Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Лабораторные | 48 | 48 | 48 | 48 |
Сам. работа | 105 | 105 | 105 | 105 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.хим. наук, профессор
1.1. | Изучение видов, состава, химического строения, содержания, способов получения и применения биологически активных низко- и высокомолекулярных веществ природного растительного происхождения |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ПК-8 | способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Виды, состав, химическое строение, содержание, способы получения и применения биологически активных низко- и высокомолекулярных веществ природного растительного происхождения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять состав, химическое строение, содержание, получать и рекомендовать сферы применения биологически активных низко- и высокомолекулярных веществ природного растительного происхождения в зависимости от вида биосырья |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками постановки и выполнения учебно-исследовательской и экспериментальной работы по определению вида, состава, химического строения, содержания, способов получения и применения биологически активных низко- и высокомолекулярных веществ природного растительного происхождения используя российский и международный опыт в профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Биологически активные вещества из лекарственных растений | ||||||
1.1. | Классификация биологически активных веществ. Основные сведения. | Лекции | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Вещества вторичного синтеза.Флавоноиды:состав, строение, способы извлечения, свойства. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Вещества вторичного синтеза.Дубильные вещества:состав, строение, способы извлечения, свойства. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Вещества вторичного синтеза.Алкалоиды:состав, строение, способы извлечения, свойства. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Вещества вторичного синтеза:состав, строение, способы извлечения, свойства кумаринов, антоцианов,терпеноидов, стероидов. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Биологически активные вещества из лекарственных растений | Сам. работа | 7 | 23 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Растительное сырье: состав, строение. | ||||||
2.1. | Виды и запасы растительного сырья. Химический состав.Целлюлоза. Лигнин. Гемицеллюлозы. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Строение растительных тканей, клеточной стенки. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Химический состав древесины. Экстрактивные вещества. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Экстрактивные вещества лиственницы. Комплексная переработка | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Комплексаная переработка шротов и жомов некоторыхплодовых | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Растительное сырье: состав, строение. | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Полисахариды и аминополисахариды | ||||||
3.1. | Аминополисахариды:хитин, хитозан -строение, свойства, способы получения и применение | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Хитин - глюкановые комплексы на основе высших грибов:способы получения, характеризация свойств, применение | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Техника безопасности в биотехнологической лаборатории | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Определение доброкачественности растительного сырья (влажность, зольность) | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Выделение и характеризация целлюлозы из древесины | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Выделение и характеризация целлюлозы из однолетних растений | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Получение и характеризация хитозана из рачков Гаммарус | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.8. | Получение и характеризация хитина из рачков Гаммарус | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.9. | Получение и характеризация хитин-глюканового комплекса с использованием гриба опенка осеннего | Лабораторные | 7 | 12 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.10. | Защита отчетов по лаборатрным работам | Лабораторные | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.2 |
