенные - 0.

14. Как называется документ содержащий изображение сборочной единцы и другие данные, необходимые для ее сборки и контроля?
Ответ: Сборочный чертеж.

15. Заполните пропущенную фразу. ____________ - это разрезанная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при ее упругой деформации под нагрузкой.
Ответ: Шайба Гровера.

16. Перечислите алгоритмы применяемые при автотрассировки печатных плат.
Ответ: Волновой алгоритм, лучевой алгоритм, канальный алгоритм.

17. Как называется стандартизированный организационно-технологический документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.
Ответ: Технологическая карта.

18. Расшифруйте понятие жесткости и механической прочности конструкции.
Ответ: Жесткость конструкции есть отношение действующей силы к деформации конструкции, вызванной этой силой. Под прочностью конструкции понимают нагрузку, которую может выдержать конструкция без остаточной деформации или разрушения. Повышение прочности конструкции РЭА связано с усилением ее конструктивной основы, применением ребер жесткости, контровки болтовых соединений и т. д.

19. В соответствии с системой разработки и постановки продукции на производство ГОСТ 15.309-98 выпускаемая продукция должна проходить периодические испытания. С какой целью они проводятся?
Ответ: Периодические испытания проводят с целью периодического подтверждения качества продукции и стабильности технологического процесса в установленный период для подтверждения дальнейшей возможности продолжения изготовления продукции по действующей конструкторской и технологической документации и продолжения ее приемки.

20. Назовите основные типы параметризации при моделировании 3D объектов в CAD-системах.
Ответ: Табличная параметризация заключается в создании таблицы параметров типовых деталей. Создание нового экземпляра детали производится путём выбора из таблицы типоразмеров. Иерархическая параметризация заключается в том, что в ходе построения модели вся последовательность построения отображается в отдельном окне в виде «дерева построения». Вариационная или размерная параметризация основана на построении эскизов (с наложением на объекты эскиза различных параметрических связей) и наложении пользователем ограничений в виде системы уравнений, определяющих зависимости между параметрами. Геометрической параметризацией называется параметрическое моделирование, при котором геометрия каждого параметрического объекта пересчитывается в зависимости от положения родительских объектов, его параметров и переменных.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не требуется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса - один вопрос теоретического характера, второй практико-ориентированного характера.
К сдаче экзамена допускаются студенты, которые успешно сдали лабораторные работы.\

Вопросы теоретического характера.
1. Основные термины и понятия, используемые при проектировании автоматизированных систем. Методы принятия решений и утверждение. НИР и ОКР.
2. Типовые проектные процедуры. Типовая последовательность проектных процедур. Классификация САПР, виды обеспечения САПР.
3. Технические и программные средства автоматизация проектирования. Основные способы проектирования. Автоматизированное рабочее место проектирования.
4. Типовые проекты и типовые проектные решения.
5. Методы разработки программного обеспечения. Пакеты прикладных программ.
6. Моделирование процессов при автоматизации производства. Анализ моделей. Требования к математическим моделям в САПР.
7. Общесистемное программное обеспечение. Прикладные протоколы телекоммуникационных систем.
8. Системные среды САПР. Управления данными в САПР.
9. САПР для проектирования электронных схем.
10.Характеристики доступных средств САПР для реализации цифровых и аналоговых схем.
11. Построение и расчет модели обеспечения тепловых режимов электронной аппаратуры.
12. Расчет механической прочности и системы виброизоляции конструкции РЭА.
13. Электромагнитная совместимость конструкции РЭА. Расчет экранирования РЭА.
14. Разработка печатной платы радиоэлектронного устройства. Задача размещения элементов и трассировка печатной платы.
15. Методы решения частных технологических задач и алгоритмы их практической реализации.
16. Создание проекта в системе AltiumDesigner.
17. Работа в САПР Компас.
18. Использование подсистем САПР для создания конструкторской и технологической документации.

Вопросы практико-ориентированного характера.
1. Расчет механической прочности конструкции и системы виброизоляции устройства.
2. Электромагнитная совместимость конструкции РЭА. Экранирование РЭА.
3. Расчет тепловых режимов работы радиоэлектронной аппаратуры (РЭА).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.

«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   САПР в электронике.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лисяк В.В. Разработка САПР электронной аппаратуры: учебное пособие: Южный Федеральный Университет, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Певчев В. П. Применение Altium Designer при разработке схем и печатных плат: Электронное учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы: Тольяттинский государственный университет, 2015 e.lanbook.com
Л1.3 Конакова И. П., Пирогова И. И. Основы проектирования в графическом редакторе КОМПАС-График-ЗD V14: Учебная литература для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
Л1.4 С.П. Малюков, А.В. Палий, А.В. Саенко Основы конструирования и технологии электронных средств: учебное пособие , 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Уваров А. С. Программа P-CAD : электронное моделирование: учебное пособие: учебное пособие Диалог-МИФИ,, 2008 biblioclub.ru
Л2.2 Ушаков Д.М. Введение в математические основы САПР: курс лекций: Курсы и конспекты лекций Издательство "ДМК Пресс", 2011 e.lanbook.com
Л2.3 Малюх В.Н. Введение в современные САПР: Курс лекций: Курсы и конспекты лекций Издательство "ДМК Пресс", 2010 e.lanbook.com
Л2.4 Латышев, П.Н. САПР. Программы и производители : практическое пособие : учебное пособие СОЛОН-ПРЕСС, 2006 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com
Э3 ЭБС "Университетская Библиотека Онлайн" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011), бессрочно

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Standard, № 61823557 от 22.04.2013), бессрочно

Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012), бессрочно

Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 47774570 от 03.12.2010), бессрочно




Mozila FireFox, https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/;

7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/;

DjVu reader (http://djvureader.org/), бессрочно
Visual Studio (https://code.visualstudio.com/license), бессрочно

AltiumDesigner (ID 1162123 SN: 06523383 от 02.05.2012), бессрочно
Компас график LT 5.9 (http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf), бессрочно
Python c расширениями PIL, Py OpenGL (https://docs.python.org/3/license.html), бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
201К лаборатория робототехники – учебная аудитория для проведения, занятий семинарского типа (лабораторных и (или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 7 посадочных мест; рабочее место преподавателя; генераторы сигналов специальной формы; измеритель иммитанса; источники питания аналоговые; источники питания импульсные; компьютеры-моноблоки; мультиметры цифровые; осциллографы; компрессор; МФУ лазер.; ноутбук; паяльные станции; паяльные станции индукционные; полуавтоматический установщик SMD-компонентов; принтер для печати трехмерных объектов; проектор мультимедийный; частотомер портативный; экран на штативе

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для освоения лекционного материала дисциплины необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции,
ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.Ответить на контрольные вопросы предыдущей лекции.
Лабораторные работы выполняются в виде проекта. При подготовке к лабораторным работам
- руководствоваться графиком лабораторных работ;
- накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы;
- обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, объяснение полученных результатов и выводы и заключение по выполненной работе;
- при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе.
Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы.
В ходе изучения дисциплины, магистры, работая с фондом оценочных средств набирают определенное количество баллов.
При подготовке к экзамену необходимо прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.
В билет к экзамену включено 2 теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 30 баллов. Баллы, полученные во время сдачи экзамена, добавляются к баллам, набранным во время изучения дисциплины и выполнения лабораторных работ.Перевод баллов в оценку представлен в разделе «Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания».