МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прогнозирование опасных факторов пожара

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 152
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 152 152 152 152
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
доктор хим. наук, Зав.каф., Темерев Сергей Васильевич

Рабочая программа дисциплины
Прогнозирование опасных факторов пожара

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 678)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 79
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 79
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Прогнозирование опасных факторов пожара» является формирование навыков оценки негативного воздействия поражающих факторов пожара на человека, здания, сооружения и окружающую среду.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проводить анализ состояния системы внутреннего контроля пожарной безопасности в организации, организовывать и разрабатыватьмероприятия по обеспечению противопожарного режима и по снижению пожарных рисков
ПК-3.1 Знает нормативно- техническую и правовую документацию, регламентирующую пожарную безопасность для анализа состояния системы внутреннего контроля пожарной безопасности в организации
ПК-3.2 Применяет элементы порядка функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их основных задач, структуры и системы управления для контроля пожарной безопасности в организации
ПК-3.3 Участвует в разработке нормативных документов и мероприятий, регламентирующих деятельность службы по снижению пожарных рисков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.федеральные законы, нормативные акты, правила работы при прогнозирования опасных факторов пожара на опасных промышленных объектах; современные методы теоретического и практического анализа пожароопасностей; основные принципы и способы повышения надежности технических систем;
методы оценки и способы снижения пожарных рисков; параметры, определяющие динамику пожаров; методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду в процессе возникновения пожаров;
методы измерения уровней опасностей в среде обитания при возникновении пожаров, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации;
основные математические модели пожаров (интегральные, зонные, дифференциальные) и методы их численной реализации с помощью компьютеров; происхождение и совокупное действие поражающих факторов пожара во внутренних помещениях; воздействие поражающих факторов пожара на строительные материалы и конструкции; механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара;
проблемы техносферной безопасности необходимые для прогнозирования опасных факторов пожара.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу, разрабатывать планы и программы проведения научных исследований и технических разработок по повышению пожаробезопасности опасного промышленного объекта и управлению им;
оценивать воздействие поражающих факторов с помощью физико-математических моделей; проводить численные эксперименты по моделированию пожаров применительно к решению профилактических и тактических задач (разработка рекомендаций по обеспечению безопасной эвакуации людей при пожаре, оценивать и прогнозировать допустимые нормативные уровни негативных воздействий на человека и природную среду в процессе возникновения пожаров;
применять методы оценки и способы снижения пожарных рисков; - применять методы анализа пожарной опасности технологических процессов и оценки пожарного риска производственных объектов для разработки противопожарных мероприятий. проводить измерения уровней опасностей в среде обитания при возникновении пожаров, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы опасных факторов пожара;
анализировать механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара;
ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности при прогнозировании опасных факторов пожара.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками изучения научно-технической, нормативной, производственной информации; отечественного и зарубежного опыта в профессиональной деятельности;
способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека
и природную среду в процессе возникновения пожаров;
методами расчета динамики опасных факторов пожара с использованием известных компьютерных программ; способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы опасных факторов пожара;
Знает: основные математические модели пожаров (интегральные, зонные, дифференциальные) и методы их численной реализации с помощью компьютеров; происхождение и совокупное действие поражающих факторов пожара во внутренних помещениях; воздействие поражающих факторов пожара на строительные материалы и конструкции; механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара.
Умеет: анализировать механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара;
Владеет: способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека от продуктов горения, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов и прогнозировать опасные факторы пожара;
навыками определения опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска; навыком ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности при прогнозировании опасных факторов пожара.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные положения и понятия пожарных рисков, а также методов прогнозирования опасных факторов пожара (ОФП).
1.1. Понятие опасных факторов пожара и основные задачи их прогнозирования Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Общие сведения о методах прогнозирования опасных факторов пожара в помещениях Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Определение категории помещения по пожарной опасности. Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Основные понятия и уравнения интегральной математической модели пожара в помещении Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Поражающие факторы пожара. Их природа и количественная оценка. Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. База данных типовой горючей нагрузки Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Пожарный риск – мера возможности реализации пожарной опасности и её последствий для людей и материальных ценностей
2.1. Тепловое поле пожара – источник высокой температуры. Формирование теплового поля пожара. Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Процессы происходящие при смешанном сценарии развития событий. Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Порядок проведения оценки пожарного риска Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Теплопередача в окружающей среде. Расчет зоны теплового воздействия при горении газовоздушной смеси. Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Расчет пожарных рисков. Пожарный риск. Расчет риска. Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Световое изучение пожара. Виды излучений. Зависимость характера излучения от вида горящего материала. Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Индексы пожарного риска в Российской Федерации Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Совершенствование методологии определения расчетных величин пожарного риска в зданиях и сооружениях на основе стохастического описания определяющих их процессов и деревьев событий Сам. работа 4 15 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Интегральная математическая модель пожара в помещении
3.1. Исходные положения, основные понятия и уравнения интегральной математической модели пожара в помещении Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Газообмен помещений и теплофизические функции, необходимые для замкнутого описания пожара Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Уравнения интегральной математической модели пожара для расчета теплового потока в ограждения и скорости выгорания горючих материалов Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Численная реализация интегральной математической модели пожара в помещении Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Основные понятия и уравнения интегральной математической модели пожара в помещении Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Расчет динамики опасных факторов пожара при объемном тушении газовыми огнетушащими составами Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Прогнозирование ОФП при тушении пожара с использованием интегрального метода Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Методы расчета скорости выгорания горючих материалов и скорости тепловыделения Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Дифференциальные уравнения пожара Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.10. Уравнения газообмена помещений и теплофизические функции для замкнутого описания пожара. Учет процессов тушения пожара Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.11. Интегральная математическая модель начальной стадии пожара и расчет критической продолжительности пожара Сам. работа 4 15 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Зонная математическая модель пожара в помещении.
4.1. Основные положения зонного моделирования пожара Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Математическая постановка задачи о динамике опасных факторов пожара в припотолочной зоне и ее аналитическое решение при постоянных значениях размеров и тепловой мощности очага горения Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Численная реализация зонной математической модели Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Расчет зоны задымления при пожаре. Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Модель распространения токсичных дымов от места пожара. Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Составление карт рассеяния вредных веществ в атмосфере при пожаре. Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Дифференциальная (полевая) математическая модель пожара в помещении
5.1. Основы дифференциального метода прогнозирования ОФП. Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Структура полевой модели расчета тепломассообмена Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Уравнения для расчета процесса прогрева строительных конструкций. Расчет турбулентного тепломассообмена Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
5.4. Моделирование горения Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.5. Моделирование действий систем механической вентиляции и дымоудаления Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
5.6. Зоны разлития горючих жидкостей при пожарах. Определение размеров территории разлития горючих жидкостей. Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.7. Критерии выбора моделей пожара для расчетов Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
5.8. Распределение пространства внутри помещения на зоны. Характерные зоны в начальной стадии пожара Сам. работа 4 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Математическая постановка задачи о динамике ОФП в начальной стадии пожара.
6.1. Интегральная модель начальной стадии пожара в помещении Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Аналитические соотношения для расчета критической продолжительности пожара в помещении Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Порядок определения времени блокирования эвакуационных путей опасными факторами пожара в помещении Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Расчет коэффициента теплопоглощения (теплопотерь) при определении критической продолжительности пожар Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
6.5. Подготовка к зачету Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен проводить анализ состояния системы внутреннего контроля пожарной безопасности в организации, организовывать и разрабатывать мероприятия по обеспечению противопожарного режима и по снижению пожарных рисков

