МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы оперативного управления РСЧС и ГО

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_Техносферная безопасность_КБ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 129 129 129 129
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доцент, Препод., Крохолев С.А.

Рецензент(ы):
кандидат химических наук, Доцент, Щербакова Л.Б.

Рабочая программа дисциплины
Основы оперативного управления РСЧС и ГО

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 678)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., д.х.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Темерев С.В., д.х.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение слушателями знаний и первичных навыков для организации управления ликвидаций чрезвычайных ситуаций в мирное время.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен руководить деятельностью подразделений по защите среды обитания на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельностью предприятия в режиме чрезвычайной ситуации
ПК-4.1 Знает нормативно- техническую и правовую документацию, регламентирующую защиту среды обитания на уровне предприятия, территориально- производственных комплексов и регионов, а также деятельность предприятия в режиме чрезвычайной ситуации
ПК-4.2 Проводит расчеты выбросов, сбросов токсичных веществ предприятиями, территориально- производственными комплексами для принятия решений по защите среды обитания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы организации гражданской обороны и структуру РСЧС.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять взаимодействие с государственными службами в области экологической, производственной, пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проводить экспертизу безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы оперативного управления РСЧС и ГО
1.1. РСЧС и ГО на современном этапе Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.2. РСЧС и ГО на современном этапе Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
1.3. Задачи и структура гражданской обороны Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.4. Задачи и структура гражданской обороны Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
1.5. Задачи и структура РСЧС Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.6. Задачи и структура РСЧС Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
1.7. Особенности работы органов управления и сил РСЧС в различных условиях Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.8. Особенности работы органов управления и сил РСЧС в различных условиях Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.9. Основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.10. Основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
1.11. Организация оповещения, сбора и анализа информации при ЧС Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.12. Организация оповещения, сбора и анализа информации при ЧС Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.13. Основы организации и проведения эвакомероприятий в условиях ЧС Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.14. Основы организации и проведения эвакомероприятий в условиях ЧС Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.15. Порядок выполнения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.16. Порядок выполнения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.17. Организация оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.18. Организация оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.19. Организации работы органов управления РСЧС в повседневном режиме функционирования Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.20. Организации работы органов управления РСЧС в повседневном режиме функционирования Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.21. Особенности работы органов управления РСЧС при угрозе и возникновении ЧС Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.22. Особенности работы органов управления РСЧС при угрозе и возникновении ЧС Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.23. Работа органов управления РСЧС по организации взаимодействия и всестороннего обеспечения при ликвидации ЧС Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.24. Работа органов управления РСЧС по организации взаимодействия и всестороннего обеспечения при ликвидации ЧС Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.25. Организация мероприятий готовности к оперативному (экстренному) реагированию на чрезвычайные ситуации Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.26. Организация мероприятий готовности к оперативному (экстренному) реагированию на чрезвычайные ситуации Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
1.27. Организация и ведение АСДНР. Организация обеспечения АСДНР Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.28. Организация и ведение АСДНР. Организация обеспечения АСДНР Сам. работа 2 7 Л2.1, Л1.1
1.29. Общие положения по организации взаимодействия при выполнении задач РСЧС и ГО Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.30. Общие положения по организации взаимодействия при выполнении задач РСЧС и ГО Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.31. Организация взаимодействия при ликвидации ЧС Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1
1.32. Организация обеспечения основных мероприятий и действий сил РСЧС при ликвидации ЧС Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.33. Организация обеспечения основных мероприятий и действий сил РСЧС при ликвидации ЧС Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
1.34. Особенности организации защиты населения при некоторых чрезвычайных ситуациях Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1
1.35. Экзамен 2 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен руководить деятельностью подразделений по защите среды обитания на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельностью предприятия в режиме чрезвычайной ситуации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что является объектом управления:
a) промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт
б) процесс совершенствования управленческой деятельности
в) целей управления;
г) разработка механизмов реализации целей
Ответ: а

Вопрос 2. Отношение в системе управления:
a) снаружи управляющей подсистемы
б) между управляющей и управляемой подсистемами
в) снаружи управляемой подсистемы
г) между руководителями
Ответ: б

