Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 109 | 109 | 109 | 109 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | Формирование у обучающихся базовых знаний об основных закономерностях и современных достижениях генетики, геномики и протеомики |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-8 | способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности |
ПК-9 | способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - принципы создания гибридных объектов методами генной инженерии; - современные характеристики и функции генома и протеома; - принципы современной генетической и клеточной инженерии; - направления развития клеточной инженерии; - условия формирования клеточных культур растений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать принципы генной инженерии в биотехнологии; - демонстрировать базовые представления по биотехнологии, геномике и протеомике, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами биотехнологии; - методами генноинженерных технологий создания и использования генетически модифицированных микроорганизмов, растений и животных; - методами культивирования клеток и тканей растений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Биоинженерия 21 века, как инженерия комплексных систем. | ||||||
1.1. | Биоинженерия 21 века, как инженерия комплексных систем. | Лекции | 8 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Биоинженерия 21 века, как инженерия комплексных систем. | Практические | 8 | 4 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Основы протеомики | Практические | 8 | 6 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование Интернета.Подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре | Сам. работа | 8 | 28 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Генная инженерия и ее инструменты | ||||||
2.1. | Инструменты генетической инженерии | Лекции | 8 | 2 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Векторные системы, применяемые для клонирования в клетках прокариот и эукариот | Лекции | 8 | 4 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Генно-инженерная фармакология | Лекции | 8 | 4 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Генная инженерия и ее инструменты | Практические | 8 | 6 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Молекулярная диагностика и современные проблемы белковой инженерии | Практические | 8 | 6 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование Интернета.Подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре | Сам. работа | 8 | 30 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Основы клеточной инженерии | ||||||
3.1. | Клеточная инженерия растений | Лекции | 8 | 6 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Клеточная инженерия растений | Практические | 8 | 4 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Экспрессия чужеродной генетической информации | Лабораторные | 8 | 12 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Создание трансгенных растений | Лабораторные | 8 | 12 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Методы синтезирования в растения чужеродных белков медицинского назначения | Лабораторные | 8 | 12 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование Интернета.Подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, подготовка к лабораторным работам | Сам. работа | 8 | 51 | ПК-8, ПК-9 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-8: способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Возникновение геномики как научной дисциплины стало возможным после: а) установления структуры ДНК; б) создания концепции гена; в) дифференциации регуляторных и структурных участков гена; г) полного секвенирования генома у ряда организмов. Ответ: г 2. Существенность гена у патогенного организма - кодируемый геном продукт необходим: а) для размножения клетки; б) для поддержания жизнедеятельности; в) для инвазии в ткани; г) для инактивации антимикробного вещества. Ответ: б 3. Гены house keeping у патогенного микроорганизма экспрессируются: а) в инфицированном организме хозяина б) всегда в) только на искусственных питательных средах г) под влиянием индукторов Ответ: б 4. Протеомика характеризует состояние микробного патогена: а) по ферментативной активности б) по скорости роста в) по экспрессии отдельных белков г) по нахождению на конкретной стадии ростового цикла Ответ: в 5. Для получения протопластов из клеток грибов используется: а) лизоцим б) трипсин в) «улиточный фермент» г) пепсин Ответ: в 6. За образованием протопластов из микробных клеток можно следить с помощью методов: а) вискозиметрии б) колориметрии в) фазово-контрастной микроскопии г) электронной микроскопии Ответ: в 7. Для получения протопластов из бактериальных клеток используется: а) лизоцим б) «улиточный фермент» в) трипсин г) папаин Ответ: а 8. Объединение геномов клеток разных видов и родов возможно при соматической гибридизации: а) только в природных условиях; б) только в искусственных условиях; в) в природных и искусственных условиях Ответ: б 9. Высокая стабильность протопластов достигается при хранении: а) на холоду; б) в гипертонической среде; в) в среде с добавлением антиоксидантов; г) в анаэробных условиях. Ответ: б 10. Полиэтиленгликоль (ПЭГ), вносимый в суспензию протопластов: а) способствует их слиянию; б) предотвращает их слияние; в) повышает стабильность суспензии; г) предотвращает микробное заражение. Ответ: а 11. Для протопластирования наиболее подходят суспензионные культуры: а) в лаг-фазе; б) в фазе ускоренного роста; в) в логарифмической фазе; г) в фазе замедленного роста; д) в стационарной фазе; Ответ: в 12. Гибридизация протопластов возможна, если клетки исходных растений обладают: а) половой совместимостью; б) половой несовместимостью; в) совместимость не имеет существенного значения. Ответ: в 13. Преимуществами генно-инженерного инсулина являются: а) высокая активность; б) меньшая аллергенность; в) меньшая токсичность; г) большая стабильность. Ответ: б 14. Преимущества получения видоспецифических для человека белков путем микробиологического синтеза: а) простота оборудования; б) экономичность; в) отсутствие дефицитного сырья; г) снятие этических проблем. Ответ: г 15. Разработанная технология получения рекомбинантного эритропоэтина основана на экспрессии гена: а) в клетках бактерий; б) в клетках дрожжей; в) в клетках растений; г) в культуре животных клеток Ответ: г ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Транскрибируемый участок хромосомы, кодирующий функциональный белок либо тРНК или рРНК (Ответ: ген) 2. Небольшая молекула, связывающаяся с регуляторным белком-репрессором, что приводит к дерепрессии соответствующих генов (Ответ: Индуктор) 3. Спонтанное или индуцированное изменение структуры гена (ответ: мутация) 4. Короткая цепочка аминокислот, соединенных пептидными связями (Ответ: пептид) 5. Процесс самовоспроизведения (синтеза) ДНК (Ответ: Репликация) 6. Получение in vitro, неполовым путем растений, генетически идентичных исходному растению (Ответ: Клональное микроразмножение) 7. Новообразование клеток и тканей путем размножения (Ответ: Пролиферация) 8. Выращивание живого материала «в стекле», на искусственных питательных средах, в стерильных условиях (Ответ: In vitro) 9. Выращивание живого материала в естественных условиях (Ответ: In vivo) 10. Процесс взаимодействия комплементарных цепей РНК и ДНК, образующих двухцепочечный гибрид РНК - ДНК. (Ответ: Гибридизация) 11. Короткая последовательность (часто это РНК), комплементарно взаимодействующая с одной из цепей ДНК; образует свободный 3'-ОН-конец, используя который ДНК-полимераза начинает синтез дезоксирибонуклеотидной цепи. (Ответ: Праймер) 12. Организмы, клетки которых содержат окруженное мембраной ядро с множественными хромосомами и внутриклеточные органеллы. (Ответ: Эукариоты) 13. Органелла эукариотической клетки, окруженная мембраной и содержащая хромосомы (Ответ: Ядро) 14. Кто первые предложили модель ДНК в виде двойной спирали и объяснили процесс репликации ее молекулы при делении клеток (Ответ: Крик Фрэнсис и Утсон Джеймс) 15. Структурная единица, из которой с помощью рибосомы строятся молекулы белка (Ответ: Аминокислота) 16. Неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток. (Ответ: Вирус) 17. Группа генетически идентичных организмов или клеток (Ответ: Клон) 18. Структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (Ответ: Клетка) 19. Защитная форма микроорганизма с прочной оболочкой для сохранения клетки в неблагоприятных условиях в природе. (Ответ: Спора) 20. Уничтожение всех посторонних микроорганизмов (Ответ: Стерилизация) ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9: способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. биотехнология – направление научно-технического прогресса в медицине и фармации по получению лекарственных средств с использованием 1) микроорганизмов 2) макроорганизмов животного происхождения 3) ферментов 4) макроорганизмов растительного происхождения 5) полиферментных комплексов 6) верны все, кроме 5 Ответ: 1, 2, 3, 4 2. что не стоит целью создания трансгенных животных 1) увеличение продуктивности 2) невосприимчивость к болезням 3) ксенотрансплантация органов человеку 4) продукция лекарственных веществ и продуктов лечебного питания Ответ:1 3. функцией феромонов является 1) антимикробная активность 2) противовирусная активность 3) изменение поведения организма со специфическим рецептором 4) терморегулирующая активность 5) противоопухолевая активность Ответ: 3 4. трансверсия – это вид внутригенной мутации, заключающийся 1) в замене пурина на пиримидин и наоборот 2) в замене пурина на другой пурин 3) в замене пиримидина на другой пиримидин Ответ:1 5. технологический воздух, пропускаемый через ферментационный аппарат, стерилизуют методом 1) термическим 2) ультрафиолетовым облучением 3) фильтрацией Ответ: 3 6. целевой продукт – биомасса. По технологическим параметрам целесообразен процесс биосинтеза 1) периодический 2) непрерывный 3) полупериодический 4) объемно-доливной Ответ: 1 7. преимущество метода биоконверсии стероидов перед химической трансформацией является 1) высокая скорость реакции окисления 2) окисление только по боковой цепи 3) окисление по системе сконденсированных колец Ответ: 1 8. преимущества иммобилизации клеток с повышенной проницаемостью оболочки 1) длительное сохранение жизнеспособности 2) большее связывание с носителем 3) повышение скорости диффузии субстрата 4) повышение скорости выхода целевого продукта 5) возможность использования проточных процессов 6) верны 1, 3, 5 7) верны 1, 4 Ответ: 1,3,5 9. тип питания культуры тканей растения 1) ауксотрофный 2) хемогетеротрофный 3) фотоавтотрофный 4) хемолитотрофный Ответ: 3 10. из культуры клеток Табака курительного выделяют 1) шиконин 2) убихинон 3) аймалицин 4) рутин 5) никотин Ответ: 5 11. экстракция