МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые комплексы и системы инфокоммуникационных технологий и связи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки11.04.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
ПрофильЦифровые инфокоммуникационные системы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план11_04_02_Инфокоммуникационные технологии и системы связит_ЦИС-2022
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 204
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6 12 12
Лабораторные 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 102 102 102 102 204 204
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
д.т.н., Профессор, Калачев А.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Цифровые комплексы и системы инфокоммуникационных технологий и связи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 958)

составлена на основании учебного плана:
11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 14.06.2022 г. № 100/21-22
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Пашнев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 14.06.2022 г. № 100/21-22
Заведующий кафедрой Пашнев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина обеспечивает приобретение знаний в соответствии с государственным образовательным стандартом, содействует фундаментализации образования и развитию логического мышления.
Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию современной аппаратной базы и программных средств для решения широкого спектра задач в различных областях, а именно: ознакомить студентов с основами теории сетей управления и передачи данных, существующими стандартами и тенденциями развития сетевых технологий; привить навыки работы с различными языками программирования для создания системных программ; изложить основные принципы организации сетевого программного обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен проводить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения телекоммуникационного оборудования
ПК-2 Способен к выполнению работ по обеспечению функционирования телекоммуникационного оборудования корпоративных сетей с учетом требований информационной безопасности
ПК-3 Способен к администрированию системного программного обеспечения и систем управлениями базами данных инфокоммуникационной системы организации
ПК-4 Способен к администрированию процесса поиска и диагностики ошибок сетевых устройств и программного обеспечения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы электротехники, принципы построения и функционирования сетей связи, основы сетевых технологий
принципы работы и установки сетевого
основы сетевых технологий.
стандарты и методы защищенной передачи данных в корпоративных сетях
современные технологии и стандарты администрирования телекоммуникационных корпоративных сетей
методы оценки параметров работы сетевого оборудования
архитектуру программных компонентов СУБД и операционные системы
общие принципы функционирования и архитектуру аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети
протоколы канального, сетевого, транспортного и прикладного уровней модели взаимодействия открытых систем
3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать и настраивать программное обеспечение
применять нормативно-техническую документацию, касающуюся установки и настройки программного обеспечения, проверять качество выполненных работ на соответствие требованиям проектной документации
диагностировать работу сетевого оборудования, выявлять проблемы и находить решения
поддерживать актуальность сетевой инфраструктуры, вести электронные базы данных
применять новые технологии администрирования, пользоваться технической документацией
использовать программно-технические средства диагностики и мониторинга инфокоммуникационного оборудования
администрировать и архивировать базы данных, применять современные методы и способы реорганизации и восстановления данных
использовать современные программно-аппаратные средства резервирования данных
пользоваться нормативно-технической документацией по файловым системам
пользоваться контрольно-измерительными приборами и аппаратурой; конфигурировать операционные системы сетевых устройств, производить мониторинг администрируемой сети
пользоваться нормативно-технической документацией в области инфокоммуникационных технологий
устанавливать и инициализировать новое программное обеспечение
анализировать сообщения об ошибках в сетевых устройствах и операционных системах, локализовать отказы и инициировать корректирующие действия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками установки и настройки программного обеспечения телекоммуникационного оборудования
сетевыми анализаторами, системами мониторинга и контроля работоспособности сетевых сервисов и телефонии
навыками администрирования системного и сетевого программного обеспечения
навыками выбора основных статистических показателей работы сетей и анализа полученных статистических данных с целью фиксации отклонений от штатной работы телекоммуникационного оборудования;
навыками выполнения работ по конфигурированию телекоммуникационного оборудования
навыками защиты баз данных от несанкционированного доступа
методами сжатия и хранения информации, осуществлять самостоятельный поиск информации, необходимой для выполнения профессиональных задач
навыками работы со специальным инструментарием для администратора базы данных (монитор снимков и монитор событий)
навыками работы с аппаратными, программно-аппаратными и программными средствами администрируемой инфокоммуникационной системы
английским языком на уровне чтения технической документации
навыками конфигурирования сетевых устройств и операционных систем
навыками установки средств защиты сетевых устройств и программного обеспечения;
навыками мониторинга установленных сетевых устройств и программного обеспечения
