МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Географические основы менеджмента природных ресурсов и окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Географические основы менеджмента природных ресурсов и окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Менеджмент и маркетинг в природопользовании" являются получение исчерпывающих теоретических знаний, практических навыков менеджмента и маркетинга в сфере природопользования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач;
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства;
УК-6.1. Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента;
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2. Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем;
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи;
УК-6.2. Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного пр
офессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3. Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
УК-2.4. Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач;
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками;
УК-6.3. Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности;
УК-6.4. Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Менеджмент и маркетинг в природопользовании: общие положения
1.1. Менеджмент и маркетинг в природопользовании: общие положения Практические 4 6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Менеджмент и маркетинг в природопользовании: общие положения Практические 4 6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Менеджмент и маркетинг в природопользовании: общие положения Сам. работа 4 6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Система экологического менеджмента
2.1. Система экологического менеджмента Практические 4 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Система экологического менеджмента Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Организация экологической деятельности предприятия
3.1. Организация экологической деятельности предприятия Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Организация экологической деятельности предприятия Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Экологический аудит и аудит природопользования
4.1. Экологический аудит и аудит природопользования Практические 4 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Экологический аудит и аудит природопользования Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Основы экологического маркетинга
5.1. Основы экологического маркетинга Практические 4 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Основы экологического маркетинга Практические 4 6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.3. Основы экологического маркетинга Сам. работа 4 8 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Маркетинг в природопользовании
6.1. Маркетинг в природопользовании Практические 4 10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.2. Маркетинг в природопользовании Сам. работа 4 16 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Экологическая маркировка и сертификация
7.1. Экологическая маркировка и сертификация Практические 4 8 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
7.2. Экологическая маркировка и сертификация Сам. работа 4 12 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Экологическое страхование
8.1. Экологическое страхование Практические 4 12 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
8.2. Экологическое страхование Сам. работа 4 12 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Рынок экологических товаров и услуг в регионе
9.1. Рынок экологических товаров и услуг в регионе Практические 4 12 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
9.2. Рынок экологических товаров и услуг в регионе Сам. работа 4 39 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопрос 2.Что является предметом экологического менеджмента?
a. Экологические факторы.
б. Экологические аспекты.
в. Экологическое воздействие.
ОТВЕТ:б
Вопрос 1.____________ - это процесс систематического сбора и анализа информации о воздействии организации на окружающую среду.
ОТВЕТ: Экологический аудит.
Вопрос 1.Организация торговли правами на загрязнение среды не требует четко определенных имущественных прав на?
a. экологические ресурсы.
б. экологическую ситуацию.
в. экологические данные.
ОТВЕТ:а
Вопрос 2.Экологическое страхование в России на случай экологических рисков может производиться только в добровольной форме?
a. да.
б. нет.
в. в редких случаях.
ОТВЕТ:б
Вопрос 1.Для реализации права экологической ответственности необходимо, во-первых, доказать вину загрязнителя и во-вторых, установить связь между фактом экологического воздействия и?
a. человеческим фактором.
б. природными стихиями.
в. ущербом.
ОТВЕТ:в
Вопрос 2.Обязанность возврата и приема использованной продукции служит минимизации отходов и повышению уровня?
a. циклирования
б. перециклирования
в. рециклирования.
ОТВЕТ:в
1. К объектам, формирующим геофизические поля можно отнести:
а. горную систему
б. солончак
в. промышленное предприятие
г. берёзовый колок
д. крупный город
е. озеро
Ответ: а, в, г, д

2. К объектам, формирующим геохимические поля можно отнести:
а. горную систему
б. солончак
в. промышленное предприятие
г. берёзовый колок
д. крупный город
е. золоотвал
Ответ: б, в, д, е

3. К объектам, формирующим геополя биогенной природы можно отнести:
а. природные лесные «микрорезерваты» среди пахотных земель
б. свалки отходов свинофермы
в. навозная куча на дачном участке
г. золоотвал
д. водохранилище
Ответ: а

4. Что происходит с силой воздействия (напряженностью) геополей по мере удаления от источника?
а. ослабевает обратно пропорционально квадрату расстояния от ландшафтов, формирующих эти поля
б. усиливается прямо пропорционально увеличению расстояния от ландшафтов, формирующих эти поля
в. ослабевает прямо пропорционально увеличению расстояния от ландшафтов, формирующих эти поля
г. усиливается обратно пропорционально размеру ландшафтов, формирующих эти поля
Ответ: а

5. Чем обусловлено возникновение ландшафтных экотонов?
а. тем, что они оказывают существенное влияние на поля и потоки вещества и энергии, задерживая, трансформируя, ослабляя или усиливая их
б. свойством геосистем сохранять свою структуру и характер функционирования при изменяющихся условиях среды
в. общей закономерностью эволюции пространственных систем – т.е. постепенным стиранием (сглаживанием) резких границ в природе в следствии все большего развития межгеосистемных взаимоотношений
г. привнесением в экосистемы в результате антропогенного воздействия нехарактерных для них видов живых организмов, ухудшающих условия существования естественных биотических сообществ или негативно влияющих на развитие ландшафтной структуры.
Ответ: в

6. В чем выражается краевой (опушечный) эффект ландшафтных экотонов?
а. в наличии благоприятных условий для резкого увеличения видового и ценотического разнообразия биоты
б. в снижении функции приспособляемости видов ввиду контрастности контактирующих ландшафтов
в. в задержке и преломлении потоков вещества и энергии
Ответ: а

