МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и неорганическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильБиотехнология продуктов на основе растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_БПОРС-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 23
индивидуальные консультации 80
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 28 28 28 28
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 23 23 23 23
Консультации 80 80 80 80
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.х.н., к.х.н., Профессор, доцент, Новоженов В.А., Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
д.х.н., доцент, Смагин В.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Общая и неорганическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами основ теоретических знаний по ключевым разделам общей и неорганической химии и приобретение навыков выполнения лабораторных работ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен изучать, анализировать, использовать биологические объекты и процессы, основываясь на законах и закономерностях математических, физических, химических и биологических наук и их взаимосвязях
ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2 Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов
ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Знает основные математические, физические,химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур
в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Основные понятия и законы неорганической химии
1.1. Введение. Основные понятия и законы химии Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Классификация и номенклатура неорганических соединений Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
1.3. Основные законы химии Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Свойства основных классов неорганических соединений Лабораторные 1 4 Л1.2, Л2.1
1.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Консультации 1 10
Раздел 2. Строение атома и периодическая система
2.1. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов химических элементов Лекции 1 3 Л1.1, Л1.2
2.2. Строение атома. Строение электронных оболочек химических элементов Практические 1 4 Л1.1, Л1.2
2.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Консультации 1 10
Раздел 3. Химическая связь и строение вещества
3.1. Химическая связь и строение молекул Лекции 1 3 Л1.1, Л1.2
3.2. Химическая связь и строение молекул Практические 1 4 Л1.1, Л1.2
3.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
3.4. Консультации 1 15
Раздел 4. Общие закономерности протекания химических процессов
4.1. Основы химической термодинамики Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
4.2. Химическая кинетика в гомогенных и гетерогенных системах Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
4.3. Химическое равновесие в гомогенных и гетерогенных процессах Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
4.4. Химическая термодинамика. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Практические 1 4 Л1.1, Л1.2
4.5. Химическая термодинамика. Скорость химических реакций Лабораторные 1 4 Л1.1, Л1.2
4.6. Химическое равновесие Лабораторные 1 4 Л1.1, Л1.2
4.7. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
4.8. Консультации 1 15
Раздел 5. Растворы
5.1. Растворы. Коллигативные свойства растворов Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
5.2. Способы выражения концентрации растворов Практические 1 2
5.3. Электролитическая диссиоциация Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
5.4. Свойства растворов. Электролитическая диссоциация Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
5.5. Растворы электролитов. рН растворов Лабораторные 1 4 Л1.1, Л1.2
5.6. Гидролиз солей Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
5.7. Гибролиз солей Практические 1 2
5.8. Гидролиз солей Лабораторные 1 6 Л1.1, Л1.2
5.9. Окислительно-восстановительные реакции Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
5.10. Окислительно-восстановительные реакции Практические 1 4
5.11. Окислительно-восстановительные реакции Лабораторные 1 6 Л1.1, Л1.2
5.12. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
5.13. Консультации 1 15
Раздел 6. Химия элементов
6.1. Химия металлов Лекции 1 2 Л1.2
6.2. Металлы s-семейства Практические 1 2 Л1.2
6.3. Металлы р-семейств Практические 1 2 Л1.2
6.4. Металлы d-семейств Практические 1 2 Л1.2
6.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 4 Л1.2
6.6. Консультации 1 15

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный университет»
Институт химии и химико-фармацевтических технологий
Кафедра физической и неорганической химии










ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине
Общая и неорганическая химия
для направления подготовки 19.03.01. Биотехнология

Профиль подготовки: Биотехнология продуктов на основе растительного сырья








Разработчики:
Новоженов Владимир Антонович
профессор кафедры физической и неорганической химии___________
должность
____________/В.А. Новоженов/
подпись





Барнаул 2023


Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в 2023- 2024 учебном году на заседании кафедры физической и неорганической химии
Внесены следующие изменения дополнения: Протокол от 4 июля 2023 г. №_9_
Зав. кафедрой С.А. Безносюк, д. ф.-м.н., профессор
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в ____-_____ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от_____ №____
Зав. кафедрой _ С.А. Безносюк, д. ф.-м.н., профессор_
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав. кафедрой ________________________________
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав. кафедрой __________________________________
фио, должность