каротина из высушенной биомассы осуществляется 1) подсолнечным маслом 2) вазелиновым маслом 3) летучим органическим растворителем 4) раствором щелочи 5) раствором кислоты Ответ: 1 12. препараты инсулина человека получают методами 1) заменой аминокислоты аланина в 30-м положении на треонин 2) технологией рекомбинантной ДНК 3) аффинной хроматографией свиного инсулина 4) путем замены аминокислот в инсулине КРС 5) экстракции из поджелудочной железы человека 6) верны все, кроме 3 Ответ: 6 13. К продуцентам для генно-инженерной биотехнологии относят: а) бактериальные клетки б) дрожжевые клетки в) эукариотические клетки г) все варианты верны Ответ: г 14. Технология рекомбинантных ДНК - это: а) совокупность процессов выделения ДНК б) совокупность экспериментальных процедур, позволяющих осуществлять перенос генетического материала (ДНК) из одного организма в другой в) совокупность процессов выделения РНК г) изучение генетического материала клетки Ответ: б 15. В биотехнологии определению «биообъект» соответствует: а) организм, продуцирующий БАВ б) организм, на котором испытывают новые БАВ в) фермент, используемый для генно-инженерных процессов г) организм, вызывающий микробную контаминацию технологического оборудования Ответ: а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Роль вектора в технологии рекомбинантных ДНК могут выполнять (ответ: бактериофаги) 2. Группа ферментов, относящихся к классу гидролаз, катализирующих реакцию гидролиза нуклеиновых кислот (ответ: рестриктазы) 3. Введение рекомбинантных плазмид в бактериальные клетки – это (ответ: трансформация) 4. Внехромосомный генетический элемент, способный к длительному автономному существованию и репликации (ответ: плазмиды) 5. Вирусы, заражающие бактериальные клетки (ответ: бактериофоги) 6. Совокупность методов, позволяющих путем операций in vitro переносить информацию из одного организма в другой – это (ответ: генная инженерия) 7. Медицинский препарат биологического происхождения, обеспечивающий организму появление приобретённого иммунитета к конкретному антигену (ответ: живая вакцина) 8. Вакцины, полученные из растворимых дериватов микробной клетки, например токсинов, но описывают как анатоксины (ответ: химические вакцины) 9. Изменение первичной структуры ДНК в конкретном ее участке, что, в конечном счете, приводит к изменению фенотипа биологического объекта, используемого в биотехнологических процесс (ответ: мутации) 10. Метод, основанный на выделении и культивировании тканей и клеток высших многоклеточных организмов (ответ: клеточная инженерия) 11. Использование культур клеток, бактерий, животных, растений, обеспечивающих синтез специфических веществ (Ответ: биотехнология) 12. Клетки продуцента вследствие мешалки или турбинного перемешивания и пропускания под давлением воздуха во всем объеме питательной среды (Ответ: глубинная ферментация) 13. При разрушении клеточных стенок дрожжей и плесневых грибов применяют (ответ: «улиточный фермент») 14. Включение фрагментов ДНК человека в плазмиды и сшивание «липких» концов (Ответ: лигирование) 15. Генная инженерия зародилась в (Ответ: 1972) 16. Основоположником генной инженерии по праву считают (Ответ: Пола Берга) 17. Первым объектом генной инженерии стала (Ответ: E.coli) 18. Перечислите какие биообъекты используют в биотехнологии (Ответ: бактерии, низшие грибы, культуры клеток, ферменты) 19. Селекция (отбор), мутагенез, гибридизация относятся к ________методам совершенствования биообъектов (Ответ: традиционным) 20. Излучение, повышенная или пониженная температура, ультразвук - это ___________мутагены (Ответ: физические) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Основы рекомбинантных технологий.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.В. Цымбаленко | Биотехнология : учебное пособие | СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428265 |
Л1.2 | А.С. Сироткин, В.Б. Жукова | Теоретические основы биотехнологии : учебно-методическое пособие | Казань : КГТУ, 2010 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270560 |
Л1.3 | . П. Хлебова, Н. Ю. Сперанская, Е. С. Яценко | Прикладная биотехнология : лаб. практикум : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щелкунов, С.Н. | Генетическая инженерия : | Новосибирск : Сибирское университетское издательство - 514 с., 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Р. Шмид ; под ред. Т.П. Мосоловой, А.А. Синюшина ; пер. с нем. А.А. Виноградова, А.А. Синюшин. | Наглядная биотехнология и генетическая инженерия=Taschenatlas der Biotechnologie und Gentechnik : | Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний - 327 с. , 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Основы рекомбинантных технологий | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная). 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
007К | учебно-научная лаборатория биотехнологии - для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья и шкафы; весовой стол; устройство для сушки посуды; термометры ртутные; штативы; автоклав (стерилизатор паровой ГК – 25); микроскоп биологический Микромед 1 (вар. 3-20); металлический стеллаж Титан-МС 2000*1000*600 мм (4 полки); бокс бактериальной воздушной среды БАВп-01- «Ламинар-С» -1,2 (221.120); ламинарный бокс NuAire Eppendorf NU-437-400; электроплитка; респиратор; противогаз; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. • Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |