МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Надежность технических систем и техногенный риск

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильПродуцирование биологически активных веществ методами биотехнологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_ПБАВ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.м.н., Профессор, Минакова Н.Н.

Рецензент(ы):
к.ф.м.н., Доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Надежность технических систем и техногенный риск

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015 г. № 193)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 БИОТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., Поляков В.В., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., Поляков В.В., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1) оценивать надежность технических систем (показатели и методы их расчета);
2) прогнозировать надежность технических систем;
3) оценивать и прогнозировать технические риски;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ПК-8 способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Взаимосвязь понятия надежности технических систем с безопасностью человека и окружающей среды для корректного планирования и реализации работ по решению практических задач обеспечения надежности технических систем.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выбирать способы повышения надежности технических систем в зависимости от конкретных условий, готовить задания для групп и отдельных исполнителей для реализации работ по обеспечению надежности технических систем, разрабатывать систему основных действий для минимизации техногенных рисков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Организационными основами повышения надежности технических систем, основами экспертных оценок, навыками разработки структуры декларации промышленной безопасности (программы обеспечения надежности технических систем) как рискориентированных мероприятий, направленных на минимизацию позможных последствий реализации техногенных рисков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение Математический аппарат анализа надежности и техногенного риска
1.1. Содержание предмета, его цели и задачи. Проблема анализа надежности и техногенного риска систем типа человек - машина - среда. Данные по частоте и числу аварий, несчастных случаев и техногенных катастроф. Частота и число природных катастрофических событий. Ущерб, причиняемый техногенными и природными катастрофами. Задачи, возникающие перед специалистами рассматриваемого направления. Элементы теории вероятностей и математической статистики для исследования надежности и техногенных рисков. Вероятность как математическое понятие. Вероятностные законы распределения. Методы математической обработки экспериментальных данных технических систем и показателей надежности. Методы оптимизации параметров надежности технических систем. Статистическая оценка законов распределения в задачах надежности. Генеральная совокупность, выбор из генеральной совокупности, статистические опенки. Определение неизвестных параметров распределения. Проверка гипотез с использованием распространенных математических пакетов. Лекции 5 2 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Содержание предмета, его цели и задачи. Проблема анализа надежности и техногенного риска систем типа человек - машина - среда. Данные по частоте и числу аварий, несчастных случаев и техногенных катастроф. Частота и число природных катастрофических событий. Ущерб, причиняемый техногенными и природными катастрофами. Задачи, возникающие перед специалистами рассматриваемого направления. Элементы теории вероятностей и математической статистики для исследования надежности и техногенных рисков. Вероятность как математическое понятие. Вероятностные законы распределения. Методы математической обработки экспериментальных данных технических систем и показателей надежности. Методы оптимизации параметров надежности технических систем. Статистическая оценка законов распределения в задачах надежности. Генеральная совокупность, выбор из генеральной совокупности, статистические опенки. Определение неизвестных параметров распределения. Проверка гипотез с использованием распространенных математических пакетов. Практические 5 4 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные понятия и показатели надежности технических систем
2.1. Основные характеристики надежности. Понятия, термины и определения в области надежности. Надежность и целевые аспекты человеческой деятельности. Надежность как фактор обеспечения безопасности, экологичности, конкурентоспособности, экономичности технологических производств. Термины и определения: надежность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, отказ, предельное состояние и др. Единичные показатели надежности: показатели безотказности, показатели долговечности, показатели ремонтопригодности. Показатели безотказности: вероятность безотказной работы, интенсивность отказов, средняя наработка до отказа; преимущества и недостатки, особенности применения, способы определения показателей. Основные понятия теории надежности объектов с восстановлением. Потоки отказов. Показатели безотказности, ремонтируемости, долговечности. Комплексные показатели надежности; коэффициент готовности, коэффициент технического использования. Структура нормативно-технической документации по надежности. Наде Практические 5 2 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.2. 1. Исследование надежности и риска нерезервированной технической системы 2. Исследование свойств структурно-резервированных систем при общем резервировании с постоянно включенным резервом 3. Исследование свойств структурно-резервированных систем при общем резервировании замещением 4. Количественная оценка надежности и риска восстанавливаемой нерезервированной системы 5. Исследование надежности и риска восстанавливаемой резервированной системы Практические 5 2 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.3. Основные характеристики надежности. Понятия, термины и определения в области надежности. Надежность и целевые аспекты человеческой деятельности. Надежность как фактор обеспечения безопасности, экологичности, конкурентоспособности, экономичности технологических производств. Термины и определения: надежность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, отказ, предельное состояние и др. Единичные показатели надежности: показатели безотказности, показатели долговечности, показатели ремонтопригодности. Показатели безотказности: вероятность безотказной работы, интенсивность отказов, средняя наработка до отказа; преимущества и недостатки, особенности применения, способы определения показателей. Основные понятия теории надежности объектов с восстановлением. Потоки отказов. Показатели безотказности, ремонтируемости, долговечности. Комплексные показатели надежности; коэффициент готовности, коэффициент технического использования. Структура нормативно-технической документации по надежности. Наде Лекции 5 2 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.4. Основные понятия теории надежности объектов с восстановлением. Потоки отказов. Показатели безотказности, ремонтируемости, долговечности. Комплексные показатели надежности; коэффициент готовности, коэффициент технического использования. Структура нормативно-технической документации по надежности. Сам. работа 5 7