навыками выявления, устранения сбоев и отказов сетевых устройств и операционных систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое обучение
1.1. Беспроводные сети передачи информации. Классификация. Обзор стандартов. Методы доступа. Системы модуляции сигнала. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. История и предпосылки развития беспроводных сетевых технологий Сам. работа 1 20 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Персональные беспроводные сети. Bluetooth. HomeRF. ZigBee (IEEE802.15.4). IEEE802.15.3(3a). 6LoWPAN. Лекции 1 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Беспроводные широковещательные сети Сам. работа 1 20 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Беспроводные локальные сети стандарта IEEE 802.11. Основные принципы. Аппаратная реализация. Методы оценки производительности. Безопасность беспроводных сетей Лекции 1 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Методы оценки производительности беспроводной сети Сам. работа 1 20 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Стандарт широкополосного доступа IEEE 802.16-2004. MAC-уровень. Физический уровень. Аппаратная реализация. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Архитектура и технические средства беспроводных региональных сетей. Элементы СВЧ-тракта и антенны. Лекции 2 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Особенности реализации аппаратуры стандарта IEEE 802.16 Сам. работа 2 40 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Типы антенн и их характеристики Сам. работа 2 40 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Лабораторный практикум
2.1. Беспроводные модули стандарта IEEE 802.15.4 - Xbee. Лабораторные 1 12 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Беспроводные модули стандарта IEEE 802.15.4 - Xbee. Сам. работа 1 42 ПК-3 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Беспроводные модули тандарта IEEE 802.15.4 - ZigBit. Лабораторные 2 12 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Беспроводные модули тандарта IEEE 802.15.4 - ZigBit. Сам. работа 2 22 ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Настройка базовых параметров маршрутизатора с помощью интерфейса командной строки (CLI) системы Cisco IOS Лабораторные 1 12 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Настройка базовых параметров маршрутизатора с помощью CCP Лабораторные 1 12 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Настройка статических маршрутов и маршрутов IPv4 по умолчанию Лабораторные 2 12 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Развертывание коммутируемой сети с резервными каналами Лабораторные 2 12 ПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведен в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведен в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в Приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. М. Вишневский, А. И. Ляхов, С. Л. Портной, И. В. Шахнович Широкополосные беспроводные сети передачи информации: М.: Техносфера, 2005
Л1.2 Бройдо В.Л., Ильина О.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барнс К., Боутс Т., Лойд Д., Уле Э. Защита от хакеров беспроводных сетей : М.: Издательство "ДМК Пресс", 2005 // ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Л2.2 Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научный журнал «Информационные технологии» novtex.ru
Э2 Научный журнал «Информационные системы и технологии» gu-unpk.ru
Э3 Научная и учебно-методическая литература www.intuit.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должен быть установлен .Net версии не ниже 3.5
LibreOffice
Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/
7-zip
Условия использования: https://www.7-zip.org/license.txt
Visual Studio
Условия использования: https://code.visualstudio.com/license
Acrobat Reader
Условия использования: http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
Mozila FireFox
Условия использования: https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/
Chrome
Условия использования: http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
Microsoft WindowsMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
203К лаборатория цифровой обработки сигналов - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 2 шт.; компьютеры: марка компьютер Парус модель 945 MSI - 12 единиц; коммутатор D-LINK; методические указания по выполнению лабораторной работы по дисциплине "Нейроинформационные технологии": алгоритм обратного рассеяния; обучение без учителя; персептрон; Сети Хопфилда и Хемминга.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На каждом из лабораторных занятий студенту предлагаются методические указания к выполнению лабораторной работы по соответствующей теме. Студент изучает теоретическую часть работы, рассматривает представленные в описании варианты выполнения работы. После получения индивидуального задания, в соответствии с регламентированным в Методических указаниях порядком выполнения работы, студент выполняет работу, подготавливает отчет по выполненной работе, в следующей последовательности:
- формулировка задания,
- постановка задачи исследований,
- описание схемы лабораторной установки,
- ход выполнения работы,
- полученные результаты экспериментов (таблицы, графики),
- объяснение полученных результатов,
- выводы и заключение по выполненной работе.
После оформления отчета по выполненной работе, проверки отчета преподавателем, студенту предлагается ответить на теоретические и практические вопросы по теме лабораторной работы. Работа считается выполненной полностью в случае, когда ее результаты соответствуют представленным выше критериям оценивания практических заданий и ответов на вопросы. После этого студент получает возможность начать выполнение следующей лабораторной работы с получением соответствующих методических указаний.