МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационно-правовые основы охраны труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 129 129 129 129
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Доцент, Руднева Ирина Сергеевна

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Щербакова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Организационно-правовые основы охраны труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 678)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубленное изучение требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, учитывающих специфику отраслевой деятельности, получения необходимых знаний для пракитческой деятельности в области охраны труда и каxественному совершенствованию профессиональных компетенций, с целью профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижения уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен планировать и разрабатывать мероприятия по охране труда на предприятии для повышении эффективности системы управления безопасности промышленных процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Государственные нормативные требования по охране труда, в том числе стандарты безопасности труда, процедуры, критерии, нормативно правовые акты, необходимые для обеспечения и выполнения требований трудового законодательства, обеспечивающие организацию и безопасное выполнения работ.
Национальные, межгосударственные и международные стандарты, регламентирующие систему управления охраной труда.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать и систематизировать требования трудового законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области охраны труда, в том числе о техническом регулировании, промышленной, отраслевой деятельности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Определять порядок реализации мероприятий, обеспечивающих функционирование системы управления охраной труда.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками внедрения и применения государственных нормативных правовых актов и современных подходов в управлении охраной труда.
Знаниями организации работы по охране труда и исполнения требований трудового законодательства, с целью профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижения уровня воздействия (устранения воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управления профессиональными рисками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основа организации исполнения требований и контроля охраны труда на государственном уровне.
1.1. Государственное управление охраной труда и требования охраны труда Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Государственный надзор и контроль в сфере труда Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Организация государственного надзора и контроля в сфере труда федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, проведение общероссийского мониторинга условий и охраны труда Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Правовая основа осуществления государственного надзора и контроля в сфере труда, общероссийского мониторинга условий и охраны труда Сам. работа 2 9 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Государственные нормативные требования по охране труда, техническом регулировании, промышленной, отраслевой деятельности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
2.1. Организация системы управления охраной труда на предприятии. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Разработка положения системы управления охраной труда на предприятии. Оценка эффективности функционирования системы управления охраной труда на предприятии. Практические 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Организация контроля функционирования системы управления охраной труда на предприятии. Административно- общественный трехступенчатый контроль по охране труда. Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Организация проведения специальной оценки условий труда. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Контроль за соблюдением требований к проведению специальной оценки условий труда. Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Анализ результатов проведения специальной оценки условий труда Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Организация систематического контроля за состоянием условий рабочих мест Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Создании системы управления профессиональными рисками в рамках системы управления охраной труда. Классификация, обнаружение, распознавание и описание опасностей. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков. Практические 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков на промышленном предприятии. Анализ методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков. Сам. работа 2 20 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.11. Охрана здоровья граждан в рамкам организации медицинского осмотра, психиатрического освидетельствования. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.12. Организация проведения медицинского осмотра, психиатрического освидетельствования. Виды медосмотр, основания для направления работников на медосмотр. Практические 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.13. Организация обучения по охране труда, по оказанию первой помощи пострадавшим, по использованию средств индивидуальной защиты, стажировки, проверка знаний по охране труда, проведение инструктажей. Лекции 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.14. Общие требованию к содержанию программ обучения по охране труда, инструктажам по охране труда Анализ содержания программ обучения по охране труда, инструктажам по охране труда Практические 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.15. Организация обучения и проверки знаний оп охране труда и проведению инструктажей на промышленном предприятии. Сам. работа 2 20 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.16. Общие требования безопасности к организации производственных процессов. Контроль соблюдения требований безопасности при эксплуатации. Практические 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.17. Организация контроля исполнения требований охраны труда при эксплуатации технологического оборудования, инструментов, контроля состояния зданий и сооружений. Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.18. Правовая основа обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, молока или других равноценных пищевых продуктов, обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием. Лекции 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.19. Организация выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания. Практические 2 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.20. Разработка локальных нормативных актов по выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания. Сам. работа 2 20 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.21. Обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Коллективный договор, соглашение по охране труда. Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.22. Обеспечение социального страхования работников. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.23. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.24. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.25. Расследование, оформление (рассмотрение), учет микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.26. Порядок расследования микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве. Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.27. Организация санитарного производственного контроля на предприятии Сам. работа 2 10 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.28. Основы промышленной безопасности на предприятии. Эксплуатация опасных производственных объектов. Практические 2 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Завертаная Е.И. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022 №27-ФЗ ): Трудовое законодательство , 2001 pravo.gov.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Организационно-правовые основы охраны труда
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом:
-каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки;
- при появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению.
Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины "Организационно-правовые оснрвы охраны труда" завершается экзаменом в 2 семестре. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.