МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обучение населения ГО и защите в ЧС

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, Препод., Крохолев С.А.

Рецензент(ы):
Кандидат химических наук, Доцент, Щербакова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Обучение населения ГО и защите в ЧС

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 678)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Повышение готовности к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен руководить деятельностью подразделений по защите среды обитания на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельностью предприятия в режиме чрезвычайной ситуации
ПК-4.1 Знает нормативно- техническую и правовую документацию, регламентирующую защиту среды обитания на уровне предприятия, территориально- производственных комплексов и регионов, а также деятельность предприятия в режиме чрезвычайной ситуации
ПК-4.2 Проводит расчеты выбросов, сбросов токсичных веществ предприятиями, территориально- производственными комплексами для принятия решений по защите среды обитания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Опасности для населения, присущие чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, возможным на территории проживания и работы, а также возникающие при военных действиях и вследствие этих действий, и способы защиты от них работников организации;
Сигналы оповещения об опасностях и порядок действия по ним;
Правила безопасного поведения в быту;
Основные принципы, средства и способы защиты от опасностей чрезвычайных ситуаций и военного времени, свои обязанности и правила поведения при возникновении опасностей, а также ответственность за их невыполнение;
Правила применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и порядок их получения;
Место расположения средств коллективной защиты и порядок укрытия в них работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;
основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту;
3.2.Уметь:
3.2.1.Практически выполнять основные мероприятия защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в случае пожара;
Четко действовать по сигналам оповещения;
Адекватно действовать при угрозе и возникновении опасных и вредных факторов бытового характера;
Пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;
Проводить частичную санитарную обработку, а также в зависимости от профессиональных обязанностей дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию сооружений, территории, техники, одежды и СИЗ;
Оказывать первую помощь.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами и способами организации предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере профессиональной деятельности навыками и методами защиты производственного персонала от чрезвычайных ситуаций и пожаров;
Навыками использования информации о защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях природного характера;
Способами защиты производственного персонала при авариях на радиационно- и химически опасных объектах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации
1.1. Понятие о ЧС. Их классификация по виду и масштабу. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при возникновении опасностей военного характера. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. ЧС природного характера, характерные для региона, присущие им опасности и возможные последствия. Наиболее приемлемые способы защиты населения при возникновении данных ЧС. Порядок действий работников организаций в случаях угрозы и возникновения ЧС природного характера при нахождении их на рабочем месте, дома, на открытой местности. Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории региона (муниципального образования) и возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них. Возможные способы защиты работников организаций при возникновении данных ЧС. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним работников организаций
2.1. Сигнал «Внимание всем», его предназначение и способы доведения до населения. Действия работников организаций при его получении в различных условиях обстановки. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Возможные тексты информационных сообщений о ЧС и порядок действий работников организации по ним. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Другие сигналы оповещения, их назначение, возможные способы доведения и действия населения по ним. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников организаций, а также первичные средства пожаротушения, имеющиеся в организации. Порядок и правила их применения и использования
3.1. Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами коллективной и индивидуальной защиты. Действия работников при получении, проверке, применении и хранении СИЗ. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Действия при укрытии работников организаций в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения
4.1. Основные требования охраны труда и соблюдение техники безопасности на рабочем месте. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Действия при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре, аварии, катастрофе на производстве. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого- социального характера
5.1. Мероприятия, которые необходимо выполнить при угрозе возникновения ЧС. Действия по сигналу «Внимание всем» и информационным сообщениям. Что необходимо иметь с собой при объявлении эвакуации. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Действия работников при оповещении о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.5. Действия работников по предупреждению и при возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.6. Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ при ЧС техногенного характера. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.7. Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации. Порядок проведения эвакуации. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.8. Действия работников, оказавшихся в местах ЧС биолого- социального характера, связанных с физическим насилием (разбой, погромы, бандитизм, драки) и большим скоплением людей (массовые беспорядки и др.). Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Действия работников организаций при угрозе террористического акта на территории организации и в случае его совершения
6.1. Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства, и действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера. Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Действия при захвате в заложники и при освобождении. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Правила и порядок действий работников организаций при угрозе или совершении террористического акта на территории организации. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Раздел 7. Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения
7.1. Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению. Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.4. Правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.5. Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.6. Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений в опасных и чрезвычайных ситуациях. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен руководить деятельностью подразделений по защите среды обитания на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельностью предприятия в режиме чрезвычайной ситуации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К средствам коллективной защиты населения относятся:
a) убежища ГО, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП II-11-77
б) противорадиационные укрытия
в) приспособленные под ПРУ подземные и заглубленные помещения и сооружения
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 2. Системы жизнеобеспечения убежищ:
a) воздухоснабжения
б) медицинские кабинеты
в) санитарные комнаты
г) система снабщения ГСМ
Ответ: а

Вопрос 3. Система ФВО предусматривает непрерывную работу:
a) в 1 режиме – 25 часов
б) в 1 режиме – 10 часов
в) в 1 режиме – 48 часов
г) в 1 режиме – 36 часов
Ответ: в

Вопрос 4. В ПРУ оборудуются основные помещения:
a) места для размещения укрываемых людей
б) вентиляционное помещение
в) санузел с умывальником
г) помещение для хранения загрязненной верхней одежды
Ответ: а

Вопрос 5. К простейшему укрытию относится:
a) подвалы зданий
б) стационарный укрытия
в) щели
г) метрополитены
Ответ: в

Вопрос 6. Запрещается хранить противогазы и респираторы:
a) в котельных, а также вблизи вентиляционных, нагревательных и отопительных устройств
б) в убежищах, подвалах и других помещениях, которые могут подвергаться затоплению
в) на открытом воздухе под навесами
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 7. К первичным средствам пожаротушения относится:
a) система дымоудаления
б) огнетушители (переносные, передвижные)
в) система пожаротушения объекта защиты
г) внутренний противопожарный водопровод
Ответ: б

Вопрос 8. Речевые сообщения военного времени:
a) авария на радиационном объекте
б) отбой воздушной тревоги
в) землетрясение
г) террористический акт
Ответ: б

Вопрос 9. Речевые сообщения мирного времени:
a) наводнение
б) отбой воздушной тревоги
в) химическая тревога
г) радиационная опасность
Ответ: а

Вопрос 10. В систему МЧС России входят:
a) государственная противопожарная служба МЧС России;
б) органы местного самоуправления
в) органы управления системы РСЧС
г) районные системы оповещения о ЧС
Ответ: а

Вопрос 11. Органами повседневного управления единой системы являются:
a) аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России
б) центры управления в кризисных ситуациях региональных центров
в) государственная инспекция по маломерным судам МЧС России
г) центральный аппарат
Ответ: б

Вопрос 12. Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
a) государственная противопожарная служба
б) ведомственная пожарная охрана создается Федеральными органами исполнительной власти
в) частная пожарная охрана
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 13. Назовите поражающий фактор ядерного взрыва:
a) природные пожары
б) химическое облакоф
в) воздушная ударная волна
г) инфекционные заболевания
Ответ: в

Вопрос 14. Назовите оружие на новых физических принципах:
a) ядерное
б) информационные
в) химическое
г) бактериологическое
Ответ: б

Вопрос 15. Услышав сигнал сирены, ваше первое действие:
a) отключить электроприборы
б) надеть СИЗ
в) закрыть окна и двери.
г) включить приемник городской радиотрансляционной сети
Ответ: г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Вставьте пропущенные слова: «Чрезвычайной ситуацией (ЧС) называется обстановка на определенной территории, ______________________, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей»
Ответ: сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления

Вопрос 2. Вставьте пропущенные слова: «Авария – это ____________, содержащее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде»
Ответ:опасное техногенное происшествие

Вопрос 3. Вставьте пропущенные слова: «Катастрофа – это ________, повлекшая за собой человеческие жертвы»
Ответ: крупная авария


Вопрос 4. Вставьте пропущенные слова: «Стихийное бедствие – это ___________, в результате которого может возникнуть угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды»
Ответ: разрушительное природное явление


Вопрос 5. Вставьте пропущенные слова: «Ядерное оружие – это _______, основанное на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при взрывных ядерных реакциях деления, синтеза или того и другого одновременно»
Ответ: оружие массового поражения

Вопрос 6. Вставьте пропущенные слова:«Световое излучение - это мощный _________ и близких к нему по спектру ультрафиолетовых и инфракрасных лучей»
Ответ: поток видимого света


Вопрос 7. Вставьте пропущенные слова:«Гамма-излучение – это _________________, испускаемые ядрами атомов при радиоактивных превращениях. Оно распространяется со скоростью света (300 тыс. км/сек)»
Ответ: кванты электромагнитного излучения


Вопрос 8. Вставьте пропущенные слова:«Радиоактивное заражение - возникает в результате __________ из облака ядерного взрыва»
Ответ: выпадения радиоактивных веществ

Вопрос 9. Вставьте пропущенные слова:«Химическое оружие - это _______________ и средства их доставки. Оно предназначено для уничтожения или временного вывода людей из строя, а также для заражения местности и объектов на ней»
Ответ: боевые токсичные химические вещества

Вопрос 10. Вставьте пропущенные слова:«Зона химического заражения - это участок территории (район применения), подвергшийся непосредственному воздействию каких-либо видов ХО, а также территория, над которой ____________»
Ответ: распространилось облако ОВ

Вопрос 11. Вставьте пропущенные слова:«Гражданская оборона – это ______ по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Ответ: система мероприятий

Вопрос 12. Вставьте пропущенные слова:«В военное время основными задачами гражданской обороны являются __________, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения»
Ответ: проведение комплекса мероприятий

Вопрос 13. Вставьте пропущенные слова:«Основной способ оповещения населения об опасностях - это передача информации и сигналов оповещения»
Ответ: по сетям телевизионного вещания и радиовещания

Вопрос 14. Вставьте пропущенные слова:«Сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» предназначен для того, чтобы __________ на необходимость прослушать экстренное речевое сообщение о случившемся»
Ответ: привлечь внимание населения

Вопрос 15. Вставьте пропущенные слова:«Сигнал «Воздушная тревога» подается с возникновением непосредственной опасности угрозы ____________ противника и означает, что удар может последовать в ближайшее время.»
Ответ: воздушного нападения

Вопрос 16. Вставьте пропущенные слова:«Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым __________, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса и которым грозит непосредственная угроза радиоактивного заражения.»
Ответ: движется радиоактивное облако

Вопрос 17. Вставьте пропущенные слова:«Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении _____________ (заражения)»
Ответ: химического или бактериологического нападения

Вопрос 18. Вставьте пропущенные слова:«Средства коллективной защиты – это ____________, предназначенное для укрытия группы людей с целью защиты их жизни и здоровья от последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения»
Ответ: защитное сооружение

Вопрос 19. Вставьте пропущенные слова:«Инструкция по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в____________, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности»
Ответ: производственных помещениях

Вопрос 20. Вставьте пропущенные слова:«Под противопожарным режимом понимают: совокупность определенных мер и___________, заранее установленных для объекта или отдельного помещения и подлежащих обязательному выполнению всеми работающими там лицами»
Ответ: требований пожарной безопасности

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой)и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.


ПРИМЕР ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА

1. Виды и характеристики источников чрезвычайных ситуаций?
2. Поражающие факторы оружия массового поражения?
3. Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС?
4. Организационные основы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера?
5. Структура и основные функции ГО?
6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?
7. Сигнал «Внимание всем», его предназначение и способы доведения до населения?
8. Возможные тексты информационных сообщений о ЧС и порядок действий работников организации по ним?
9. Другие сигналы оповещения, их назначение, возможные способы доведения и действия населения по ним?
10. Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами коллективной и индивидуальной защиты?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие М.: Финансы и статистика, 2009
Л1.2 под ред. Е. П. Шубина. Гражданская оборона: М.:Просвещение, 1991
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. А. Михайлова Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов СПб. ; М. ; Н. Новгород : Питер, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Обучение населения ГО и защите в ЧС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html
3D Canvas, http://amabilis.com/products/
Blender, https://www.blender.org/about/license/
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license
Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
Inkscape, https://inkscape.org/en/about/license/
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
Eclipse (PHP,C++, Phortran), http://www.eclipse.org/legal/eplfaq.php
Компас график LT 5.9; http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Lazarus, http://wiki.lazarus.freepascal.org/Lazarus_Faq#Licensing
Smart Notebook, http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
R STUDIO (open source), http://www.rstudio.com/
MingGW, http://mingw.org/license
Scilab, http://www.scilab.org/en/scilab/license
Audacity, https://www.audacityteam.org/about/license
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru)
5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)
6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru)
7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru)
8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом:
-каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки;
- при появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению.
Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».

Методические указания к расчетно-графической работе:
Расчетно-графическая работа имеет цель закрепить теоретические знания студентов, по разделу предмета выработать навыки в проведении расчетов параметров технических средств защиты производственного оборудования от воздействия опасных факторов ЧС техногенного характера и оценке эффективносты защиты среды обитания в процессе использования производственных средств защиты (оборудования), расположенных в помещениях, на открытых площадках при различных режимах его работы (нормальный, неисправность, авария).
Расчетно-графическая работа (РГР) выполняется каждым студентом самостоятельно по варианту определенному номером зачетной книжки. Расчетно-графическая работа состоит из двух частей: расчетной и графической.
Расчетная часть включает следующие задания по направлениям:
- расчетное обоснование оценки взрывопожаробезопасности среды внутри технологического оборудования;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из технологических аппаратов при нормальных режимах его работы;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из поврежденного технологического оборудования;
- расчет систем аварийного слива жидкостей из технологических аппаратов;
- расчет предохранительного клапана, взрывной мембраны и тд.
Графическая часть представляет собой чертеж устройства защиты технологического оборудования от воздействия опасных факторов чрезвычайных ситуаций и выполняется обучаемыми с использованием данных расчетной части РГР.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины «Обучение населения ГО и защиты ЧС» завершается зачетом в 3 семестре. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.