7. В чем может выражаться негативный эффект воздействия ландшафтных экотонов при проектировании хозяйственной деятельности?
а. в том, что строительство инженерных сооружений может нарушить природный баланс геосистем, приведя к их деградации (за счет задержки и преломления потоков вещества и энергии)
б. в повышенной вероятности и силе развития опасных природных явлений, связанных с большими градиентами и интенсивностью идущих, а порой и обостряющихся здесь процессов
в. в том, что данные системы наименее устойчивы к антропогенному воздействию, в частности, к различным загрязняющим компонентам
Ответ: б

8. Какие из перечисленных объектов можно отнести к барьерам?
а. горная система
б. экватор
в. верхняя граница леса
г. болото
Ответ: а, б

9. Основу влагооборота ландшафта образуют:
а. подземные воды
б. поверхностные и подземные воды, атмосферные осадки, поступающие к верхней и нижней границам ландшафта
в. твердые и жидкие атмосферные осадки, растительный покров, подземные воды
г. твердые и жидкие атмосферные осадки, поступающие к верхней границе ландшафта
Ответ: г

10. В ландшафтах с развитым растительным покровом транспирация:
а. намного превышает физическое испарение
б. ненамного превышает физическое испарение
в. существенно меньше физического испарения
Ответ: а

11. В ландшафтах с хорошо развитым растительным покровом подавляющая часть влаги в атмосферу поступает:
а. из атмосферных осадков путем испарения
б. от подстилающей поверхности через транспирацию
в. от поверхностного стока
Ответ: б

12. Основными источниками энергии и тепла ландшафтов являются:
а. Солнце и Космос
б. внутренняя энергия Земли
в. поверхностные воды
г. распад растительных остатков
Ответ: а, б

13. В каком виде поступает внутренняя энергия Земли в ландшафт?
а. в виде энергии вращения Земли вокруг своей оси
б. в виде гравитационной энергии
в. в виде энергии тектонических движений
г. в виде электромагнитного, корпускулярного и других излучений
д. в виде энергии приливов и отливов
Ответ: а, б, в

14. Какие элементы выполняют функцию по вводу энергии в ландшафт?
а. животный мир
б. растительность
в. почвы
г. вода
д. рельеф
Ответ: б, г, д

15. Примерами динамики развития являются:
а. зарождение оврага с промоины и развитие до балки с выработанным профилем и пологими заросшими склонами конкретной овражно-балочной системы
б. функционирование озерной геосистемы в геосинклинальной зоне
в. деградация оледенения и изменение положения верхней границы леса в перигляциальной области
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


1. Как называют геосистему с единым происхождением, общей историей развития, которая формируется в условиях однородного геологического фундамента, одного преобладающего типа рельефа, одинакового климата, с характерным сочетанием почв, растительных сообществ и геосистем локального уровня?
Ответ: ландшафт

2. Сочетание фаций создает характерный внутренний узор ландшафта – его ...
Ответ: морфологию

3. Как называются сферы вещественно-энергетического влияния одних ландшафтов на другие?
Ответ: ландшафтные геополя

4. Переходная полоса (зона) между двумя достаточно контрастными ландшафтами. Особенности, свойства, специфика такой переходной полосы не позволяют отнести ее ни к одному из смежных ландшафтов. – Что это?
Ответ: экотон

5. Как называют участки географической оболочки (тела, поверхности, линии, точки), которые оказывают существенное влияние на поля и потоки вещества и энергии, задерживая, трансформируя, ослабляя или усиливая их?
Ответ: барьерами

6. Наибольшей способностью поглощать солнечную энергию и превращать ее в энергию ландшафта обладает ...
Ответ: растительность

7. При каком процессе тепло и свет в преобразованной форме включаются в органическую массу, при производстве которой приходят в движение вода, газы, минералы и химические элементы, принимающие участие в биологическом круговороте?
Ответ: фотосинтез

8. Как называется свойство ландшафта сохранять свою структуру и характер функционирования при изменяющихся условиях среды?
Ответ: устойчивость

9. Что является ведущим источником энергии и тепла для преобладающего большинства ландшафтов?
Ответ: солнечная энергия

10. Как называются изменения ландшафта, не сопровождающиеся трансформацией его структуры, то есть происходящие в рамках единого инварианта?
Ответ: ландшафтная динамика

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену:
Природные ресурсы и экологические услуги.
Комплекс экологического маркетинга.
Управление экобрендами.
Маркетинг и природопользование.
Зарубежная экологическая маркировка.
Российская экологическая маркировка.
Знаки соответствия стандартам сертификации.
Экологический риск в сфере природопользования.
Экологическое страхование.
Экологическое страхование природопользования в РФ.
Экологическое страхование природопользования за рубежом.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.С. Масленникова, Л.М. Кузнецов Экологический менеджмент и аудит: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F3B0D3DB-9F04-4459-8C9C-5FA996787455
Л1.2 Чернышева А.М., Якубова Т.Н. ПРОМЫШЛЕННЫЙ (B2B) МАРКЕТИНГ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Липсиц И. В. Маркетинг-менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/961C3C1E-79C5-4949-95BC-5577C0F17C94
Л2.2 Синяева И.М., Жильцова О.Н. Маркетинг: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экологический маркетинг www.marketing.spb.ru
Э2 Применение стандартов ISO для достижения целей "зеленой" экономики moluch.ru
Э3 Курс в Moodle "Менеджмент и маркетинг в природопользовании" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/
Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
 Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.