1. Перечень формируемых компетенций
Перечень формируемых компетенций:
ОПК-1: Способен изучать, анализировать, использовать биологические объекты и процессы, основываясь на законах и закономерностях математических, физических, химических и биологических наук и их взаимосвязях
2. Планируемые результаты освоения дисциплины (модуля)/практики:

п/п Контролируемые разделы дисциплины (модуля)
Контролируемые элементы практики Код контролируемой компетенции
(или ее части) Код и наименование индикатора достижения Наименование оценочного средства
1 Общие закономерности протекания химических процессов ОПК-1
ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2. Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов. ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов Лабораторная работа
Задания к практическим занятиям
Вопросы и задания к контрольным работам
Тестовые задания
2 Растворы ОПК-1
ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2. Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов. ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов Лабораторная работа
Задания к практическим занятиям
Вопросы и задания к контрольным работам
Тестовые задания
3 Химическая связь и строение вещества ОПК-1
ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2. Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов. ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов Задания к практическим занятиям
Вопросы и задания к контрольным работам
Тестовые задания
4 Химия элементов ОПК-1 ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2. Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов. ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов
Лабораторная работа
Задания к практическим занятиям
Вопросы и задания к контрольным работам
Тестовые задания
Промежуточная аттестация по дисциплине "Общая и неорганическая химия" ОПК-1
ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2. Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов. ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов Экзамен

3. Типовые оценочные средства, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине(модулю)/практике:

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)/ПРАКТИКЕ

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО - 1 Оценивание лабораторных работ
1. Цель: определение умений самостоятельно работать с оборудованием лаборатории, проводить эксперименты, анализировать полученные результаты и делать выводы, подтверждать теоретические положения лабораторным экспериментом.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля):
2.1 Общие закономерности протекания химических процессов
2.2 Растворы
2.3 Химия элементов
3. Проверяемые компетенции ОПК-1
4. Индикаторы достижений
ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2. Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов.
ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов
5. Пример оценочного средства лабораторных работ
1. Обсуждение теоретического материала и выполняемой лабораторной работы
2. Студент предоставляет преподавателю конспект лабораторной работы, в котором сформулирована цель работы, присутствует экспериментальная часть, рисунки и таблицы экспериментальных данных (при необходимости).
3. По окончании лабораторной работы студент сдает отчет, в котором приведены уравнения реакций, описаны наблюдения, приведены расчеты, сделан промежуточный вывод по каждому опыту, сделан общий вывод по лабораторной работе и защищает ее отвечая на контрольные вопросы (письменной/устной форме) к данной лабораторной работе.
6. Критерии оценивания лабораторных работ
10-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень)
9-10 1. Полнота и правильность выполнения лабораторной работы;
2. Правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты;
3. Верно даны пояснения и ответы на вопросы, поставленные в опытах;
4. приведены необходимые значения констант
5. и т.д. Студентом самостоятельно выполнена лабораторная работа с соблюдением правил техники безопасности. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы, поставленные в опытах, приведены необходимые значения констант.
Хорошо
(базовый уровень)
7-8 Студентом самостоятельно выполнена лабораторная работа с соблюдением правил техники безопасности. При этом написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы, поставленные в опытах, приведены необходимые значения констант с подсказки преподавателя.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
5-6 Студентом самостоятельно выполнена лабораторная работа с соблюдением правил техники безопасности. При этом написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы, поставленные в опытах, приведены необходимые значения констант с подсказки преподавателя.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
< 5 Студентом выполнена лабораторная работа с соблюдением правил техники безопасности. При этом не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы, поставленные в опытах, приведены необходимые значения констант с подсказки преподавателя.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки
1. Оборудование химической лаборатории.
2. Медицинская помощь в лаборатории
3. Правила пожарной безопасности.
4. Весы и взвешивание. Типы весов. Правила взвешивания.
5. Мерная посуда. Цилиндры, пипетки, бюретки, мерные колбы. Правила пользования.
6. Скорость химических реакций.
7. Химическое равновесие и факторы, влияющие на него.
8. Растворы. Способы выражения концентраций растворов
9. Химия s- и р-элементов
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО - 2 Оценивание практических занятий
1. Цель: определение степени усвоения обучающимися теоретического и фактического учебного материала, сформированности умений и навыков использования полученных знаний на практике
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля):
2.1 Общие закономерности протекания химических процессов
2.2 Растворы
2.3 Химическая связь и строение вещества
2.4 Химия элементов
3. Проверяемые компетенции ОПК-1
4. Индикаторы достижений
ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2. Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов.
ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов
5. Пример оценочного средства
1. Основы атомно-молекулярного учения. Основные законы химии
1. Основные положения атомно-молекулярного учения.
2. Дайте определение понятий: а) элемент, атом, молекула; б) простое и сложное вещество; в) относительные атомная и молекулярная массы; г) моль; д) молярная масса; е) эквивалент элемента.
3. Основные законы химии: а) закон сохранения массы вещества; б) закон постоянства состава; в) закон кратных отношений; г) закон Авогадро; д) 1-е следствие закона Авогадро; г) 2-е следствие закона Авогадро; е) закон эквивалентов.
4. Газовые законы: а) закон Бойля-Мариотта; б) закон Гей-Люссака; г) уравнение Клапейрона; д) уравнение Клапейрона-Менделеева.
5. Решение задач по теме
2. Классы неорганических соединений
1. Основные классы неорганических соединений
2. Оксиды
3. Основания
4. Кислоты
5. Соли
3 Химическая термодинамика
1. Дайте определение основных понятий в термодинамике: а) фаза; б) система; в) изолированная система; г) открытая система; д) замкнутая система
2. Чем характеризуется состояние системы? Чем описывается состояние системы? Стандартное состояние системы.
3. Внутренняя энергия системы. Из каких видов энергии складывается внутренняя энергия? Какие виды энергии не входят во внутреннюю энергию?
4. Первый закон термодинамики.
5. Энтальпия. Стандартная энтальпия образования вещества. Изменение энтальпии в реакциях. Закон Гесса и следствия из него.
6. Энтропия. Стандартная энтропия образования химических веществ. Изменение энтропии в реакциях.
7. Второй закон термодинамики. Энергия Гиббса. Изменение энергии Гиббса в реакции. Самопроизвольного протекания процесса
8. Решение задач по теме
4 Скорость химических реакций. Химическое равновесие
1. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагентов.
2. Константа скорости. Закон действующих масс.
3. Влияние температуры на скорость реакции.
4. Катализ. Катализаторы. Ингибиторы.
5. Обратимые и необратимые процессы. Истинное и кажущееся равновесие. Константа равновесия. Равновесия в гомогенных и гетерогенных системах.
6. Влияние различных факторов на химическое равновесие. Принцип ЛеШателье.
7. Решение задач по теме
5 Способы выражения концентрации растворов
1. Раствор, растворитель, растворенное вещество
2. Виды растворов: насыщенными, ненасыщенными, пересыщенными
3. Концентрации растворов. Способы выражения концентрации раствора
4. Определение массовой доли растворенного вещества, единицы измерения этой величины.
5. Определение молярной концентрации растворенного вещества, единицы измерения этой величины.
6. Определение молярной концентрации эквивалента растворенного вещества, единицы измерения этой величины.
7. Определение моляльной концентрации растворенного вещества, единицы измерения этой величины.
8. Определение мольной доли растворенного вещества и растворителя, единицы измерения.
9. Определение плотности раствора, единицы измерения.
10. Решение задач по теме
6 Коллигативные свойства растворов неэлектролитов
1. Свойства раствора и свойства компонентов раствора.
2. Физико-химические свойства разбавленных растворов неэлектролитов
3. Осмос. Осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа. Определение осмотического давления раствора.
4. Давление насыщенного пара. Относительное понижение давления пара растворителем. Закон Рауля.
5. Температура кипения раствора
6. Температура кристаллизации (отвердевания) жидкости. Как температура кристаллизации раствора отличается от температуры кристаллизации чистого растворителя?
7. Второй закон Рауля.
8. Расчет молекулярной массы растворенного вещества.
9. Изотонический коэффициент. Физический смысл изотонического коэффициента.
10. Связь изотонического коэффициента со степенью диссоциации.
11. Решение задач по теме
7. Электролитическая диссоциация. рН растворов
1. Теория электролитической диссоциации. Электролиты, неэлектролиты.
2. Степень диссоциации, факторы влияющие на степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты
3. Константа диссоциации. Факторы, влияющие на константу диссоциаци
4 Связь константы диссоциации со степенью диссоциации. Закон разбавления Оствальда.
5. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Характеристика среды с помощью водородного показателя. Гидроксильный показатель. Связь между водородным и гидроксильным показателем.
6. Значения рН основных физиологических жидкостей.
7. Решение задач по теме
8. Гидролиз солей
1. Гидролиз солей. Типы гидролиза солей.
2. Ступенчатый гидролиз.
3. Степень гидролиза и константа гидролиза. Факторы, влияющие на степень и константу гидролиза
4.Условия подавления гидролиза
5. Решение задач по теме
9. Окислительно-восстановительные реакции
1. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
2. Типы окислительно-восстановительных реакций
3. Метод электронного баланса.
4. Метод полуреакций (электронно-ионных уравнений)
5. Решение задач по теме
10. Строение атома и периодическая система химических элементов
1. Развитие представлений о строении атома.
2. Модель атома Бора. Её недостатки.
3. Уравнение де Бройля. Двойственная природа электрона.
4. Принцип неопределенности Гейзенберга.
5. Уравнение Шредингера.
6. Квантовые числа: главное, орбитальное, магнитное, спин.
7. Принципы заполнения электронных оболочек атома: принцип наименьшей энергии, принцип Паули, правило Хунда.
8. Периодическая система Д.И. Менделеева. Периоды, группы.
9. Радиусы, изменение по периодам и группам.
10. Потенциал ионизации, его изменение по периодам и группам.
11. Сродство к электрону, его изменение по периодам и группам.
12. Электроотрицательность, ее изменение по периодам и группам.
13. Решение задач по теме
11. Химическая связь и строение вещества
1. Метод валентных связей. Механизмы образования ковалентной связи.
2. Свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность.
3. Полярность связи.
4. Теория гибридизации.
5. Геометрия молекулы в теории гибридизации
6. Решение задач по теме
6. Критерии оценивания практических заданий
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота выступления на практическом занятии;
2. Последователь-ность и рациональность выступления;
3. Самостоятель-ность решения предложенных задач;
4. и т.д. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Возможны неточности в ответе. Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студентом практическое задание не решено.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки
1. Основные понятия в химии: элемент, атом, молекула; простое и сложное вещество; относительные атомная и молекулярная массы; моль; молярная масса; эквивалент элемента.
2. Основные понятия в термодинамике: а) фаза; б) система; в) изолированная система; г) открытая система; д) замкнутая система
3.Энтальпия. Стандартная энтальпия образования вещества. Изменение энтальпии в реакциях.
4. Закон Гесса и следствия из него.
5. Энтропия. Стандартная энтропия образования химических веществ. Изменение энтропии в реакциях.
6. Второй закон термодинамики.
7. Энергия Гиббса
8. Гомогенные и гетерогенные реакции
9. Основные понятия и законы в химической кинетике
10. Химическое равновесие и его характеристики
11. Строение атома
12. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО - 3: Оценивание контрольных работ
1 Цели: проверка и оценивание усвоения обучающимися теоретического и фактического материала, заложенного в учебной программе дисциплины.
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля):
2.1 Общие закономерности протекания химических процессов
2.2 Растворы
2.3 Химическая связь и строение вещества
2.4 Химия элементов
3. Проверяемые компетенции ОПК-1
4. Индикаторы достижений
ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2. Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов.
ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов
5. Пример оценочного средства
Контрольная работа
По теме: «Термодинамика и кинетика»
Вариант ххх

