МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и неорганическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильПродуцирование биологически активных веществ методами биотехнологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_ПБАВ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 28 28 28 28
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Д.х.н., к.х.н., профессор, доцент, Новоженов В.А., Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
д.х.н., доцент, Смагин В.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Общая и неорганическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами основ теоретических знаний по ключевым разделам общей и неорганической химии и приобретение навыков выполнения лабораторных работ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-9 способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные характеристики веществ и материалов; основные теории строения атома, химической связи, основы термодинамики; современные теории строения атома, химической связи, законы термодинамики;
- основные свойства химических элементов, их соединений; основные приемы и методы применения химических веществ и материалов; специфические приемы и методы применения химических веществ и материалов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- описать основные характеристики атома, химической связи, тепловых процессов в химии и окружающем мире; использовать данные по строению атома, химической связи и термодинамики для описания свойств материалов; использовать знания о строении атомов, молекул, знания термодинамики химических процессов для понимания свойств материалов и механизмов химических процессов;
- применять основные приемы и методы применения химических веществ и материалов; применять химические вещества и материалы для решения задач профессиональной деятельности; применять химические вещества и материалы для работы в специфических условиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- знаниями о строении вещества и химической связи; знаниями теорий строения атома, химической связи и термодинамики для описания химических процессов; знаниями современных теорий строения атома и химической связи, законов термодинамики для описания химических веществ и химических процессов;
- знаниями основ свойств химических веществ и материалов; знаниями свойств химических веществ и материалов для производственной деятельности; знаниями свойств химических веществ и материалов для работы в специфических условиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Основные понятия и законы неорганической химии
1.1. Введение. Основные понятия и законы химии Лекции 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Классификация и номенклатура неорганических соединений Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
1.3. Основные законы химии Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Оборудование и приборы химической лаборатории. Техника безопасности в химической лаборатории Лабораторные 1 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.2, Л2.1
1.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 1 15 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Строение атома и периодическая система
2.1. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов химических элементов Лекции 1 3 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
2.2. Строение атома. Строение электронных оболочек химических элементов Практические 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
2.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 15 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Химическая связь и строение вещества
3.1. Химическая связь и строение молекул Лекции 1 3 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
3.2. Химическая связь и строение молекул Практические 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
3.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 18 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Общие закономерности протекания химических процессов
4.1. Основы химической термодинамики Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
4.2. Химическая кинетика в гомогенных и гетерогенных системах Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
4.3. Химическое равновесие в гомогенных и гетерогенных процессах Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
4.4. Химическая термодинамика. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Практические 1 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
4.5. Весы и взвешивание Лабораторные 1 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2
4.6. Электролитическая диссоциация. РН растворов Лабораторные 1 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2
4.7. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам Сам. работа 1 15 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Растворы
5.1. Растворы. Коллигативные свойства растворов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
5.2. Способы выражения концентрации растворов Практические 1 2 ОПК-2
5.3. Электролитическая диссиоциация Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
5.4. Свойства растворов. Электролитическая диссоциация Практические 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
5.5. Окислительно-восстановительные реакции Лабораторные 1 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2
5.6. Гидролиз солей Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
5.7. Гибролиз солей Практические 1 2 ОПК-2
5.8. Химические свойства металлов Лабораторные 1 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2
5.9. Окислительно-восстановительные реакции Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
5.10. Окислительно-восстановительные реакции Практические 1 4 ОПК-2
5.11. Химические свойства серы и ее соединений Лабораторные 1 4 ОПК-2, ПК-9 Л1.1, Л1.2
5.12. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам Сам. работа 1 20 ОПК-2 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Химия элементов
6.1. Химия металлов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
6.2. Химические свойства галогенов Лабораторные 1 4
6.3. Металлы s-семейства Практические 1 2 ОПК-2 Л1.2
6.4. Металлы р-семейств Практические 1 2 ОПК-2 Л1.2
6.5. Металлы d-семейств Практические 1 2 ОПК-2 Л1.2
6.6. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 20 ОПК-2 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный университет»
Кафедра физической и неорганической химии










ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине (модулю)

Общая и неорганическая химия

19.03.01 Биотехнология
(код и наименование направления)









Разработчики:

Новоженов В.А.
профессор кафедры физической и неорганической химии
____________/ Новоженов ВАП./



Барнаул 2023

Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры физической и неорганической химии
Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от 19.06.2021 № 9
Зав. кафедрой С.А. Безносюк, профессор
фио, должность

Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры физической и неорганической химии

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от 30.06.2022 № 9
Зав.кафедрой С.А. Безносюк, профессор
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от_3.07.2023__ №__9__
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность




Перечень компетенций, с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Перечень формируемых компетенций:
Компетенции/контролируемые этапы Показатели Наименование оценочного средства
Начальный этап формирования компетенции (ий) осуществляется в период освоения учебной дисциплины и характеризуется освоением учебного материала
ОПК-2: способность и готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования Знает:
основные характеристики веществ, основы теории о строении атома, химической связи, растворов; основы термодинамики.
Умеет:
использовать данные по строению атома, химической связи и термодинамики для описания свойств материалов и механизмов химических процессов.
Владеет:
первоначальными знаниями о строении вещества, химической связи и термодинамики для описания химических процессов. Практические задания
Контрольные работы

ПК-9: владеть основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способность проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов Знает:
правила хранения химических реактивов, правила безопасной работы с химическими веществами, свойства химических соединений.
Умеет:
описывать свойства химических соединений.
Владеет:
приемами выполнения эксперимента Лабораторные задания

Базовый этап формирования компетенции (ий) (формируется по окончании изучения дисциплины (модуля))
ОПК-2: способность и готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ПК-9: владеть основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способность проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов Знает:
- основные характеристики веществ и материалов; основные теории строения атома, химической связи, основы термодинамики; современные теории строения атома, химической связи, законы термодинамики;
- основные свойства химических элементов, их соединений; основные приемы и методы применения химических веществ и материалов; специфические приемы и методы применения химических веществ и материалов.
Умеет:
- описать основные характеристики атома, химической связи, тепловых процессов в химии и окружающем мире; использовать данные по строению атома, химической связи и термодинамики для описания свойств материалов; использовать знания о строении атомов, молекул, знания термодинамики химических процессов для понимания свойств материалов и механизмов химических процессов;
- применять основные приемы и методы применения химических веществ и материалов; применять химические вещества и материалы для решения задач профессиональной деятельности; применять химические вещества и материалы для работы в специфических условиях.
Владеет:
- знаниями о строении вещества и химической связи; знаниями теорий строения атома, химической связи и термодинамики для описания химических процессов; знаниями современных теорий строения атома и химической связи, законов термодинамики для описания химических веществ и химических процессов;
- знаниями основ свойств химических веществ и материалов; знаниями свойств химических веществ и материалов для производственной деятельности; знаниями свойств химических веществ и материалов для работы в специфических условиях. Вопросы к экзамену
Заключительный этап формирования компетенций направлен на закрепление определенных компетенций в период прохождения практик, НИР, ГИА

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Оценивание выполнения практических заданий

4-балльная шкала
Показатели
Критерии
Отлично Своевременность выполнения задания.
Полнота выполнения практического задания.
Последовательность и рациональность выполнения задания. Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетвори-тельно Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетво-рительно Студентом задание не решено.

Оценивание результатов контрольной работы

4-балльная шкала Показатели Критерии
Отлично 1. Полнота и правильность решения практического задания.
2. Правильность изложения (последовательность действий).
3. Самостоятельность ответа.
Студентом дан полный ответ на практический вопрос. Решены задачи.
Хорошо Практические задания и задачи решены студентом с небольшими неточностями.
Удовлетво-рительно Студентом допущено несколько ошибок в содержании ответа на практические вопросы. Задачи решены с ошибками.
Неудовлетв-орительно Студентом решение практических заданий не выполнено. Задачи не решены.

