МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Лейтес Е.А.

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Культура безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.В. Темерев, доктор.хим.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой С.В. Темерев, доктор.хим.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирования навыка пропагандирования культуры безопасности населения и безопасного поведения в ЧС.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ОПК-4 способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды
ПК-11 способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы формирования культуры безопасности;
цели и задачи обеспечения безопасности;
методы организации, планирования и реализации работы исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать культуру безопасности4
пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды;
организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.культурой безопасности и рискориентированным мышлением;
методами пропаганды целей и задач в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды;
навыками организации, планирования и реализации работы исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Культура безопасности: основные понятия, история правой аспект, методы флрмирования
1.1. Культура безопасности: основные термины и понятия Культура безопасности: исторический аспект Лекции 7 0 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Культура безопасности: нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Культура безопасности: нормативно-правовое регулирование в области промышленной безопасности Лекции 7 2 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Способы формирования культуры безопасности Типы образовательных учреждений, для формирования культуры безопасности Системы формирования культуры безопасности Типы занятий по формированию культуры безопасности Практические 7 4 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Выбор методов формирования культуры безопасности в связи возрастными особенностями обучающихся Основные методы формирование культуры безопасности Пассивные методы Активные методы Кейс-метод Метод проектов Метод проблемного обучения Лекции 7 2 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Метод развития критического мышления Эвристический метод Исследовательский метод Метод модульного обучения 1. Разработка урока для средней школы ( 5-9 класы по ФГОС), с учетом деятельностного подхода. Студент выбирает тему самостоятельно, пророгамме: Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. М.: Просвещение, 2014. Сам. работа 7 14 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Методы формирование культуры безопасности дошкольников Сам. работа 7 6 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. Методы формирование культуры безопасности школьников Практические 7 4 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.8. Методы формирование культуры безопасности студентов Лекции 7 2 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.9. Приемы мотивации и целеполагания при формировании культуры безопасности Лекции 7 2 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Формирование культуры безопасности населения на производстве. Формирование культуры безопасности населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
2.1. Методы формирование культуры безопасности работников организации и предприятий Методы формирование культуры безопасности населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Лекции 7 2 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. ССБТ СУОТ ССБТ Практические 7 2 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Вводный инструктаж Инструктаж первичный на рабочем месте Инструктаж повторный Инструктаж внеплановый Инструктаж целевой Инструктаж по пожарной безопасности 2. Разрабортка первичного инструктажа на рабочем месте с учетом ССБТ и ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (вместе с "Программами обучения безопасности труда") Сам. работа 7 10 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Обучение и проверка знаний рабочих, специалистов и руководителей по безопасности труда Обучение безопасности труда в форме индивидуальной стажировки Практические 7 2 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе Практические 7 0 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Обучение безопасности туда в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ Лекции 7 2 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Обучение безопасности труда в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний Сам. работа 7 8 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Организация процесса обучения безопасности труда Практические 7 0 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Основные задачи подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Лица, подлежащие обучению, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Сам. работа 7 6 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Организация ГО на предприятии Лекции 7 2 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.11. Особенности охраны труда в отдельных отраслях производства Лекции 7 2 ОК-7, ОПК-4, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Открытые тесты:
1. Сколько способов имеет переноска пораженного двумя носильщиками?
А) 1
Б) 3
В) 5
Г) 2
Ответ Г -2
2. В каких случаях применяется переноска на руках?
А) Пострадавший находится без сознания.
Б) Пострадавший находится в сознании ,не имеет переломов конечностей ,позвоночника , костей таза и рёбер.
В) Пострадавший находится в сознании ,имеет переломы конечностей.
Г) Пострадавший находится в сознании, имеет ранение живота.
3. В местах погрузки организуют:
А) Простейшие противошоковые мероприятия.
Б) Сортировку пораженных по срочности и способу доставки в отряд первой медицинской помощи.
В) Проверку правильности наложения повязок и в случае необходимости исправление их.
Г) Все выше перечисленные
ОТВЕТ:Г) Все выше перечисленные
4. Как пострадавших с травмой живота укладываются на носилки ?
А) На спину с полусогнутыми в коленях ногами.
Б) На спину с прямыми ногами.
В) На бок
Г) Ни один из ответов не является правильным.
5. В каких случаях осуществляется Переноска поражённого на «замке».
А) когда поражённый в сознании, либо не имеет переломов, либо с переломами,например, тазабедренного сустава
Б) когда пораженный без сознания и имеет переломы
В) когда поражённый в сознании не имеет переломов, либо с переломами, например, верхних конечностей, голени, стопы (после транспортной иммобилизации).
Г) когда пораженный без сознания с переломами, например, верхних конечностей, голени, стопы (после транспортной иммобилизации).
6. Переноска «друг за другом» может использоваться в тех случаях, когда поражённый
А) в сознании , но не имеет переломов
Б) без сознания, но не имеет переломов
В)без сознания, имеет переломы
Г)в сознании , имеет переломы
7. Как пострадавших с ранением в затылок и спину укладываются на носилки
А) На спину с полусогнутыми в коленях ногами.
Б) На спину с прямыми ногами.
В) На бок
Г)все выше перечисленные
8. В первую очередь эвакуируют
А) детей и пораженных, находящихся в шоковом состоянии, имеющих наложенные жгуты (закрутки), проникающие ранения грудной клетки (открытый пневмоторакс) и брюшной полости (выпадение внутренностей),
Б) пораженных извлеченных из завалов, с развивающимся синдромом длительного раздавливания,
В) пораженных с обширными ожогами и другими тяжелыми поражениями.
Г) все выше перечисленные
9. Переноска на лямке, сложенной «восьмеркой», возможна при отсутствии у поражённого
А)переломов нижних конечностей,
Б)позвоночника, костей таза,
В) травматического повреждения обеих рук.
Г) Все выше перечисленные
11.Какую помощь вы НЕ можете оказать пострадавшим до приезда сотрудников скорой помощи?
а) Остановить кровотечение
б)Сделать обезболивающую инъекцию
в)Произвести иммобилизацию пострадавшей конечности
12.Какой вид транспортировки пострадавшего подойдет при травме локтевого сустава, если пострадавший находится в сознании?
а)Передвижение с одним сопровождающим
б)Передвижение на сиденье «замок» (из четырех рук)
в) В транспортировке не нуждается
13.Какой вид транспортировки пострадавшего необходим при травме головы и шейных отделов позвоночника?
а) Передвижение с одним сопровождающим
б) Передвижение на сиденье «замок»
в) Передвижение на жестких носилках
14.Каким пораженным оказывается прежде всего первая медицинская помощь?
а) с повреждением кожных покровов
б) с ушибами
в)с кровотечением и асфиксией (удушьем)
15. Укажите способ транспортировки пострадавшего с травмой позвоночника на мягких носилках?
а) Лёжа на спине
б)Лёжа на животе
в) Лёжа на боку

