МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Направленный синтез БАВ в культуре клеток и тканей растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 76
самостоятельная работа 113
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 46 46 46 46
Сам. работа 113 0 113 0
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 103 216 103

Программу составил(и):
кандидат с\х наук, доцент, Прищепина Галина Александровна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Направленный синтез БАВ в культуре клеток и тканей растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть принципы становления и формирования коллекций культур клеток и тканей высших растений in vitro как варианта генетических коллекций, проанализировать современное состояние и перспективные возможности использования коллекций в исследованиях особенностей и закономерностей синтеза биологически активных веществ высших растений, рассмотреть
важную роль коллекций в биотехнологических производствах субстанций для лекарственных препаратов, рассмотреть методы поддержания и сохранения стабильности культур клеток в процессе длительного культивирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-9 способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ БИОТЕХНОЛОГИИ: КОЛЛЕКЦИИ КУЛЬТУР КЛЕТОК ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ
1.1. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ И ИХ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ БИОРАЗНООБРАЗИЯ Лекции 7 6
1.2. КУЛЬТУРА РАСТИТЕЛЬНЫХ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ – РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИЙ Лекции 7 8
1.3. КОЛЛЕКЦИИ КУЛЬТУР КЛЕТОК ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ – СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Лекции 7 8
1.4. КУЛЬТУРА КЛЕТОК ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ КАК ОСНОВА ДЛЯ БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛУЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ Лекции 7 8
1.5. ОСОБЕННОСТИ СИНТЕЗА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В КУЛЬТУРАХ КЛЕТОК ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ Практические 7 23
1.6. МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ КОЛЛЕКЦИОННЫХ ШТАММОВ И СТАБИЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР КЛЕТОК В ПРОЦЕССЕ ДЛИТЕЛЬНОГО КУЛЬТИВИРОВАНИЯ Практические 7 23

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7925

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕНОМОВ КЛЕТОК РАЗНЫХ ВИДОВ И РОДОВ
ВОЗМОЖНО ПРИ СОМАТИЧЕСКОЙ ГИБРИДИЗАЦИИ
1) только в природных условиях
2) только в искусственных условиях
3) в природных условиях и искусственных условиях
Правильный ответ:2
2. ВЫСОКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ПРОТОПЛАСТОВ ДОСТИГАЕТСЯ ПРИ
ХРАНЕНИИ
1) на холоду
2) в гипертонической среде
3) в среде с добавлением антиоксидантов
4) в анаэробных условиях
Правильный ответ:2
3. ПОЛИЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ, ВНОСИМЫЙ В СУСПЕНЗИЮ
ПРОТОПЛАСТОВ
1) способствует их слиянию
2) предотвращает их слияние
3) повышает стабильность суспензии
4) предотвращает микробное заражение
Правильный ответ:1
4. ДЛЯ ПРОТОПЛАСТИРОВАНИЯ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯТ
СУСПЕНЗИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ
1) в лаг-фазе
2) в фазе ускоренного роста
3) в логарифмической фазе
4) в фазе замедленного роста
5) в стационарной фазе
6) в фазе отмирания
Правильный ответ:3
5. ГИБРИДИЗАЦИЯ ПРОТОПЛАСТОВ ВОЗМОЖНА, ЕСЛИ КЛЕТКИ
ИСХОДНЫХ РАСТЕНИЙ ОБЛАДАЮТ
1) половой совместимостью
2) половой несовместимостью
3) совместимость не имеет существенного значения
Правильный ответ:3
6. ПРЯМОЙ ПЕРЕНОС ЧУЖЕРОДНОЙ ДНК В ПРОТОПЛАСТЫ
ВОЗМОЖЕН С ПОМОЩЬЮ