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какой федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ:
a) о пожарной безопасности».
б) о промышленной безопасности опасных производственных объектов
в) о безопасности
г) технический регламент о требованиях пожарной безопасности
Ответ: а

Вопрос 2. В какое время на путях эвакуации должно включаться эвакуационное освещение:
a) они должны быть постоянно включены
б) должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения
в) в 15 часов в зимнее время и в 18 часов в летнее время года
г) в случае возникшего пожара
Ответ: б

Вопрос 3. Каким образом производится исключение условий образования горючей среды:
a) применением негорючих веществ и материалов.
б) использованием наиболее безопасных способов размещения горючих веществ и материалов, а также материалов, взаимодействие которых друг с другом приводит к образованию горючей среды.
в) поддержанием безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ или понижением концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме.
г) любой способ из указанных или их совокупность позволяет исключить условия образования горючей среды.
Ответ: г

Вопрос 4. Какой документ из указанных устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции:
a) Федеральный закон «О пожарной безопасности»
б) Правила противопожарного режима в РФ
в) Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 г. №820 «О государственном пожарном надзоре»
г) Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Ответ: г

Вопрос 5. Кто несет персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности в организации:
a) руководитель организации.
б) инженер по пожарной безопасности организации
в) служба охраны труда организации во главе с ее руководителем
г) руководители подразделений (участков)
Ответ: а

Вопрос 6. Каким образом должны открываться двери на путях эвакуации:
a) свободно, по направлению выхода из здания
б) свободно, по направлению входа в здание
в) не регламентируется
г) двери должны быть вращающимися
Ответ: а

Вопрос 7. К первичным средствам пожаротушения относится:
a) система дымоудаления
б) огнетушители (переносные, передвижные)
в) система пожаротушения объекта защиты
г) внутренний противопожарный водопровод
Ответ: б

Вопрос 8. На какие категории по взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются здания, сооружения, строения и помещения производственного и складского назначения:
a) на категории А, Б, В, Г, Д
б) на категории А, Б, В1-В4, Г, Д
в) на категории А, Б, В, Г
г) на категории А, Б, В1-В4
Ответ: б