3.11. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу. | Сам. работа | 7 | 72 | ОПК-2, ПК-8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценка сформированности компетенции ОПК-2: способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования 1. Флавоноиды (от лат. flavus— желтый, лат. суф. — оп-, греч. eidos - вид) - фенольные соединения, содержащие в своей структуре фрагмент дифенилпропана (С6-С3-С6) и представляющие собой чаще всего производные 2-фенилхромана (флаван) или 2-фенилхромона (флавон). Приведите признаки химической классификации флавоноидов: А) степень окисленности кольца С Б) степень окисленности пропанового фрагмента В) величина гетероцикла (С) С) положение бокового фенила ПК-8: способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности ОТВЕТ: А,Б,В,С. 2. Соединения флавоноидной природы как правило окрашены. Соотнесите цвет и класс веществ флавоноидной природы: 1. Флавоны 2. Флаваноны 3. Ауроны, халконы 4. Антоцианы А – желтый Б – белый, бесцветный В – оранжевый Г – красная, малиновая, синяя ОТВЕТ: 4Г, 3В, 2Б, 1А 3. Катехины (флаван-3-олы)- бесцветные соединения, легко поддаются окислению, в результате чего приобретают окраску. Чем обусловлен различный цвет чая (черный, красный, желтый): А) степенью окисленности катехинов Б) уменьшением концентрации восстановленной формы катехинов ОТВЕТ: А, Б 5. Идентификацию флавоноидов проводят основываясь на их физико-химических свойствах. Приведите наиболее широко используемые методы исследования: А. определение температуры плавления Б определение удельного вращения гликозидов В сравнение УФ-, ИК-, масс и ПМР-спектров со спектрами известных образцов Г рентгеноструктурный анализ Д. Хроматография ОТВЕТ: А-В, Д 6. Для количественного определения флавоноидов наиболее распространены, выберите: 1. ВЭЖХ 2. хроматоспектрофотометрия, 3. спектрофотометрия, 4. фотоэлектроколориметрия ОТВЕТ: 1,2,3,4 7. Структурные компоненты – это А) вещества, которые можно извлекать из вегетативной части растений нейтральными полярными и неполярными растворителями Б) вещества, образующие клеточную стенку, они представлены исключительно высокомолекулярными соединениями, подразделяющимися на углеводную и ароматическую части ОТВЕТ:Б 8. Экстрактивные вещества это – А) вещества, которые можно извлекать из вегетативной части растений нейтральными полярными и неполярными растворителями Б) вещества, образующие клеточную стенку, они представлены исключительно высокомолекулярными соединениями, подразделяющимися на углеводную и ароматическую части ОТВЕТ:А 9.Углеводная часть, представляющая комплекс полисахаридов это А) D-Глюкуроновая кислота Б) Холоцеллюлоза В) Целлюлоза Г) Пектиновые вещества ОТВЕТ:Б 10. Полисахарид, макромолекула которого построена из повторяющихся звеньев – остатков β-D-глюкопиранозы это А) D-Глюкуроновая кислота Б) Холоцеллюлоза В) Целлюлоза Г) Холоцеллюлоза ОТВЕТ:В 10. К жизненным формам растений относятся: 1. Грибы 2. Деревья 3. Кустарники 4. Папоротники 5. Травянистые растения ОТВЕТ:2,3,5 11. Сложное сочетанием деревьев и множества других растений, тесно связанных в своей жизнедеятельности друг с другом и окружающей средой называется… 1. лесом 2. степью 3. тундрой ОТВЕТ: 1 ОТВЕТ: А-2, Б-1, В-3, Г-4 12. Вещества, которые можно извлекать из древесины нейтральными полярными и неполярными растворителями, называют… 1.экстрактивными 2 полиозами 3 лигнинами ОТВЕТ:1 13. К структурным компонентам древесины относятся… 1. Холоцеллюлоза 2. Лигнин 3. Целлюлоза 4. Гемицеллюлозы ОТВЕТ: 2-4 14. Холоцеллюлоза – это комплекс полисахаридов древесины, получающийся в виде волокнистого остатка после удаления экстрактивных веществ соответствующими нейтральными растворителями и делигнификации (удаления лигнина). Укажите выход холоцеллюлозы из древесины хвойных: 1. 72-79% 2. 70-73% ОТВЕТ: 2 15. Выберите пункты, которые верно описывают строение макромолекулы целлюлозы: 1. Целлюлоза- линейный полимер нерегулярного строения 2. Элементарным звеном макромолекулы целлюлозы является ангидро--D-глюкопираноза (при полном гидролизе выход 96 – 98 % глюкозы). 3. Элементарное звено содержит 3 гидроксильных группы. Получают только трех замещенные эфиры. 4. Гидроксильные группы находятся у 2, 3, 6 атомов углерода. При гидролизе триметилцеллюлозы идентифицирована 2,3,6-три-О-метил-D-глюкоза. Глюкозные остатки связаны связью. ОТВЕТ: 2-4 16. Существенным фактором, влияющим на скорость диффузии реагентов внутрь волокна, а следовательно, и на реакционную способность целлюлозы является величина внутренней поверхности целлюлозного волокна, определяемая размерами имеющихся в нём капилляров (пор), их распределением в волокне и изменение размеров капилляров в результате различных обработок целлюлозы. Каким методом можно оценить внутреннюю поверхность целлюлозы, выберите: 1.рентгенографическим 2. ИК-спектроскопическим 3. суммарная поверхность пор и капилляров определение сорбцией инертных газов (азот) или паров растворителей 4. обработкой метиленовым синим ОТВЕТ: 3,4 17. Углеводная часть древесины содержит в своем составе целлюлозу, а также нецеллюлозные полисахариды, которые называют “полиозами”. Как называют полиозы, которые являются структурными компонентами: 1. полиурониды 2.лигнины 3. гемицеллюлозы 4. пектины ОТВЕТ:3 18. Свойства, характерные для гемицеллюлоз: 1. не растворимы в органических растворителях, которыми извлекают экстрактивные вещества 2. не растворимы в воде 3. растворимы в водных растворах щелочей 4.более доступны воздействию разбавленных растворов минеральных кислот, то есть легче гидролизуются. ОТВЕТ: 1-4 19. Соотнесите функции полиоз в растительном сырье: 1.Гемицеллюозы 2.ВРВ – водорастворимые вещества А. структурные компоненты клеточной стенки Б. резервные питательные вещества ОТВЕТ: 1А, 2Б 20. Содержание лигнина определяется не только породой, но и многими другими факторами, какими: 1. климатической зоной произрастания 2. характером почвы 3 возрастом дерева 4. разными частями дерева 5.способом выделения ОТВЕТ: 1-4 21. Экстрактивные вещества – продукты жизнедеятельности растений, и как все производимое природой, очень разнообразны. Их состав зависит от многих факторов: рода, вида, условий произрастания, возраста, органа растения и др. Каково содержание экстрактивных веществ: 1. в древесине пород умеренной климатической зоны 2. древесные породы тропической климатической зоны А. 3-4% Б.20-40% ОТВЕТ: 1А, 2Б 22. Классификацию экстрактивных веществ можно провести по химическому составу. К классу углеводов можно отнести вещества: 1. моно- и олигосахариды 2. водорастворимые полисахариды 3. полиурониды 4. гликозиды 5. терпеновые 6. жиры и воски 7.таннины 8.флавоноиды 9. лигнаны 10.алкалоиды ОТВЕТ:1-4 23. Выделите биологически активные вещества, которые классифицируют как первичные метаболиты: 1. углеводы, в т.ч. полисахариды 2. липиды, в т.ч. жирные масла 3. белки 4.аминокислоты 5.ферменты 6. терпеноиды, в т.ч. эфирные масла 7. сапонины 8. витамины 9. алкалоиды 10. фенольные соединения ОТВЕТ: 1-5 24. Выделите биологически активные вещества, которые классифицируют как вторичные метаболиты: 1. углеводы, в т.ч. полисахариды 2. липиды, в т.ч. жирные масла 3. белки 4.аминокислоты 5.ферменты 6. терпеноиды, в т.ч. эфирные масла 7. сапонины 8. витамины 9. алкалоиды 10. фенольные соединения ОТВЕТ: 6-10 25. Выделите вторичные метаболиты, которые относятся к группе фенольных соединений: 1.простые фенолы 2.фенилпропаноиды 3.кумарины 4.алкалоиды 5.флавоноиды 6. дубильные вещества 7.аминокислоты 8.иридоиды ОТВЕТ: 1-3,5,6,8 26.Как называют вещества в соответствии с классификацией БАВ по терапевтическому эффекту: 1. действующие 2. первичные метаболиты 3.сопутствующие 4. вторичные метаболиты 5. балластные ОТВЕТ: 1,3,5 27.Укажите действующие биологически активные вещества, обладающие сильно выраженной фармакологической активностью: 1.гемицеллюлозы 2.алкалоиды 3.сердечные гликозиды ОТВЕТ: 2,3 28. Укажите действующие биологически активные вещества, обладают слабой фармакологической активностью при приеме высоких доз и длительное время: 1. полиозы 2. витамины 3.флавоноиды 4.дубильные вещества ОТВЕТ: 2-4 29. Среди нижеперечисленных биологически активных веществ укажите биоинертные, в соответствии с классификацией с учетом взаимодействия с организмом человека: 1.целлюлоза 2.гемицеллюлозы 3.лигнин 4.спирт 5.полиэтиленоксид 6.водорастворимые эфиры целлюлозы 7. полиантрацены 8.некоторые полиамиды ОТВЕТ: 1-3 30. Среди нижеперечисленных биологически активных веществ укажите биосовместимые, в соответствии с классификацией с учетом взаимодействия с организмом человека: 1.целлюлоза 2.гемицеллюлозы 3.лигнин 4.спирт 5.полиэтиленоксид 6.водорастворимые эфиры целлюлозы 7. полиантрацены 8.некоторые полиамиды ОТВЕТ: 4-6 31. Среди нижеперечисленных биологически активных веществ укажите бионесовместимые, в соответствии с классификацией с учетом взаимодействия с организмом человека: 1.целлюлоза 2.гемицеллюлозы 3.лигнин 4.спирт 5.полиэтиленоксид 6.водорастворимые эфиры целлюлозы 7. полиантрацены 8.некоторые полиамиды ОТВЕТ: 7-8 32. Алкалоиды - сложные азотосодержащие вещества, которые обычно проявляют сильное биологическое действие. На сегодняшний день количество изученных алкалоидов перевалило далеко за 1000. Укажите среди приведенных соединений алкалоиды: 1.атропин 2.никотин 3. хинин 4.морфин 5. кверцетин 6. рутин ОТВЕТ: 1-4 33. Содержание алкалоидов в растениях обычно ничтожно - от долей процента до 1-2% (за редкими исключениями). Укажите растений в которых содержатся алкалоиды: 1.чистотел, 2.красавка, 3.белена, 4.ландыш, 5.все виды аконита, 6. болиголов пятнистый, 7.снотворный мак, 8.кофейное дерево ОТВЕТ: 1-8 34. Антрахиноны - это сложные вещества, в основе которых лежит антрахинон, укажите растения, содержащие их: 1. сенна александрийская, 2.крушина, 3.жостер, 4.алоэ 5. чистотел 6.крушина 7. шиповник ОТВЕТ: 1-4 35. Кумарины - группа соединений, производных орто-оксикоричной кислоты, распространённых в растениях. Кумарины могут оказывать спазмолитическое, фотосенсибилизирующее, сосудоукрепляющее, мочегонное, антикоагулянтное действие. Многие кумарины - довольно токсичные вещества, требующие осторожного применения. Кумарины разной структуры выявлены в: 1. дягиле, 2.конском каштане, 3.тысячелистнике 4.ромашке 6. подорожнике ОТВЕТ: 1-3 36. Смолы, флавоноиды, фитонциды проявляют проявляют одинаковое свойство. Выберите его из перечисленных: 1.бактерицидное 2.противовоспалительное 3.противоаллергическое, 4. успокаивающее, 5.противовоспалительное ОТВЕТ: 1 37. Соединения какой из перечисленных групп соединений применяются для лечения инфицированных ран, гриппа и ОРВИ, и в течение тысяч лет помогали людям в профилактике таких тяжёлых инфекционных заболеваний как брюшной тиф, холера, чума: 1.смолы, 2. флавоноиды, 3. фитонциды ОТВЕТ: 3 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Флавоноиды (от лат. flavus— желтый, лат. суф. — оп-, греч. eidos - вид) - фенольные соединения, содержащие в своей структуре фрагмент дифенилпропана (С6-С3-С6) и представляющие собой чаще всего производные 2-фенилхромана (флаван) или 2-фенилхромона (флавон). Приведите признаки химической классификации флавоноидов: А) степень окисленности кольца С Б) степень окисленности пропанового фрагмента В) величина гетероцикла (С) С) положение бокового фенила ПК-8: способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности ОТВЕТ: А,Б,В,С. 2. Соединения флавоноидной природы как правило окрашены. Соотнесите цвет и класс веществ флавоноидной природы: 1. Флавоны 2. Флаваноны 3. Ауроны, халконы 4. Антоцианы А – желтый Б – белый, бесцветный В – оранжевый Г – красная, малиновая, синяя ОТВЕТ: 4Г, 3В, 2Б, 1А 3. Катехины (флаван-3-олы)- бесцветные соединения, легко поддаются окислению, в результате чего приобретают окраску. Чем обусловлен различный цвет чая (черный, красный, желтый): А) степенью окисленности катехинов Б) уменьшением концентрации восстановленной формы катехинов ОТВЕТ: А, Б 5. Идентификацию флавоноидов проводят основываясь на их физико-химических свойствах. Приведите наиболее широко используемые методы исследования: А. определение температуры