1) микроинъекции
2) трансформации
3) упаковки в липосомы
4) культивирования протопластов на соответствующих
питательных средах
Правильный ответ:3
7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗДУХ ДЛЯ БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОИЗВОДСТВА СТЕРИЛИЗУЮТ
1) нагреванием
2) фильтрованием
3) облучением
Правильный ответ:2
8. ПРЕИМУЩЕСТВО РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ, ПОЛУЧАЕМОГО ПРИ
ВЫРАЩИВАНИИ КУЛЬТУР КЛЕТОК ПЕРЕД СЫРЬЕМ, ПОЛУЧАЕМЫМ ИЗ
ПЛАНТАЦИОННЫХ ИЛИ ДИКОРАСТУЩИХ РАСТЕНИЙ
1) большая концентрация целевого продукта
2) меньшая стоимость
3) стандартность
4) более простое извлечение целевого продукта
Правильный ответ:3
9. АУКСИНЫ – ТЕРМИН, ПОД КОТОРЫМ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СТИМУЛЯТОРЫ РОСТА
1) растительных тканей
2) актиномицетов
3) животных тканей
4) эубактерий
Правильный ответ:1
10. ПРЕВРАЩЕНИЕ КАРДЕНОЛИДА ДИГИТОКСИНА В МЕНЕЕ
ТОКСИЧНЫЙ ДИГОКСИН (1,2-ГИДРОКСИЛИРОВАНИЕ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ КУЛЬТУРОЙ КЛЕТОК
1) Acremonium chrysogenum
2) Saccharomyces cerevisiae
3) Digitalis lanata
4) Tolypocladium inflatum
Правильный ответ:3
11. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОТОПЛАСТОВ ИЗ КЛЕТОК ГРИБОВ
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
1) лизоцим
2) трипсин
3) «улиточный фермент»
4) пепсин
5) солизим
Правильный ответ:3
12. ЗА ОБРАЗОВАНИЕМ ПРОТОПЛАСТОВ ИЗ МИКРОБНЫХ КЛЕТОК
МОЖНО СЛЕДИТЬ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ
1) вискозиметрии
2) колориметрии
3) фазово-контрастной микроскопии
4) электронной микроскопии
5) спектрального анализа
Правильный ответ:3
13. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОТОПЛАСТОВ ИЗ БАКТЕРИАЛЬНЫХ КЛЕТОК
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
1) лизоцим
2) «улиточный фермент»
3) трипсин
4) папаин
5) химотрипсин
Правильный ответ:2
14. ОСОБЕННОСТЬЮ ПЕПТИДНЫХ ФАКТОРОВ РОСТА ТКАНЕЙ
ЯВЛЯЕТСЯ
1) тканевая специфичность
2) видовая специфичность
3) образование железами внутренней секреции
4) трансформационная активность
5) каталитическая активность
Правильный ответ:5
15. МИШЕНЬЮ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ МУТАГЕНОВ В
КЛЕТКЕ БИООБЪЕКТОВ ЯВЛЯЕТСЯ
1) ДНК
2) ДНК-полимераза
3) РНК-полимераза
4) рибосома
5) информационная РНК
Правильный ответ:1


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Биологически активные вещества это –
Правильный ответ: химические вещества,необходимые для поддержания жизнедеятельности живых организмов.
2.Биологически активные вещества представляют собой...
правильный ответ: сложные органические соединения, активность которых зависит от структуры молекулы и расположения функциональных групп.
3. Основные методы синтеза БАВ
Правильный ответ: Химический и микробиологический
4. Особенности химического метода синтеза БАВ -
Правильный ответ: многостадийность получения веществ.
5.Региоселективность это...
правильный ответ: предпочтительное протекание реакции по одному из нескольких возможных реакционных центров молекулы.
6.Основные технологические стадии микробиологическогосинтеза БАВ :
правильный овет: предферментация (подготовительные работы) и ферментация (накопление и выделение целевого продукта).
7.перечислите стадии предферментации
правильный ответ: 1) приготовление и подготовка среды; 2) получение и подготовка посевного материала; 3) выбор и подготовка оборудования.
8.Понятие "питательная среда", или среда культивирования включает...
Правильный ответ: качественный и количественный состав исходных компонентов, необходимых для энергетического обмена, то есть биологически активных
(азот, фосфор, углерод, микроэлементы, витамины, минеральные соли, ростовые вещества), и физико-химические факторы (температура, аэрация).