Оценивание выполнения лабораторных заданий

4-балльная шкала Показатели Критерии
Отлично Своевременность выполнения задания.
Полнота выполнения лабораторного задания.
Оформление лабораторной работы.
Ответы на контрольные вопросы по теме лабораторного занятия. Студент показывает готовность к выполнению лабораторной работы, владеет техникой выполнения операций; выполняет операции аккуратно, четко; соблюдает технику безопасности на рабочем месте; правильно оценивает результаты выполненных операций; умеет правильно производить расчеты; правильно заполняет протокол анализа и дает правильное заключение; отвечает на контрольные вопросы по теме лабораторного занятия.
Хорошо Соответствует вышеуказанным критериям оценки, но допускает не принципиальные ошибки по оформлению протокола и в ответах на контрольные вопросы по теме лабораторного занятия.
Удовлетвори-тельно Соответствует вышеуказанным критериям оценки, но допускает: принципиальные ошибки по оформлению протокола и в ответах на контрольные вопросы; не существенные ошибки по технике выполнения операций по анализу; по отдельным этапам выполнения работы нуждается в помощи преподавателя;
Неудовлетво-рительно Студент не готов и не допущен к выполнению лабораторной работы.

Оценивание ответа на экзамене

4-балльная шкала Показатели Критерии
Отлично Полнота изложения теоретического материала.
Правильность и/или аргументирован-ность изложения (последовательность действий).
Самостоятельность ответа.
Культура речи. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетвори-тельно Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетво- рительно Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхнос-тны. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Перечень заданий /вопросов
Тема: Основные законы химии
Вопросы:
1. Основные понятия химии: элемент, атом, молекула, химическое соединение, атомные и молекулярные массы, моль.
2. Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических соединений.
3. Основные законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава, закон кратных отношений, закон объемных отношений Гей-Люссака, закон Авогадро.
4. Газовые законы: закон Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Клапейрона, уравнений Клапейрона-Менделеева.
Задачи:
Число нейтронов совпадает с числом протонов в ядре изотопа: (_12^24)Mg, (_11^23)Na, (_19^39)K, (_13^27)Al.
Вычислить количество вещества и количество молекул, содержащееся в 100 г оксида серы (VI). Определить массу одной молекулы SO3.
При температуре 273 К и давлении 101,3 кПа газ занимает объем 250 мл. Какой объем займет газ при 96 кПа и той же температуре?
Даны 40 мл газа при 7С и 96 кПа. При каком давлении объем газа достигнет 60 мл, если температура возрастет до 17С.
Сколько граммов кальция вступило в реакцию с водой, если объем выделившегося водорода при 25С и 99,3 кПа равен 480 мл?
Соединение содержит 24,26 % углерода, 71,62 % хлора и 4,12% водорода. Плотность по водороду 49,1. Найти истинную формулу соединения.
Соединение серы с фтором содержит 62,8 % серы и 37,2 % фтора. Масса 118 мл данного соединения в форме газа, измеренного при 7С и 98,64 кПа равна 0,51 г. Какова истинная формула соединения.
Тема: Химическая термодинамика. Скорость химических реакций. Химическое равновесие
Вопросы:
1. Основные понятия химической термодинамики: система, фаза, функции и параметры состояния системы. Стандартные условия.
2. Первый закон термодинамики. Понятие энтальпии. Закон Гесса и следствия из него.
3. Второй закон термодинамики. Понятие энтропии и энергии Гиббса. Критерии самопроизвольного протекания химических процессов.
4. Понятие скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции.
5. Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость реакции. Закон действующих масс. Понятие константы скорости.
6. Обратимые и необратимые химические реакции. Признаки состояния химического равновесия в системе. Истинное и ложное равновесие.
7. Закон действующих масс. Константа равновесия.
8. Смещение химического равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле-Шателье.
Задачи:
Процесс, протекающий при постоянном значении температуры в системе, называется (укажите один вариант ответа): изотермическим, изобарическим, адиабатическим, изохорическим.
Вычислить Но реакции: В2О3 + 3Mg = 2В + 3MgO
Вычислите изменение энтропии в реакции:
С2Н4 + 3О2 = 2СО2 + 2Н2О (г)
Вычислите изменение энергии Гиббса при 25 и 1000С для реакции:
С(графит) + Н2О (г) = Н2(г) + СО(г),
если Но298(р) = 131,3 кДж, So298(р) = 133,6 Дж/К.
Какой фактор – энтальпийный или энтропийный – определяет возможность этой реакции?
Во сколько раз увеличится скорость элементарной гомогенной реакции N2(г) + О2(г) = 2NO(г) при увеличении давления в системе в 3 раза?
Сколько теплоты потребуется для получения 275 г марганца согласно уравнению MnО2(т) + 2С(т) = Mn(т) + 2CO((г); Но298(р) = 293 кДж? Сколько при этом выделиться литров оксида углерода (II) (н.у.)?

