Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 20.04.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Комплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.
1.1. | Приобретение новых знаний и практических навыков в области математического и компьютерного моделирования реальных процессов и явлений, исследование на их основе степени безопасности техногенных систем, оценок экологических рисков. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ОПК-1 | Способен самостоятельно приобретать, структурировать и применять математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания в области техносферной безопасности, решать сложные и проблемные вопросы; |
ОПК-2 | Способен анализировать и применять знания и опыт в сфере техносферной безопасности для решения задач в профессиональной деятельности; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные категории системного анализа и моделирования; - базовые методы статистического анализа данных; - методы спецификации и идентификации зависимостей; - базовые модели "Доза-Риск". |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выполнять сбор и обработку данных, выполнять предварительный анализ данных; - выполнять спецификацию и идентификацию параметров модели, оценку адекватности; - применять методы статистического анализа для оценки статистически значимых различий действия/бездействия качественных и количественных факторов; - применять метод наименьших квадратов для оценки параметров модели линейной регрессии в моделях "Доза-Риск"; - решать обратную задачу оценки рисков в случае одномерности или многомерности факторного пространства; - делать выводы и интерпретировать результаты по итогам моделирования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - постановки проблематики системного исследования, ставить задачи системного анализа; - применения статистических методов для сбора и анализа данных в области БЖД; - применения методов математического моделирования процессов вида "Доза-Риск"; - получения оценок величин предельно-допустимой доз (ы) в случае многомерности (одномерности) факторов риска с целью управления рисками; - получения практически значимых выводов и рекомендаций по применению результатов системного анализа на практике. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в системный анализ. Анализ свойств систем | ||||||
1.1. | Основные понятия системного анализа и теории моделирования. Классификация моделей систем и методов моделирования. Статистический анализ данных. Проверка гипотезы о нормальности распределения | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Статистический анализ данных | Практические | 2 | 6 | УК-1, ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Введение в системный анализ, методы и подходы. | Сам. работа | 2 | 18 | УК-1, ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Однофакторные модели временного ряда | ||||||
2.1. | Однофакторные модели риска. Управление рисками на основе результатов моделирования. | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Разработка простейшей однофакторной модели временного ряда. | Практические | 2 | 6 | УК-1, ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Основные понятия и модели регрессионного анализа: регрессионный анализ. | Сам. работа | 2 | 18 | УК-1, ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Эколого-экономический анализ рисков. Модели "Доза-Риск" | ||||||
3.1. | Анализ рисков, подходы к измерению и моделированию. Модели "Доза-Риск". | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Эколого-экономический анализ рисков. Модели Доза-Риск. | Практические | 2 | 6 | УК-1, ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Линейное программирование; детерминированные и стохастические модели. | Сам. работа | 2 | 20 | УК-1, ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Сценарное имитационное моделирование экологического риска. | ||||||
4.1. | Виды имитационных моделей. Сценарное моделирование техногенных и экологических рисков. | Лекции | 2 | 2 | УК-1, ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Сценарное имитационное моделирование экологического риска. | Практические | 2 | 6 | УК-1, ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Основные понятия имитационного моделирование, этапы построения моделей: имитационное моделирование; практическая компьютерная реализация систем моделирования | Сам. работа | 2 | 20 | УК-1, ОПК-1, ОПК-2 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_УРиСА_Зачет.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Белов П.Г. | УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2015 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шапкин А.С., Шапкин В.А. | Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: Учебники | Издательство "Дашков и К", 2017 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Журавлева В.В. | Введение в системный анализ и исследование операций : Учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Центральная база статистических данных РОСТАТ РФ [Электронный ресурс] | www.gks.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека "Елайбрари" | elibrary.ru | ||
Э3 | Электронный курс на Едином образовательном портале (в Moodle) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, интернет-браузер, Acrobat Reader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ [Электронный ресурс]: http://portal.edu.asu.ru 2. Издательство «Лань» - электронно-библиотечная система [Электронный ресурс]: http://e.lanbook.com 3. Издательство МЦНМО. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования [Электронный ресурс]: www.mccme.ru/free-books 4. Математическая библиотека [Электронный ресурс]: www.math.ru/lib 5. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]: http://elibrary.asu.ru 6. Научная электронная библиотека Elibrary [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru 7. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания; - усвоить содержание ключевых понятий; - систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется: - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические индивидуальные задания. Самостоятельная работа: - Поиск ответов на вопросы для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю в день консультаций. Итоговый контроль: - Для подготовки к зачету/экзамену необходимо взять перечень примерных вопросов у преподавателя/методиста кафедры или на странице дисциплины. - В списке вопросов выделить те, которые были рассмотрены на лекциях, практических занятиях, и вопросы для самостоятельной работы. Для более детального изучения следует использовать рекомендуемую литературу. |