МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Надежность технических систем и техногенный риск

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильБиотехнология продуктов на основе растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_БПОРС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.м.н., Профессор, Минакова Н.Н.

Рецензент(ы):
к.ф.м.н., Доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Надежность технических систем и техногенный риск

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2022 г. № 12-2021/22
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., Поляков В.В., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2022 г. № 12-2021/22
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., Поляков В.В., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1) оценивать надежность технических систем (показатели и методы их расчета);
2) прогнозировать надежность технических систем;
3) оценивать и прогнозировать технические риски;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен проектировать отдельные элементы технических и технологических систем, технических объектов, технологических процессов биотехнологического производства на основе применения базовых инженерных и технологических знаний
ОПК-4.1 Знает базовые инженерные и технологические системы, используемые в биотехнологическом производстве биологически-активных веществ; техническую документацию, стандарты биотехнологических процессов
ОПК-4.2 Умеет решать расчетно-графические задачи, по результатам которых представлять проекты технических и технологических систем, технических объектов, технологических процессов биотехнологического производства в соответствии с регламентом
ОПК-4.3 Владеет навыками применения теоретических положений науки о процессах и аппаратах к решению практических задач инженерной практики, основываясь на знании технологического регламента
ОПК-7Способен проводить экспериментальные исследования и испытания по заданной методике, наблюдения и измерения, обрабатывать и интерпретировать экспериментальные данные, применяя математические, физические, физико-химические, химические, биологические, микробиологические методы
ОПК-7.1 Знает основные методы и оборудование для проведения экспериментальных исследований в области биотехнологии; методы моделирования свойств веществ (материалов) и процессов с их участием, основанные на закономерностях физики, химии, физической химии, биологии и микробиологии; методы статистического анализа и обработки результатов эксперимента
ОПК-7.2 Умеет проводить физико-химические и микробиологические исследования биологических и химических объектов по заданным методикам; формулировать выводы по результатам анализа литературных данных, собственных экспериментальных и расчетно-практических заданий
ОПК-7.3 Владеет методами обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, навыками составления отчетов лабораторных и исследовательских работ по стандартной форме; готовить презентацию по заданной теме для защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Взаимосвязь понятия надежности технических систем с безопасностью человека и окружающей среды для корректного планирования и реализации работ по решению практических задач обеспечения надежности технических систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выбирать способы повышения надежности технических систем в зависимости от конкретных условий, готовить задания для групп и отдельных исполнителей для реализации работ по обеспечению надежности технических систем, разрабатывать систему основных действий для минимизации техногенных рисков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Организационными основами повышения надежности технических систем, основами экспертных оценок, навыками разработки структуры декларации промышленной безопасности (программы обеспечения надежности технических систем) как рискориентированных мероприятий, направленных на минимизацию позможных последствий реализации техногенных рисков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение Математический аппарат анализа надежности и техногенного риска
1.1. Содержание предмета, его цели и задачи. Проблема анализа надежности и техногенного риска систем типа человек - машина - среда. Данные по частоте и числу аварий, несчастных случаев и техногенных катастроф. Частота и число природных катастрофических событий. Ущерб, причиняемый техногенными и природными катастрофами. Задачи, возникающие перед специалистами рассматриваемого направления. Элементы теории вероятностей и математической статистики для исследования надежности и техногенных рисков. Вероятность как математическое понятие. Вероятностные законы распределения. Методы математической обработки экспериментальных данных технических систем и показателей надежности. Методы оптимизации параметров надежности технических систем. Статистическая оценка законов распределения в задачах надежности. Генеральная совокупность, выбор из генеральной совокупности, статистические опенки. Определение неизвестных параметров распределения. Проверка гипотез с использованием распространенных математических пакетов. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Содержание предмета, его цели и задачи. Проблема анализа надежности и техногенного риска систем типа человек - машина - среда. Данные по частоте и числу аварий, несчастных случаев и техногенных катастроф. Частота и число природных катастрофических событий. Ущерб, причиняемый техногенными и природными катастрофами. Задачи, возникающие перед специалистами рассматриваемого направления. Элементы теории вероятностей и математической статистики для исследования надежности и техногенных рисков. Вероятность как математическое понятие. Вероятностные законы распределения. Методы математической обработки экспериментальных данных технических систем и показателей надежности. Методы оптимизации параметров надежности технических систем. Статистическая оценка законов распределения в задачах надежности. Генеральная совокупность, выбор из генеральной совокупности, статистические опенки. Определение неизвестных параметров распределения. Проверка гипотез с использованием распространенных математических пакетов. Практические 5 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные понятия и показатели надежности технических систем
2.1. Основные характеристики надежности. Понятия, термины и определения в области надежности. Надежность и целевые аспекты человеческой деятельности. Надежность как фактор обеспечения безопасности, экологичности, конкурентоспособности, экономичности технологических производств. Термины и определения: надежность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, отказ, предельное состояние и др. Единичные показатели надежности: показатели безотказности, показатели долговечности, показатели ремонтопригодности. Показатели безотказности: вероятность безотказной работы, интенсивность отказов, средняя наработка до отказа; преимущества и недостатки, особенности применения, способы определения показателей. Основные понятия теории надежности объектов с восстановлением. Потоки отказов. Показатели безотказности, ремонтируемости, долговечности. Комплексные показатели надежности; коэффициент готовности, коэффициент технического использования. Структура нормативно-технической документации по надежности. Наде Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.2. 1. Исследование надежности и риска нерезервированной технической системы 2. Исследование свойств структурно-резервированных систем при общем резервировании с постоянно включенным резервом 3. Исследование свойств структурно-резервированных систем при общем резервировании замещением 4. Количественная оценка надежности и риска восстанавливаемой нерезервированной системы 5. Исследование надежности и риска восстанавливаемой резервированной системы Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Основные характеристики надежности. Понятия, термины и определения в области надежности. Надежность и целевые аспекты человеческой деятельности. Надежность как фактор обеспечения безопасности, экологичности, конкурентоспособности, экономичности технологических производств. Термины и определения: надежность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, отказ, предельное состояние и др. Единичные показатели надежности: показатели безотказности, показатели долговечности, показатели ремонтопригодности. Показатели безотказности: вероятность безотказной работы, интенсивность отказов, средняя наработка до отказа; преимущества и недостатки, особенности применения, способы определения показателей. Основные понятия теории надежности объектов с восстановлением. Потоки отказов. Показатели безотказности, ремонтируемости, долговечности. Комплексные показатели надежности; коэффициент готовности, коэффициент технического использования. Структура нормативно-технической документации по надежности. Наде Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Основные понятия теории надежности объектов с восстановлением. Потоки отказов. Показатели безотказности, ремонтируемости, долговечности. Комплексные показатели надежности; коэффициент готовности, коэффициент технического использования. Структура нормативно-технической документации по надежности. Сам. работа 5 7