Тема: Свойства растворов. Электролитическая диссоциация
Вопросы:
Способы выражения концентрации растворов. Взаимный переход от одних видов выражения концентрации к другим.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Понятие о сильных и слабых электролитах.
Степень и константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.
Ионное равновесие в растворах электролитов.
Ионное произведение воды. Водородный показатель рН растворов.
Задачи:
Вычислить осмотическое давление раствора, содержащего 27 г глюкозы в 500 мл раствора при 297 К.
Определить массовую долю сульфата меди (II) в растворе, полученном при растворении 50 г CuSO4 в 200 г воды.
Вычислить молярную концентрацию раствора КОН ( = 1,24 г/мл) с массовой долей 26 %.
Чему равна моляльная концентрация раствора, приготовленного из глюкозы массой 9 г и воды объемом 500 мл?
Определить мольные доли глюкозы и воды в растворе, содержащем 18 г глюкозы и 180 г воды.
Какой объем 0,1 М раствора HNO3 необходим для нейтрализации раствора гидроксида бария, содержащего 0,171 г Ва(ОН)2?
По значению констант диссоциации определите, какая из кислот более сильная.
б) H2CO3 (Кд1 = 4,5104) или H2SO3 (Кд1 = 1,4102)
в) HCOOH (Кд = 1,77104) или HCN (Кд = 5,01010)
г) HNO2 (Кд = 6,9104) или CH3COOH (Кд = 1,8105)
Какой концентрации ионов водорода соответствует значение рН равное 3, 7, 10, 12?
Определите концентрацию ионов водорода в растворе с рН = 3,09.
Вычислите [H+] и степень диссоциации в 1 % растворе уксусной кислоты (Кд = 1,8105), приняв плотность раствора равной единице.
Чему равна молярная концентрация растворов HNO3 и NaOH, если для первого раствора рН = 2, а для второго рН = 13?
Тема: Строение атома. Строение электронных оболочек химических элементов
Вопросы:
Развитие представлений о строении атома.
Модель атома Бора. Её недостатки.
Уравнение де Бройля. Двойственная природа электрона.
Принцип неопределенности Гейзенберга.
Уравнение Шредингера.
Квантовые числа: главное, орбитальное, магнитное, спин.
Принципы заполнения электронных оболочек атома: принцип наименьшей энергии, принцип Паули, правило Хунда.
Периодическая система Д.И. Менделеева. Периоды, группы.
Радиусы, изменение по периодам и группам.
Потенциал ионизации, его изменение по периодам и группам.
Сродство к электрону, его изменение по периодам и группам.
Электроотрицательность, ее изменение по периодам и группам.
Задачи:
Записать полную, краткую электронные конфигурации, а также изобразить краткую электронную конфигурацию в графическом виде для следующих атомов и ионов: К, Р, Ti, Mo, Cr3+, Se2.
Электронная структура валентного энергетического уровня атома циркония (Zr) в основном состоянии имеет вид: 4d25s2, 4d25s3, 4d25s1, 5s25p2.
Конфигурация валентных электронов в атомах двух элементов выражается формулами:
а) 3s23p2 и 3d24s2
б) 3d34s2 и 4s24p4
В каких периодах и группах находятся эти элементы? Должны ли они отличаться по своим свойствам, имея одинаковое число валентных электронов?
Ионизационный потенциал для какого из двух элементов должен быть большей величиной, если электронная конфигурация их атомов выражается формулами:
а) 1s22s22p63s23p2 и 1s22s22p63s23p5
б) 1s22s22p63s23p64s1 и 1s22s22p63s23p63d104s1
Тема: Химическая связь и строение вещества
Вопросы:
Метод валентных связей. Механизмы образования ковалентной связи.
Свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность.
Полярность связи.
Теория гибридизации. Какие условия определяют возможность гибридизации атомных орбиталей?
Чем определяется геометрия молекулы в теории гибридизации?
Задачи:
Формула молекулы вещества, в которой реализуется только ковалентный полярный тип связи имеет вид (укажите один вариант ответа): СО, СаО, О2, Na2CO3.
Установите соответствие между формулой молекулы или иона BrF3, NH4+, SF6 и типом гибридизации валентных орбиталей центрального атома: sp2, sp3, sp3d2, sp, sp3d.
Определите пространственную конфигурацию молекул: BeCl2, SnCl2, SiF4, SO3. Укажите тип гибридизации.
Какую пространственную конфигурацию имеет нитрат-ион: плоскую треугольную, линейную, тетраэдрическую, октаэдрическую.
Темы: Металлы s-семейства
Задания:
Составьте электронные схемы строения атомов IА группы.
Общая характеристика элементов IА группы.
Чем объясняется меньшая химическая активность лития по сравнению с калием и натрием?
Ионы какого щелочного металла окрашивают пламя в фиолетовый цвет (укажите один вариант ответа): К, Na, Li, Rb?
Написать уравнения взаимодействия с водой К2О и К2О2.
Чем различается взаимодействие с кислородом лития и натрия? Написать уравнения реакций.
Какую реакцию среды показывают растворы солей: KNO3, K2S, KCH3COO?
Написать электронные формулы атомов бериллия, магния и щелочноземельных металлов.
Общая характеристика элементов IIА группы.
Как меняются свойства гидроксидов элементов щелочноземельных металлов?
Поему горящий магний нельзя потушить водой? Написать уравнение реакции.
К раствору, содержащему соли кальция, бериллия и магния, добавили избыток раствора едкого натра. Написать уравнения происходящих реакций. Какое вещество выпало в осадок? Какие ионы остались в растворе?
Какая соль – Be(NO3)2 или Mg(NO3)2 при одинаковых условиях в большей степени подвергается гидролизу? Ответ обосновать. Написать уравнение гидролиза этой соли.
