МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление рисками и системный анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.;к.т.н., доцент, Маничева А.С.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление рисками и системный анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 678)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Понькина Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение новых знаний и практических навыков в области математического и компьютерного моделирования реальных процессов и явлений, исследование на их основе степени безопасности техногенных систем, оценок экологических рисков.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-1 Способен самостоятельно приобретать, структурировать и применять математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания в области техносферной безопасности, решать сложные и проблемные вопросы;
ОПК-2 Способен анализировать и применять знания и опыт в сфере техносферной безопасности для решения задач в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные категории системного анализа и моделирования;
- базовые методы статистического анализа данных;
- методы спецификации и идентификации зависимостей;
- базовые модели "Доза-Риск".

3.2.Уметь:
3.2.1.- выполнять сбор и обработку данных, выполнять предварительный анализ данных;
- выполнять спецификацию и идентификацию параметров модели, оценку адекватности;
- применять методы статистического анализа для оценки статистически значимых различий действия/бездействия качественных и количественных факторов;
- применять метод наименьших квадратов для оценки параметров модели линейной регрессии в моделях "Доза-Риск";
- решать обратную задачу оценки рисков в случае одномерности или многомерности факторного пространства;
- делать выводы и интерпретировать результаты по итогам моделирования.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- постановки проблематики системного исследования, ставить задачи системного анализа;
- применения статистических методов для сбора и анализа данных в области БЖД;
- применения методов математического моделирования процессов вида "Доза-Риск";
- получения оценок величин предельно-допустимой доз (ы) в случае многомерности (одномерности) факторов риска с целью управления рисками;
- получения практически значимых выводов и рекомендаций по применению результатов системного анализа на практике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в системный анализ. Анализ свойств систем
1.1. Основные понятия системного анализа и теории моделирования. Классификация моделей систем и методов моделирования. Статистический анализ данных. Проверка гипотезы о нормальности распределения Лекции 2 2 УК-1, ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Статистический анализ данных Практические 2 6 УК-1, ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Введение в системный анализ, методы и подходы. Сам. работа 2 18 УК-1, ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Однофакторные модели временного ряда
2.1. Однофакторные модели риска. Управление рисками на основе результатов моделирования. Лекции 2 2 УК-1, ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Разработка простейшей однофакторной модели временного ряда. Практические 2 6 УК-1, ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Основные понятия и модели регрессионного анализа: регрессионный анализ. Сам. работа 2 18 УК-1, ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Эколого-экономический анализ рисков. Модели "Доза-Риск"
3.1. Анализ рисков, подходы к измерению и моделированию. Модели "Доза-Риск". Лекции 2 2 УК-1, ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Эколого-экономический анализ рисков. Модели Доза-Риск. Практические 2 6 УК-1, ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Линейное программирование; детерминированные и стохастические модели. Сам. работа 2 20 УК-1, ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Сценарное имитационное моделирование экологического риска.
4.1. Виды имитационных моделей. Сценарное моделирование техногенных и экологических рисков. Лекции 2 2 УК-1, ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Сценарное имитационное моделирование экологического риска. Практические 2 6 УК-1, ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Основные понятия имитационного моделирование, этапы построения моделей: имитационное моделирование; практическая компьютерная реализация систем моделирования Сам. работа 2 20 УК-1, ОПК-1, ОПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_УРиСА_Зачет.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белов П.Г. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шапкин А.С., Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Журавлева В.В. Введение в системный анализ и исследование операций : Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Центральная база статистических данных РОСТАТ РФ [Электронный ресурс] www.gks.ru
Э2 Электронная библиотека "Елайбрари" elibrary.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале (в Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, интернет-браузер, Acrobat Reader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ [Электронный ресурс]: http://portal.edu.asu.ru
2. Издательство «Лань» - электронно-библиотечная система [Электронный ресурс]: http://e.lanbook.com
3. Издательство МЦНМО. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования [Электронный ресурс]: www.mccme.ru/free-books
4. Математическая библиотека [Электронный ресурс]: www.math.ru/lib
5. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]: http://elibrary.asu.ru
6. Научная электронная библиотека Elibrary [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru
7. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические индивидуальные задания.
Самостоятельная работа:
- Поиск ответов на вопросы для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю в день консультаций.
Итоговый контроль:
- Для подготовки к зачету/экзамену необходимо взять перечень примерных вопросов у преподавателя/методиста кафедры или на странице дисциплины.
- В списке вопросов выделить те, которые были рассмотрены на лекциях, практических занятиях, и вопросы для самостоятельной работы. Для более детального изучения следует использовать рекомендуемую литературу.