9.На первой стадии биометаногенеза гидролиз осуществляют:
Правильный ответ: экстрацеллюлярные ферменты;
10. Вторая стадия биометаногенеза носит название:
Правильный ответ: ацетогенная фаза;
11. Анаэробные процессы:
Правильный ответ: протекают в бескислородных условиях;
12.Химический метод разрушения клеток используют при:
Правильный ответ: устойчивости получаемого продукта к щелочной среде
13.Биохимический метод разрушения клеток основан на:
Правильный ответ: воздействии ферментов на клеточные стенки
14. Экструзионный метод разрушения клеток основан на:
Правильный ответ: продавливании суспензии клеток через капиллярные отверстия;
15.Общая концентрация микроорганизмов или клеток на твердой или жидкой питательной среде при культивировании называется:
Правильный ответ: гомогенатом клеток;
16.Адаптация клеток бактериальной культуры к новым условиям свежей культуральной среды происходит в:
Правильный ответ: лаг-фазе
17.Максимальная скорость роста культуры в присутствии избытка субстрата достигается в:
Правильный ответ: экспоненциальной фазе
18.Постепенное прекращение увеличения числа клеток бактериальной культуры в результате истощения субстрата или накопления продуктов метаболизма происходит в:
Правильный ответ: фазе замедления;
19.Фаза культивирования, характеризующаяся максимальным накоплением вторичных метаболитов:
Правильный ответ: стационарная фаза
20.В промышленном синтезе ферментацию останавливают еще до наступления:
Правильный ответ: фазы отмирания;

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9: способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
6.Какие способы синтеза галогенпроизводных биологически активных веществ распространены в промышленности?
правильный ответ :каталитическое хлорирование углеводородов методом присоединения.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. ИММОБИЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЫХ КЛЕТОК-ПРОДУЦЕНТОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ НЕРАЦИОНАЛЬНА В СЛУЧАЕ
1) высокой лабильности целевого продукта (лекарственного веществ)
2) использования целевого продукта только в инъекционной форме
3) внутриклеточной локализации целевого продукта
4) высокой гидрофильности целевого продукта
5) высокой гидрофобности целевого продукта
Правильный ответ:3
2. ИММОБИЛИЗАЦИЯ КЛЕТОК-ПРОДУЦЕНТОВ ЦЕЛЕСООБРАЗНА В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОДУКТ
1) растворим в воде
2) не растворим в воде
3) локализован внутри клетки
4) представляет биомассу клеток
5) имеет плохую реологию
Правильный ответ:1
3. ЦЕЛЕВОЙ БЕЛКОВЫЙ ПРОДУКТ ЛОКАЛИЗОВАН ВНУТРИ ИММОБИЛИЗОВАННОЙ КЛЕТКИ. ДОБИТЬСЯ ЕГО ВЫДЕЛЕНИЯ, НЕ НАРУШАЯ СИСТЕМЫ, МОЖНО
1) усилив системы активного выброса
2) ослабив барьерные функции мембраны
3) присоединив к белку лидерную последовательность от внешнего белка
4) повысив скорость синтеза белка
5) увеличив количество белка
Правильный ответ:3
4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА, ОСНОВАННОГО НА ИММОБИЛИЗОВАННЫХ БИООБЪЕКТАХ, ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМ ОБУСЛОВЛЕНО
1) меньшими затратами труда
2) более дешевым сырьем
3) многократным использованием биообъекта
4) ускорением производственного процесса
5) стабильностью процесса
Правильный ответ:3
5. МОНИТОРИНГ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЛЕКАРСТВЕННОМУ ПРЕПАРАТУ) – ЭТО
1) введение в организм
2) выделение
3) выявление в тканях
4) слежение за концентрацией
5) дозирование
Правильный ответ:4
6. СКРИНИНГ – ЭТО
1) совершенствование путем химической трансформации
2) совершенствование путем биотрансформации
3) поиск и отбор («просеивание») природных структур
4) полный химический синтез
5) изменение пространственной конфигурации природных структур
Правильный ответ: 3
7. ТАРГЕТ – ЭТО
1) сайт на поверхности клетки
2) промежуточная мишень внутри клетки
3) конечная внутриклеточная мишень
4) функциональная группа макромолекулы
5) оперон
Правильный ответ6 3
8. СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ НУЖНОЙ БИОТЕХНОЛОГУ ПРОДУКТИВНОСТИ КУЛЬТУР МИКРООРГАНИЗМОВ
1) в холодильнике
2) под слоем минерального масла
3) в сыпучих материалах
4) сублимационное высушивание
5) криохранение
Правильный ответ:4
9. ИЗОЛИРОВАННЫЕ КЛЕТКИ – ЭТО
1) клетки, отделенные от организма полупроницаемой мембраной, но получающие полноценное питание
2) клетки, выделенные из организма, сохранившие способность к размножению
3) клетки, отделенные от организма, временно потерявшие способность к размножению
Правильный ответ:2