Вопрос 3. Управление корпоративными отношениями основывается на положении:
a) достижение перспективных целей и задач.
б) снижение социальной ответственности собственников и менеджеров перед обществом
в) исключение строгое соблюдения всех законодательных и нормативных требований
г) соблюдение этических основ деятельности компании
Ответ: г

Вопрос 4. Назовете вид департаментализации:
a) горизонтальная
б) по отрасли
в) системная
г) функциональная
Ответ: г

Вопрос 5. Виды координации, по мнению А. А. Радугина:
a) единство действий
б) правильный менеджмент
в) правильная постановка задачи
г) координация действий персонала
Ответ: а

Вопрос 6. Основные виды управленческих решений:
a) по масштабу воздействия
б) по виду целей
в) по правильному алгоритмы
г) по идеи управляющего органа
Ответ: а

Вопрос 7. Форма представления информации:
a) биологическая информация
б) дискретная форма
в) через социальные группы
г) органолептическая
Ответ: б

Вопрос 8. Основные виды информации:
a) графическая или изобразительная
б) звуковая
в) текстовая
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 9. Типы информационных систем:
a) стратегический уровень
б) система первого уровня
в) федерального уровня
г) регионального уровня
Ответ: а

Вопрос 10. Классификация чрезвычайных ситуаций подразделяются:
a) по характеру события
б) по причине возникновения
в) по масштабу распространения и тяжести потерь
г) по принципам ликвидации
Ответ: в

Вопрос 11. К ЧС природного характера относится:
a) выбросы опасных химических веществ
б) ядерные взрывы
в) геологические катаклизмы
г) все ответы верны
Ответ: в

Вопрос 12. К ЧС гидрологического характера относятся:
a) сели
б) оползни
в) зажоры
г) выпадение крупного града
Ответ: в

Вопрос 13. К чрезвычайным ситуациям техногенного характера относятся:
a) степные пожары
б) транспортные аварии (катастрофы)
в) выпадение обильных осадков
г) извержение вулкана
Ответ: б

Вопрос 14. Назовите основную причину пожаров:
a) эксплуатация печей и дымоходов
б) взрывы
в) аварии
г) все ответы верны
Ответ: а

Вопрос 15. Правовой режим чрезвычайного положения, объявленный в отдельной местности, может действовать:
a) 10 суток
б) 60 суток
в) 30 суток
г) 72 часа
Ответ: в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Вставьте пропущенные слова: «Субъект управления —___________, наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности: директор, менеджер, мэр города, городская дума, начальники отделов, группа качества и др.»
Ответ: руководители различного уровня

Вопрос 2. Вставьте пропущенные слова: «Объект управления — то, на что направлено ______________субъекта. Это могут быть предприятия (организации) и их подразделения, факторы производства, производственные процессы и др.»
Ответ: управляющее воздействие


Вопрос 3. Вставьте пропущенные слова: «Система — это совокупность, состоящая из взаимосвязанных элементов, определенным образом влияющих на __________»
Ответ: характеристику единого целого

Вопрос 4. Вставьте пропущенные слова: «Система управления — это определенная _____________, свойства которых способствуют достижению поставленных общих целей»
Ответ: совокупность взаимосвязанных элементов

Вопрос 5. Вставьте пропущенные слова: «Персонал управления — это часть __________ (предприятия), выполняющая функции управления (административно-управленческий персонал — АУП)»
Ответ: личного состава организации

Вопрос 6. Вставьте пропущенные слова: «Функции управления — это назначение и _________________ деятельности»
Ответ: виды управленческой

Вопрос 7. Вставьте пропущенные слова: «Управленческое решение — это результат ______________ проблемной ситуации, выбора путей, методов и средств ее решения в соответствии с целью системы менеджмента»
Ответ: творческого целенаправленного анализа

Вопрос 8. Вставьте пропущенные слова: «Директивные решения разрабатываются ___________ по важным текущим и перспективным проблемам организации и являются обязательными для нижестоящих уровней управления»
Ответ: высшими органами управления

Вопрос 9. Вставьте пропущенные слова: «Стратегические решения ___________ (5-10 лет) с охватом ключевых элементов организации (персонал, структура, производство и т.д.)»
Ответ: разрабатываются на длительный срок

Вопрос 10. Вставьте пропущенные слова: «Оперативные решения разрабатываются при возможности или возникновении ________________ тактических решений»
Ответ: ситуаций меняющих ход реализации

Вопрос 11. Вставьте пропущенные слова: «Организация: РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет четыре уровня управления: _________________»
Ответ: федеральный, территориальный, местный и объектовый

Вопрос 12. Вставьте пропущенные слова: «Информация — это _______________, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования»
Ответ: осознанные сведения об окружающем мире

Вопрос 13. Вставьте пропущенные слова: «Сведения — ___________, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д.»
Ответ: это знания

Вопрос 14. Вставьте пропущенные слова: «Актуальность информации– ____________, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна. Достоверная и адекватная устаревшая информация - неактуальна»
Ответ: важность для настоящего времени

Вопрос 15. Вставьте пропущенные слова: «Внутренняя коммуникация организации – процесс, с помощью которого руководители развивают систему _______________ внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за её пределами, процесс обмена информацией и передача сведений между отдельными людьми или их группами»
Ответ: предоставления информации большему количеству людей

Вопрос 16. Вставьте пропущенные слова: «Системы стратегического уровня – это___________________, которые подготавливают стратегические исследования и длительные тренды в фирме и в деловом окружении»
Ответ: инструмент помощи руководителям высшего уровня

Вопрос 17. Вставьте пропущенные слова: «Делопроизводство - это отрасль деятельности, ____________________ с документами»
Ответ: обеспечивающая документирование и организацию работы

Вопрос 18. Вставьте пропущенные слова: «Документ - это зафиксированная на материальном носителе _______________, позволяющими ее идентифицировать»
Ответ: информация с реквизитами

Вопрос 19. Вставьте пропущенные слова: «Оформление документа - ______________, установленных правилами документирования»
Ответ: проставление необходимых реквизитов

Вопрос 20. Вставьте пропущенные слова: «Организационные документы - ________________, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия»
Ответ: комплекс взаимоувязанных документов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10764

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой)и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.


ПРИМЕР ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА

1. Кто является субъект управления?
2. Кто является объектом управления?
3. Дайте определение системы управления.
4.Назавите элементы системы управления.
5. Дайте определение функции управления.
6. Что относится к признакам целей управления?
7. Назовите целевые функции РСЧС.
8. Перечислите задачи системы РСЧС.
9. Кто относится к координационным органам РСЧС?
10. Перечислите повседневные органы управления РСЧС.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белов С.В. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ) В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.m – РГБ Российская государственная библиотека
Э2 http://ben.irex.ru – БЕН Библиотека естественных наук
Э3 http://www.gpntb.ru — ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
Э4 http://ban.pu:ru – БАН Библиотека Академии наук
Э5 http://www.nlr.ru – РНБ Российская национальная библиотека
Э6 http: // www. elibrary.ru – Научная электронная библиотека РФФИ
Э7 http://www.chem.msu.su – Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э8 http://www.lib.msu.ru – Библиотека МГУ
Э9 http://www.kge.msi.ru – Библиотеки химической литературы
Э10 http://www.lib.asu.ru – Электронная библиотека зарубежных изданий
Э11 Основы оперативного управления РСЧС и ГО portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
Inkscape, https://inkscape.org/en/about/license/
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
Eclipse (PHP,C++, Phortran), http://www.eclipse.org/legal/eplfaq.php
Компас график LT 5.9; http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Lazarus, http://wiki.lazarus.freepascal.org/Lazarus_Faq#Licensing
Smart Notebook, http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
R STUDIO (open source), http://www.rstudio.com/
MingGW, http://mingw.org/license
Scilab, http://www.scilab.org/en/scilab/license
Audacity, https://www.audacityteam.org/about/license

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Единый образовательный портал АлтГУ
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=7503

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.