МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Производство средств защиты растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Яценко Е.С.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Производство средств защиты растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний и умений по химическим средствам защиты растений, их производсту, механизму действия и применения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-9 способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные химические средства применяемые в защите растений;
- способы применения и приготовление рабочих составов в защите растений;
- классификацию пестицидов;
- препараты, регулирующие численность и развитие вредных организмов, токсичность пестицидов, основы устойчивости вредных организмов к пестицидам, влияние пестицидов на окружающую среду;
- санитарно-гигиенические и физико-химические основы применения пестицидов.
средства защиты растений от вредителей, болезней, сорняков.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить качественный анализ пестицидов и их оценку;
- определять концентрацию растворов пестицидов, остаточные количества пестицидов в биологических средах, сравнительную активность препаратов, экономическую эффективность применения пестицидов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- экспериментальных исследований в области химических средств защиты растений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Химические средства, применяемые для защиты растений
1.1. Агротехнические методы Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.2. Химическая защита растений Лекции 7 1 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.3. Введение. Химические средства, применяемые для защиты растений Сам. работа 7 10 ОПК-2, ПК-9
Раздел 2. Основы агрономической токсикологии
2.1. Классификация пестицидов Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятия о ядах. Токсичность пестицидов Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.3. Классификация пестицидов по способности проникать в организм вредителя, характеру и механизму действия Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Основы агрономической токсикологии Сам. работа 7 16 ОПК-2, ПК-9
Раздел 3. Основы производства средств защиты растений
3.1. Органические фунгициды. Применение, природа, получение Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.2. Неорганические фунгициды. Применение, природа, получение Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Основы производства средств защиты растений Сам. работа 7 30 ОПК-2, ПК-9
Раздел 4. Техника безопасности при использовании химических средств (пестицидов)
4.1. Химическая классификация пестицидов Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.2. Техника безопасности при работе с инсектицидами, акарицидами, фунгицидами, гербицидами и др. Лекции 7 2 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.3. Техника безопасности при использовании химических средств (пестицидов) Сам. работа 7 10 ОПК-2, ПК-9
4.4. Химические препараты, используемые для борьбы против насекомых и клещей. Инсектициды и акарициды Практические 7 6 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.5. Химические препараты, используемые для борьбы с болезнями сельскохозяйственных культур. Фунгициды Практические 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.6. Химические препараты, используемые для обработки семян перед посевом сельскохозяйственных культур Практические 7 6 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.7. Химические препараты, используемые для борьбы с сорняками сельскохозяйственных культур. Гербициды Практические 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.8. Химические препараты и биопрепараты, используемые для борьбы с амбарными вредителями Практические 7 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции ОПК-2: способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Примеры заданий закрытого типа
1.Система защиты растений – это комплекс
а) агротехнических мероприятий;
б) хозяйственно-организационных мероприятий;
в) мероприятий с применением пестицидов;
г) все мероприятия, применяемые для регулирования численности вредных организмов.
Правильный ответ (г)
2.Мероприятия, закладываемые в основу ведения определенного хозяйства
а) агротехнических мероприятий;
б) хозяйственно-организационных мероприятий;
в) все мероприятия, применяемые для регулирования численности вредных организмов;
г) мероприятия с применением пестицидов.
Правильный ответ (б)
3.Система обработки почвы под определенную с.-х. культуру – это метод защиты
а) агротехнический;
б) хозяйственно-организационный;
в) карантинный;
г) биологический.
Правильный ответ (а)
4.Применение ловчих поясов - это метод защиты
а) агротехнический;
б) хозяйственно-организационный;
в) физико-механический;
г) биологический.
Правильный ответ (в)
5. Фитосанитарный контроль на таможенных участках
а) агротехнический;
б) хозяйственно-организационный;
в) карантинный;
г) биологический.
Правильный ответ (в)
6.Экономический порог вредоносности фитофагов – это
а) вред, причиняемый растению;
б) вред, причиняемый насекомому;
в) вред, причиняемый хозяйству;
г) когда затраты на обработку против вредителя окупаются за счет сохранного урожая.
Правильный ответ (г
7.Какой из перечисленных методов относится к организационно-хозяйственным
а) определение оптимальной заделки глубины семян;
б) обкашивание территории землепользования хозяйства;
в) определение наиболее эффективных энтомофагов
г) предупреждение проникновения вредных объектов в районы, где они отсутствуют.