Вопрос 9. Где должна храниться использованная промасленная ветошь:
a) в металлических ящиках с плотно закрывающейся крышкой
б) в специальных контейнерах
в) в специально отведенных для хранения местах
г) в любом удобном месте
Ответ: а

Вопрос 10. Какой должна быть ширина проезда для пожарной техники на территории производственного объекта:
a) не менее 3 метров
б) не более 6 метров
в) не менее 6 метров
г) ширина противопожарного проезда должна обеспечивать свободный разворот двух пожарных машин
Ответ: в

Вопрос 11. Ширина противопожарного проезда должна обеспечивать свободный разворот двух пожарных машин:
a) криволинейные лестницы;
б) лестницы с забежными ступенями
в) пандусы с уклоном не более 1:6
г) криволинейные ступени
Ответ: в

Вопрос 12. Коридоры какой длинны следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки:
a) 48 м.
б) 30 м.
в) 60 м.
г) разделение не требуется
Ответ: в

Вопрос 13. Укажите, какой должен быть зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей:
a) Не менее 85 мм.
б) Не менее 0,5 м.
в) Не менее 75 мм.
г) Не менее 50 мм.
Ответ: в

Вопрос 14. Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но не менее (для зданий класса Ф1):
a) 1,35 м.
б) 0,7 м.
в) 0,9 м.
г) 0,5 м.
Ответ: а

Вопрос 15. Какой предел огнестойкости предусмотрен для дверей шахт лифтов, при условии, что при выходе из лифтов в коридор, лифтовый холл или тамбур, не отвечает требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа:
a) Не ниже чем EI 30
б) Не ниже EI 60
в) Не ниже EIS 15
г) Не ниже EIS 45
Ответ: а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Вставьте пропущенные слова: ««Пожарная безопасность - __________________, имущества, общества и государства от пожаров»
Ответ: состояние защищенности личности

Вопрос 2. Вставьте пропущенные слова: «Пожар – это ___________, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства»
Ответ: неконтролируемое горение


Вопрос 3. Вставьте пропущенные слова: «Обязательные требования пожарной безопасности - _________ социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности»
Ответ: специальные условия

Вопрос 4. Вставьте пропущенные слова: «Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке _______________, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ»
Ответ: органов управления

Вопрос 5. Вставьте пропущенные слова: «Нормативные документы по пожарной безопасности -________________________, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности»
Ответ: национальные стандарты Российской Федерации

Вопрос 6. Вставьте пропущенные слова:«Профилактика пожаров -________________, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий»
Ответ: совокупность превентивных мер

Вопрос 7. Вставьте пропущенные слова:«Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер ______________________________характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ»
Ответ: правового, организационного, экономического, социального и научно-технического

Вопрос 8. Вставьте пропущенные слова:«Нормативное правовое регулирование - в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти__________, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности»
Ответ: нормативных правовых актов

Вопрос 9. Вставьте пропущенные слова:«Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой ___________________, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций»
Ответ: действия по спасению людей

Вопрос 10. Вставьте пропущенные слова:«Стандартизация - _____________________и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг»
Ответ: деятельность по установлению правил

Вопрос 11. Вставьте пропущенные слова:«Стандарты организаций - ________________, утвержденный и применяемый организацией для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг»
Ответ: документ по стандартизации

Вопрос 12. Вставьте пропущенные слова:«Своды правил - документ в области стандартизации, в котором ________________ и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе»
Ответ: содержатся технические правила

Вопрос 13. Вставьте пропущенные слова:«Первичные средства пожаротушения - средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром _________________»
Ответ: в начальной стадии его развития

Вопрос 14. Вставьте пропущенные слова:«Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения _____________, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара»
Ответ: возникновения и развития пожара

Вопрос 15. Вставьте пропущенные слова:Пожарный отсек - часть здания и сооружения, ________________ и противопожарными перекрытиями или покрытиями, с пределами огнестойкости конструкции, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение всей продолжительности пожара»
Ответ: выделенная противопожарными стенами

Вопрос 16. «Предел огнестойкости конструкции (заполнения проемов противопожарных преград) - __________________ в условиях стандартных испытаний до наступления одного из нормированных для данной конструкции (заполнения проемов противопожарных преград) предельных состояний»
Ответ: промежуток времени от начала огневого воздействия

Вопрос 17. Вставьте пропущенные слова:«Противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - _____________ между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара»
Ответ: нормированное расстояние

Вопрос 18. Вставьте пропущенные слова:«Проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать ______________, предусмотренные настоящим Федеральным законом»
Ответ: пожарно-технические характеристики

Вопрос 19. Вставьте пропущенные слова:«Индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение ________________ при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания и сооружения точке»
Ответ: одной миллионной в год

Вопрос 20. Вставьте пропущенные слова:«Системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность ______________ до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара»
Ответ: эвакуации людей в безопасную зону

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Оценочные материалы для текущего контроля (расчетно-графические работы)по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764

Примеры индивидуальных расчетно-графических заданий:
Задание 1. Показать динамику развития пожара по интегральной модели прогнозирования, позволяющей определить среднеобъемные показатели состояния газовой среды помещений в соответствии с ГОСТ 12.1.004-91.
Определить необходимое время эвакуации людей из торгового зала во время возгорания площадью помещения 633,0 м2, высота помещения до подвесного потолка 2,7 м. За расчетный вариант возникновения и развития пожара принимается возгорание упаковки, которая имеет следующие характеристики: Q = 23540 КДжкг,  = 0,0132 кг/м2с, D = 172 Нпм2/кг, v = 0,004 м/с, LО2 = 1,7 кг/кг, LCO2 = 0,679 кг/кг, LHCl = 0,0037 кг/кг, LCO = 0,7 кг/кг.

Критерии оценивания выполнения индивидуальных расчетно-графических заданий
"Зачтено" - Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом. Качественно оформлена чертежно-графических работа – в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации (аккуратно, логично, достаточно пояснений).
"Незачтено" - Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Некачественно оформлена чертежно-графических работа, не в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой)и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.


ПРИМЕР ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА

1. Каковы общие сведения о методах прогнозирования опасных факторов пожара в помещении?
2. Перечислите опасные факторы, воздействующие на людей и материальные ценности.
3. Каковы три вида математических моделей пожара в помещении?
4. Охарактеризуйте интегральную математическую модель пожара в помещении.
5. Каковы исходные положения и основные понятия интегрального метода термодинамического анализа пожара?
6. Изобразите схему пожара в помещении.
7. Запишите дифференциальные уравнения пожара.
8. Как распределяются и расчитываются давления по высоте помещения?
9. Расскажите про плоскость равных давлений и про режимы работы проема.
10. Как распределяются и расчитываются перепады давлений по высоте помещения?
11. Запишите формулы для расчета расхода газа, выбрасываемого через прямоугольный проем.
12. Запишите формулы для расчета расхода воздуха, поступающего через прямоугольный проем.
13. Как учитывают влияние ветра на газообмен?
14. Какова приближенная оценка величины теплового потока в ограждения?
15. Расскажите про эмпирическое методы расчета теплового потока в ограждения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. И. Иванов, Прогнозирование опасных факторов пожара: определение расчетных величин пожарного риска общественных зданий и сооружений: учебное пособие Кемерово : КемГУ, 2013 URL:https://e.lanbook.com/book/45636
Л1.2 Федеральный закон № 123 – ФЗ от 22.07.08. ехнический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция): , www.consultant.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ветошкин, А.Г. Нормативное и техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности: учебно-практическое пособие: в 2 ч. : Вологда: Инфра-Инженерия, 2017 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466497
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методика определения расчётных величин пожарного риска на производственных объектах. Утверждена приказом МЧС России № 404 от 10.07.2009. www.mchs.gov.ru
Э2 Моделирование и расчёт пожара. – Сайт НПФ «Интек». firedata.ru
Э3 Прогнозирование опасных факторов пожара. – Сайт allbest. - otherreferats.allbest.ru
Э4 ЭБС «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э5 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Э6 Прогнозирование опасных факторов пожара portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом:
-каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки;
- при появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению.
Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».

Методические указания к расчетно-графической работе:
Расчетно-графическая работа имеет цель закрепить теоретические знания студентов, по разделу предмета выработать навыки в проведении расчетов параметров технических средств защиты производственного оборудования от воздействия опасных факторов ЧС техногенного характера и оценке эффективносты защиты среды обитания в процессе использования производственных средств защиты (оборудования), расположенных в помещениях, на открытых площадках при различных режимах его работы (нормальный, неисправность, авария).
Расчетно-графическая работа (РГР) выполняется каждым студентом самостоятельно по варианту определенному номером зачетной книжки. Расчетно-графическая работа состоит из двух частей: расчетной и графической.
Расчетная часть включает следующие задания по направлениям:
- расчетное обоснование оценки взрывопожаробезопасности среды внутри технологического оборудования;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из технологических аппаратов при нормальных режимах его работы;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из поврежденного технологического оборудования;
- расчет систем аварийного слива жидкостей из технологических аппаратов;
- расчет предохранительного клапана, взрывной мембраны и тд.
Графическая часть представляет собой чертеж устройства защиты технологического оборудования от воздействия опасных факторов чрезвычайных ситуаций и выполняется обучаемыми с использованием данных расчетной части РГР.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины «Прогнозирование опасных факторов пожара» завершается зачетом в 7 семестре. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.