МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химический и хроматографический анализ растительных веществ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 109 109 109 109
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. хим. наук, Доцент, Микушина И.В.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, Доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Химический и хроматографический анализ растительных веществ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г.. док. хим. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г.. док. хим. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение методов анализа компонентов и БАВ растительного сырья
Задачи:
изучение методов анализа основных групп БАВ растительного сырья
качественные и количественные методы химического анализа растительных веществ
особенности пробоподготовки образцов для хроматографического анализа
качественный и количественный хроматографический анализ различных групп веществ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.существующие методы анализа групп биологически активных веществ растительного сырья;
теоретические положения, лежащие в основе современных химических и физикохимических методов анализа;
природу и сущность явлений и процессов, лежащих в основе современных химических и физико-химических методов анализа, используемых для качественного и количественного определения биологически активных растительных веществ и компонетов растительного сырья;
общие принципы проведения эксперимента, способы измерения аналитических сигналов и их специфичности в современных химических и физико - химических методах анализа;
об основных нормативных документах, касающихся производства, контроля качества, распространения, хранения и применения.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать информационные источники справочного, научного, нормативного характера применяемые в технологии биологически активных веществ и биотехнологии;
использовать основные нормативные документы, касающиеся производства, контроля качества, распространения, хранения и применения растительных биологически активных веществ;
выбирать наиболее эффективные и рациональные методы анализа и контроля биологически активных веществ, принятой в мировой практике;
применять принципы работы приборной базы для современных химических и физико-химических методов анализа;
использовать методы теоретического и экспериментального исследования для идентификации и исследования биологически активных веществ в современных химических и физико-химических методах анализа на основе самостоятельного выбора схемы анализа и методики его проведения;
оформлять результаты анализа с учетом метрологических характеристик.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками постановки эксперимента при проведении анализа биологически активных веществ;
навыками качественного и количественного определения биологически активных веществ современными химическими и физико- химическими методами анализа на основе самостоятельного выбора метода анализа, схемы анализа и методики его проведения;
навыками работы на современном аналитическом оборудовании;
навыками расчета метрологических характеристик результатов анализа биологически активных веществ;
навыками работы со стандартами на методы контроля биологически активных веществ;
навыками представления полученных результатов в виде отчетов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в предметную область. Общая характеристика БАВ растений
1.1. Предмет аналитической химии биологически активных веществ Лекции 8 1 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Химическая и биологическая трансформация биологически активных веществ и её значение для создания новых соединений. Лекции 8 1 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Источники получения биологически активных веществ. Классификации биологически активных веществ по происхождению Лекции 8 1 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Характеристика процессов выделения БАВ: типы химических реакций, условия их проведения (экстремальные и приближенные к естественному биосинтезу). Понятие о правилах GMP. Лекции 8 1 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.5. Нормативная документация на растительные биологически активные вещества и фармацевтические препараты Практические 8 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.6. Проблемы аналитического контроля и перспективные направления развития аналитического контроля биологически активны веществ Сам. работа 8 18 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Химические исследования растительных веществ
2.1. Общие подходы в оценке подлинности БАВ. Испытания на подлинность БАВ и лекарственных средств. Лекции 8 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Химические методы анализа в оценке подлинности БАВ (оценка мутности и степени прозрачности, цветности растворов, растворимости, использование фармакопейных химических реакций обнаружения неорганических катионов и анионов БАВ Лекции 8 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.3. Способы установления доброкачественности БАВ и лекарственных средств Лекции 8 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.4. Химические методы количественного анализа БАВ, лекарственных препаратов и косметических средств: возможности и ограничения методов Лекции 8 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.5. Количественный элементный анализ Лекции 8 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.6. Основы количественного функционального анализа органических БАВ, лекарственных препаратов и косметических средств Лекции 8 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.7. Качественное и количественое пределение неорганических веществ в химическом анализе БАВ, косметических средств и фармацевтических препаратов. Количественный элементный анализ. Практические 8 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.8. Качественный и количественный функциональный анализ веществ, обладающих биологической активностью. Практические 8 6 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.9. Количественное определение серы методом Шенигера Лабораторные 8 6 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.10. Количественное определение галогенов методом Шенигера Лабораторные 8 6 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.11. Количественное определение фенольной функции Лабораторные 8 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.12. Количественное определение карбоксильной функции титрованием в неводной среде Лабораторные 8 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.13. Количественное определение основных функций Лабораторные 8 4 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.14. Качественное и количественное определение отдельных групп БАВ Лабораторные 8 6 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.15. Современные методы химического анализа БАВ Сам. работа 8 60 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Хроматографические методы анализа БАВ и компонентов растительного сырья
3.1. Основы хроматографических методов анализа биологически активных веществ, лекарственных препаратов и косметических средств. Классификация методов хроматографии Лекции 8 2 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.2. Жидкостная хроматография фенольных гликозидов. Алкалоиды растений. Лекции 8 1 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.3. Хроматоспектрофотометрические методы контроля кумаринов и фурокумаринов в фармпрепаратах Лекции 8 1 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.4. Методы хроматографии для качественного и количественного определения различных групп БАВ из растений Практические 8 6 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.5. Определение БАВ методом тонкослойной хроматографии Лабораторные 8 6 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.6. Современные физико–химические методы аналитического контроля биологически активны веществ Сам. работа 8 31 ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7996
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9: способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Принцип работы автоматических CHNS-анализаторов заключается в следующем...
Выберите один или несколько ответов:
a.окислительное разложение в реакторе при высокой температуре
b. поглощение продуктов разложения
c. детектирование
d. проход продуктов разложения через восстановительную зону
e. разделение газовой смеси
Правильный ответ:
2. Верно ли утверждение " При полном разрушении органического вещества азот может выделяться в виде аммиака, оксидов азота, дициана и элементного азота."
Верно
Неверно
Правильный ответ: а
3. Верно ли утверждение " Автоматические анализаторы позволяют определять элементы из навесок органического вещества массой менее 1 мг"
Верно
Неверно
Правильный ответ: верно
4. При определении гидроксильных групп методом этерификации в качестве реагента используют ...
Выберите один или несколько ответов:
a.карбоновые кислоты
b. ангидриды карбоновых кислот
c. нитрилы карбоновых кислот
d. эфиры карбоновых кислот
e. галогенангидриды карбоновых кислот
Правильный ответ: abe
5. При количественном определении азота в органических веществах основные трудности связаны с....
Выберите один ответ:
a. тем, что не существует методов разложения азотсодержащих органических веществ
b. тем, что определению азота мешают другие атомы в органическом веществе
c. тем, что при разрушении органического вещества азот может выделяться в виде различных соединений
d. тем, что азотсодержащие соединения являются термически нестойкими
Правильный ответ: c
6. Общим методом определения гидроксильных групп разных типов является....
Выберите один ответ:
a. метод этерификации
b. определение активного водорода
c. кислотно-основное титрование
Правильный ответ: a
7. Восстановительный метод определения азота - это метод ...
Выберите один ответ:
a. Метод Дюма
b. метод Тер-Мейлена
c. метод Кьельдаля
Правильный ответ: с