Раздел 3. Методы обеспечения надежности технических систем. (6 часов)
3.1. Обеспечение надежности технических систем на основе испытаний элементов конструкций технических систем. Концепция создания сложных технических систем. Методы повышения надежности сложных систем. Резервирование элементов и технических систем: постоянное резервирование, резервирование замещением и т.д. Достоинства и недостатки различных способов резервирования. Надежность технических систем и методы ее оценки по результатам эксплуатации элементов конструкций технических систем. Оценка надежности элементов системы статистическими методами (по результатам испытаний). Методы создания программ испытаний сложных технических систем на основе статистических данных и последовательного анализа. Планирование испытаний на надежность. Виды испытаний. Методы однократной и двухкратной выборки. Перспективные методы повышения надежности и безопасности технических систем; автоматическая перестройка структуры, самоорганизация, самовосстановление, использование интеллектуальных ЭВМ в управлении надежностью и безопасностью. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
3.2. 1. Определение показателей надежности элементов по экспериментальным данным. Лекции 5 2 Л2.1
3.3. Обеспечение надежности технических систем на основе испытаний элементов конструкций технических систем. Концепция создания сложных технических систем. Методы повышения надежности сложных систем. Резервирование элементов и технических систем: постоянное резервирование, резервирование замещением и т.д. Достоинства и недостатки различных способов резервирования. Надежность технических систем и методы ее оценки по результатам эксплуатации элементов конструкций технических систем. Оценка надежности элементов системы статистическими методами (по результатам испытаний). Методы создания программ испытаний сложных технических систем на основе статистических данных и последовательного анализа. Планирование испытаний на надежность. Виды испытаний. Методы однократной и двухкратной выборки. Перспективные методы повышения надежности и безопасности технических систем; автоматическая перестройка структуры, самоорганизация, самовосстановление, использование интеллектуальных ЭВМ в управлении надежностью и безопасностью. Сам. работа 5 18 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Расчетные методы оценки надежности технических систем
4.1. Определение надежности технических систем по характеристикам надежности входящих в них элементов. Надежность систем с последовательным соединением элементов. Методы расчета показателей надежности резервированных систем Краткий обзор методов оценки надежности технических систем: расчетный, аналогов, экспериментальный, схемно-функциональный, метод структурных схем, метод логических схем, моделирование по схеме случайных Марковских процессов, метод физического моделирования и т.д. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
4.2. 1. Применение дерева отказов для оценки надежности системы Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
4.3. Определение надежности технических систем по характеристикам надежности входящих в них элементов. Надежность систем с последовательным соединением элементов. Методы расчета показателей надежности резервированных систем Краткий обзор методов оценки надежности технических систем: расчетный, аналогов, экспериментальный, схемно-функциональный, метод структурных схем, метод логических схем, моделирование по схеме случайных Марковских процессов, метод физического моделирования и т.д. Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Организационное технические мероприятия по обеспечению надежности. Законодательная основа
5.1. Структура нормативно-технической документации по надежности. Программы по обеспечению надежности. Организационно-методические вопросы обеспечения надежности. Законодательное закрепление требований надежности. Закон «О техническом регулировании». Надежность как характеристика качества продукции. Надежность как объект международной стандартизации. Общетехнические международные стандарты по надежности. Лекции 5 6 Л1.1, Л2.1
5.2. 1. Применение сценарного подхода оценки рисков (для предприятий (цехов), заданных преподавателем). Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Структура нормативно-технической документации по надежности. Программы по обеспечению надежности. Организационно-методические вопросы обеспечения надежности. Законодательное закрепление требований надежности. Закон «О техническом регулировании». Надежность как характеристика качества продукции. Надежность как объект международной стандартизации. Общетехнические международные стандарты по надежности. Сам. работа 5 15 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Техногенный риск и его анализ Анализ концепции приемлемого риска. Управление риском.
6.1. Общие понятия в связи с риском. Риск. Различные формулировки и определения. Риск, связанный с техникой. Индивидуальный риск, коллективный риск. Статистические данные по риску. Классификация рисков. Риск и безопасность. Условие безопасности. Значения допустимого риска. Подход к анализу риска при наличии опасных факторов. Подход к анализу риска при наличии вредных факторов. Современные аспекты риска: философия риска, психология риска, тенденции. Авария и катастрофы: основные источники, классификация, статистика. Причины аварийности на производстве. Методики изучения риска. Теории и модели происхождения и развития несчастных случаев, аварий, катастроф. Организационно-техническая документами и законодательная основа в системе обеспечения безопасности: государственное регулирование, контроль и надзор, экономическое регулирование, страхование рисков, паспорта риска, закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Ограничение современной теории надежности и риска. Разработка нестатистичес Практические 5 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. 1. Составление программы по обеспечению надежности (для предприятий (цехов), заданных преподавателем). Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
6.3. Общие понятия в связи с риском. Риск. Различные формулировки и определения. Риск, связанный с техникой. Индивидуальный риск, коллективный риск. Статистические данные по риску. Классификация рисков. Риск и безопасность. Условие безопасности. Значения допустимого риска. Подход к анализу риска при наличии опасных факторов. Подход к анализу риска при наличии вредных факторов. Современные аспекты риска: философия риска, психология риска, тенденции. Авария и катастрофы: основные источники, классификация, статистика. Причины аварийности на производстве. Методики изучения риска. Теории и модели происхождения и развития несчастных случаев, аварий, катастроф. Организационно-техническая документами и законодательная основа в системе обеспечения безопасности: государственное регулирование, контроль и надзор, экономическое регулирование, страхование рисков, паспорта риска, закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Ограничение современной теории надежности и риска. Разработка нестатистичес Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
6.4. Техногенный риск и его анализ Анализ концепции приемлемого риска. Управление риском. Сам. работа 5 20

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопрос 1
Правильно ли утверждение
аббревиатура ПОН расшифровывается как Программа обеспечения надежности
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 2
Правильно ли утверждение
аббревиатура ПОН расшифровывается как Паспорт обеспечения надежности
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 3
Правильно ли утверждение
аббревиатура ПОН расшифровывается как Паспорт обеспечения отказов
а) да
б) нет
Ответ б Вопрос 2
Вопрос 4
Правильно ли утверждение
Поворотные пункты развития, подчеркивая ситуацию выбора, возможность нескольких вариантов дальнейшего хода событий, потерю устойчивости предшествующего состояния – это бируркация
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 5
Правильно ли утверждение
Правовое регулирование отношений в области установления применения и исполнения требований к продукции, процессам производства, перевозки и тд. – это инженерное регулирование
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 6
Правильно ли утверждение
Правовое регулирование отношений в области установления применения и исполнения требований к продукции, процессам производства, перевозки и тд. – это техническое регулирование
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 7
Правильно ли утверждение
Крупная производственная или транспортная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, называется катострофа
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 8
Правильно ли утверждение
Надежность есть свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах все параметры , обеспечивающие выполнение требуемых функций в заданных условиях эксплуатации;
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 9
Правильно ли утверждение
Документ, в котором отражены характер и масштабы опасности на соответствующем объекте, а также выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям по предупреждению этих ситуаций и ликвидации их последствий - - Нормативно-правовой документ промышленной безопасности
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 10
Правильно ли утверждение
Документ, в котором отражены характер и масштабы опасности на соответствующем объекте, а также выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям по предупреждению этих ситуаций и ликвидации их последствий - - декларация промышленной безопасности
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 11
Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, называются…
а) система
б) Режим
в) Порядок
Ответ а
Вопрос 12
Часть системы предназначенная для выполнения определенных функций:
а) Элемент
в) Устройство
в) Схема
г) Секция
Ответ а
Вопрос 13
Какое состояние машины будет определяться как исчерпание ресурса?
а) Неисправное состояние;
б) Неработоспособное состояние;
в) Поврежденное состояние;
г) предельное состояние
Ответ г
Вопрос 14
Правильно ли утверждение
Результат взаимодействия элементов в системе и система в целом, при котором может быть создано опасное состояние, называется - Опасный элемент
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 15
Правильно ли утверждение
Результат взаимодействия элементов в системе и система в целом, при котором может быть создано опасное состояние, называется - опасные условия
а) да
б) нет
Ответ а

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не требуется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ОПК-4

1. Что такое авария?
2 Что такое защита от чрезвычайных ситуаций?
3. Какие бывают виды катастроф?
4. В чем разница аварии и катастрофы?
5. Какие бывают виды техногенный аварии и катастроф?
6. Как связаны авария (катастрофа) и техногенный риск?
7. Что такое техногенный риск?
8. Что такое надежность технических систем и объектов?
9. Какие бывают техногенные опасности?
10. Какие бывают виды отказов?
11. Что такое технологический отказ?
12. Что такое техногенный объект?
13. В чем разница между терминами технический и технологический процесс?
14. Чем вызваны постепенные отказы?
15. Что такое конструкционный отказ?
16. Что такое функциональный отказ?
17. Что такое технологический отказ?
18. Что такое деградационный отказ?
19. Что такое эксплуатационный отказ?
20. Что такое суммарная наработка на отказ?


ОПК-7

1. Что такое информация?
2. Основные свойства информации
3. Что означает термин обработка информации
4. Что собой представляет процесс сбора информации?
5. Что является главной целью сбора информации?
6. Укажите основное в планировании действий
7. Что такое поиск информации
8. Каким образом можно выполнить разбор и нахождение причинно-следственных связей в изучении любого объекта, явления, системы.
9. Что означает термин «процесс анализа информации»
10. Что означает термин «процесс синтеза информации»
11. Что такое Критический анализ
12. Зачем нужен критический анализ
13. В чем заключается синтез?
14. В чем разница между анализом и синтезом
15 Что такое Системный подход
16. Основные принципы системного подхода:.
17. Какие бывают методы сбора информации?
18. Что изучают методы анализа и синтеза?
19. Как можно систематизировать информацию?
20. Что относится к информационным процессам?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шишмарёв, В. Ю. Надежность технических систем: учебник для вузов: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/493101
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тимошенков С.П., Симонов Б.М., Горошко В.Н. НАДЕЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Минакова Н.Н. надежность технических систем: , portal.edu.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle "Надеженость технических систем и техногенный риск" portal.edu.asu.ru
Э2 Российская национальная библиотека. www.nlr.ru
Э3 Национальная электронная библиотека. www.nns.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Антивирус КасперскогоSecurity RE 1500-2499 SN: 17E0-180619-066044 890-369 (до 2022);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61848418 от 24.04.2013;
3D Canvashttp://amabilis.com/products/;
Blender https://www.blender.org/about/license/;
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses;
Библиотека MPICH2http://www.mpich.org/downloads/;
Компас график LT 5.9 http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf;
DjVu reader http://djvureader.org/;
Smart Notebookhttp://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/;
QTEPLOT http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS https://netbeans.org/about/legal/index.html;
CMAP TOOLS https://cmap.ihmc.us/donate/;
Пакет статистического анализа R с Cairo, ggplot2, ggvis, pcaPP, pls, robustbase, rrcovHD, tidyr, UsingR http://www.r-project.org/.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям (теоретический курс):

Перед очередной лекцией необходимо бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Часть лекционного материала представлена в виде презентаций, ссылок на Интернет-источники. Материалы распределены по разделам курса.



Рекомендации по подготовке к практическим работам:

- необходимо проработать теоретический материал, соответствующий теме работы.

- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении.

- при ответе на вопросы, поставленные для самостоятельной проработки, необходимо его увязывать их с вопросами защиты информации в коммерческой организации.

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе:

- выполнять в установленные сроки все плановые задания, выдаваемые преподавателем, выяснять на консультациях неясные вопросы.

- прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксировать и выносить на плановую консультацию.