плавления Б определение удельного вращения гликозидов В сравнение УФ-, ИК-, масс и ПМР-спектров со спектрами известных образцов Г рентгеноструктурный анализ Д. Хроматография ОТВЕТ: А-В, Д 6. Для количественного определения флавоноидов наиболее распространены, выберите: 1. ВЭЖХ 2. хроматоспектрофотометрия, 3. спектрофотометрия, 4. фотоэлектроколориметрия ОТВЕТ: 1,2,3,4 7. Структурные компоненты – это А) вещества, которые можно извлекать из вегетативной части растений нейтральными полярными и неполярными растворителями Б) вещества, образующие клеточную стенку, они представлены исключительно высокомолекулярными соединениями, подразделяющимися на углеводную и ароматическую части ОТВЕТ:Б 8. Экстрактивные вещества это – А) вещества, которые можно извлекать из вегетативной части растений нейтральными полярными и неполярными растворителями Б) вещества, образующие клеточную стенку, они представлены исключительно высокомолекулярными соединениями, подразделяющимися на углеводную и ароматическую части ОТВЕТ:А 9.Углеводная часть, представляющая комплекс полисахаридов это А) D-Глюкуроновая кислота Б) Холоцеллюлоза В) Целлюлоза Г) Пектиновые вещества ОТВЕТ:Б 10. Полисахарид, макромолекула которого построена из повторяющихся звеньев – остатков β-D-глюкопиранозы это А) D-Глюкуроновая кислота Б) Холоцеллюлоза В) Целлюлоза Г) Холоцеллюлоза ОТВЕТ:В 10. К жизненным формам растений относятся: 1. Грибы 2. Деревья 3. Кустарники 4. Папоротники 5. Травянистые растения ОТВЕТ:2,3,5 11. Сложное сочетанием деревьев и множества других растений, тесно связанных в своей жизнедеятельности друг с другом и окружающей средой называется… 1. лесом 2. степью 3. тундрой ОТВЕТ: 1 ОТВЕТ: А-2, Б-1, В-3, Г-4 12. Вещества, которые можно извлекать из древесины нейтральными полярными и неполярными растворителями, называют… 1.экстрактивными 2 полиозами 3 лигнинами ОТВЕТ:1 13. К структурным компонентам древесины относятся… 1. Холоцеллюлоза 2. Лигнин 3. Целлюлоза 4. Гемицеллюлозы ОТВЕТ: 2-4 14. Холоцеллюлоза – это комплекс полисахаридов древесины, получающийся в виде волокнистого остатка после удаления экстрактивных веществ соответствующими нейтральными растворителями и делигнификации (удаления лигнина). Укажите выход холоцеллюлозы из древесины хвойных: 1. 72-79% 2. 70-73% ОТВЕТ: 2 15. Выберите пункты, которые верно описывают строение макромолекулы целлюлозы: 1. Целлюлоза- линейный полимер нерегулярного строения 2. Элементарным звеном макромолекулы целлюлозы является ангидро--D-глюкопираноза (при полном гидролизе выход 96 – 98 % глюкозы). 3. Элементарное звено содержит 3 гидроксильных группы. Получают только трех замещенные эфиры. 4. Гидроксильные группы находятся у 2, 3, 6 атомов углерода. При гидролизе триметилцеллюлозы идентифицирована 2,3,6-три-О-метил-D-глюкоза. Глюкозные остатки связаны связью. ОТВЕТ: 2-4 16. Существенным фактором, влияющим на скорость диффузии реагентов внутрь волокна, а следовательно, и на реакционную способность целлюлозы является величина внутренней поверхности целлюлозного волокна, определяемая размерами имеющихся в нём капилляров (пор), их распределением в волокне и изменение размеров капилляров в результате различных обработок целлюлозы. Каким методом можно оценить внутреннюю поверхность целлюлозы, выберите: 1.рентгенографическим 2. ИК-спектроскопическим 3. суммарная поверхность пор и капилляров определение сорбцией инертных газов (азот) или паров растворителей 4. обработкой метиленовым синим ОТВЕТ: 3,4 17. Углеводная часть древесины содержит в своем составе целлюлозу, а также нецеллюлозные полисахариды, которые называют “полиозами”. Как называют полиозы, которые являются структурными компонентами: 1. полиурониды 2.лигнины 3. гемицеллюлозы 4. пектины ОТВЕТ:3 18. Свойства, характерные для гемицеллюлоз: 1. не растворимы в органических растворителях, которыми извлекают экстрактивные вещества 2. не растворимы в воде 3. растворимы в водных растворах щелочей 4.более доступны воздействию разбавленных растворов минеральных кислот, то есть легче гидролизуются. ОТВЕТ: 1-4 19. Соотнесите функции полиоз в растительном сырье: 1.Гемицеллюозы 2.