8. Какой хроматографический параметр лежит в основе количественного анализа?
а) Ширина пика у его основания
б) Площадь пика
в) Удерживаемый объем
г) Ширина пика на половине его высоты
д) Время удерживания

Правильный ответ: б

9. Тонкослойная хроматография выполняется на
а) газовом хроматографе
б) жидкостном хроматографе
в) хроматографической бумаге
г) пластине с нанесенным слоем сорбента

Правильный ответ: г

10. Какое хроматографические параметры используют в качественном анализе?
а) Ширина пика у его основания
б) Площадь пика
в) Удерживаемый объем
г) Ширина пика на половине его высоты
д) Время удерживания

Правильный ответ: в, д

11. При ручном вводе пробы в хроматограф используют
а) Пипетку
б) Микрошприц
в) Воронку
г) Бюретку

Правильный ответ: б

12. Верно ли утверждение: «Эффективность колонки тем выше, чем шире пик получается при том же времени удерживания»
а) Верно
б) Неверно

Правильный ответ: б

13. Кто первым применил метод хроматографии
а) А. Эйнштейн
б) Р. Кун
в) А.И. Несмеянов
г) М.С. Цвет
д) Дж. Мартин и Р. Синг

Правильный ответ: г

14. В каком году был открыт метод хроматографии?
а) 1903 г.
б) 1931 г.
в) 1900 г.
г) 1908 г.

Правильный ответ: а

15. Верно ли утверждение: «Параметры удерживания зависят от условий хроматографического процесса»
а) Верно
б) Неверно

Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Свойства анализируемого вещества или продуктов его превращения, которые позволяют судить о наличии в нем тех или иных компонентов называют...
Ответ: аналитические реакции
2. Что называют чувствительностью метода определения?
Ответ: Чувствительностью метода – называют наименьшее количество вещества, которое можно достоверно определить данным методом
3. Что характеризует правильность анализа?
Ответ: Правильность анализа характеризует качество анализа, отражающего близость к нулю систематической погрешности результатов
4. Подробное описание всех условий и операций, которые обеспечивают правильность, воспроизводимость и другие регламентированные характеристики результатов анализа называется....
Ответ: Методика анализа
5. Почему наибольшее значение среди химических методов анализа имеют гравиметрический и титриметрический методы?
Ответ: Они имеют они имеют высокую точность
6. Образование аммиака, оксидов азота, дициана и элементного азота при полном разрушении органического вещества зависит от________ и от______ в молекуле.
Ответ: от способа разрушения органических веществ и от характера связи азота в молекуле
7. Что называют точностью определения?
Ответ: Точностью определения называют относительную ошибку определения, которая представляет собой отношения разности найденного (х1) и истинного (х) содержания вещества к истинному содержанию вещества

8. Дайте определение расстоянию удерживания
Правильный ответ: расстояние на хроматограмме от момента ввода пробы до выхода пика определяемого компонента

9. Дайте определение исправленному времени удерживания
Правильный ответ: время, прошедшее с момента появления пика несорбирующегося компонента до появления пика соответствующего соединения