10. ИЗОЛИРОВАННЫЕ ПРОТОПЛАСТЫ – ЭТО
1) клетки полностью лишенные ригидной оболочки, но сохранившие цитоплазматическую мембрану
2) выделенные из клетки-хозяина органеллы, сохранившие весь набор генов
3) части клеток, обладающие фармакологической активностью и используемые как лекарственные средства
Правильный ответ: 1
11. КАЛЛУС СОСТОИТ ИЗ
1) недифференцированных клеток, обработанных фитогормонами
2) специализированных клеток, соответствующих органу из которого их выделили
3) паренхимных клеток, способных делиться
Правильный ответ:1
12. ЭКСПЛАНТ – ЭТО
1) фрагмент органа или ткани для получения первичного каллуса
2) группа клеток, выращенная на питательной среде для дальнейшего размножения
3) специализированные клетки для клонального размножения конкретного органа или ткани
Правильный ответ:1
13. ПРОЛИФЕРАЦИЯ - ЭТО
1) перенос клеток через слой эпидермиса в питательную среду
2) новообразование вследствие клеток вследствие размножения
3) процесс обратный регенерации клеток
Правильный ответ: 2
14. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КЛЕТОК ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В
1) формирование всех видов клеток свойственных данному организму
2) разделение клеток на отдельные группы с особыми свойствами
3) получение клеток с особыми свойствами, способными выполнять специальные функции
Правильный ответ:3
15. TI-ПЛАЗМИДА – ЭТО
1) участок плазмиды включающийся в ДНК и вызывающий опухоль
2) участок ДНК кодирующий организм для выполнения отдельных функций
3) участок РНК кодирующий организм для выполнения отдельных функций
Правильный ответ:2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Оптимальный рост большинства микроорганизмов в биореакторах ферментерах идет при:
Правильный ответ: рН от 5,5 до 8,5
2.Для промышленного получения антибиотиков используют метод:
Правильный ответ: глубинного культивирования с непрерывной ферментацией.
3.Ферментами фосфоманназой и хитиназой гидролизуют клеточные стенки:
Правильный ответ: дрожжей и плесневых грибов;
4.Регулируемая ферментация в процессе биосинтеза достигается при способе:
Правильный ответ:полупериодическом.
5.Преимущество биотехнологии растительных препаратов:
Правильный ответ:возможность получения высокого выхода БАВ;
6.Ретроингибирование конечным продуктом при биосинтезе биологически активных веществ – это:
Правильный ответ:подавление начального фермента в метаболической цепи;
7. Механизм биосинтеза лизина, метионина и треонина в клетках бактерий осуществляется:
Правильный ответ: по принципу обратной связи;
8.По какому типу осуществляется регуляция дыхания:
Правильный ответ:регуляцией метаболитами.
9.Ауксотрофные мутанты – это мутанты:
Правильный ответ:с ограниченной способностью к образованию конечных метаболитов;
10.Мутации по характеру делеции – «стирания» – это:
Правильный ответ:«выпадение» части генетического материала.
11.При биосинтезе лизина формирование биомассы продуцента проводят
Правильный ответ: при t 28 – 30 ºС. и рН 7,0 – 7,2
12. Вода обладает уникальной способностью растворить вещества, потому что:
Правильный ответ: ее молекулы полярны;
13.Вторичная структура белка поддерживается:
Правильный ответ:водородными связями;
14.Из аминокислотных остатков построены молекулы:
Правильный ответ:белков;
15.Наиболее энергоемкими являются:
Правильный ответ:жиры
16.Ферменты – это биокатализаторы, состоящие из:
Правильный ответ: белков;
17.Мономерами крахмала и гликогена является:
Правильный ответ:глюкоза;
18.Клеточная мембрана построена из:
Правильный ответ:фофолипидов и белков;
19.Клональное размножение предполагает:
Правильный ответ:получение неполовым путем генетически однородных организмов
20.Фосфор входит в состав:
Правильный ответ:липидов;
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Направленный синтез БАВ в культуре клеток и тканей растений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
215К лаборатория биотехнологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Холодильник для хранения реактивов с низкотемпературным отделением Бирюса 132L; лабораторные столы и шкафы; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; сушильный шкафES- 4610; ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400E; климатическая камера; вытяжной шкаф; электроплитка; печь муфельная SNOL; термостат ТЖ-ТБ-01; баня водяная циркуляционная Daihan WiseCircu WСB-6; металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); респиратор; противогаз; наборы химической посуды, наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины