МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методологические основы обучение безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат химю наук, Доцент, Щербакова Людмила Владимтровна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методологические основы обучение безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 678)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.фоормирования и развитие универсальной и общепрофессиональной компетенций в сфере обучения персонала предприятий вопросам безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, на основе изучения современных педагогических технологий и методических требований к их применению на производстве, необходимых для совершенствования и развития личностных качеств и успешного решения профессиональных задач

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-4 Способен проводить обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1. Анализирует важнейшие идеологические и ценностные системы, сформировавшиеся в ходе исторического развития; обосновывает актуальность их использования при социальном и профессиональном взаимодействии;
ОПК-4.1. Знает основные методологические подходы преподавания безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2. Выстраивает социальное и профессиональное взаимодействие с учетом особенностей основных форм научного и религиозного сознания, деловой и общей культуры представителей других этносов и конфессий, различных социальных групп;
ОПК-4.2. Разрабатывает методические рекомендации по обучению персонала в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК.5.3. Обеспечивает создание недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач.
ОПК-4.2. Разрабатывает методические рекомендации по обучению персонала в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные положения о методах и способах работы с персоналом
1.1. Современные представления о методах и способах работы с персоналом Лекции 2 2 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л1.4
1.2. Планирование обучения сотрудников предприятия Практические 2 2 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Проблемы устойчивого развития общества и его безопасности Сам. работа 2 6 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.4
1.4. Разновидности глобальных проблем (сохранение мира на Земле, экологическая, демографическая, продовольственная и др.). Объект, предмет, принципы безопасности жизнедеятельности Сам. работа 2 6 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л1.4, Л2.2
Раздел 2. Управление развитием персонала
2.1. Обучение персонала Лекции 2 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.3
2.2. Культура безопасности на предприятии Лекции 2 2
2.3. Планирование, обучение и развитие сотрудников по охране окружающей среды Практические 2 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.4. Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами I–IV классов опасности Сам. работа 2 6 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.3
2.5. Своевременный вывоз производственных и бытовых отходов; использование при проведении работ исправных механизмов, исключающих загрязнение окружающей среды отработанными газами двигателей и горюче-смазочными материалами; повторное использование технических вод и отходов; монтаж специальных фильтров, газо-пылеулавливающих установок и многое другое. Сам. работа 2 6 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Теоретические основы методики обучения безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды
3.1. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем бж человека в среде обитания Лекции 2 2 УК-5, ОПК-4 Л1.1, Л2.2
3.2. Обучения персонала при внедрении системы экологического менеджмента Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Новаторство как один из методов обучения персонала Практические 2 2 УК-5, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.4. Разработка методических рекомендаций по обучению персонала в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды Практические 2 2 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л2.1
3.5. Оценка уровня индивидуальной профессиональной подготовки. Определение персональных целей обучения.Методы обучения и их выбор. Сам. работа 2 6 УК-5, ОПК-4 Л1.4
3.6. Решение ситуационных задач и выполнение индивидуальных заданийзаданий Сам. работа 2 6 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л1.4
Раздел 4. Образовательные технологии в курсе безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды
4.1. Теоретические основы современных педагогических технологий Лекции 2 2 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л1.4
4.2. Использование современных педагогических технологий в теории и практике обучения жизнедеятельности и защите окружающей среды Лекции 2 2 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л1.4
4.3. Применение деловых игр для практической подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды. Деловая игра «Чистый город». Практические 2 2 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.4
4.4. Метод проектов. Разработка проекта «Утилизация строительного мусора» Практические 2 2 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.4
4.5. Методы дистанционных технологий. Практические 2 2 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.4
4.6. Деятельностные технологии обучения: моделирование профессиональной деятельности. Практические 2 2 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.4
4.7. Современные тренды в обучении персонала Практические 2 2 УК-5, ОПК-4 Л1.2, Л2.1, Л1.4
4.8. Личностно- ориентированные технологии обучения.Технология коллективного обучения.Компьютерные технологии обучения. Сам. работа 2 6 УК-5, ОПК-4 Л1.2
4.9. Выполнение индивидуальных заданий Сам. работа 2 7 УК-5, ОПК-4 Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Размещены в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Размещены в фондах оценочных средств
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонды оценочных средств размещены в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 под ред. Л. А. Михайлова Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л1.3 Ветошкин А.Г. Теоретические основы защиты окружающей среды:: учебное пособие Абрис, 2012 www.studentlibrary.ru
Л1.4 Суворова, Г. М. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебник для вузов Юрайт, 2020 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под общ. ред. А. В. Фролова. Практикум по безопасности жизнедеятельности : учеб. пособие для вузов Ростов н/Д : Феникс, 2009
Л2.2 Глухова И.В. Обучение персонала в организации: компетентностный подход : Изв. Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины, 2018 vesti.gsu.by
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методологические основы обучение безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html
3D Canvas, http://amabilis.com/products/
Blender, https://www.blender.org/about/license/
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license
Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdfMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru)
5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)
6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru)
7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru)
8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (на открытом образовательном портале - курс "Безопасность жизнедеятельности").
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов (на открытом образовательном портале - курс "Безопасность жизнедеятельности").
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.