Правильный ответ (б)
.8 Составление плана проведения предупредительных мер защиты растений с указанием методов и сроков – это метод защиты
а) агротехнический;
б) биологический;
в) организационно-хозяйственний;
г) карантинный.
Правильный ответ (в)
9.Замена сортов сельскохозяйственных культур на устойчивые к поражению вредными организмами в данной зоне – это метод защиты
а) агротехнический;
б) биологический;
в) селекционно-генетический;
г) организационно-хозяйственний.
Правильный ответ (г)
10.Анализ функции системы обработки почвы, связанной с защитой растений – это метод защиты
а) агротехнический;
б) биологический;
в) организационно-хозяйственный
г) химический.
Правильный ответ (а
11.Какие из фунгицидов используются для предпосевной обработки семян озимой пшеницы (выберите правильные ответы)
а) Топаз 10% к.э.
б) Тилт 25% к.э.
в) Раксил 6% к.с.
г) ТМТД, 80% с.п.
Правильные ответы (в, г
12.Периодическая замена биологических и химических препаратов осуществляется с целью устранения
а) приобретенной устойчивости;
б) природной устойчивости;
в) перекрестной устойчивости
г) видовой устойчивости.
Правильный ответ (а)
13. Основными болезнями озимой пшеницы в Ставропольском крае являются: (выберите правильные ответы)
а) септориоз
б) мучнистая роса
в) желтая ржавчина
г) бурая ржавчина
д) плесневение семян
е) полосчатая мозаика
Правильный ответ (а, б, г)
14. Опрыскивание посевов озимой пшеницы против злаковых мух проводят препаратами:
а) Децис, 2,5 % кэ, Моспилан, 20% рп
б) Фундазол, 50% сп, Банкол, 50% сп
в) Рогор С, 40% кэ, Планриз
г) Данадим, 40% кэ, Би-58, 40% кэ
Правильный ответ (г)
15. Химическую борьбу с сорной растительностью в посевах кукурузы проводят в фазу/период (назовите правильные ответы)
а) всходов
б) до посева
в) 3-5 листьев у культуры
г) выбрасывание султанов
д) молочной спелости
Правильный ответ (б, в)

Примеры заданий открытого типа

1. Знания о центрах происхождения культурных растений, открытых Н.И. Вавиловым, чрезвычайно важны для селекционеров для..
Правильный ответ: подбора исходного материала для выведения новых сортов растений
2. Что происходит с эффектом гетерозиса в каждом последующем поколении:
Правильный ответ: ослабление
3.«….»- это гидравлические машины предназначенные для перемещения жидкости и разделение на фракции
Правильный ответ: центрифуга
4.«….» - устройства, которые осуществляют механическое перемешивание жидких систем.
Правильный ответ: мешалка
5.Фильтрующая центрифуга – это аппарат для разделения жидких неоднородных систем, имеющий
Правильный ответ: перфориванный барабан, вал, мешок, кожух, привод.
6.Обратный осмос – это процесс разделения растворов
Правильный ответ: под давлением, превышающим осмотическое, через полупроницаемые мембраны, пропускающие растворитель и задерживающие молекулы либо ионы растворенных веществ
7.Понятие «липкие концы» применительно к генетической инженерии отражает
Правильный ответ: комплементарность нуклеотидных последовательностей
8. Основой биотехнологических производств является:
Правильный ответ: культивирование микроорганизмов
9. Важнейшим звеном любого биотехнологического процесса является
Правильный ответ: организм, питательная среда
10.Особенности строения растительной клетки
Правильный ответ: целлюлоза в клеточной стенке, хлоропласты, крахмал
11.Наука об оптимизации питания растений, применения удобрений и плодородия почвы с учётом биоклиматического потенциала для получения высокого урожая и качественной продукции сельского хозяйства
Правильный ответ: агрохимия
12.Комплексными удобрениями называют удобрения, содержащие в своем составе..
Правильный ответ: комплекс минеральных и органических веществ
13.Растениям легко доступен калий, находящийся в почве в форме..
Правильный ответ: раствора
14. Кислотность почвенного раствора называют …
Правильный ответ: рН
15.К концентрированным калийным удобрениям относятся
Правильный ответ: калийная соль
16.Пример калийного удобрения
Правильный ответ: карбонат калия
17.Болезнь подсолнечника, вызываемая пикнидиальным несовершенным грибом называется …
Правильный ответ: фомопсисом
18.Прямое или косвенное влияние жизнедеятельности одних организмов на другие, называется ______ фактором.
Правильный ответ: биотическим
19.Сходством между ложными и настоящими мучнистыми росами являются …
Правильный ответ: налет
20. Оптимальные периоды в течении суток для проведения защитных мероприятий
Правильный ответ: утро, вечер

Оценка сформированности компетенции ПК-9: способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов

Задания закрытого типа
1. Что понимается под сертификацией продукции?
а)совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.
б)процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
в) зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Правильный ответ: б
2. Форму и схему подтверждения соответствия выбирает:
а) заявитель;
б)заказчик;
в) органы по сертификации.
Правильный ответ: а
3. Добровольная сертификация проводится на основании Закона РФ:
а)«О сертификации продукции и услуг»;
б)«О сертификации»;
в) «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Правильный ответ: а
4. Действие сертификата соответствия при обязательной сертификации распространяется:
а) по всей территории РФ;
б)только в определенных регионах РФ, где реализуется сертифицированная продукция;
в)на всей территории СНГ.
Правильный ответ: а
5. Маркирование продукции при добровольной сертификации гарантирует:
а) только качество продукции;
б) только безопасность продукции;
в)качество и безопасность продукции.
Правильный ответ: б
6. Маркировка продукции знаком соответствия Госстандартом:
а)полностью гарантирует качество;
б)гарантирует качество частично;
в)гарантирует только безопасность.
Правильный ответ: в
7. Обязательная сертификация подтверждает:
а) соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством;
б) только подлинность продукции
в) только безопасность продукции
Правильный ответ: а
8. Приостанавливает и прекращает действие выданных сертификатов
а) Госстандарт России;
б) Орган по сертификации
в)испытательная лаборатория
Правильный ответ: а
9. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится в течении
а)всего срока выпуска
б)года
в)срока действия сертификата
Правильный ответ: в
10. Цели сертификации
а) совершенствования производства
б) оценка технического уровня товара
в) доказательство безопасности товара
Правильный ответ: в
11.Сертификация обязательна, если
а)стандарт содержит требования безопасности
б)продукция включена в Перечень обязательной сертификации
в)изготовитель принял решение
Правильный ответ: б
12.Участники обязательной сертификации
а)потребители
б)изготовители
в)испытательные лаборатории
Правильный ответ: в
13. Добровольная сертификация удостоверяет соответствия
а)обязательным требованиям стандарта
б)Закону «О стандартизации»;
в)нормативному документу по выбору заявителя
Правильный ответ: а
14.Изготовитель использует знак соответствия при наличии
а) сертифицированного товара
б)лицензии на применение знака
в)указания руководителя предприятия
Правильный ответ: а
15.Проводить исследования продукции при сертификации может лаборатория
а)любая по выбору заказчика
б)расположенная рядом с предприятием
в)Соответствующая требованием ГОСТ
Правильный ответ: в

Примеры заданий открытого типа

1.За достоверность и объективность результатов испытаний при выдаче сертификата несут ответственность
Правильный ответ: испытательные лаборатории;
2.ОС рассматривает заявку на проведение сертификации и сообщает заявителю о своем решении не позднее
Правильный ответ:15 дней
3.Конкретную схему сертификации выбирает
Правильный ответ: ОС или заявитель (категоричности нет)
4.Международная система стандартизации это
Правильный ответ: ИСО
5.Деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых-это
Правильный ответ: стандартизация
6.Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это
Правильный ответ: международная стандартизация
7.объектом стандартизации может быть
Правильный ответ: Продукция, производство, прогресс, услуга
8. Совокупность взаимозаменяемых объектов стандартизации -это
Правильный ответ: область стандартизации
9.Наука об измерениях, методах, средствах обеспечения их единства к требуемой точности-это
Правильный ответ: метрология
10.Отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой физической величины называется
Правильный ответ: погрешностью
11.Высокоточная мера, предназначенная для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи её размера другим средствам измерений называют
Правильный ответ: эталон
12. Гарантия потребителю того, что продукция соответствует стандарту или определённым требованиям качества-это
Правильный ответ: сертификация
13.Получение изготовителем сертификата на продукцию даёт ему право
Правильный ответ: маркировать продукцию знаком соответствия
14.Предприятие либо организация, обратившиеся с заявкой на проведение аккредитации или сертификации - это
Правильный ответ: заявитель
15.Степень приближения действительного значения параметра, процесса объекта к его заданному значению -это
Правильный ответ: точность
16. Проверка соответствия объекта установленному техническому условию - это
Правильный ответ: технический контроль
17.Документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы называется?