1. Проанализируйте изменение основных свойств в ряду оксидов щелочных металлов. Для термодинамических расчетов выберите соответствующую реакцию.
2. Выразите константу равновесия КС реакции
SO2(г) + CO2(г)  SO3(г) + CO(г)
через константы следующих реакций:
2SO2(г) + O2(г) 2SO3(г) KC1
2CO(г) + O2(г) 2CO2(г) KC2.
3. При каких температурных условиях Ag2Oобразуется из простых веществ, а при каких разлагается? Ответ обоснуйте.
4. В системе СО(г) + Cl2(г) СOCl2(г) начальные концентрации СО и Cl2 были соответственно равны 0,28 и 0,09 моль/л, равновесная концентрация Cl2 равна 0,02 моль/л. Найдите константу равновесия.
5. Почему повышение кратности связи приведет к уменьшению S298?
6. Если прямая реакция эндотермична, а обратная экзотермична, то какая из них характеризуется более высоким значением энергии активации?

Контрольная работа
По теме: «Строение атома. Периодическая система»
Вариант ххх
1. Можно ли описать состояние электрона в атоме только с помощью трех квантовых чисел? Дайте необходимые пояснения.
2. Атом какого элемента содержит три электрона с n=3 и l=1? Каковы значения магнитного квантового числа для этих электронов? Должны ли эти электроны иметь антипараллельные спины?
3. Какой вывод можно сделать о свойствах элемента по значению первого потенциала ионизации? Обсудите характер изменения I1 и свойств элементов по периодам и подгруппам периодической системы элементов (ПСЭ). Будет ли изменение потенциалов ионизации монотонным?
4. Применимо ли понятие траектории движения к микрочастицам? Чем это определяется и какое понятие его заменяет?
5. Составьте электронные формулы атомов и ионов: Au3+, Te*, V.
6. Чем можно объяснить сходство d-элементов III группы ПСЭ с р-элементами этой же группы?
7. Расположите в порядке увеличения СЭ атомы с конфигурациями: ns1, ns2, ns2p5.
8. Масса Земли составляет 5,981027 г. Средняя линейная скорость ее движения по орбите равна 3,0104 м/с. Вычислите неопределенность положения Земли на ее орбите. Предполагая, что электрон атома водорода вращается по орбите с радиусом 0,053 нм, вычислите неопределенность скорости электрона и сравните ее со скоростью электрона, равной 2,2106 м/с. Сделайте необходимые выводы.
6. Критерии оценивания контрольных работ
100-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень)
90-100 1. Полнота выполнения контрольной работы;
2. Последователь-ность и рациональность выполнения заданий контрольной работы;
3. Самостоятель-ность решения;
4. и т.д. Студентом задания контрольной работы решены самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения заданий, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
(базовый уровень)
80-89 Студентом задания контрольной работы решены самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
70-79 Студентом задания контрольной работы решены самостоятельно. При этом задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
0-69 Студентом задание не решено.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки
1. Основные понятия в термодинамике: а) фаза; б) система; в) изолированная система; г) открытая система; д) замкнутая система
2.Энтальпия. Стандартная энтальпия образования вещества. Изменение энтальпии в реакциях.
3. Закон Гесса и следствия из него.
4. Энтропия. Стандартная энтропия образования химических веществ. Изменение энтропии в реакциях.
5. Второй закон термодинамики.
8. Энергия Гиббса
7. Гомогенные и гетерогенные реакции
8. Основные понятия и законы в химической кинетике
9. Химическое равновесие и его характеристики
10. Строение атома
11. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО - 4 Оценивание тестовых заданий
1. Цель: определение усвоенных умений и знаний и последующего анализа типичных ошибок и затруднений обучающихся в конце изучения раздела/темы
2. Контролируемый раздел дисциплины (модуля):
2.1 Общие закономерности протекания химических процессов
2.2 Растворы
2.3 Химическая связь и строение вещества
2.4 Химия элементов
3. Проверяемые компетенции ОПК-1
4. Индикаторы достижений
ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2. Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов.
ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов
5. Пример оценочного средства
Тема «Периодическая система, строение атома»
1. Соотнесите элемент и форму существования его простого вещества
а) Na; 1) металлическая кристаллическая решетка
б) О; 2) молекула
в) Kr; 3) атом
г) С 4) атомарная кристаллическая решетка
2. Один моль аммиака содержит следующее число молекул
а) 22,4 б) 4 в) 6,02∙1023 г) 17
3. Мольная масса ортофосфорной кислоты равна
а) 98 а.е.м. б) 98 г в) 98 г/моль г) 3 моль
4. Масса одной молекулы водорода равна
а) 2 г/моль б) 1 г в) 22,4/(6,02∙1023) г) 2 г д) 2/(6,02∙1023)
5. Сколько молей составит 49 г серной кислоты?
а) 1 моль б) 0,5 моля в) 5 моля г) 2,19 моль д) 2,0 моль
6. Вещество, моль которого при нормальных условиях занимает объем, равный 22,4 л, это
а) оксид серы (IV) б) азотная кислота в) магний
г) карбонат калия д) оксид хрома(VI)
7. В одинаковых объемах, каких двух приведенных веществ при нормальных условиях содержится одинаковое число молекул.
а) оксид кальция и оксид магния б) серная кислота и сернистый газ
в) азот и гелий г) нитрат калия и хромат бария
д) вода и спирт
8. Постоянная Авогадро показывает ... .
а) определенное число структурных единиц
б) число структурных единиц в 1 моле вещества
в) массу 1 моль вещества
г) какую долю масса данного элемента составляет от всей массы вещества
д) во сколько раз масса молекулы вещества больше 1/12 части массы атома 12С
9. Простейшая формула соединения алюминия с углеродом, если известно, что массовая доля алюминия в нем составляет 75 %.
а) Al2C3; б) Al4C3; в) AlC; г) AlC2; д) Al2C.
10. К чистым веществам относится:
а) морская вода; б) родниковая вода; в) воздух; г) сталь; д) бертолетова соль.

Тема «Термодинамика и кинетика химических реакций»
1. Реакция А + В → С + D экзотермическая. Знак энтальпии обратной реакции:
а) ΔН < 0; б) ΔН > 0; в) ΔН = 0

2.. Известно ΔН° следующих реакций:
С(тв) + О2(г) = 2СО(г) ; ΔН° = -222 кДж
С(тв) + О2(г) = СО2(г) ; ΔН° = -393 кДж
Найти ΔН°реакции:
2СО + О2 = 2СО2
а) -171 кДж; б) -382 кДж; в) -564 кДж

3. Укажите (+) в процессе какой реакции энтропия возрастает:
1) Н2О(г) = Н2О(ж)
2) Н2О(кр) = Н2О(ж)
3) NH3(г) + HCl(г) = NH4Cl(тв)
а) 1; б) 2; в) 3
а б в

4. Укажите, при какой температуре 298 или 473 К термодинамически выгоднее проводить реакции
, кДж/моль , кДж/ моль
а) Са(ОН)2 + 2СО2 = Са(НСО3)2 -467 -405
б) Н2 + 2С + N2 = 2HCN +252 +271
в)СаН2 + 2Н2O = Са(ОН)2 + 2Н2 -287 -315
а б в

5. Укажите, какое значение ( > 0, < 0 ) имеет энтропия реакций:
а) 2О3(г) = 3О2(г)
б) С12(г) + 5F2(г) = 2С1F5(г)
а б

6. Укажите (+) может ли самопроизвольно продолжаться изменение энтропии закрытой системы после окончания указанных процессов:
а) весь лед превратился в воду;
б) часть льда расплавилась;
в) вся вода перешла в пар;
г) часть воды испарилась.
а б в г

7. Для некоторого простого вещества, в трех различных агрегатных состояниях приведены значения стандартной энтальпии образования:
а б в
+89 0 +2
Какому агрегатному состоянию отвечает каждое значение?
а б в

8. Укажите, какие из приведенных фазовых переходов будут экзотермическими, а какие эндотермическими:
a) Нg (ж)  Нg (Г) б) С (графит)  С (алмаз ) в) I2(газ)I2(тверд.).
а б в

9. Укажите реакции (+), для которых допущены ошибки в расчетных формулах, определенных по закону Гесса:
а) 3А = 2В ∆Н = 3∆НА - 2∆Нв
б) 2А = 3В ∆Н = 3∆НВ - 2∆НА
в) А=2С+∆Н1; С = 2В + ∆Н2; А = 4В+∆Н; ∆Н = 2∆Н1 +∆Н2
а б в

