МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые аспекты безопасности жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.биол.н., доцент, Яценко Е.С.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Правовые аспекты безопасности жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 678)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 03.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., доцент Темерев С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 03.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., доцент Темерев С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить правовые, организационно-экономические, технические и технологические аспекты исследования изменений состояния компонентов среды обитания человека в результате действия естественных, техногенных и антропогенных факторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен разрабатывать нормативно-правовую документацию сферы профессиональной деятельности в соответствующих областях безопасности, проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов.
ОПК-5.1 Знает основные требования разработки нормативно-правовой документации в сфере профессиональной деятельности в соответствующих областях безопасности, основы проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов
ОПК-5.2 Разрабатывает нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности в соответствующих областях безопасности, проводит экспертизу проектов нормативных правовых актов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые, органзационно экономические, технические и технологические аспекты исследования изменений состояния компонентов среды обитания человека в результате действия естественных, техногенных и антропогенных факторов.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать опасноти техносферы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.обеспечения безопасности на объекте экономи к ЧС и повседневном режиме функцилнирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Общее положение об управлении, надзоре и контроле Лекции 1 1 Л2.1, Л1.2
1.2. Общее положение об управлении, надзоре и контроле Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.2
1.3. Государственный контроль и надзор: понятие и отличие Практические 1 2 Л2.1, Л1.2
1.4. Государственный контроль и надзор: понятие и отличие Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.2
1.5. Органы контроля и надзора за обеспечением различных видов безопасности Лекции 1 1 Л2.1, Л1.2
1.6. Органы контроля и надзора за обеспечением различных видов безопасности Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Нормативные документы надзора и контроля в БЖД
2.1. Государственный контроль и надзор Лекции 1 1 Л2.1, Л1.2
2.2. Государственный контроль и надзор Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.2
2.3. Ведомственный контроль и надзор Лекции 1 1 Л2.1, Л1.2
2.4. Ведомственный контроль и надзор Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.2
2.5. Административный надзор и контроль Практические 1 1 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Государственное управление охраной труда
3.1. Понятие охраны труда и техники безопасности Лекции 1 1 Л2.1, Л1.2
3.2. Понятие охраны труда и техники безопасности Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.2
3.3. Правовая основа охраны труда и техники безопасности Практические 1 2 Л2.1, Л1.2
3.4. Управление охраной труда Лекции 1 1 Л2.1, Л1.2
3.5. Управление охраной труда Сам. работа 1 1 Л2.1, Л1.2
3.6. Краткое содержание трудового кодекса РФ Практические 1 1 Л2.1, Л1.2
3.7. Полномочия федеральных инспекторов труда и его региональных структур Практические 1 1 Л2.1, Л1.2
3.8. Организация внутриведомственного, государственного и общественного контроля и надзора Лекции 1 1 Л2.1, Л1.2
3.9. Организация внутриведомственного, государственного и общественного контроля и надзора Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Надзор и контроль в области пожарной безопасности
4.1. Надзор и контроль в области пожарной безопасности Лекции 1 1 Л2.1, Л1.2
4.2. Надзор и контроль пожарной безопасности на объектах экономики Практические 1 1 Л2.1, Л1.2
4.3. Надзор и контроль в области пожарной безопасности Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.2
4.4. Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Практические 1 1 Л2.1, Л1.2
4.5. Надзор и контроль пожарной безопасности на объектах экономики Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Надзор и контроль в области промышленной безопасности
5.1. Надзорные органы в области промышленной безопасности Лекции 1 1 Л2.1, Л1.2
5.2. Основне направления по повышению уровня промышленной безопасности предприятий ОПК и машиностроительного комплекса Практические 1 1 Л2.1, Л1.2
5.3. Нормативные документы в области промышленной безопасности Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.2
5.4. Анализ состояния промышленной безопасности на объектах экономики Сам. работа 1 4 Л2.1, Л1.2
5.5. Государственный контроль и надзор в области транспорта Лекции 1 1 Л2.1, Л1.2
5.6. Управление промышленной безопасностью Практические 1 1 Л2.1, Л1.2
5.7. Управление промышленной безопасностью Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.2
5.8. Права должностных лиц, органов надзора и контроля в сфере техносферной безопасности Практические 1 1 Л2.1, Л1.2
5.9. Государственный контроль и надзор в области транспорта Сам. работа 1 2 Л2.1, Л1.2
5.10. Ответственность должностных лиц за нарушения требований законодательства в сфере безопасности Сам. работа 1 3 Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Управление экологической безопасностью. Правовые аспекты
6.1. Государственный экологический надзор и конт роль Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Государственный экологический надзор и конт роль Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Ведомственный и производственный экологический контроль Практические 1 5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.4. Общественный экологический контроль Практические 1 3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.5. Общественный экологический контроль и надзор Сам. работа 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.6. Общественный экологический контроль и надзор Сам. работа 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.7. Цели и задачи экологического мониторинга. Классификация видов мониторинга Сам. работа 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.8. Цели и задачи экологического мониторинга. Классификация видов мониторинга Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.9. Ведомственный экологический контроль. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.10. Экзамен 1 27 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен разрабатывать нормативно-правовую документацию сферы профессиональной деятельности в соответствующих областях безопасности, проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Прохождение военной службы не осуществляется:
a) иностранными гражданами – по призыву на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах
б) иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах
в) гражданами – по призыву
г) гражданами – в добровольном порядке (по контракту)
Ответ: а

