МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы рекомбинантных технологий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотех-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 80
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 109 109 109 109
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Минаков Денис Викторович

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Микушина Ирина Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Основы рекомбинантных технологий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся базовых знаний об основных закономерностях и современных достижениях генетики, геномики и протеомики

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- принципы создания гибридных объектов методами генной инженерии;
- современные характеристики и функции генома и протеома;
- принципы современной генетической и клеточной инженерии;
- направления развития клеточной инженерии;
- условия формирования клеточных культур растений.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать принципы генной инженерии в биотехнологии;
- демонстрировать базовые представления по биотехнологии, геномике и протеомике, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами биотехнологии;
- методами генноинженерных технологий создания и использования генетически модифицированных микроорганизмов, растений и животных;
- методами культивирования клеток и тканей растений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биоинженерия 21 века, как инженерия комплексных систем.
1.1. Биоинженерия 21 века, как инженерия комплексных систем. Лекции 8 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Биоинженерия 21 века, как инженерия комплексных систем. Практические 8 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Основы протеомики Практические 8 6 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование Интернета.Подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре Сам. работа 8 28 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Генная инженерия и ее инструменты
2.1. Инструменты генетической инженерии Лекции 8 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Векторные системы, применяемые для клонирования в клетках прокариот и эукариот Лекции 8 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Генно-инженерная фармакология Лекции 8 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.4. Генная инженерия и ее инструменты Практические 8 6 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.5. Молекулярная диагностика и современные проблемы белковой инженерии Практические 8 6 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
2.6. чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование Интернета.Подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре Сам. работа 8 30 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Основы клеточной инженерии
3.1. Клеточная инженерия растений Лекции 8 6 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Клеточная инженерия растений Практические 8 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Экспрессия чужеродной генетической информации Лабораторные 8 12 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Создание трансгенных растений Лабораторные 8 12 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Методы синтезирования в растения чужеродных белков медицинского назначения Лабораторные 8 12 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.6. чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование Интернета.Подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, подготовка к лабораторным работам Сам. работа 8 51 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-8: способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Возникновение геномики как научной дисциплины стало возможным после:
а) установления структуры ДНК;
б) создания концепции гена;
в) дифференциации регуляторных и структурных участков гена;
г) полного секвенирования генома у ряда организмов.
Ответ: г

2. Существенность гена у патогенного организма - кодируемый геном продукт необходим:
а) для размножения клетки;

б) для поддержания жизнедеятельности;
в) для инвазии в ткани;
г) для инактивации антимикробного вещества.
Ответ: б

3. Гены house keeping у патогенного микроорганизма экспрессируются:
а) в инфицированном организме хозяина
б) всегда
в) только на искусственных питательных средах
г) под влиянием индукторов
Ответ: б

4. Протеомика характеризует состояние микробного патогена:
а) по ферментативной активности
б) по скорости роста
в) по экспрессии отдельных белков
г) по нахождению на конкретной стадии ростового цикла
Ответ: в

5. Для получения протопластов из клеток грибов используется:
а) лизоцим
б) трипсин
в) «улиточный фермент»
г) пепсин
Ответ: в

6. За образованием протопластов из микробных клеток можно следить с помощью методов:
а) вискозиметрии
б) колориметрии
в) фазово-контрастной микроскопии
г) электронной микроскопии
Ответ: в

7. Для получения протопластов из бактериальных клеток используется:
а) лизоцим
б) «улиточный фермент»
в) трипсин
г) папаин
Ответ: а

8. Объединение геномов клеток разных видов и родов возможно при соматической гибридизации:
а) только в природных условиях;
б) только в искусственных условиях;
в) в природных и искусственных условиях
Ответ: б

9. Высокая стабильность протопластов достигается при хранении:
а) на холоду;
б) в гипертонической среде;
в) в среде с добавлением антиоксидантов;
г) в анаэробных условиях.
Ответ: б

10. Полиэтиленгликоль (ПЭГ), вносимый в суспензию протопластов:
а) способствует их слиянию;
б) предотвращает их слияние;
в) повышает стабильность суспензии;
г) предотвращает микробное заражение.
Ответ: а

11. Для протопластирования наиболее подходят суспензионные культуры:
а) в лаг-фазе;
б) в фазе ускоренного роста;
в) в логарифмической фазе;
г) в фазе замедленного роста;
д) в стационарной фазе;
Ответ: в

12. Гибридизация протопластов возможна, если клетки исходных растений обладают:
а) половой совместимостью;
б) половой несовместимостью;
в) совместимость не имеет существенного значения.
Ответ: в

13. Преимуществами генно-инженерного инсулина являются:
а) высокая активность;
б) меньшая аллергенность;
в) меньшая токсичность;
г) большая стабильность.
Ответ: б

14. Преимущества получения видоспецифических для человека белков путем микробиологического синтеза:
а) простота оборудования;
б) экономичность;
в) отсутствие дефицитного сырья;
г) снятие этических проблем.
Ответ: г

15. Разработанная технология получения рекомбинантного эритропоэтина основана на экспрессии гена:
а) в клетках бактерий;
б) в клетках дрожжей;
в) в клетках растений;
г) в культуре животных клеток
Ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Транскрибируемый участок хромосомы, кодирующий функциональный белок либо тРНК или рРНК (Ответ: ген)
2. Небольшая молекула, связывающаяся с регуляторным белком-репрессором, что приводит к дерепрессии соответствующих генов (Ответ: Индуктор)
3. Спонтанное или индуцированное изменение структуры гена (ответ: мутация)
4. Короткая цепочка аминокислот, соединенных пептидными связями (Ответ: пептид)
5. Процесс самовоспроизведения (синтеза) ДНК (Ответ: Репликация)
6. Получение in vitro, неполовым путем растений, генетически идентичных исходному растению (Ответ: Клональное микроразмножение)
7. Новообразование клеток и тканей путем размножения (Ответ: Пролиферация)
8. Выращивание живого материала «в стекле», на искусственных питательных средах, в стерильных условиях (Ответ: In vitro)
9. Выращивание живого материала в естественных условиях (Ответ: In vivo)
10. Процесс взаимодействия комплементарных
цепей РНК и ДНК, образующих двухцепочечный гибрид РНК - ДНК. (Ответ: Гибридизация)
11. Короткая последовательность (часто это РНК), компле­ментарно взаимодействующая с одной из цепей ДНК; образует свободный 3'-ОН-конец, используя который ДНК-полимераза начинает синтез дезоксирибонуклеотидной цепи. (Ответ: Праймер)
12. Организмы, клетки которых содержат окруженное мембраной ядро с множественными хромосомами и внутрикле­точные органеллы. (Ответ: Эукариоты)
13. Органелла эукариотической клетки, окруженная мембраной и содержащая хромосомы (Ответ: Ядро)
14. Кто первые предложили модель ДНК в виде двойной спирали и объяснили процесс репликации ее молекулы при делении клеток (Ответ: Крик Фрэнсис и Утсон Джеймс)
15. Структурная единица, из которой с помощью рибосомы строятся молекулы белка (Ответ: Аминокислота)
16. Неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток. (Ответ: Вирус)
17. Группа генетически идентичных организмов или клеток (Ответ: Клон)
18. Структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (Ответ: Клетка)
19. Защитная форма микроорганизма с прочной оболочкой для сохранения клетки в неблагоприятных условиях в природе. (Ответ: Спора)
20. Уничтожение всех посторонних микроорганизмов (Ответ: Стерилизация)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9: способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. биотехнология – направление научно-технического прогресса в медицине и фармации по получению лекарственных средств с использованием
1) микроорганизмов
2) макроорганизмов животного происхождения
3) ферментов
4) макроорганизмов растительного происхождения
5) полиферментных комплексов
6) верны все, кроме 5
Ответ: 1, 2, 3, 4

2. что не стоит целью создания трансгенных животных
1) увеличение продуктивности
2) невосприимчивость к болезням
3) ксенотрансплантация органов человеку
4) продукция лекарственных веществ и продуктов лечебного питания
Ответ:1

3. функцией феромонов является
1) антимикробная активность
2) противовирусная активность
3) изменение поведения организма со специфическим рецептором
4) терморегулирующая активность
5) противоопухолевая активность
Ответ: 3

4. трансверсия – это вид внутригенной мутации, заключающийся
1) в замене пурина на пиримидин и наоборот
2) в замене пурина на другой пурин
3) в замене пиримидина на другой пиримидин
Ответ:1

5. технологический воздух, пропускаемый через ферментационный аппарат, стерилизуют методом
1) термическим
2) ультрафиолетовым облучением
3) фильтрацией
Ответ: 3

6. целевой продукт – биомасса. По технологическим параметрам целесообразен процесс биосинтеза
1) периодический
2) непрерывный
3) полупериодический
4) объемно-доливной
Ответ: 1

7. преимущество метода биоконверсии стероидов перед химической трансформацией является
1) высокая скорость реакции окисления
2) окисление только по боковой цепи
3) окисление по системе сконденсированных колец
Ответ: 1

8. преимущества иммобилизации клеток с повышенной проницаемостью оболочки
1) длительное сохранение жизнеспособности
2) большее связывание с носителем
3) повышение скорости диффузии субстрата
4) повышение скорости выхода целевого продукта
5) возможность использования проточных процессов
6) верны 1, 3, 5
7) верны 1, 4
Ответ: 1,3,5

9. тип питания культуры тканей растения
1) ауксотрофный
2) хемогетеротрофный
3) фотоавтотрофный
4) хемолитотрофный
Ответ: 3