Раздел 3. Методы обеспечения надежности технических систем. (6 часов)
3.1. Обеспечение надежности технических систем на основе испытаний элементов конструкций технических систем. Концепция создания сложных технических систем. Методы повышения надежности сложных систем. Резервирование элементов и технических систем: постоянное резервирование, резервирование замещением и т.д. Достоинства и недостатки различных способов резервирования. Надежность технических систем и методы ее оценки по результатам эксплуатации элементов конструкций технических систем. Оценка надежности элементов системы статистическими методами (по результатам испытаний). Методы создания программ испытаний сложных технических систем на основе статистических данных и последовательного анализа. Планирование испытаний на надежность. Виды испытаний. Методы однократной и двухкратной выборки. Перспективные методы повышения надежности и безопасности технических систем; автоматическая перестройка структуры, самоорганизация, самовосстановление, использование интеллектуальных ЭВМ в управлении надежностью и безопасностью. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
3.2. 1. Определение показателей надежности элементов по экспериментальным данным. Лекции 5 2 Л2.1
3.3. Обеспечение надежности технических систем на основе испытаний элементов конструкций технических систем. Концепция создания сложных технических систем. Методы повышения надежности сложных систем. Резервирование элементов и технических систем: постоянное резервирование, резервирование замещением и т.д. Достоинства и недостатки различных способов резервирования. Надежность технических систем и методы ее оценки по результатам эксплуатации элементов конструкций технических систем. Оценка надежности элементов системы статистическими методами (по результатам испытаний). Методы создания программ испытаний сложных технических систем на основе статистических данных и последовательного анализа. Планирование испытаний на надежность. Виды испытаний. Методы однократной и двухкратной выборки. Перспективные методы повышения надежности и безопасности технических систем; автоматическая перестройка структуры, самоорганизация, самовосстановление, использование интеллектуальных ЭВМ в управлении надежностью и безопасностью. Сам. работа 5 18 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Расчетные методы оценки надежности технических систем
4.1. Определение надежности технических систем по характеристикам надежности входящих в них элементов. Надежность систем с последовательным соединением элементов. Методы расчета показателей надежности резервированных систем Краткий обзор методов оценки надежности технических систем: расчетный, аналогов, экспериментальный, схемно-функциональный, метод структурных схем, метод логических схем, моделирование по схеме случайных Марковских процессов, метод физического моделирования и т.д. Лекции 5 2 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.2. 1. Применение дерева отказов для оценки надежности системы Практические 5 2 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.3. Определение надежности технических систем по характеристикам надежности входящих в них элементов. Надежность систем с последовательным соединением элементов. Методы расчета показателей надежности резервированных систем Краткий обзор методов оценки надежности технических систем: расчетный, аналогов, экспериментальный, схемно-функциональный, метод структурных схем, метод логических схем, моделирование по схеме случайных Марковских процессов, метод физического моделирования и т.д. Сам. работа 5 10 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Организационное технические мероприятия по обеспечению надежности. Законодательная основа
5.1. Структура нормативно-технической документации по надежности. Программы по обеспечению надежности. Организационно-методические вопросы обеспечения надежности. Законодательное закрепление требований надежности. Закон «О техническом регулировании». Надежность как характеристика качества продукции. Надежность как объект международной стандартизации. Общетехнические международные стандарты по надежности. Лекции 5 6 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.2. 1. Применение сценарного подхода оценки рисков (для предприятий (цехов), заданных преподавателем). Практические 5 2 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.3. Структура нормативно-технической документации по надежности. Программы по обеспечению надежности. Организационно-методические вопросы обеспечения надежности. Законодательное закрепление требований надежности. Закон «О техническом регулировании». Надежность как характеристика качества продукции. Надежность как объект международной стандартизации. Общетехнические международные стандарты по надежности. Сам. работа 5 15 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Техногенный риск и его анализ Анализ концепции приемлемого риска. Управление риском.
6.1. Общие понятия в связи с риском. Риск. Различные формулировки и определения. Риск, связанный с техникой. Индивидуальный риск, коллективный риск. Статистические данные по риску. Классификация рисков. Риск и безопасность. Условие безопасности. Значения допустимого риска. Подход к анализу риска при наличии опасных факторов. Подход к анализу риска при наличии вредных факторов. Современные аспекты риска: философия риска, психология риска, тенденции. Авария и катастрофы: основные источники, классификация, статистика. Причины аварийности на производстве. Методики изучения риска. Теории и модели происхождения и развития несчастных случаев, аварий, катастроф. Организационно-техническая документами и законодательная основа в системе обеспечения безопасности: государственное регулирование, контроль и надзор, экономическое регулирование, страхование рисков, паспорта риска, закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Ограничение современной теории надежности и риска. Разработка нестатистичес Практические 5 6 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. 1. Составление программы по обеспечению надежности (для предприятий (цехов), заданных преподавателем). Лекции 5 2 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
6.3. Общие понятия в связи с риском. Риск. Различные формулировки и определения. Риск, связанный с техникой. Индивидуальный риск, коллективный риск. Статистические данные по риску. Классификация рисков. Риск и безопасность. Условие безопасности. Значения допустимого риска. Подход к анализу риска при наличии опасных факторов. Подход к анализу риска при наличии вредных факторов. Современные аспекты риска: философия риска, психология риска, тенденции. Авария и катастрофы: основные источники, классификация, статистика. Причины аварийности на производстве. Методики изучения риска. Теории и модели происхождения и развития несчастных случаев, аварий, катастроф. Организационно-техническая документами и законодательная основа в системе обеспечения безопасности: государственное регулирование, контроль и надзор, экономическое регулирование, страхование рисков, паспорта риска, закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Ограничение современной теории надежности и риска. Разработка нестатистичес Лекции 5 2 ОПК-6, ПК-8 Л1.1, Л2.1
6.4. Техногенный риск и его анализ Анализ концепции приемлемого риска. Управление риском. Сам. работа 5 20 ОПК-6, ПК-8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2770