10. В сосуде, разделенном перегородкой, в обеих частях находятся одинаковые количества газа А с энтропией каждой части газа SА при Т = соnst. Укажите, чему будет равна энтропия S всего газа после удаления перегородки
а б в г д
S = 2SА; S = SА; S>SА; S>2SА; S<2S
Тема «Периодическая система, строение атома»
1. Какой из наборов квантовых чисел n, l, ml электрона в атоме является разрешенным
а) 3, 1, -1 б) 3, 1, 2 в) 4, -2, 1 г) 7, 0, 1 д) -3, 1, 1

2. Орбитальное квантовое число l = 2. Максимальная емкость соответствующего энергетического подуровня равна
а) 8 б) 10 в) 6 г) 12 д) 32

3.Орбитальное квантовое число определяет
а) энергетический уровень б) магнитные свойства
в) форму электронных облаков г) орбиталь
д) спин

4. Какое положение указывает, что распределение электронов в невозбужденном атоме происходит так, чтобы их суммарная энергия была минимальна:
а) принцип минимума энергии; в) правило Гунда
б) принцип Паули; г) нет правильного ответа

5. Какое положение доказывает, что в невозбужденных атомах электроны в пределах данного подуровня занимают максимальное число свободных орбиталей, при этом суммарное спиновое число максимально:
а) принцип минимума энергии; в) принцип Паули;
б) правило Гунда г) нет правильного ответа

6. Укажите (+), для каких элементов в электронных структурах их атомов наблюдается провал электронов на внутренний подуровень
а) Cu; б) Zn; в) Pt г) Mo д) Cr
а б в г д

7. Сродство к электрону в периоде слева направо
а) уменьшается; в) увеличивается;
б) не меняется г) нет правильного ответа

8. Иону Sc3+ соответствует электронная конфигурация
а) 1s22s22p63s23p64s23d3 в) 1s22s22p63s23p64s24p3
б) 1s22s22p63s23p6г) 1s22s22p63s23p63d04s2

9.Главноеквантовоечисло n = 4. Какие значения принимает орбитальное квантовое число?
а) 1, 2, 3, 4 в) 0, 1, 2, 3
б) -4, -3, -2, 0 г) 1, 2, 3, 4, 5
д) 0, 1, 2, 3, 4

10.Сколько электронов находится на 4d-подуровне атома молибдена?
а) 3 б) 4 в) 5 г) 6 д) 2
Тема «Химическая связь»
1. Формула вещества, имеющего ионную кристаллическую решетку в твердом состоянии
а) H2О
б) I2
в) C (алмаз)
г) NaCl
2. Водородная связь может быть
а) внутримолекулярной
б) межмолекулярной
в) обменной
3. Ковалентная связь может быть образована по следующим механизмам
а) гомолитическому и гетеролитическому
б) гомогенному и гетерогенному
в) обменному и донорно-акцепторному
г) ионогенному и донорно-акцепторному
4. Разрыв ковалентной связи осуществляется по следующим механизмам
а) гомолитическому и гетеролитическому
б) гомогенному и гетерогенному
в) обменному и донорно-акцепторному
г) ионогенному и донорно-акцепторному
5. В молекулах органических веществ преобладающим типом связи является
а) водородная
б) ковалентная
в) ионная
г) металлическая
6. Ковалентная связь может образовываться
а) только по обменному механизму
б) только донорно-акцепторному механизму
в) и по обменному, и по донорно-акцепторному механизму
г) по гомолитическому и гетеролитическому механизму
7. Полярность связи зависит от
а) относительной электроотрицательности атомов
б) энергии связи
в) типа связи (s или p)
8. Тип гибридизации АО кислорода в молекуле Н2О
а) sp3
б) sp2
в) sp
9. Валентный угол в молекуле Н2О
а) 90о
б) 109о 28’
в) 104,5
г) 120
10. Молекула СО2
а) полярна
б) неполярна
в) слабо полярна
г) ионная
6. Критерии оценивания тестовых заданий
10-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень)
9-10 1. Полнота выполнения практического задания;
2. Своевремен-ность выполнения задания;
3. Последователь-ность и рациональность выполнения задания;
4. Самостоятель-ность решения;
5. и т.д. выполнено 9-20 заданий предложенного теста, в заданиях дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; возможно были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Хорошо
(базовый уровень)
7-8 выполнено 14-16 заданий предложенного теста, в заданиях дан неполный, ответ на поставленный вопрос; были допущены неточности в определении понятий, терминов и др..
Удовлетворительно
(пороговый уровень)
5-6 выполнено 10-13 заданий предложенного теста, в заданиях дан неполный, ответ на поставленный вопрос; были допущены ошибки в определении понятий, терминов и др.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
< 5 выполнено менее 10 заданий.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки
1. Основные понятия в химии: элемент, атом, молекула; простое и сложное вещество; относительные атомная и молекулярная массы; моль; молярная масса; эквивалент элемента.
2. Основные понятия в термодинамике: а) фаза; б) система; в) изолированная система; г) открытая система; д) замкнутая система
3.Энтальпия. Стандартная энтальпия образования вещества. Изменение энтальпии в реакциях.
4. Закон Гесса и следствия из него.
5. Энтропия. Стандартная энтропия образования химических веществ. Изменение энтропии в реакциях.
6. Второй закон термодинамики.
7. Энергия Гиббса
8. Гомогенные и гетерогенные реакции
9. Основные понятия и законы в химической кинетике
10. Химическое равновесие и его характеристики
11. Строение атома
12. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

ПРОМЕЖУТОЧННАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)/ПРАКТИКЕ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: Промежуточной формой аттестации студентов является экзамен.
2. Процедура проведения: Экзамен проводит преподаватель, ведущим лекционные занятия по дисциплине. Присутствие посторонних лиц в ходе проведения экзамена без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя экзамен проводятся преподавателем, назначенным письменным распоряжением по кафедре (структурному подразделению).
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на экзамен в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины, а также с разрешения преподавателя справочной и нормативной литературой, калькуляторами.
Экзамен проводится в письменном виде. Вопросы также выставлены в ЭУМКД. На ответ и решение задачи студенту отводится 90 минут.
Экзаменатору предоставляется право задавать обучающимся дополнительные вопросы в рамках программы дисциплины текущего семестра, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи, которые изучались на практических занятиях.
Оценка результатов письменного экзамена объявляется обучающимся в день его проведения или не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
Результаты выполнения письменного экзамена должны быть объявлены обучающимся и выставлены в ведомости не позднее следующего рабочего дня после их проведения.
3. Проверяемые компетенции ОПК-1
4. Индикаторы достижений
ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2. Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов.
ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов
5. Пример оценочного средства
МИНИСТРЕСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет»
Институт химии и химико-фармацевтических технологий

«Утверждаю»
Зав. кафедрой физической и неорганической химии
д. физ. мат. наук _____________ (С.А. Безносюк)

ЭКЗАМЕН
по общей химии


1. Может ли в стандартных условиях реакция
I2(к) + H2S(г) = 2HI(г) + S(к)
самопроизвольно протекать в прямом направлении при 298 К? Какое влияние окажет повышение температуры на направление протекания этой реакции?
2. Приведите электронную формулу атома серебра и объясните такое заполнение. Почему координационное число иона серебра Ag+ равно только двум?
3. Достоинства и недостатки теории строения атома Бора. Какие понятия из теории Бора используются в современной теории строения атома?
4. Объясните предпочтительное протекание химической реакции через образование активированного комплекса?

6 Критерии оценивания ответа на экзамене
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Полнота и правильность решения практического задания;
3. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
4. Самостоятельность ответа;
5. Культура речи;
6. и т.д. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
1.Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено, т..е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
7. Организация выполнения и защита курсовой работы (или проекта): курсовая работа не предусмотрена
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Денисов, В.М. Таланов, И.А. Денисова, Т.И. Дрововозова Общая и неорганическая химия : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271598
Л1.2 Павлов, Н.Н. Общая и неорганическая химия: СПб. : Лань, 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Э. Т. Оганесян, В. А. Попков, Л. И. Щербакова, А. К. Брель ; под ред. Э. Т. Оганесяна Общая и неорганическая химия : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/23B227C4-E87E-4CA6-BCF5-A5279E2D91D7.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Общая и неорганическая химия копия 1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
109К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными.
В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно – методической, а также научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.
Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.