ВРВ – водорастворимые вещества А. структурные компоненты клеточной стенки Б. резервные питательные вещества ОТВЕТ: 1А, 2Б 20. Содержание лигнина определяется не только породой, но и многими другими факторами, какими: 1. климатической зоной произрастания 2. характером почвы 3 возрастом дерева 4. разными частями дерева 5.способом выделения ОТВЕТ: 1-4 21. Экстрактивные вещества – продукты жизнедеятельности растений, и как все производимое природой, очень разнообразны. Их состав зависит от многих факторов: рода, вида, условий произрастания, возраста, органа растения и др. Каково содержание экстрактивных веществ: 1. в древесине пород умеренной климатической зоны 2. древесные породы тропической климатической зоны А. 3-4% Б.20-40% ОТВЕТ: 1А, 2Б 22. Классификацию экстрактивных веществ можно провести по химическому составу. К классу углеводов можно отнести вещества: 1. моно- и олигосахариды 2. водорастворимые полисахариды 3. полиурониды 4. гликозиды 5. терпеновые 6. жиры и воски 7.таннины 8.флавоноиды 9. лигнаны 10.алкалоиды ОТВЕТ:1-4 23. Выделите биологически активные вещества, которые классифицируют как первичные метаболиты: 1. углеводы, в т.ч. полисахариды 2. липиды, в т.ч. жирные масла 3. белки 4.аминокислоты 5.ферменты 6. терпеноиды, в т.ч. эфирные масла 7. сапонины 8. витамины 9. алкалоиды 10. фенольные соединения ОТВЕТ: 1-5 24. Выделите биологически активные вещества, которые классифицируют как вторичные метаболиты: 1. углеводы, в т.ч. полисахариды 2. липиды, в т.ч. жирные масла 3. белки 4.аминокислоты 5.ферменты 6. терпеноиды, в т.ч. эфирные масла 7. сапонины 8. витамины 9. алкалоиды 10. фенольные соединения ОТВЕТ: 6-10 25. Выделите вторичные метаболиты, которые относятся к группе фенольных соединений: 1.простые фенолы 2.фенилпропаноиды 3.кумарины 4.алкалоиды 5.флавоноиды 6. дубильные вещества 7.аминокислоты 8.иридоиды ОТВЕТ: 1-3,5,6,8 26.Как называют вещества в соответствии с классификацией БАВ по терапевтическому эффекту: 1. действующие 2. первичные метаболиты 3.сопутствующие 4. вторичные метаболиты 5. балластные ОТВЕТ: 1,3,5 27.Укажите действующие биологически активные вещества, обладающие сильно выраженной фармакологической активностью: 1.гемицеллюлозы 2.алкалоиды 3.сердечные гликозиды ОТВЕТ: 2,3 28. Укажите действующие биологически активные вещества, обладают слабой фармакологической активностью при приеме высоких доз и длительное время: 1. полиозы 2. витамины 3.флавоноиды 4.дубильные вещества ОТВЕТ: 2-4 29. Среди нижеперечисленных биологически активных веществ укажите биоинертные, в соответствии с классификацией с учетом взаимодействия с организмом человека: 1.целлюлоза 2.гемицеллюлозы 3.лигнин 4.спирт 5.полиэтиленоксид 6.водорастворимые эфиры целлюлозы 7. полиантрацены 8.некоторые полиамиды ОТВЕТ: 1-3 30. Среди нижеперечисленных биологически активных веществ укажите биосовместимые, в соответствии с классификацией с учетом взаимодействия с организмом человека: 1.целлюлоза 2.гемицеллюлозы 3.лигнин 4.спирт 5.полиэтиленоксид 6.водорастворимые эфиры целлюлозы 7. полиантрацены 8.некоторые полиамиды ОТВЕТ: 4-6 31. Среди нижеперечисленных биологически активных веществ укажите бионесовместимые, в соответствии с классификацией с учетом взаимодействия с организмом человека: 1.целлюлоза 2.гемицеллюлозы 3.лигнин 4.спирт 5.полиэтиленоксид 6.водорастворимые эфиры целлюлозы 7. полиантрацены 8.некоторые полиамиды ОТВЕТ: 7-8 32. Алкалоиды - сложные азотосодержащие вещества, которые обычно проявляют сильное биологическое действие. На сегодняшний день количество изученных алкалоидов перевалило далеко за 1000. Укажите среди приведенных соединений алкалоиды: 1.атропин 2.никотин 3. хинин 4.морфин 5. кверцетин 6. рутин ОТВЕТ: 1-4 33. Содержание алкалоидов в растениях обычно ничтожно - от долей процента до 1-2% (за редкими исключениями). Укажите растений в которых содержатся алкалоиды: 1.чистотел, 2.красавка, 3.белена, 4.ландыш, 5.все виды аконита, 6. болиголов пятнистый, 7.снотворный мак, 8.кофейное дерево ОТВЕТ: 1-8 34. Антрахиноны - это сложные вещества, в основе которых лежит антрахинон, укажите растения, содержащие их: 1. сенна александрийская, 2.крушина, 3.жостер, 4.алоэ 5. чистотел 6.крушина 7. шиповник ОТВЕТ: 1-4 35. Кумарины - группа соединений, производных орто-оксикоричной кислоты, распространённых в растениях. Кумарины могут оказывать спазмолитическое, фотосенсибилизирующее, сосудоукрепляющее, мочегонное, антикоагулянтное действие. Многие кумарины - довольно токсичные вещества, требующие осторожного применения. Кумарины разной структуры выявлены в: 1. дягиле, 2.конском каштане, 3.тысячелистнике 4.ромашке 6. подорожнике ОТВЕТ: 1-3 36. Смолы, флавоноиды, фитонциды проявляют проявляют одинаковое свойство. Выберите его из перечисленных: 1.бактерицидное 2.противовоспалительное 3.противоаллергическое, 4. успокаивающее, 5.противовоспалительное ОТВЕТ: 1 37. Соединения какой из перечисленных групп соединений применяются для лечения инфицированных ран, гриппа и ОРВИ, и в течение тысяч лет помогали людям в профилактике таких тяжёлых инфекционных заболеваний как брюшной тиф, холера, чума: 1.смолы, 2. флавоноиды, 3. фитонциды ОТВЕТ: 3 |
Приложения |
Приложение 1.
Методические рекомендации для студентов.doc
Приложение 2.
ФОС Химия биологически активных веществ 19.03.01.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л.В. Коваленко | Биохимические основы химии биологически активных веществ: | М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=427724&sr=1 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н.А. Кутакова, Н.И. Богданович, С.Б. Селянина и др. | Лабораторный практикум по технологии биологически активных веществ и углеродных адсорбентов : учебное пособие : В 2 ч. : | Архангельск : САФУ - Ч. 2.. Анализ БАВ. - 116 с. , 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Н. Е. Новикова. | Новикова, Н. Е. Вторичные метаболиты растений : учебно-методическое пособие / Н. Е. Новикова. — Орел : ОрелГАУ, 2018. — 111 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118757 (дата обращения: 20.09.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.: | Орел : ОрелГАУ, 2018, | URL: https://e.lanbook.com/book/118757 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Коваленко, Л.В. Биохимические основы химии биологически активных веществ : учебное пособие / Л.В. Коваленко. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 232 с | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427724 | ||
Э2 | Травень, В.Ф. Органическая химия : учебное пособие для вузов : в 3 т. Т. 3. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Издательство "Лаборатория знаний", 2015. — 391 с | доступа: http://e.lanbook.com/book/84110 | ||
Э3 | Биоорганическая химия : учебное пособие для вузов / Н. Н. Мочульская, Н. Е. Максимова, В. В. Емельянов ; под науч. ред. В. Н. Чарушина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 108 с. | URL: https://www.biblio-online.ru/book/6C70A289-4BFE-4B07-B447-3614C581D265 | ||
Э4 | Носова, Э.В. Химия гетероциклических биологически активных веществ : учебное пособие / Э.В. Носова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. - 205 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275817 | ||
Э5 | Каминский, В. А. Органическая химия в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / В. А. Каминский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 287 с. | URL: https://www.biblio-online.ru/book/DAE566FD-5072-455A-94E8-6811A40614E5 | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
010К | лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
215К | лаборатория биотехнологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Холодильник для хранения реактивов с низкотемпературным отделением Бирюса 132L; лабораторные столы и шкафы; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; сушильный шкафES- 4610; ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400E; климатическая камера; вытяжной шкаф; электроплитка; печь муфельная SNOL; термостат ТЖ-ТБ-01; баня водяная циркуляционная Daihan WiseCircu WСB-6; металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); респиратор; противогаз; наборы химической посуды, наборы химических реактивов. |
Методические рекомендации для обучающихся размещены в приложении |