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ОПК-6: владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
Индикаторы достижения компетенции:
Знать основные методы оценки техногенного риска
Уметь применять основные методы оценки техногенного риска
Владеть навыками основных подходов к оценке техногенного риска
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопрос 1
Правильно ли утверждение
Процесс, используемый для определения величины риска для здоровья человека, материальных ценностей, окружающей природной среды и других ситуаций, связанных с реализацией опасности, называется оценка риска?
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 2
Процесс, используемый для определения величины риска для здоровья человека, материальных ценностей, окружающей природной среды и других ситуаций, связанных с реализацией опасности, называется система риска?
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 3
Правильно ли утверждение Сценарий- это модель изменения обстановки связанная с возникновением развития ЧС определяемая в дескретном пространстве в заданном временном шагом
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 4
Правильно ли утверждение риск это сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 5
Правильно ли утверждение анализируемый элемент аппаратуры, механизма или технологическая операция, являющиеся по своей природе опасными, называется опасный элемент
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 6
Транспортные аварии, пожары и взрывы относятся к ЧС какого характера?
а). Техногенного
б) Природного
в). Биологического
г) Социального
Ответ а
Вопрос 7
Какие из перечисленных методов относится к определению потенциального риска?
а). Инженерный
б) Экспертный
в) Органо-лептический
г) Регистрационный
д) все перечисленные
Ответ д
Вопрос 8
Справедливо ли утверждение - Мера опасности исходящая от технических систем, называется технологический риск
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 9
Справедливо ли утверждение - Мера опасности исходящая от технических систем, называется техногенный риск
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 10
Техногенный риск-это…
а). Источник потенциальной опасности
б). Проверка надёжности технических решений
в). Потенциальная угроза возникновения ущерба
г). Степень интенсивности, с которой реализуется опасность
д). Мера опасности, исходящая от технических систем
Ответ д
Вопрос 11
Справедливо ли утверждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния называется повреждение
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 12
Справедливо ли утверждение - Чрезвычайные ситуации техногенного характера могут быть следующие: пожары, взрывы; транспортные аварии;
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 13
Справедливо ли утверждение - Чрезвычайные ситуации техногенного характера могут быть следующие: пожары, взрывы; транспортные аварии;
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 14
Справедливо ли утверждение Процесс, используемый для определения величины риска для здоровья человека, материальных ценностей, окружающей природной среды и других ситуаций, связанных с реализацией опасности, называется Система риска
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 15
Справедливо ли утверждение Отказ, возникающий в результате нарушения установленных правил или условий эксплуатации, называется экплуатационным
а) да
б) нет
Ответ а