10. Что такое «мертвое» время удерживания
Правильный ответ: время удерживания несорбируемого компонента

11. Что характеризует коэффициент емкости?
Правильный ответ: характеризует продолжительность нахождения молекул анализируемого соединения в неподвижной фазе относительно времени их пребывания в подвижной фазе

12. Кривая зависимости сигнала детектора от времени называется __________
Правильный ответ: хроматограмма

13. Способность хроматографической системы "предотвращать" (ограничивать) размывание зон разделяемых веществ называют ___________
Правильный ответ: эффективность

14. Основным требованием к любой хроматографической системе является различие в _____________________ разделяемых веществ
Правильный ответ: коэффициентах распределения

15. Трубка с фиксированной неподвижной фазой, через которую протекает подвижная фаза называется ____________
Правильный ответ: хроматографической колонкой

16. Какие бывают хроматографические колонки?
Правильный ответ: Насадочные (набивные), микронасадочные, капиллярные.

17. Что отражает чувствительность детектора?
Правильный ответ: отражает степень взаимодействия анализируемого вещества с детектором и определяет величину сигнала, соответствующего содержанию вещества в подвижной фазе

18. Реакция детектора на состав подвижной фазы, поступающей в детектор называют______________
Правильный ответ: Фоновым сигналом

19. По селективности детекторы подразделяют на ________________
Правильный ответ: селективные и универсальные

20. Дайте определение хроматографии.
Правильный ответ: динамический метод разделения, анализа и физико-химических исследований веществ, основанный на перемещении зоны вещества вдоль слоя сорбента в потоке подвижной фазы с многократным повторением сорбционных и десорбционных актов. При этом разделяемые вещества распределяются между двумя несмешивающимися фазами (в зависимости от их относительной растворимости в каждой фазе): подвижной и неподвижной

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой), лабораторные работы и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Экзамен организуется в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Оценивание КИМ в целом:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Д. Грибова Хроматография. Газовая хроматография: Государственный университет «Дубна», 2019 e.lanbook.com
Л1.2 В. Ю. Конюхов Хроматография : учебник: Лань, 2021 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. Бёккер ; пер. В.С. Курова. Хроматография. Инструментальная аналитика: методы хроматографии и капиллярного электрофореза : М. : РИЦ "Техносфера", 2009, 2009 biblioclub.ru
Л2.2 И.Н. Мовчан, Р.Г. Романова, Т.С. Горбунова, И.И. Евгеньева Основы аналитической химии. Химические методы анализа : учебное пособие : - Казань : КНИТУ - 195 с. , 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Е. А. Илларионова, И. П. Сыроватский Газовая хроматография. Теоретические основы метода : учебное пособие : Лань, 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конюхов, В.Ю. Хроматография. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2012. — 224 с. e.lanbook.com
Э2 Сычев, С.Н. Высокоэффективная жидкостная хроматография: аналитика, физическая химия, распознавание многокомпонентных систем. [Электронный ресурс] / С.Н. Сычев, В.А. Гаврилина. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 256 с. e.lanbook.com
Э3 Бёккер, Ю. Хроматография. Инструментальная аналитика: методы хроматографии и капиллярного электрофореза / Ю. Бёккер ; пер. В.С. Курова. - М. : РИЦ "Техносфера", 2009. - 472 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89008
Э4 Физические методы исследования и их практическое применение в химическом анализе / Н.Г. Ярышев, Ю.Н. Медведев, М.И. Токарев и др. - Издание второе, переработанное и дополненное. - М. : Прометей, 2015. - 196 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426720
Э5 Курс на Цифровом портале АлтГУ "Химический и хроматографический анализ растительных веществ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001дК лаборатория хроматографических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 7 посадочных мест; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (7 человек): весовой стол; весы аналитические; газовый хроматограф; модель 3700; газовый хроматограф Hewlett Packard HP 4890A; генератор водорода Хроматэк 10.400; компрессор МК-Л2; компрессор BUFAG House Master Kit Mecafer Mor; двухлинейный плоский самописец TZ 4620; центрифуга Eppendorf 5702; хроматографический микрошприц; колонки для ГЖХ, мембрана для ввода проб; лайнер; измеритель концентрации озона электрические; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. Компьютер Celeron Dual-Core E3300/2Gb/250Gb/KM/19" Acer V193WEOB
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия лекционного типа
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы. В ходе лекций обучающимся рекомендуется: - вести конспектирование учебного материала; - обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению; - задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся, дополняющего материал прослушанной лекции, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций.
Занятия семинарского типа (лабораторные занятия)
Практические занятия – это активная форма учебного процесса. При подготовке к практическим занятиям обучающемуся необходимо изучить основную литературу, ознакомится с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя. Темы теоретического содержания предполагают дискуссионный характер обсуждения. Большая часть тем дисциплины носит практический характер, т.е. предполагает выполнение заданий и решение задач, анализ практических ситуаций.
Самостоятельная работа (изучение теоретического курса, подготовка к лабораторным занятиям)
Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими специалистами по данной дисциплине.