Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.04.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Комплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич
1.1. | фоормирования и развитие универсальной и общепрофессиональной компетенций в сфере обучения персонала предприятий вопросам безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, на основе изучения современных педагогических технологий и методических требований к их применению на производстве, необходимых для совершенствования и развития личностных качеств и успешного решения профессиональных задач |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
ОПК-4 | Способен проводить обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-5.1. Анализирует важнейшие идеологические и ценностные системы, сформировавшиеся в ходе исторического развития; обосновывает актуальность их использования при социальном и профессиональном взаимодействии; ОПК-4.1. Знает основные методологические подходы преподавания безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-5.2. Выстраивает социальное и профессиональное взаимодействие с учетом особенностей основных форм научного и религиозного сознания, деловой и общей культуры представителей других этносов и конфессий, различных социальных групп; ОПК-4.2. Разрабатывает методические рекомендации по обучению персонала в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК.5.3. Обеспечивает создание недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач. ОПК-4.2. Разрабатывает методические рекомендации по обучению персонала в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные положения о методах и способах работы с персоналом | ||||||
1.1. | Современные представления о методах и способах работы с персоналом | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4 |
1.2. | Планирование обучения сотрудников предприятия | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Проблемы устойчивого развития общества и его безопасности | Сам. работа | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л1.4 |
1.4. | Разновидности глобальных проблем (сохранение мира на Земле, экологическая, демографическая, продовольственная и др.). Объект, предмет, принципы безопасности жизнедеятельности | Сам. работа | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2 |
Раздел 2. Управление развитием персонала | ||||||
2.1. | Обучение персонала | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л1.1, Л1.3 |
2.2. | Культура безопасности на предприятии | Лекции | 2 | 2 | ||
2.3. | Планирование, обучение и развитие сотрудников по охране окружающей среды | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.4. | Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами I–IV классов опасности | Сам. работа | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4 | Л1.1, Л1.3 |
2.5. | Своевременный вывоз производственных и бытовых отходов; использование при проведении работ исправных механизмов, исключающих загрязнение окружающей среды отработанными газами двигателей и горюче-смазочными материалами; повторное использование технических вод и отходов; монтаж специальных фильтров, газо-пылеулавливающих установок и многое другое. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4 | Л1.1, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 3. Теоретические основы методики обучения безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды | ||||||
3.1. | Общенаучные методологические подходы к изучению проблем бж человека в среде обитания | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Обучения персонала при внедрении системы экологического менеджмента | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Новаторство как один из методов обучения персонала | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Разработка методических рекомендаций по обучению персонала в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Оценка уровня индивидуальной профессиональной подготовки. Определение персональных целей обучения.Методы обучения и их выбор. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4 | Л1.4 |
3.6. | Решение ситуационных задач и выполнение индивидуальных заданийзаданий | Сам. работа | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л1.4 |
Раздел 4. Образовательные технологии в курсе безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды | ||||||
4.1. | Теоретические основы современных педагогических технологий | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л1.4 |
4.2. | Использование современных педагогических технологий в теории и практике обучения жизнедеятельности и защите окружающей среды | Лекции | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л1.4 |
4.3. | Применение деловых игр для практической подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды. Деловая игра «Чистый город». | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.4 |
4.4. | Метод проектов. Разработка проекта «Утилизация строительного мусора» | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.4 |
4.5. | Методы дистанционных технологий. | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.4 |
4.6. | Деятельностные технологии обучения: моделирование профессиональной деятельности. | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.4 |
4.7. | Современные тренды в обучении персонала | Практические | 2 | 2 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2, Л2.1, Л1.4 |
4.8. | Личностно- ориентированные технологии обучения.Технология коллективного обучения.Компьютерные технологии обучения. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-5, ОПК-4 | Л1.2 |
4.9. | Выполнение индивидуальных заданий | Сам. работа | 2 | 7 | УК-5, ОПК-4 | Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Размещены в ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Размещены в фондах оценочных средств |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонды оценочных средств размещены в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Методы обеспечения контроля2022.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Белов С. В. | Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО | М: Юрайт, 2022 | urait.ru |
Л1.2 | под ред. Л. А. Михайлова | Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | |
Л1.3 | Ветошкин А.Г. | Теоретические основы защиты окружающей среды:: учебное пособие | Абрис, 2012 | www.studentlibrary.ru |
Л1.4 | Суворова, Г. М. | Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебник для вузов | Юрайт, 2020 | www.urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под общ. ред. А. В. Фролова. | Практикум по безопасности жизнедеятельности : учеб. пособие для вузов | Ростов н/Д : Феникс, 2009 | |
Л2.2 | Глухова И.В. | Обучение персонала в организации: компетентностный подход : | Изв. Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины, 2018 | vesti.gsu.by |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Методологические основы обучение безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); Open Office, http://www.openoffice.org/license.html 3D Canvas, http://amabilis.com/products/ Blender, https://www.blender.org/about/license/ Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdfMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru) 5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru) 6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru) 7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru) 8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
521К | лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (на открытом образовательном портале - курс "Безопасность жизнедеятельности"). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. • Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов (на открытом образовательном портале - курс "Безопасность жизнедеятельности"). • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |