МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии тонкого органического синтеза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильБиотехнология продуктов на основе растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_БПОРС-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 120
самостоятельная работа 97
индивидуальные консультации 80
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Лабораторные 48 48 48 48
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 97 97 97 97
Консультации 80 80 80 80
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
канд. хим. наук, Доцент, Чепрасова М.Ю.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, Доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Технологии тонкого органического синтеза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса формирование компетенций в области современного состояния и тенденций развития промышленности тонкого органического синтеза, обеспечивающей здравоохранение, сельское хозяйство, технику и быт химической продукцией.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:


- анализировать историю развития промышленности тонкого органического синтеза на различных уровнях и аспектах (химические исследования, создание технологий, становление промышленности);


- анализировать огромный ассортимент продуктов тонкого органического синтеза и динамику изменения потребностей в них на рынке;


- анализировать стратегию синтеза новых продуктов, схем их производства и современных требований, предъявляемых к ним.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить подготовительные работы для осуществления биотехнологического процесса получения БАВ с использованием культур микроорганизмов, клеток растений и животных
ПК-1.1 Знает технологию получения БАВ; правила работы с культурами микроорганизмов, клетками растений и животных, вирусами;правилаэксплуатациибиотехнологическогооборудования
ПК-1.2 Умеет отбирать образцы микроорганизмов и клеток растений из природной среды; производить посев биологического материала с целью получения накопительной культуры дляпроведениябиотехнологическогопроцесса
ПК-1.3 Проводить предварительную обработку растительного сырья, используемого для приготовления питательных сред
ПК-1.4 Проводить пересев инокулянта с целью выделения чистой культуры штамма микроорганизма-продуцента дляпроведениябиотехнологическогопроцесса
ПК-1.5 Владеет навыками подготовки биотехнологической посуды и оборудования для проведения биотехнологического процесса; выделения, поддержания и культивирования чистых культур микроорганизмов -продуцентов БАВ; выделения продуктов биосинтеза, проведения очистки и концентрирования
ПК-2Способен проводить контроль качества сырья, промежуточных продуктов и готовых БАВ в соответствии со стандартами нормами и правила технологического процесса
ПК-2.1 Знает способы пробоотбора и пробоподготовки растительного сырья, методики мониторинга качества биотехнологической продукции в соответствии со стандартами, нормами и правилами технологического процесса; технологию и контроль производства
ПК-2.2 Умеет определять содержание основного вещества в готовых БАВ
ПК-2.3 Проводить анализ качества сырья для биотехнологического производства в соответствии срегламентом
ПК-2.4 Владеет навыками проведения контроля качества промежуточной и готовой биотехнологической продукции
ПК-3Способен проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области биотехнологии
ПК-3.1 Знает основные методы и оборудование для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области процессов получения биотехнологических продуктов
ПК-3.2 Умеет проводить измерения основных биотехнологических параметров для контроля производственного процесса, свойств сырья и готовой продукции; рассчитывать основные характеристики биотехнологического процесса, выбирать рациональную схему получения заданного продукта, оформлять результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
ПК-3.3 Владеет навыками подготовки предложений для составления планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по исполнению их результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы, фундаментальные понятия, законы и теории синтеза органических веществ

Механизмы основных химических реакций, с помощью которых осуществляется синтез мономеров и прекурсоров различных веществ
Основные методы тонкого органического синтеза
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать теоретические знания методов тонкого органического синтеза и механизмов реакций при проведении работ по синтезу и исследованию органических веществ

Использовать современные приборы и методики для осуществления тонкого органического синтеза, обрабатывать и анализировать результаты эксперимента
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами разработки различных вариантов технологий тонкого органического синтеза

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, содержание и задачи курса. История развития промышленного органического синтеза. Его роль в решении глобальных проблем. Современные методы и тенденции в технологии и промышленности органического синтеза
1.1. Введение в тонкий органический синтез. Материалы и методы в органическом синтезе. Сырьё и продукты промышленности органического синтеза. Лекции 7 4 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.1
1.2. Физико-химические основы органического синтезаю. Стратегия и тактика органического синтеза. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.1
1.3. Введение в тонкий органический синтез. Области применения. Физико-химические основы органического синтеза Практические 7 4 Л2.1, Л1.4
1.4. Органический синтез в производстве биологически активных веществ. Техника безопасности. Лабораторные 7 6 Л2.1, Л1.4
1.5. Углеродные группы и функциональные производные Сам. работа 7 20 Л2.1, Л1.4
Раздел 2. Основные процессы химического синтеза биологически активных веществ. Процессы нитрования органических соединений
2.1. Нитрование ароматических соединений. Влияние основных технологических параметров на процесс нитрования. Лекции 7 4 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.1
2.2. Процессы нитрования органических соединений Практические 7 4 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.1
2.3. Нитрование органических соединений. Синтезы нитробензол, 1-нитронафталина, 2 и 4-нитрофенолоф, 3-нитробензойной кислоты. Лабораторные 7 10 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.1
2.4. Материалы и методы в органическом синтезе Сам. работа 7 20 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.1
2.5. Сырьё и продукты промышленности органического синтеза Сам. работа 7 20 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.1
Раздел 3. Получение органических сульфокислот и сульфохлоридов
3.1. Процесс сульфирования. Механизмы, особенности процесса. Аппаратура процессов сульфирования. Получение хлорангидридов сульфоновых кислот. Лекции 7 4 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.1
3.2. Методы получения органических сульфокислот и сульфохлоридов. Практические 7 4 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.1
3.3. Сульфохлорирование и сульфирование. Синтезы п-ксилолсульфокислоты, 2-нафталинсульфокислоты, п-толуолсульфокислоты Лабораторные 7 8 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.1
3.4. Принципы создания углеродных структур Сам. работа 7 20 Л2.1, Л1.4, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.1
Раздел 4. Основные процессы химического синтеза биологически активных веществ. Методы получения органических галогенидов
4.1. Галогенирование ароматических углеводородов, алканов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот.Синтез галогенидов их непредельных соединений. Лекции 7 4 Л2.1, Л1.4
4.2. Методы получения органических галогенидов Практические 7 6 Л2.1, Л1.4
4.3. Синтезы галогенпроизводных соединений (1-бромбутан, 1-бром-3-метилбутан, бромэтан, 1,3-дихлорпропанол, иодоформ, 2-хлор-2-метилпропан) Лабораторные 7 12 Л2.1, Л1.4
Раздел 5. Процессы алкилирования в синтезе биологически активных добавок. Ацилирование
5.1. Прпоцессы алкилирование. Особенности технологии. Ацилирование. Лекции 7 6 Л2.1, Л1.4
5.2. Основные процессы химического синтеза биологически активных веществ. Процессы алкилирования. Ацилирование. Практические 7 6 Л2.1, Л1.4
5.3. Принципы создания углеродных структур на основеметаллоорганических соединений Сам. работа 7 10 Л2.1, Л1.4
Раздел 6. Методы окисления и восстановления
6.1. Химические методы восстановления. Каталитическое восстановление водородом. Лекции 7 4 Л2.1, Л1.4
6.2. Методы окисления органических соединений Лекции 7 4 Л2.1, Л1.4
6.3. Методы окисления и восстановления в синтезе БАВ Практические 7 6 Л2.1, Л1.4
6.4. Получение бензилового спирта, бутанола-1, бензойной кислоты, циклогексена, 9,10-антрахинона, ацетона, 3-метилбутаналя, циклогексанона, аналина. Лабораторные 7 12 Л2.1, Л1.4
Раздел 7. Эффективность организации химико-технологического процесса
7.1. Математическое моделирование. Основные направления совершенствования химико-технологического процесса Лекции 7 4 Л2.1, Л1.4
7.2. Особенности химического процесса. Определение химической схемы, установление механизма синтеза БАВ. Практические 7 6 Л2.1, Л1.4
7.3. Сложные углеродные оранические соединения Сам. работа 7 7 Л2.1, Л1.4
7.4. Консультации 7 80

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9886

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-1: Способен проводить подготовительные работы для осуществления биотехнологического процесса получения БАВ с использованием культур микроорганизмов, клеток растений и животных
ПК-2: Способен проводить контроль качества сырья, промежуточных продуктов и готовых БАВ в соответствии со стандартами нормами и правила технологического процесса
ПК-3: Способен проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области биотехнологии

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Отличительные черты тонкого органического синтеза (выберите несколько ответов):
a. многостадийность
b. сложность объектов синтеза
c. большие объемы производства
d. высокая стоимость продукта синтеза
Правильный ответ: abd

2. В основу выбора метода органического синтеза должны быть положены знания (выберите несколько ответов):
a. свойствах используемых соединений
b. о механизмах химических реакций
c. пути реализации конечных продуктов
d. рациональных методах их очистки
Правильный ответ: abd

3. Разработка органического синтеза предполагает (выберите несколько ответов):
a. разработку химической схемы синтеза
b. выбор источника сырья
c. идентификация целевого соединения
d. выбор метода очистки целевого соединения
e. поиск рынков сбыта полученных веществ
Правильный ответ: abcd

4. При выборе промышленного способа синтеза необходимо учитывать (выберите несколько ответов):
a. состав образующихся продуктов
b. стоимость реагентов
c. растворимость реагентов
d. возможность утилизации отходов
e. доступность реагентов
Правильный ответ: abde

5. Основные направления поиска и создания новых синтетических лекарственных веществ. Принцип химического модифицирования структуры известных синтетических и природных лекарственных веществ...(выберите несколько ответов)
a. Стратегия основана на химических и биологических методов параллельного синтеза и испытания большого числа соединений.
b. Исходя из аналогии двух близких по химическому строению структур, биоактивность уже известного вещества как бы переносят на новое соединение. Ожидают при этом, что биоактивность последнего окажется большей.
c. Позволяет установить стереохимические особенности молекулы лекарственного вещества и биорецептора, конфигурацию их хиральных центров, измерить расстояния между отдельными атомами, группами атомов или между зарядами в случае цвиттер-ионных структур лекарства и биорецепторного участка его захвата. Получаемые таким образом данные позволяют более целенаправленно проводить синтез биоактивных молекул с заданными на молекулярном уровне параметрами.
d. Создание условий для одновременного действия компонентов разных лекарств в одном препарате.
e. Введение структурного элемента или фрагмента молекулы, который обеспечивает фармакологическую активность.
Правильный ответ: b

6. Основные направления поиска и создания новых синтетических лекарственных веществ. Принцип введения фармакофорной группы известного лекарственного вещества в молекулу нового вещества...
a. Создание условий для одновременного действия компонентов разных лекарств в одном препарате.
b. Стратегия основана на химических и биологических методов параллельного синтеза и испытания большого числа соединений.
c. Позволяет установить стереохимические особенности молекулы лекарственного вещества и биорецептора, конфигурацию их хиральных центров, измерить расстояния между отдельными атомами, группами атомов или между зарядами в случае цвиттер-ионных структур лекарства и биорецепторного участка его захвата. Получаемые таким образом данные позволяют более целенаправленно проводить синтез биоактивных молекул с заданными на молекулярном уровне параметрами.
d. Введение структурного элемента или фрагмента молекулы, который обеспечивает фармакологическую активность.
e. Исходя из аналогии двух близких по химическому строению структур, биоактивность уже известного вещества как бы переносят на новое соединение. Ожидают при этом, что биоактивность последнего окажется большей.
Правильный ответ: d

7. Основные направления поиска и создания новых синтетических лекарственных веществ. Создание комбинированных препаратов ...
a. Создание условий для одновременного действия компонентов разных лекарств в одном препарате.
b. Позволяет установить стереохимические особенности молекулы лекарственного вещества и биорецептора, конфигурацию их хиральных центров, измерить расстояния между отдельными атомами, группами атомов или между зарядами в случае цвиттер-ионных структур лекарства и биорецепторного участка его захвата. Получаемые таким образом данные позволяют более целенаправленно проводить синтез биоактивных молекул с заданными на молекулярном уровне параметрами.
c. Стратегия основана на химических и биологических методов параллельного синтеза и испытания большого числа соединений.
d. Введение структурного элемента или фрагмента молекулы, который обеспечивает фармакологическую активность.
e. Исходя из аналогии двух близких по химическому строению структур, биоактивность уже известного вещества как бы переносят на новое соединение. Ожидают при этом, что биоактивность последнего окажется большей.
Правильный ответ: а

8. Нитрование ароматических соединений протекает:
a. по механизму электрофильного замещения
b. по механизму нуклеофильного замещения
c. по механизму электрофильного присоединения
d. по радикальному механизму
Правильный ответ: а

9. В производстве лекарственных веществ и витаминов применяется чаще всего...
a. Нитрование смесью концентрированной азотной кислоты или ее солей уксусным ангидридом.
b. Нитрование смесью азотной и уксусной кислоты.
c. Нитрование концентрированной азотной кислотой.
d. Нитрование смесью азотной и серной кислот.
e. Нитрование разбавленной азотной кислотой.
Правильный ответ: d

10. Направление и скорость реакции галогенирования, а также выход целевого продукта зависят от (выберите несколько ответов):
a. строения субстрата
b. скорости перемешивания реакционной среды
c. температуры
d. объема реактора
e. природы галогена
f. природы растворителя
Правильный ответ: acef
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 7 семестра зкзамена.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»- 70%, «Хорошо»-60%, «Удовлетворительно»-50%
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Реутов О.А., Курц А.Л., Бутин К.П. Органическая химия. В 4 ч. Часть 2: Учебники Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2017 e.lanbook.com
Л1.2 Реутов О.А., Курц А.Л., Бутин К.П. Органическая химия. В 4 ч. Часть 3: Учебники Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2017 e.lanbook.com
Л1.3 Реутов О.А., Курц А.Л., Бутин К.П. Органическая химия : в 4 ч. Ч. 4: Учебники Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2016 e.lanbook.com
Л1.4 Перевалов В.П., Колдобский Г.И. ТОНКИЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Реутов О.А., Курц А.Л., Бутин К.П. Органическая химия. В 4 ч. Часть 1: Учебники Издательство "Лаборатория знаний" (ранее "БИНОМ. Лаборатория знаний"), 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.А. Кутакова, Н.И. Богданович, С.Б. Селянина и др. Лабораторный практикум по технологии биологически активных веществ и углеродных адсорбентов : учебное пособие : В 2 ч. : Архангельск : САФУ - Ч. 2.. Анализ БАВ. - 116 с. , 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э2 БЕН Библиотека естественных наук ben.irex.ru
Э3 Курсы в Moodle "Технология тонкого органического синтеза" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ

http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека

http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук

http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека

http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук

http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека

http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ

http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
010К лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.

Методические указания экзамену
Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается зачетом/экзаменом. Подготовка к зачету/экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.