МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы инновационных методов получения БАВ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 78
самостоятельная работа 111
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 111 111 111 111
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. хим. наук, Доцент , Чепрасова М.Ю.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, Доцент , Харнутова Е.П.;канд. хим. наук, Доцент , Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы инновационных методов получения БАВ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.хим. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.хим. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка студентов в области инновационных методов получения биологически активных веществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-18 готовностью использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные свойства и методы получения биологически активных веществ.
Инновационные методы получения важнейших представителей биологически активных веществ.
3.2.Уметь:
3.2.1.Прогнозировать направление и результат химических превращений биологически активных веществ в процессе получения, с использованием инновационных методов.
Применять знания о свойствах биологически активных веществ для решения задач профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками постановки и выполнения исследовательской и экспериментальной работы при решении задач получения биологически активных веществ, с использованием инновационных методов получения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Классификация и структура биологически активных веществ
1.1. Классификация БАВ Лекции 8 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
1.2. Структура и функции БАВ Практические 8 6 ПК-18 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Биоорганические вещества, их свойства
2.1. Белки и пептиды Лекции 8 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.2. Ферменты Лекции 8 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.3. Витамины Лекции 8 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.4. Биологически важные гетероциклические соединения Лекции 8 4 ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.5. Основное и вспомогательное сырье, применяемое для производства БАВ. Практические 8 6 ПК-18 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы синтеза биологически активных веществ
3.1. Общие закономерности синтеза БАВ Лекции 8 4 ПК-18 Л1.1, Л2.1
3.2. Технологии синтеза БАВ Лекции 8 4 ПК-18 Л1.1, Л2.1
3.3. Инновационные методы получения БАВ Лекции 8 4 ПК-18 Л1.1, Л2.1
3.4. Инновационные методы получения БАВ. Практические 8 6 ПК-18 Л1.1, Л2.1
3.5. Определение молекулярной массы белков Лабораторные 8 8 ПК-18 Л1.1, Л2.1
3.6. Количественные методы определения белков Лабораторные 8 8 ПК-18 Л1.1, Л2.1
3.7. Кислотный гидролиз белка Лабораторные 8 8 ПК-18 Л1.1, Л2.1
3.8. Качественный анализ белкового гидролизата Лабораторные 8 6 ПК-18 Л1.1, Л2.1
3.9. Количественное определение аминокислот Лабораторные 8 6 ПК-18 Л1.1, Л2.1
3.10. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. Сам. работа 8 111 ПК-18 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-18: готовностью использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. биотехнология – направление научно-технического прогресса в медицине и фармации по получению лекарственных средств с использованием
1) микроорганизмов
2) макроорганизмов животного происхождения
3) ферментов
4) макроорганизмов растительного происхождения
5) полиферментных комплексов
6) верны все, кроме 5
Ответ: 1, 2, 3, 4

2. что не стоит целью создания трансгенных животных
1) увеличение продуктивности
2) невосприимчивость к болезням
3) ксенотрансплантация органов человеку
4) продукция лекарственных веществ и продуктов лечебного питания
Ответ:1

3. функцией феромонов является
1) антимикробная активность
2) противовирусная активность
3) изменение поведения организма со специфическим рецептором
4) терморегулирующая активность
5) противоопухолевая активность
Ответ: 3

4. трансверсия – это вид внутригенной мутации, заключающийся
1) в замене пурина на пиримидин и наоборот
2) в замене пурина на другой пурин
3) в замене пиримидина на другой пиримидин
Ответ:1

5. технологический воздух, пропускаемый через ферментационный аппарат, стерилизуют методом
1) термическим
2) ультрафиолетовым облучением
3) фильтрацией
Ответ: 3

6. целевой продукт – биомасса. По технологическим параметрам целесообразен процесс биосинтеза
1) периодический
2) непрерывный
3) полупериодический
4) объемно-доливной
Ответ: 1

7. преимущество метода биоконверсии стероидов перед химической трансформацией является
1) высокая скорость реакции окисления
2) окисление только по боковой цепи
3) окисление по системе сконденсированных колец
Ответ: 1

8. преимущества иммобилизации клеток с повышенной проницаемостью оболочки
1) длительное сохранение жизнеспособности
2) большее связывание с носителем
3) повышение скорости диффузии субстрата
4) повышение скорости выхода целевого продукта
5) возможность использования проточных процессов
6) верны 1, 3, 5
7) верны 1, 4
Ответ: 1,3,5

9. тип питания культуры тканей растения
1) ауксотрофный
2) хемогетеротрофный
3) фотоавтотрофный
4) хемолитотрофный
Ответ: 3

10. из культуры клеток Табака курительного выделяют
1) шиконин
2) убихинон
3) аймалицин
4) рутин
5) никотин
Ответ: 5

11. экстракция каротина из высушенной биомассы осуществляется
1) подсолнечным маслом
2) вазелиновым маслом
3) летучим органическим растворителем
4) раствором щелочи
5) раствором кислоты
Ответ: 1

12. препараты инсулина человека получают методами
1) заменой аминокислоты аланина в 30-м положении на треонин
2) технологией рекомбинантной ДНК
3) аффинной хроматографией свиного инсулина
4) путем замены аминокислот в инсулине КРС
5) экстракции из поджелудочной железы человека
6) верны все, кроме 3
Ответ: 6