Объяснить, почему при пропускании диоксида углерода через раствор хлорида или нитрата кальция осадок карбоната кальция не выпадает, а при действии CO2 ин известковую воду – выпадает.
В растворе находятся ионы Са2+ и Ва2+. Действием какого реактива можно осадить из раствора оба иона? Написать уравнения реакций.
Темы: Металлы р-семейства
Задания:
Написать электронные формулы атомов элементов IIIА группы.
Общая характеристика элементов IIIА группы.
Расположите металлы IIIА группы в порядке усиления их основных свойств: In(OH)3, Ga(OH)3, Al(OH)3, Tl(OH)3.
Написать уравнения реакций взаимодействия алюминия:
а) с разбавленными серной и азотной кислотами;
б) с концентрированными серной и азотной кислотами;
в) с водным раствором едкого натра.
Написать электронные формулы атомов элементов IVА группы.
Общая характеристика элементов IVА группы.
Молекулы какого вещества и какие ионы находятся в водном растворе диоксида углерода? Написать схему равновесия в растворе. Как измениться концентрация CO2 при добавлении в раствор щелочи?
Действием какого металла можно восстановить олово из раствора хлорида олова (II) (укажите один вариант ответа): Zn, K, Pb, Cu?
Написать электронные формулы атомов элементов VА группы.
Общая характеристика элементов VА группы.
Написать уравнения реакций взаимодействия:
а) концентрированной азотной кислоты с серебром, с фосфором;
б) разбавленной азотной кислоты с медью, с магнием.
Написать уравнения реакций термического разложения нитратов натрия, меди и ртути (II).
Написать электронные формулы атомов элементов VIА группы.
Общая характеристика элементов VIА группы.
Написать уравнение ступенчатой диссоциации сероводородной кислоты. Как будут смещаться равновесия при прибавлении HCl, Pb(NO3)2, щелочи?
Написать электронные формулы атомов элементов VIIА группы.
Общая характеристика элементов VIIА группы.
Установите последовательность увеличения окислительной активности галогенов: Cl2, Br2, I2, F2.
Как изменяется прочность химической связи в ряду HF – HCl – HBr – HI? Чем это объясняется? Какой из галогенидов является наиболее сильным восстановителем? Какой – наиболее слабым?
Темы: Металлы d-семейства
Задания:
Написать электронную формулу атома титана.
Какой из двух гидроксидов проявляет более основные свойства: Ti(OH)4 или Zr(OH)4; Ti(OH)4 или Ti(OH)3?
Написать электронную формулу атома ванадия. Написать формулы оксидов ванадия и указать, как изменяется их химический характер при переходе от низшей степени окисления к высшей.
Какой из оксидов имеет более кислотный характер: V2O5 или Nb2O5; V2O5 или As2O5?
Написать электронные конфигурации атомов хрома и молибдена. Дать объяснения.
Объяснить близость атомных радиусов молибдена и вольфрама и некоторое их отличие от атомного радиуса хрома.
Какие степени окисления характерны для хрома, молибдена и вольфрама. Привести примеры соединений.
Написать уравнения реакций, которые характеризуют кислотно-основные свойства оксидов Cr2O3, CrO3, MoO3, WO3.
Написать уравнения реакций взаимодействия гидроксида хрома (III) с раствором серной кислоты, с раствором едкого калия.
Какова степень окисления хрома в продукте термического разложения Cr(OH)3.
Написать электронную формулу атома марганца. Написать формулы возможных оксидов марганца и соответствующих им гидроксидов. Указать их свойства: кислотные, основные, амфотерные.
В каких кислотах растворяется марганец. Написать уравнения реакций.
Написать электронные формулы атомов железа, кобальта, никеля.
Написать уравнения реакций взаимодействия железа с:
а) разбавленной и концентрированной хлороводородной кислотой;
б) разбавленной и концентрированной серной кислотой;
в) разбавленной азотной кислотой.
Какой металл пассивируется в концентрированных растворах азотной кислоты и гидроксида натрия: Fe, Al, Pb, Mg?
Написать электронные формулы атомов цинка и кадмия. Какой из этих элементов обладает более выраженными металлическими свойствами?
Написать уравнения реакций растворения цинка в кислотах:
а) хлороводородной;
б) разбавленной и концентрированной серной;
в) разбавленной и концентрированной азотной;
г) в щелочи.
Какой из оксидов Zn(OH)2 или Cd(OH)2 должен проявлять более основные свойства? Почему?
Укажите положение меди и серебра в периодической системе элементов и напишите электронные формулы их атомов. Почему восстановительные свойства меди и серебра выражены слабее, чем у щелочных металлов?
Написать уравнения реакций взаимодействия меди с кислотами:
а) разбавленной хлороводородной;
б) разбавленной азотной;
в) концентрированной азотной;
г) разбавленной серной;
д) концентрированной серной при кипячении.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАДАНИЯ
Перечень тем
Задание: Выполнить лабораторную работу, указанную преподавателем, с соблюдением техники лабораторных работ и норм техники безопасности, обосновать закономерности протекающих процессов, провести необходимые расчеты, в отчете отразить ответы на вопросы, технику безопасности при работе в лаборатории.
Темы:
Свойства основных классов неорганических соединений
Химическая термодинамика. Скорость химических реакций
Химическое равновесие
Растворы электролитов. рН растворов
Гидролиз солей
Окислительно-восстановительные реакции