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

Закрытые тесты:
1.Простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшему называется…
Ответ:Первая медицинская помощь
2.Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать...
Ответ: Двери и окна
3.Основными зонами опасности в метро являются
Ответ:Входы , выходы,Эскалатор
4. Во время движения поезда в вашем вагоне появился запах гари и дыма. Как вы будете действовать?
Ответ: сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать в купе указаний;
5.Серены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означат сигнал оповещения:
Ответ «Тревога».
6.Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз:
ответ:от отравляющих веществ;
7.Если кровь изливается на поверхность тела, то такое кровотечение называется..
Ответ:наружным
8.Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред
жизни и здоровью граждан...
Ответ: пожар
9. При возгорании телевизора необходимо..
Ответ:отключить от сети
10.Человек, заметивший пожар или загорание, в первую очередь обязан..
Ответ6 вызвать пожарных
11.... составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в
области безопасности жизнедеятельности и
осознанную потребность в соблюдении норм
и правил безопасного поведения
Ответ: культура безопасности
12. Абрревиатура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации
Ответ: РСЧС
13. СОУТ - это...
Ответ6 Специальная оценка условий труда
14.Типы образовательных учреждений, для формирования культуры безопасности - это
Ответ: школы, вузы, колледжи
!5.Как называются работы в
зоне чрезвычайных ситуаций,
которые проводятся с целью
поиска и удаления людей за
пределы зон действия опасных и
вредных для жизни и здоровья
факторов, оказания неотложной
медицинской помощи
пострадавшим и эвакуации их в
лечебные учреждения, где для
спасенных создаются
необходимые условия?
Ответ: АСДНР
16.Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей это...
Ответ:Чрезвычайная ситуация
17.Гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ
это...
Ответ: спасатель
18.Жгут при артериальном кровотечении накладывается ...раны
Ответ: выше
19.В деле обеспечения личной безопасности граждан и национальной безопасности России ...фактор является одним из определяющих
Ответ: человеческий
20.Ведущую роль по организации формирования культуры безопасности в соответствующих сферах должны взять на себя
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: выполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: выполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Каракеян В.И., Никулина И.М. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Екимова И. А. Безопасность жизнедеятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Эль Контент, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Соломин В.П. - Отв. ред. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы: Операционные системы Windows или Linux (freeware), стандартные офисные программы (Microsoft Office, Open Office), поисковые системы (www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.google.ru), сайты (www.mchs.gov.ru, http://www.russmag.ru/product.php?id=263, http://www.school-obz.org/, http://www.novtex.ru/bjd/).
Э2 Культура безопасности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru)
Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)
Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru)
Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru)
Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. Просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. Полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. Если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. Психологически настроиться на лекцию.
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Методические указания к зачету
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.