Вопрос 2. Что из перечисленного не входит в полномочия Президента РФ в области обороны?
a) руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами
б) утверждение Положения о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования
в) определение основных направлений военной политики РФ
г) утверждение военной доктрины РФ
Ответ: б

Вопрос 3. Конституционное Собрание - это

a) представительный орган РФ
б) законодательный орган РФ
в) исполнительный орган РФ
г) судебный орган РФ
Ответ: а

Вопрос 4. В каком году принята Конституция РФ
a) 1990
б) 1993
в) 2020
г) 1998
Ответ: б

Вопрос 5. Что определяем первая глава конституции
a) права и свободы граждан
б) форму правления
в) основы конституционного строя
г) порядок избрания главы государства
Ответ: в

Вопрос 6. Конституция РФ может быть принята
a) конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов
б) федеральным Собранием РФ
в) правительством РФ
г) президентом РФ
Ответ: г

Вопрос 7. Конституция РФ состоит из
a) преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей
б) преамбулы, трех разделов, 10 глав, 148 статей
в) двух разделов, 10 глав, 150 статей
г) девяти разделов, 150 статей
Ответ: а

Вопрос 8. Какой главы нет в Конституции РФ
a) президент Российской Федерации
б) совет Федерации
в) местное самоуправление
г) федеративное устройство
Ответ: г

Вопрос 9. Последняя Конституция СССР принята в
a) 1936 году
б) 1991 году
в) 1977 году
г) 1993 году
Ответ: в

Вопрос 10. Безопасность это
a) чувство защищенности человека
б) система государственных мер по защищенности человека
в) состояние защищенности жизненно важных интересов личности общества и государства от внешних и внутренних угроз
г) состояние защищенности общества от преступности
Ответ: в

Вопрос 11. Что не относится к объектам обеспечения безопасности
a) общество
б) личность
в) государство
г) диаспора
Ответ: г

Вопрос 12. Режим чрезвычайное положенного утверждается
a) советом Безопасности РФ
б) советом Федерации
в) правительством РФ
г) президентом РФ
Ответ: г

Вопрос 13. Как часто должны проходить заседания в Совете безопасности России
a) не реже одного раза в год
б) не реже одного раза в неделю
в) не реже одного раза в месяц
г) в случае возникновения различных ЧС
Ответ: в

Вопрос 14. Кто вводит режим чрезвычайного положения
a) глава администрации субъекта Российской Федерации
б) президент Российской Федерации
в) полномоченный представитель президента в федеральном округе
г) глава администрации органов местного самоуправления
Ответ: б

Вопрос 15. В условиях чрезвычайного положения правосудие осуществляется
a) только судами, предусмотренными Главой 7 Конституции РФ
б) чрезвычайным судом
в) комендантом территории, на которой введено
чрезвычайное положение
г) силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения
Ответ: а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Вставьте пропущенные слова: "В РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются _______, проживающих на соответствующей территории"
Ответ: как основа жизни и деятельности народа

Вопрос 2. Вставьте пропущенные слова: "Конституция – важнейший правовой акт, ____________, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, а также механизм осуществления власти, обеспечения личной и общественной безопасности"
Ответ: как основа жизни и деятельности народа

Вопрос 3. Вставьте пропущенные слова: "Форма правления – порядок образования и организация высших органов государственной власти, __________ государственными органами и населением"
Ответ: их взаимоотношения с нижестоящими

Вопрос 4. Вставьте пропущенные слова: "Унитарное государство – это цельное, единое государство, ________________, не обладающих признаками суверенитета. В таких государствах установлены единая система высших органов государственной власти, единая правовая и законодательная системы"
Ответ: состоящее из административно-территориальных единиц

Вопрос 5. Вставьте пропущенные слова: "Референдум - _____________ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.
Ответ: всенародное голосование граждан РФ


Вопрос 6. Вставьте пропущенные слова: «Безопасность – это _____________ жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»
Ответ: состояние защищенности

Вопрос 7. Вставьте пропущенные слова: «Виды безопасности – направления защиты - __________ и подробно рассмотрены нами в параграфе о Концепции и Стратегии национальной безопасности»
Ответ: соответствуют видам (сферам) жизнедеятельности

Вопрос 8. Вставьте пропущенные слова: «Жизненно важные интересы – это __________ (человека, семьи, организации, общества), удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства»
Ответ: совокупность потребностей

Вопрос 9. Вставьте пропущенные слова: «Угроза безопасности – это совокупность неблагоприятных условий и факторов, создающих опасность _________, общества и государства. Различают три основных вида угроз и опасностей – природные, техногенные и социальные»
Ответ: жизненно важным интересам личности