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Перечень заданий /вопросов
Примерные варианты контрольных работ
Контрольная работа № 1
Химическая термодинамика, кинетика, равновесие
Вычислить тепловой эффект реакции 4CO(г) + 2SO2(г) = S2(г) + 4CO2(г), используя справочные данные.
Не производя вычислений, определите знак изменения энтропии в следующих реакциях:
а) 2Н2(г) + 2О2(г) = 2Н2О(г);
б) 2Н2(г) + 2О2(г) = 2Н2О(ж).
В каждом случае дайте обоснование ответа.
Записать выражения для скоростей прямой и обратной реакций
2NO(г) + О2(г) 2NO2(г).
Как измениться скорость прямой реакции при увеличении концентрации кислорода в 2 раза?
Записать выражение закона действующих масс для системы:
2NO(г) N2O4(г).
В каком направлении сместится равновесие реакции при увеличении давления? Ответ поясните.
Вычислить константу равновесия системы N2 + 3H2 2NH3, если в состоянии равновесия концентрации веществ составили [NH3] = 0,4 моль/л; [N2] = 0,03 моль/л; [H2] = 0,1 моль/л. Указать, как повлияет на состояние равновесия повышение давления в системе и увеличение температуры, если Но298(р) = 92,38 кДж.
Контрольная работа № 2
Строение атома. Химическая связь
Для атома Zr и иона Mg2+ приведите: принадлежность к периоду, группе, подгруппе, семейству; полную и краткую электронные конфигурации; укажите валентные орбитали; распределение электронов по этим орбиталям в графическом виде.
Каким набором квантовых чисел характеризуются орбитали 2s, 3p, 4d?
Для молекулы PF5, укажите по методу ВС тип гибридизации, координационное число и геометрическую конфигурацию.
Контрольная работа № 3
Растворы
Чему равны мольные доли растворенного вещества и растворителя в 1л 2 моль/л раствора NaOH (=1,07г/мл)?
При какой температуре будет замерзать водный раствор этилового спирта С2Н5ОН, если массовая доля его равна 25 %?
Найти степень диссоциации, концентрацию ионов водорода и рН для раствора CH3COOH с концентрацией 0,1 моль/л.
Написать молекулярное, полное и краткое ионные уравнения гидролиза солей: а) Al2(SO4)3; б) Na2SO3. Указать реакцию среды в водных растворах этих солей.

ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

Перечень заданий /вопросов
Основные понятия химии. Моль - единица количества вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Молярная масса.
Закон постоянства состава. Закон простых кратных отношений.
Газовые законы. Понятие идеального газа. Закон Авогадро. Число Авогадро.
Закон Бойля-Мариотта. Закон Гей-Люссака. Закон Шарля. Уравнение объединенного газового закона.
Классификация сложных веществ по составу. Бинарные соединения. Оксиды, пероксиды, гидриды, карбиды, халькогениды, галогениды. Номенклатура бинарных соединений.
Основания. Одно- и многоосновные основания. Номенклатура оснований. Кислоты бескислородные и кислородсодержащие. Одно- и многоосновные кислоты. Номенклатура кислот. Соли: средние, кислые, основные. Номенклатура солей.
Основные понятия и определения химической термодинамики. Система. Типы систем. Термодинамические параметры.
Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия системы и ее изменение при химических превращениях. Теплота и работа.
Первый закон термодинамики. Энтальпия образования химических соединений. Стандартное состояние. Стандартные энтальпии образования. Экзотермические и эндотермические реакции. Закон Гесса.
Применение закона Гесса к расчету тепловых эффектов химических реакций. Следствия, вытекающие из закона Гесса. Расчет теплового эффекта реакции по энтальпиям образования исходных веществ и продуктов реакции.
Энтропия. Свободная энергия Гиббса. Направление химических процессов.
Скорость химической реакции. Истинная и средняя скорость. Основной закон химической кинетики. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Химическое равновесие. Константа химического равновесия.
Факторы, влияющие на химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.
Растворы. Истинные и коллоидные растворы. Классификация дисперсных систем. Коллоиды в природе. Типы растворов.
Способы выражения состава раствора. Концентрация: молярная, моляльная, массовая. Доля растворенного вещества: массовая, мольная.
Осмос. Осмотическое давление. Осмос в природе.
Понижение давления насыщенного пара растворителя в присутствии в нем растворенного нелетучего вещества. Закон Рауля.
Понижение температуры кристаллизации растворителя. Криоскопическая константа, ее физический смысл.
Повышение температуры кипения растворов. Эббулиоскопическая константа, ее физический смысл.
Растворы электролитов. Слабые и сильные электролиты. Закон разбавления Оствальда. Отклонения свойств растворов электролитов от уравнения Вант-Гоффа и закона Рауля. Изотонический коэффициент.
Ионное произведение воды. Водородный показатель. Гидроксильный показатель.
Гидролиз солей. Степень и константа гидролиза.
Труднорастворимые электролиты. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков.
Модели строения атома. Модель Бора. Двойственная природа электрона. Принцип неопределенности.
Понятие о квантовых числах. S, p, d, f-орбитали.
Порядок заполнения электронами атомных орбиталей. Принцип минимума энергии. Принцип Паули. Правило Хунда.
Периодический закон. Структура периодической системы. Группы и подгруппы. Периоды.
Энергия ионизации. Сродство к электрону. Электроотрицательность атома. Атомные и ионные радиусы. Периодический характер изменения свойств химических элементов.