ПК-8: способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности
Знать способы работы с научно-технической информацией
Уметь работать с научно-технической информацией
Владеть навыками работы с научно-технической информацией
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Вопрос 1.
Компонентами творческой деятельности являются:
а) интуиция,
б) фантазия,
в) воображение,
г) строгое следование инструкции.
Ответ а, б, в
Вопрос 2
Правильно ли утверждение
Структурный анализ является гласным инструментом системного анализа
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 3
Правильно ли утверждение
принцип «разделяй и властвуй» – принцип решения сложных проблем путем их разбиения на множество меньших независимых задач, легких для понимания и решения;
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 4
Правильно ли утверждение
принцип иерархического упорядочивания – принцип организации составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне.
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 5
Правильно ли утверждение
принцип абстрагирования – заключается в выделении существенных ас-пектов системы и отвлечения от несущественных;
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 6
Правильно ли утверждение
принцип формализации – заключается в необходимости строгого методи-ческого подхода к решению проблемы
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 7
Правильно ли утверждение
Гипотеза – это предположение или догадка, утверждение, предполагающее доказательство.
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 8
Правильно ли утверждение
Гипотеза – это предположение или догадка, утверждение, не предполагающее доказательство.
а) да
б) нет
Ответ б
Вопрос 9
Правильно ли утверждение
Цель проекта – это конечный результат, которого вы бы хотели достичь при завершении проекта
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 10
Правильно ли утверждение.
Наблюдение, эксперимент, измерение, химический опыт – это методы исследования. +
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 11
Правильно ли утверждение
Конструирование, проектирование , моделирование, прогнозирование - это методы проектной деятельности. +
а) да
б) нет
Ответ ба
Вопрос 12
Правильно ли утверждение – перед началом работы над проектом необходим сбор информации по предполагаемой теме проекта
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 13
Правильно ли утверждение
В творческом проекте деятельность связана с общением с людьми, как источниками информации
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 14
Правильно ли утверждение
Алгоритм работы над проектом: проблема- цель – продукт
а) да
б) нет
Ответ а
Вопрос 15
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
а). прикладной проект,
б) информационный проект
в) творческий проект
Ответ б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень примерных тем рефератов
1 Ускоренные испытания изделий. Классификация методов ускоренных испытаний. Понятие о коэффициенте ускорения испытаний.
2 Форсирование испытаний по принципам: усечение спектров, учащения рабочих циклов, форсирования по нагрузкам, экстраполяции по нагрузкам
3 Меры смягчения последствий аварий на технических объектах
4 Требования к размещению промышленных объектов. Факторы, которые необходимо учитывать при размещении
5 Сравнительная оценка методов поиска неисправностей. Классификация видов контроля технических систем
6 Методология прогнозирования последствий аварии. Критерии поражения. Пробит-функция. Критерии термического, импульсного, механического (осколочного) поражения.
7 Методология прогнозирования последствий аварии. Методы оценки ущерба.
8 Проектирование системы контроля надежности технических систем. Особенности реализации
9 Классификация опасностей. Выявление последовательности опасных ситуаций.
10 Анализ критичности отказов. Построение дерева отказов и таблицы решения.
11 Показатели техногенного риска: вероятность аварии, вероятность риска при аварии, степень риска в стоимостном или натуральном выражении.
12 Схема оценки риска. Исходные данные для оценки техногенного риска.
13 Критерии приемлемого риска. Методы управления техногенным риском
14 Структура полного ущерба как последствия аварий на технических объектах. Прогнозирование аварий и катастроф.
15 Расчет критериального значения риска. Факторы, затрудняющие формализацию расчета риска. Нормативные значения риска для промышленных объектов.
16 Статистический метод расчета вероятности безошибочного выполнения операции. Шкала вероятности ошибочных действий персонала.
17 Анализ техногенного риска на стадии проектирования. Анализ конечных состояний. Описание конечных состояний. Оценка последствий. Примеры
18 Анализ техногенного риска на стадии проектирования. Анализ исходных событий. Анализ аварийных последовательностей. Примеры
19 Анализ техногенного риска на стадии эксплуатации. Методы вычисления точечных и интервальных оценок показателей рейтинга. Примеры
20 Анализ техногенного риска на стадии эксплуатации. Анализ безопасности технических систем по результатам выделения предвестников аварий. Примеры

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
- «Отлично» (зачтено) - Проект и пояснительная записка выполнены самостоятельно, Проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично. В работе используются материалы исследования по заданной теме. Широко представлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад полностью отражают суть работы. Студент полно, правильно и грамотно ответил на поставленные в ходе дискуссии вопросы с приведением примеров и/или пояснений.
- «Хорошо» - Содержание в целом соответствует заявленной теме. Работа актуальна, выполнена самостоятельно. Представлены показатели, характеризующие проблемную ситуацию. Составлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад раскрывает суть работы без необходимой детализации составляющих его задач. Студент правильно и грамотно ответил на большинство поставленных в ходе дискуссии вопросов.
- «Удовлетворительно» - Содержание и оформление соответствует установленным требованиям. Имеет место определенное несоответствие представленного содержания работы заявленной теме работы. Нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью. В работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература.
Представленный доклад слабо раскрывает суть работы и составляющих его задач. Студент правильно ответил на некоторое количество поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений вызывает затруднение или отсутствует.
В докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта.
- «Неудовлетворительно» ( -Содержания работы не соответствует его теме. При выполнении проекта допущены существенные ошибки. Не показаны умения анализировать получаемые результаты и самостоятельно делать логически правильные выводы. Допущено большое количество разных ошибок.
Представленный доклад не позволяет понять суть работы и составляющих его задач. Студент не способен правильно ответить на большую часть поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений отсутствует полностью.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-6: владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
Индикаторы достижения компетенции:
Знать основные методы оценки техногенного риска
Уметь применять основные методы оценки техногенного риска
Владеть навыками основных подходов к оценке техногенного риска
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Что такое авария?
2 Что такое защита от чрезвычайных ситуаций?
3. Какие бывают виды катастроф?
4. В чем разница аварии и катастрофы?
5. Какие бывают виды техногенный аварии и катастроф?
6. Как связаны авария (катастрофа) и техногенный риск?
7. Что такое техногенный риск?
8. Что такое надежность технических систем и объектов?
9. Какие бывают техногенные опасности?
10. Какие бывают виды отказов?
11. Что такое технологический отказ?
12. Что такое техногенный объект?
13. В чем разница между терминами технический и технологический процесс?
14. Чем вызваны постепенные отказы?
15. Что такое конструкционный отказ?
16. Что такое функциональный отказ?
17. Что такое технологический отказ?
18. Что такое деградационный отказ?
19. Что такое эксплуатационный отказ?
20. Что такое суммарная наработка на отказ?
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Для решения каких практических задач оценивается долговечность технической системы?
2. Для решения каких практических задач оценивается ремонтопригодность технической системы?
3. Для решения каких практических задач оценивается безотказность технической системы?
4. Для решения каких практических задач оценивается сохраняемость технической системы?
5. Почему важно понятие отказа в практике работы технической системы?
6. Зачем знать классификацию отказов в практике работы технической системы?
7. Когда выгодно применять резервирование для повышения надежности технической системы?
8. С чем связаны процессы изнашивания материалов технической системы?
9. С чем связаны процессы старения материалов технической системы?
10. Для решения каких практических задач надо понимать процессы изнашивания материалов технической системы?
11. Для решения каких практических задач надо понимать процессы старения материалов технической системы?
12. Целесообразно ли при решении практических задач применять вероятностные показатели оценки надежности работы технической системы?
13. Целесообразно ли при решении практических задач применять статистические показатели оценки надежности работы технической системы?
14. Какие практические вопросы по оценке надежности технической системы рассматриваются, на Ваш взгляд, по показателю – частота отказа?
15. Какие практические вопросы по оценке надежности технической системы рассматриваются, на Ваш взгляд, по показателю – интенсивность отказа?
16. Какие практические вопросы по оценке надежности технической системы рассматриваются, на Ваш взгляд, по показателю – параметр потока отказов?
17. Какие практические вопросы по оценке надежности технической системы рассматриваются, на Ваш взгляд, по показателю – вероятность безотказной работы?
18. Что включает жизненный цикл технической системы?
19. Можно ли повысить срок службы технической системы при изготовлении?
20. Можно ли повысить срок службы технической системы при эксплуатации?

ПК-8: способностью работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности
Знать способы работы с научно-технической информацией
Уметь работать с научно-технической информацией
Владеть навыками работы с научно-технической информацией
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Что такое информация?
2. Основные свойства информации
3. Что означает термин обработка информации
4. Что собой представляет процесс сбора информации?
5. Что является главной целью сбора информации?
6. Укажите основное в планировании действий
7. Что такое поиск информации
8. Каким образом можно выполнить разбор и нахождение причинно-следственных связей в изучении любого объекта, явления, системы.
9. Что означает термин «процесс анализа информации»
10. Что означает термин «процесс синтеза информации»
11. Что такое Критический анализ
12. Зачем нужен критический анализ
13. В чем заключается синтез?
14. В чем разница между анализом и синтезом
15 Что такое Системный подход
16. Основные принципы системного подхода:.
17. Какие бывают методы сбора информации?
18. Что изучают методы анализа и синтеза?
19. Как можно систематизировать информацию?
20. Что относится к информационным процессам?
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Где можно собрать информацию для разработки проекта?
2. Отличается ли способ поиска для реализации проекта и написания реферата?
3. Существует ли связь между системой поиска информации и качеством выполнения проекта?
4. Помогает ли критический анализ информации улучшить качество выполнения проекта? Обоснуйте ответ
5. Помогает ли синтез информации улучшить качество выполнения проекта? Обоснуйте ответ
6. По каким источникам осуществляется поиск для формирования целей проекта по обеспечению надежности в коммерческой организации?
7. По каким источникам осуществляется поиск для формирования задач проекта по надежности технических систем?
8. По каким источникам осуществляется поиск для формирования и оценки корректности возможных проектных решений по надежности?
9. Изложите известные способы генерации идей (не менее 3).
10. Какую из них, на Ваш взгляд, можно применить для генерации идеи проекта? Обоснуйте ответ.
11. Что является главной целью сбора информации для разработки проектного решения по обеспечению техносферной безопасности?
12. Как Вы будете выявлять требуемую информацию
13. Как Вы будете выявлять специалистов, способных эффективно прводить испытания по надежности технических систем?
14. Как реализуется контроль в организации7
15. Укажите основное управленческое действие для руководителя
16. Как можно проверить профессиональные умения при приеме на работу?
17. Какие подходы к разработке альтернатив при принятии управленческого решения Вы знаете?
18. На основании каких исходных данных Вы, как руководитель организации, сформулируете подход к принятию управленческого решения?
19. Как обеспечить сплоченность коллектива при выполнении проекта?
20. Вам как руководителю нужно выявить лидера в коллективе. Ваши действия
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шишмарёв, В. Ю. Надежность технических систем: учебник для вузов: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/493101
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тимошенков С.П., Симонов Б.М., Горошко В.Н. НАДЕЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Минакова Н.Н. надежность технических систем: , portal.edu.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle "Надеженость технических систем и техногенный риск" portal.edu.asu.ru
Э2 Российская национальная библиотека. www.nlr.ru
Э3 Национальная электронная библиотека. www.nns.ru
Э4 Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». www.microinform.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Антивирус КасперскогоSecurity RE 1500-2499 SN: 17E0-180619-066044 890-369 (до 2022);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61848418 от 24.04.2013;
3D Canvashttp://amabilis.com/products/;
Blender https://www.blender.org/about/license/;
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses;
Библиотека MPICH2http://www.mpich.org/downloads/;
Компас график LT 5.9 http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf;
DjVu reader http://djvureader.org/;
Smart Notebookhttp://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/;
QTEPLOT http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS https://netbeans.org/about/legal/index.html;
CMAP TOOLS https://cmap.ihmc.us/donate/;
Пакет статистического анализа R с Cairo, ggplot2, ggvis, pcaPP, pls, robustbase, rrcovHD, tidyr, UsingR http://www.r-project.org/.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям (теоретический курс):

Перед очередной лекцией необходимо бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Часть лекционного материала представлена в виде презентаций, ссылок на Интернет-источники. Материалы распределены по разделам курса.



Рекомендации по подготовке к практическим работам:

- необходимо проработать теоретический материал, соответствующий теме работы.

- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении.

- при ответе на вопросы, поставленные для самостоятельной проработки, необходимо его увязывать их с вопросами защиты информации в коммерческой организации.

Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе:

- выполнять в установленные сроки все плановые задания, выдаваемые преподавателем, выяснять на консультациях неясные вопросы.

- прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксировать и выносить на плановую консультацию.