Правильный ответ: регламент
18.Может ли быть объектом ТУ продукция разовой поставки, выпускаемой малыми предприятиями?
Правильный ответ: да
19.Сеть метрологических органов называется ?
Правильный ответ: метрологическая служба
20.Пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований - это
Правильный ответ: взаимозаменяемость
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Список вопросов к зачету
1. Биотехнология как наука, ее задачи. Краткая история биотехнологии. Связь биотехнологии с другими науками. Характеристика основных направлений биотехнологии.
2. Биообъекты как средство производства лекарственных, профилактических и диагностических препаратов. Классификация и общая характеристика продуцентов, используемых в биотехнологии. Требования, предъявляемые к продуцентам.
3. Биообъекты - макромолекулы с ферментативной активностью. Промышленные биокатализаторы на основе индивидуальных ферментов и мультиферментных комплексов.
4. Традиционные методы селекции. Вариационные ряды. Отбор спонтанных мутаций. Мутагенез и селекция. Физические и химические мутагены и механизм их действия.
5. Классификация мутаций. Отбор продуктивных мутантов. Проблемы генетической стабильности мутантов по признаку образования целевого биотехнологического продукта.
6. Клеточная инженерия и использование ее методов в создании микроорганизмов и клеток растений - новых продуцентов биологически активных (лекарственных) веществ. Дедифференцировка и каллусогенез - основа создания клеточных культур растений. Техника введения в культуру и культивирование изолированных тканей растений.
7. Особенности каллусных клеток. Поверхностное культивирование каллусных клеток. Глубинное культивирование культур клеток растений. Культивирование отдельных клеток растений. Слияние протопластов и получение новых гибридных молекул в качестве целевых продуктов.
8. Генетическая инженерия и создание с помощью ее методов продуцентов новых лекарственных веществ. Основные принципы технологии рекомбинантной ДНК.
9. Внехромосомные генетические элементы - плазмиды и их функции у микроорганизмов, используемых в биотехнологических процессах. Векторы, применяемые в генетической инженерии, и требования, предъявляемые к ним. Конструирование векторных молекул.
10. Химический синтез фрагментов ДНК.
11. Ферменты, используемые в генетической инженерии. Рестриктазы. Классификация и специфичность. Формирование "липких концов". Рестриктаза E. coli R1. Лигазы и механизм их действия.
12. Основные стадии биотехнологического производства, их характеристика. Сырье и питательные среды для культивирования продуцентов.
13. Принципы действия и конструкции биореакторов. Классификация биореакторов. Характеристика систем перемешивания, аэрации, теплообмена, пеногашения, стерилизации, контроля и регулировки биотехнологического процесса.
14. Методы извлечения внутриклеточных продуктов. Разрушение клеточной стенки биообъектов и экстрагирование целевых продуктов. Сорбционная и ионообменная хроматография. Аффинная хроматография применительно к выделению ферментов. Мембранная технология.
15. Биотехнология как наукоемкая технология и ее преимущества в экологическом аспекте перед традиционными технологиями.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.А. Козадерова, С.И. Нифталиев Технология минеральных удобрений: учебное пособие Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=336022
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.М. Ващенко, К.А. Миронычев, В.С. Коничев Основы почвоведения, земледелия и агрохимии: учебное пособие М. : Прометей, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Е. И. Тупикин Химия в сельском хозяйстве : учебное пособие для вузов : М. : Издательство Юрайт — 184 с., 2018 www.biblio-online.ru/book/81853D66-66E1-40AA-BEE2-85FAFCE3E7FD
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Производство средств защиты растений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.