10. из культуры клеток Табака курительного выделяют
1) шиконин
2) убихинон
3) аймалицин
4) рутин
5) никотин
Ответ: 5

11. экстракция каротина из высушенной биомассы осуществляется
1) подсолнечным маслом
2) вазелиновым маслом
3) летучим органическим растворителем
4) раствором щелочи
5) раствором кислоты
Ответ: 1

12. препараты инсулина человека получают методами
1) заменой аминокислоты аланина в 30-м положении на треонин
2) технологией рекомбинантной ДНК
3) аффинной хроматографией свиного инсулина
4) путем замены аминокислот в инсулине КРС
5) экстракции из поджелудочной железы человека
6) верны все,
кроме 3
Ответ: 6

13. К продуцентам для генно-инженерной биотехнологии относят:
а) бактериальные клетки
б) дрожжевые клетки
в) эукариотические клетки
г) все варианты верны
Ответ: г

14. Технология рекомбинантных ДНК - это:
а) совокупность процессов выделения ДНК
б) совокупность экспериментальных процедур, позволяющих осуществлять перенос генетического материала (ДНК) из одного организма в другой
в) совокупность процессов выделения РНК
г) изучение генетического материала клетки
Ответ: б

15. В биотехнологии определению «биообъект» соответствует:
а) организм, продуцирующий БАВ
б) организм, на котором испытывают новые БАВ
в) фермент, используемый для генно-инженерных процессов
г) организм, вызывающий микробную контаминацию технологического оборудования
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Роль вектора в технологии рекомбинантных ДНК могут выполнять (ответ: бактериофаги)
2. Группа ферментов, относящихся к классу гидролаз, катализирующих реакцию гидролиза нуклеиновых кислот (ответ: рестриктазы)
3. Введение рекомбинантных плазмид в бактериальные клетки – это (ответ: трансформация)
4. Внехромосомный генетический элемент, способный к длительному автономному существованию и репликации (ответ: плазмиды)
5. Вирусы, заражающие бактериальные клетки (ответ: бактериофоги)
6. Совокупность методов, позволяющих путем операций in vitro переносить информацию из одного организма в другой – это (ответ: генная инженерия)
7. Медицинский препарат биологического происхождения, обеспечивающий организму появление приобретённого иммунитета к конкретному антигену (ответ: живая вакцина)
8. Вакцины, полученные из растворимых дериватов микробной клетки, например токсинов, но описывают как анатоксины (ответ: химические вакцины)
9. Изменение первичной структуры ДНК в конкретном ее участке, что, в конечном счете, приводит к изменению фенотипа биологического объекта, используемого в биотехнологических процесс (ответ: мутации)
10. Метод, основанный на выделении и культивировании тканей и клеток высших многоклеточных организмов (ответ: клеточная инженерия)
11. Использование культур клеток, бактерий, животных, растений, обеспечивающих синтез специфических веществ (Ответ: биотехнология)
12. Клетки продуцента вследствие мешалки или турбинного перемешивания и пропускания под давлением воздуха во
всем объеме питательной среды (Ответ: глубинная ферментация)
13. При разрушении клеточных стенок дрожжей и плесневых грибов применяют (ответ: «улиточный фермент»)
14. Включение фрагментов ДНК человека в плазмиды и сшивание «липких» концов (Ответ: лигирование)
15. Генная инженерия зародилась в (Ответ: 1972)
16. Основоположником генной инженерии по праву считают (Ответ: Пола Берга)
17. Первым объектом генной инженерии стала (Ответ: E.coli)
18. Перечислите какие биообъекты используют в биотехнологии (Ответ: бактерии, низшие грибы, культуры клеток, ферменты)
19. Селекция (отбор), мутагенез, гибридизация относятся к ________методам совершенствования биообъектов (Ответ: традиционным)
20. Излучение, повышенная или пониженная температура, ультразвук - это ___________мутагены (Ответ: физические)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.В. Цымбаленко Биотехнология : учебное пособие СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428265
Л1.2 А.С. Сироткин, В.Б. Жукова Теоретические основы биотехнологии : учебно-методическое пособие Казань : КГТУ, 2010 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270560
Л1.3 . П. Хлебова, Н. Ю. Сперанская, Е. С. Яценко Прикладная биотехнология : лаб. практикум : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щелкунов, С.Н. Генетическая инженерия : Новосибирск : Сибирское университетское издательство - 514 с., 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Р. Шмид ; под ред. Т.П. Мосоловой, А.А. Синюшина ; пер. с нем. А.А. Виноградова, А.А. Синюшин. Наглядная биотехнология и генетическая инженерия=Taschenatlas der Biotechnologie und Gentechnik : Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний - 327 с. , 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы рекомбинантных технологий portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
007К учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.