МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ живых и техногенных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 22 22 22 22
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.х.н., доцент, Темерев Сергей Васильевич

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна;

Рабочая программа дисциплины
Анализ живых и техногенных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.реализация высокого профессионализма специалистов в области эко–аналитической химии природных систем, которая предусматривает глубокое изучение методов и средств текущего анализа состояния и перспективного развития экосистем, параметров их качества как составляющих качества жизни человека в условиях техно- и антропогенеза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ОПК-1 способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ПК-19 способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.классификацию живых и техногенных систем, основные химические факторы и причины их загрязнения.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять и анализировать проблемы, планировать стратегию их решения;
использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания математики и естественных наук.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.пробоотбора и пробоподготовки, работы на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований, интерпретации и представления результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анализ живых и техногенных систем
1.1. Роль аналитической химии в решении основных экологических проблем окружающей среды. Основы анализа Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Аналитическая химия. Химический анализ. Результаты химического анализа. Значащие цифры и првила округления Практические 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Пути поступления, распределения, трансформации загрязняющих веществ в атмосфере, воде и почве. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Формы элементов и химическая токсичность веществ. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Погрешности аналитических измерений. Статистическая обработка результатов измерений. Результат анализа. Практические 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Закономерности распределения и трансформации химических токсикантов в экосистемах. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Неорганические и органические токсиканты, генетическая связь на примере метилирования и алкилирования элементов. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Химические методы анализа Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Практические 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Особенности техногенной миграции элементов в атмосфере. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Спектроскопические и электрохимические методы анализа Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Снежные покров – естественный индикатор загрязнений атмосферы от транспорта. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Криосфера – объект фонового мониторинга атмосферных загрязнений. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Особенности отбора и подготовки к анализу образцов воздуха. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Атмосфера Практические 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Метод поглощающих реагентов, индикаторных трубок, линейной колориметрии в анализе токсикантов атмосферного воздуха. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Сорбционные эколого-аналитические системы в анализе токсикантов атмосферы. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Гидросфера Практические 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Методы разделения и концентрирования Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Радионуклиды. Виды излучений. Единицы измерений радиохимических загрязнений. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Методы масс-спектрометрии в изотопном анализе объектов природы, идентификация техногенных аэрозольных выпадений. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.22. Основные нормируемые показатели за уровнями загрязнения воды, почвы и воздуха. Основы отбора и пробоподготовки. Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.23. Литосфера Практические 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.24. Средства защиты растений: ХОП, ФОС, металлорганические соединения. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.25. Хроматографические, хромато-масс-спектрометрические и другие гибридные методы анализа сложных природных экосистем. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.26. Вода Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.27. Биосфера Практические 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.28. Гидробионты: фито-зоо-планктон, фито-,зоо- бентос, моллюски, ракообразные, рыбы и животные – биологические индикаторы водных экосистем. Сам. работа 4 3 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.29. Инструментальные методы анализа неорганических и органических токсикантов в гидробионтах. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.30. Воздух Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.31. Атомная и молекулярная спектрометрия. Эмиссионные методы. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.32. Многоэлементный анализ. Новые экстракционно-аналитические технологии. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.33. Тест системы в задачах мониторинга. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.34. Почва Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.35. Потенциометрия. Кулонометрия. Электрохимические сенсоры. Вольтамперометрия. Инверсионные методы Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.36. Сверхтоксиканты в экосистемах. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.37. Оценка экологического риска в случае обнаружения диоксиноподобных веществ в биологических объектах и клинических образцах. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.38. Определение интегральных физико-химических показателей природных (поровых) вод, атмосферных осадков, водной вытяжки почв. Лабораторные 4 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.39. Определение растворенного кислорода методом Винклера и биохимического потребления кислорода. Лабораторные 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.40. Определение ртути жидких образцах атомно-абсорбционным методом с концентрированием в нижнюю фазу расслаивающейся системы. Лабораторные 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.41. Определение мутности воды и органического углерода мокрым озолением по И.В. Тюрину. Лабораторные 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.42. Определение бихроматной и перманганатной окисляемости воды. Лабораторные 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.43. Послойный анализ ледниковых кернов. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.44. Снежные покров – естественный индикатор загрязнений атмосферы от транспорта. Особенности формирования загрязнений в атмосферных осадках. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.45. Биологическое разнообразие гидробионтов, особенности накопления токсичных веществ в биоте пресных и соленых водоемов, специфика подготовки аналитических образцов. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.46. Экзамен 4 27 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств прикреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.Г. Зенкевич и др./Под ред Л.Н. Москвина Аналитическая химия. Т. 3 Химический анализ: Учебник для студентов высших учебных заведений М.: Издательский центр "Академия", 2008
Л1.2 И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина. Аналитическая химия в 3-х томах. Т.1 Методы идентификации и определения веществ. -575с. Т.2 Методы разделения веществ и гибридные методы анализа. -300 с. Т.3 Химический анализ. -365 с.: учебник для студентов высших учебных заведений/И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина.- М.: Издательский центр «Академия».- 2008: учебник для студентов высших учебных заведений М.: Издательский центр «Академия»., 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. Н. Москвина Аналитическая химия : учеб для вузов : в 3 т. М. : Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Анализ живых и техногенных систем portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)


Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
511К лаборатория атомной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности, инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы, вытяжные зонты, технические весы, установки для титрования, лабораторная посуда, атомно-абсорбционный спектрометр (ААС 1), установка для фильтрования, пламенный анализатор жидкости (ПАЖ), компрессор – 2 ед., pH-метр милливольтметр (pH-121), баллоны с инертным газом, электрическая мешалка; респиратор, противогаз, резиновые перчатки фартук, защитная маска, защитный экран, защитные очки
509К лаборатория электрохимических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. компьютер: марка Benq - 1 единица; монитор Benq; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): шкаф вытяжной, иономеры, рН-метры электронные, электроды, кондуктометры, миллиамперметр, титраторы кулонометрические, потенциометрические титраторы, универсальная полярографическая установка «Экотест», комплекс исследовательский «Экотест-ВА-НИР», полярограф ПУ, набор ареометров, пикнометры, электроплитки, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, пробки стеклянные; пробки резиновые, пробки корковые, спиртовые горелки, водяная баня, песочная баня, магнитные мешалки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.
Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо воспользоваться материалами основной и дополнительной учебной литературы, конспектами лекций, внимательно изучить задание, определить круг вопросов. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
Вопросы по подготовке к (семинарскому) занятию, решению задач и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
Подготовка к лабораторным работам: лабораторное занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, направленная на творческое усвоение теоретических основ учебной дисциплины и получение практических навыков исследования путем постановки, проведения, обработки и представления результатов эксперимента на основе практического использования различных средств (наблюдения, измерения, контроля, вычислительной техники), приобретения навыков опыта творческой деятельности.
Цель лабораторного занятия – практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемой дисциплины при использовании специальных средств.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к лабораторным работам, оформлению отчетов и защите лабораторных работ включает проработку и анализ теоретического материала, описание проделанной экспериментальной работы с приложением графиков, таблиц, расчетов, а также самоконтроль знаний по теме лабораторной работы с помощью контрольных вопросов и заданий.
Каждый студент ведет рабочую тетрадь или портфолио с видами графических работ, оформление которых должно отвечать предъявляемым требованиям. При подготовке к лабораторным занятиям необходимо заранее изучить методические рекомендации по его проведению. Обратить внимание на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию, на содержание темы занятия.
В случае отсутствия на занятии студент должен отработать его в специально отведенное для этого время (по графику отработок пропущенных занятий, который вывешивается на доске объявлений в лаборатории). Под руководством преподавателя исправить допущенные ошибки в содержании и оформлении тетради и представить ее на проверку.