Вопрос 10. Вставьте пропущенные слова: «Интересы личности состоят в реализации ___________, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина»
Ответ: конституционных прав и свобод

Вопрос 11. Вставьте пропущенные слова: «Стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления ____________, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности»
Ответ: обеспечения национальной безопасности

Вопрос 12. Вставьте пропущенные слова: «Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов»
Ответ: военной организации государства и оборонного потенциала

Вопрос 13. Вставьте пропущенные слова: «Военная доктрина РФ (далее - доктрина) является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему ________ на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ, а также определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ»
Ответ: официально принятых в государстве взглядов

Вопрос 14. Вставьте пропущенные слова: «Военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий ____________»
Ответ: с применением военной силы

Вопрос 15. Вставьте пропущенные слова: «Локальная война - война между двумя и более государствами, _____________, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие)»
Ответ: преследующая ограниченные военно-политические цели

Вопрос 16. Вставьте пропущенные слова: «Военная политика - деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, __________»
Ответ: а также интересов ее союзников

Вопрос 17. Вставьте пропущенные слова: «Военное планирование организуется и осуществляется в целях ___________ и обеспеченных ресурсами мероприятий развития военной организации, а также строительства и развития ВС и других войск, их эффективного применения»
Ответ: реализации согласованных по срокам

Вопрос 18. Вставьте пропущенные слова: «Гражданская оборона - система мероприятий по_______________, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а так-же при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Ответ: подготовке к защите и по защите населения

Вопрос 19. Вставьте пропущенные слова: «Силы гражданской обороны - воинские формирования, ___________________ в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы»
Ответ: специально предназначенные для решения задач

Вопрос 20. Вставьте пропущенные слова: «Борьба с терроризмом – деятельность, осуществляемая органами ФСБ и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, ______________посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий»
Ответ: раскрытию и расследованию террористических актов


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой)и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.


ПРИМЕР ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА

1. Основы законодательства в области контроля в сфере безопасности.
2. Задачи государственного контроля за техносферной безопасностью и механизм их решения.
3. Основные органы надзора за обеспечением экологической безопасности: функции и права.
4. Функциональные обязанности руководителей и специалистов предприятия в области контроля в сфере безопасности.
5. Организация надзора и контроля за состоянием условий и охраны труда (ОТ) на предприятии. Организация надзора и контроля за состоянием промышленной безопасности.
6. Организация надзора и контроля за состоянием охраны окружающей среды (ООС).
7. Организация надзора и контроля за состоянием пожарной безопасности (ПБ).
8. Надзор и контроль в области защиты от ЧС.
9. Федеральная инспекция труда, принципы деятельности и основные задачи, основные полномочия, права и обязанности государственных инспекторов труда.
10. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор): функции, задачи, структура, деятельность.
11. Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России (Госпожнадзор): функции, задачи, структура, деятельность.
12. Ведомственный контроль за выполнением требований охраны труда.
13. Контрольные функции технической инспекции профсоюзов в сфере безопасности труда.
14. Задачи и функции систем управления промышленной безопасностью (СУПБ). Международные стандарты о статусе систем управления безопасностью. Планирование деятельности в области промышленной безопасности. Контроль деятельности СУПБ и внутренние проверки.
15. Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда в организации.
16. Задачи и функции службы охраны труда по контролю требований безопасности в организации.
17. Понятие надзора и контроля.
18. Основные законодательные акты в области надзора и контроля в сфере безопасности.
19. Государственное управление техносферной безопасностью.
20. Общие сведения о видах надзора и контроля в сфере безопасности (государственный, ведомственный, общественный).
21. Федеральная инспекция труда (входящая в состав Федеральной службы т по труду и занятости).
22. Государственный санитарный и эпидемиологический надзор Министерства здравоохранения РФ.
23. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
24. Противопожарная служба.
25. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пономарева И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А., Пономарева И.Н. Общая экология: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2009
Л1.2 В.А. Девясилов Охрана труда : Учебник для ВУЗов./ М.: «Форум – Инфра-М»,, 2006,
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Каракеян, Е. А. Севрюкова ; под общ. ред. В. И. Каракеяна Экологический мониторинг: учебник для академического бакалавриата Юрайт,, 2017 www.biblio-online.ru/book/332CAF6C-E1F1-42D3-86E2-A2218304CB0B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правовые аспекты БЖД portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html
3D Canvas, http://amabilis.com/products/
Blender, https://www.blender.org/about/license/
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license
Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
Inkscape, https://inkscape.org/en/about/license/
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
Eclipse (PHP,C++, Phortran), http://www.eclipse.org/legal/eplfaq.php
Компас график LT 5.9; http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Lazarus, http://wiki.lazarus.freepascal.org/Lazarus_Faq#Licensing
Smart Notebook, http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Единый образовательный портал АлтГУ
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=5106

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

прикреплены в приложении