13. К продуцентам для генно-инженерной биотехнологии относят:
а) бактериальные клетки
б) дрожжевые клетки
в) эукариотические клетки
г) все варианты верны
Ответ: г

14. Технология рекомбинантных ДНК - это:
а) совокупность процессов выделения ДНК
б) совокупность экспериментальных процедур, позволяющих осуществлять перенос генетического материала (ДНК) из одного организма в другой
в) совокупность процессов выделения РНК
г) изучение генетического материала клетки
Ответ: б

15. В биотехнологии определению «биообъект» соответствует:
а) организм, продуцирующий БАВ
б) организм, на котором испытывают новые БАВ
в) фермент, используемый для генно-инженерных процессов
г) организм, вызывающий микробную контаминацию технологического оборудования
Ответ: а


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Роль вектора в технологии рекомбинантных ДНК могут выполнять (ответ: бактериофаги)
2. Группа ферментов, относящихся к классу гидролаз, катализирующих реакцию гидролиза нуклеиновых кислот (ответ: рестриктазы)
3. Введение рекомбинантных плазмид в бактериальные клетки – это (ответ: трансформация)
4. Внехромосомный генетический элемент, способный к длительному автономному существованию и репликации (ответ: плазмиды)
5. Вирусы, заражающие бактериальные клетки (ответ: бактериофоги)
6. Совокупность методов, позволяющих путем операций in vitro переносить информацию из одного организма в другой – это (ответ: генная инженерия)
7. Медицинский препарат биологического происхождения, обеспечивающий организму появление приобретённого иммунитета к конкретному антигену (ответ: живая вакцина)
8. Вакцины, полученные из растворимых дериватов микробной клетки, например токсинов, но описывают как анатоксины (ответ: химические вакцины)
9. Изменение первичной структуры ДНК в конкретном ее участке, что, в конечном счете, приводит к изменению фенотипа биологического объекта, используемого в биотехнологических процесс (ответ: мутации)
10. Метод, основанный на выделении и культивировании тканей и клеток высших многоклеточных организмов (ответ: клеточная инженерия)
11. Использование культур клеток, бактерий, животных, растений, обеспечивающих синтез специфических веществ (Ответ: биотехнология)
12. Клетки продуцента вследствие мешалки или турбинного перемешивания и пропускания под давлением воздуха во
всем объеме питательной среды (Ответ: глубинная ферментация)
13. При разрушении клеточных стенок дрожжей и плесневых грибов применяют (ответ: «улиточный фермент»)
14. Включение фрагментов ДНК человека в плазмиды и сшивание «липких» концов (Ответ: лигирование)
15. Генная инженерия зародилась в (Ответ: 1972)
16. Основоположником генной инженерии по праву считают (Ответ: Пола Берга)
17. Первым объектом генной инженерии стала (Ответ: E.coli)
18. Перечислите какие биообъекты используют в биотехнологии (Ответ: бактерии, низшие грибы, культуры клеток, ферменты)
19. Селекция (отбор), мутагенез, гибридизация относятся к ________методам совершенствования биообъектов (Ответ: традиционным)
20. Излучение, повышенная или пониженная температура, ультразвук - это ___________мутагены (Ответ: физические)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Приведите классификацию БАВ;
2. Перечислите и охарактеризуйте основное и вспомогательное сырье, применяемое для производства БАВ;
3. Какие вещества мы относим к углеводы, на примере моносахаридов;
4. Дайте определение олиго- и полисахаридам;
5. Охарактеризуйте аминокислоты и их свойства;
6. Какие особенности строения и получения вы можете назвать для белков;
7. Перечислите основные методы получения БАВ;
8. Выявите связь между строением и биологической активностью веществ;
9. Охарактеризуйте структурную организацию белков и пептидов;
10. Назовите методы выделения белков и пептидов;
11. Дайте определение ферментам;
12. Перечислите и охарактеризуйте инновационные методы получения БАВ.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мочульская Н.Н., Максимова Н.Е., Емельянов В.В. Биоорганическая химия: М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.А. Кутакова, Н.И. Богданович, С.Б. Селянина и др. Лабораторный практикум по технологии биологически активных веществ и углеродных адсорбентов : учебное пособие : В 2 ч. : Архангельск : САФУ - Ч. 2.. Анализ БАВ. - 116 с. , 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Коваленко, Л.В. Биохимические основы химии биологически активных веществ : учебное пособие / Л.В. Коваленко. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 232 с URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427724
Э2 Травень, В.Ф. Органическая химия : учебное пособие для вузов : в 3 т. Т. 3. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство "Лаборатория знаний", 2015. — 391 с доступа: http://e.lanbook.com/book/84110
Э3 Биоорганическая химия : учебное пособие для вузов / Н. Н. Мочульская, Н. Е. Максимова, В. В. Емельянов ; под науч. ред. В. Н. Чарушина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 108 с. URL: https://www.biblio-online.ru/book/6C70A289-4BFE-4B07-B447-3614C581D265
Э4 Носова, Э.В. Химия гетероциклических биологически активных веществ : учебное пособие / Э.В. Носова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. - 205 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275817
Э5 Каминский, В. А. Органическая химия в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / В. А. Каминский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 287 с. URL: https://www.biblio-online.ru/book/DAE566FD-5072-455A-94E8-6811A40614E5
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. Просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. Полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. Если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. Психологически настроиться на лекцию.

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.