Типы задач, включенные в экзаменационные билеты
Задачи на основные законы химии (расчет по стехиометрии, газовые законы).
Написание электронных формул элементов Периодической системы.
Задачи на приготовление растворов (с использованием понятий процентной, молярной и нормальной концентраций).
Задачи на вычисление тепловых эффектов реакций.
Задачи по кинетике реакций, связанные с использованием закона действия масс, правила Вант - Гоффа.
Задачи по равновесию реакций (определение констант равновесия, расчет равновесных концентраций). Смещение равновесия. Принцип Ле-Шателье.
Написание реакций гидролиза и определение среды раствора.

Пример экзаменационного билета

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ
Основные понятия химии. Моль  единица количества вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Молярная масса.
Можно ли при 25С получить аммиак по реакции
NH4Cl(к) + NaOH(к) = NaCl(к) + H2O(ж) + NH3(г),
если Gо298(NH4Cl(к)) =  203,2 кДж/моль; Gо298(NaOH(к)) =  380,7 кДж/моль; Gо298(NaCl(к)) =  384,0 кДж/моль; Gо298(Н2О(ж)) =  237,24 кДж/моль; Gо298(NH3(г)) =  16,71 кДж/моль.
Растворимость СaCrO4 равна 7,1104моль/л. Вычислить ПР соли.
Написать уравнения гидролиза CuCl2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах. Указать реакцию среды.
Записать принадлежность к периоду, группе, семейству атома N, полную и краткую электронные формулы; указать валентные электроны и изобразить их графически.


4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
Для допуска к экзамену необходимо показать прочные умения и навыки решения типовых практических задач, выполнение лабораторных работ. В экзаменационный билет включен один теоретический вопрос и три практические задачи, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в письменной форме. На ответ студенту отводится 60 минут. За ответ студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85  100 баллов – «отлично», 70  84 балла – «хорошо», 50  69 баллов – «удовлетворительно», 0  49 баллов – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы практических заданий:
Практические задания являются средством контроля формирования компетенций в процессе освоения дисциплины. Практические задания выполняются в период подготовки к семинарским занятиям, преподаватель на практическом занятии выдает задания, в зависимости от объема задания определяется время его выполнения. Студент самостоятельно выполняет задание, по усмотрению преподавателя возможно выполнение заданий в малых группах. Оценивание выполнения практических заданий приведено в п.2.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы контрольной работы:
Контрольные работы проводятся в письменном виде в часы занятий. На выполнение контрольной работы отводится 1 академический час. Индивидуальное задание на контрольную работу выдается обучающемуся в твердой копии. Критерии оценивания контрольной работы приведены в п.2.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на лабораторных занятиях:
Цель лабораторного занятия – осуществление связи практического и теоретического обучения студентов.
Преподаватель в начале занятия обозначает цель лабораторной работы и задание, которое необходимо выполнить студентам. Студентам необходимо обратить внимание на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию, на содержание темы занятия.
По результатам выполнения лабораторной работы обучающийся оформляет отчёт и отвечает на предложенные преподавателем контрольные вопросы (2 – 3 вопроса) устно или в письменном виде в конце отчета. Оценивание выполнения лабораторных заданий приведено в п.2.
С целью создания оптимальных условий при выполнении лабораторных работ, группа может быть поделена на подгруппы.

Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет».





Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Денисов, В.М. Таланов, И.А. Денисова, Т.И. Дрововозова Общая и неорганическая химия : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271598
Л1.2 Павлов, Н.Н. Общая и неорганическая химия: СПб. : Лань, 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Э. Т. Оганесян, В. А. Попков, Л. И. Щербакова, А. К. Брель ; под ред. Э. Т. Оганесяна Общая и неорганическая химия : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/23B227C4-E87E-4CA6-BCF5-A5279E2D91D7.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Обшая и неорганическая химия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
109К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; весы НВ-600 М; электроплитка; таблица Д.И. Менделеева; сушильный шкаф СНОЛ; штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными.
В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно – методической, а также научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.
Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.