МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоморфология с основами геологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н, профессор, Барышников Г.Я.;к.филос.н., доцент, Пивень П.В.;к.г.н., доцент, Останин О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоморфология с основами геологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2018-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса "Геоморфология с основами геологии" является познание закономерностей формирования рельефа и использования выявленных закономерностей для понимания развития рельефа, в том числе под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Задачи данного курса - дать представление о строении, происхождении, развитиии и динамики рельефа земной поверхности.
Дисциплина "Геоморфология с основами геологии" направлена она на изучение рельефа, как продукта геологических процессов и как одного из компонентов географической среды. Рельеф и слагающие его породы образуют литогенную основу географического ландшата. В рамках данного курса необходимо показать, что рельефу принадлежит ведущая роль в сложной дифференциации земной поверхности на множество природных территориальных комплексов(ПТК) разного таксономического ранга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен решать задачи профессиональной деятельности, применяя методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать профессиональные задачи в области экологии и природопользования и выполнять работы эколого-географической направленности на основе базовых знаний фундаментальных разделов наук о Земле, естественнонаучного и математического циклов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми знаниями в области естественнонаучных и математических наук при решении задач в области экологии и природопользования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Геоморфология и геология как науки. Общие сведения о развитии, химическом составе и геологическом строении Земли и ее рельефе. Классификация форм рельефа. Генезис рельефа. Возраст рельефа. Лекции 1 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Минералогия. Определение диагностических признаков минералов и принципы их классификации. Лабораторные 1 2 Л1.2, Л2.1
1.3. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы: определение их диагностических признаков и принципы их классификации. Лабораторные 1 8 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Эндогенные процессы и рельеф.
2.1. Геологические структуры и рельеф. Литоморфоструктуры. Прямой и инверсионный рельеф. Тектонические движения и их отражение в рельефе. Магматизм и рельеф. Вулканизм. Псевдовулканический рельеф. Метаморфизм Лекции 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Геология и мегарельеф материков Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к семинару. Сам. работа 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Геология и мегарельеф ложа океана и срединно-океанических хребтов. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к семинару. Сам. работа 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Построение геолого-геоморфологического профиля по учебной топокарте. Практические 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Построение геолого-геоморфологического профиля по учебной топокарте с отображением форм и элементов рельефа. Сам. работа 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Экзогенные процессы и рельеф.
3.1. Выветривание и рельефообразование. Склоновые процессы, рельеф склонов. Флювиальные процессы и формы. Гляциальные процессы и формы рельефа. Рельефообразование в областях распространения многолетней мерзлоты. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Карст и карстовые формы рельефа Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Рельефообразование в аридных странах. Эоловые процессы и формы рельефа. Биогенные процессы рельефообразования и формы рельефа. Рельеф берегов. Экзогенные процессы на дне морей и океанов и создаваемые ими формы рельеф. Лекции 1 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Живое вещество как ведущая геологическая сила. Биогенное рельефообразование и биогенные формы рельефа. Антропогенный рельеф Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Работа с учебной и дополнителльной литературой, подготовка к семинару. Сам. работа 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Рельеф и геологические структуры — важнейшие факторы дифференциации природно-территориальных комплексов (ПТК). Катастрофические геологические процессы и рельефообразование Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Работа с учебной и дополнителльной литературой, подготовка к семинару. Сам. работа 1 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.9. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 1 23 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7451#section-6
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен решать задачи профессиональной деятельности, применяя методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Представители этой профессии пытаются понять историю и динамику изменения рельефа, и предсказывают его будущие изменения, проводя полевые измерения, физические эксперименты и математическое моделирование
А. Геоморфолог
Б. Гляциолог
В. Палеонтолог
Г. Почвовед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. к экзогенным процессам относятся:
А. излияние лавовых потоков
Б. извержение гейзеров
В. образование вулканов
Г. процессы денудации +
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 3. Укажите типы выветривания горных пород:
А) Физическое
Б) Химическое
В) Биологическое
Г) Социологическое
ОТВЕТ: А, Б, В.
Вопрос 4. сосновый лес, обычный для таежной, смешанно-лесной и лесостепной природных зон называется:
А. Бор
Б. Колок
В. Тугай
Г. Байрак
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. окатанные и отшлифованные текучей водой или морскими прибоями обломки горных пород от 10 до 100 мм в поперечнике
Галька
Б. Щебень
В. Глыбы
Г. Дресва
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. метод исследования территории по ее аэро- и космофотографическим изображениям, заключающийся в распознавании объектов, определении их качественных и количественных характеристик и отображении условными знаками называется
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. песчаные холмы, образованные в результате деятельности ветра на песчаных побережьях морей, озер, рек, покрытие редкой растительностью называются
А. Дюны
Б. Кучи
В. Останцы
Г. Песочницы
ОТВЕТ: А.
Вопрос 8. обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести называется
А. Камнепад
Б. Лавина
В. Сель
Г. Лава
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. верхняя часть жерла вулкана чашеобразной или воронкообразной формы шириной от десятков метров до нескольких километров при глубине до нескольких сотен метров называется
А. Кратер
Б. Чаша
В. Воронка
Г. Блюдце
ОТВЕТ: А.
Вопрос 10. Эти специалисты изучают состав и свойства вод океанов и морей; оценивают изменения океанологических параметров и всей климатической системы атмосфера-океан-суша, вызванного естественными и антропогенными причинами; обеспечивают океанографической информацией государственные учреждения и субъекты хозяйственной деятельности, создают информационные базы данных; организуют и проводят режимные океанографические наблюдения; составляют морские гидрологические прогнозы. Как называется учёный, специалист?
А. Океанолог
Б. Таксидермист
В. Рыбак
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 11. Изучение ледников позволяет более рационально использовать водные ресурсы рек ледникового питания, помогает предотвращать катастрофы, связанные с динамикой ледников (сели, наводнения и др.), учитывать их при проектировании горных предприятий. Как называется учёный, специалист по льдам
А. Гляциолог
Б) Морозолог
В) Хладолог
Г) Сосульковед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. крупные глыбы льда, откалывающиеся от края ледниковых покровов Антарктиды, Гренландии и других арктических островов называются:
А. Айсберги
Б. Глетчеры
В. Фирн
Г. Сосульки
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. Представители этой профессии занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон
А. Метеоролог
Б. Охотник
В. Врач
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Эти люди занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность
А. Электрик
Б. Охотник
В. Водитель такси
Г. Геодезист
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 15. Эта профессия связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Человек этой профессии изучает особенности залегания и расположения различных пород, а также принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр
А. Геолог
Б. Диггер
В. Фермер
Г. Гляциолог
ОТВЕТ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Комплекс наук о составе, строении и развитии земной коры и Земли в целом, а также ее оболочек, взаимодействующих между собой; обеспечивает получение информации о недрах в интересах создания науч. основ их использования это
Ответ: геология.
2. наружная твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии это
Ответ: литосфера.
3. оболочка Земли, располагающаяся выше границы Мохоровичича, слагающая верхнюю часть литосферы и отделяющаяся от подстилающего субстрата скачком в изменении скорости распространения продольных и поперечных упругих волн это
Ответ: земная кора.
4. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под воздействием термического эффекта воды; процесс разрушения берегов, сложенных мерзлотными породами или льдом это
Ответ: абразия термическая; термоабразия
5. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под действием гидравлического удара прибойного потока, мгновенной компрессии и декомпрессии воздуха в трещинах пород, а также путем бомбардировки и истирания горной породы обломками этой или другой породы это
Ответ: абразия механическая.
6. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под воздействием растворяющей способности воды это
Ответ: абразия химическая.
7. естественные минеральные агрегаты определенного состава и строения, сформировавшиеся в результате геологических процессов. Например, граниты, габбро, базальты – это это
Ответ: горные породы.
8. разветвленные, древовидные или моховидные образования, чаще всего представлены оксидами марганца, а также золотом, серебром, медью это
Ответ: дендриты.
9. слой мантии, подстилающий литосферу это
Ответ: астеносфера.
10. процесс изменения и разрушения минералов и горных пород на поверхности Земли под воздействием физических, химических и органических агентов это
Ответ: выветривание.
11. натёчные минеральные образования, растущие в виде конусов, столбов со дна пещер и других подземных карстовых полостей это
Ответ: сталагмиты.
12. совокупность процессов сноса и переноса (водой, ветром, льдом, непосредственным действием силы тяжести) продуктов разрушения горных пород в пониженные участки земной поверхности это
Ответ: денудация.
13. разрушительная деятельность ветра, выражающаяся в развеивании и выдувании рыхлого (песчаного и алевролитового) материала это
Ответ: дефляция.
14. шелушение и отслаивание горных пород под влиянием резких колебаний температур это
Ответ: десквамация.
15. процесс превращения рыхлого осадка в твердую осадочную горную породу это
Ответ: диагенез.
16. агрегат кристаллов, наросших одним концом на какую-нибудь поверхность и ограненных лишь с одного конца, обращенного в сторону свободного пространства это
Ответ: друза.
17. совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении, выщелачивании горных пород и последующим вымыванием накопленного материала с образованием в них пустот это
Ответ: карст.
18. процесс обтачивания, шлифования, полирования и высверливания горных пород обломочным материалом, перемещаемым водой, ветром, льдом, а также обтачивание самих обломков это
Ответ: корразия.
19. раскалённая вулканическая масса, изливающаяся, или выбрасываемая на поверхность при извержениях вулканов это
Ответ: лава.
20. процессы изменения минерального состава и структуры горных пород под действием высоких температур и давлений в твердом состоянии, без изменения химического состава это
Ответ: метаморфизм.
21. минерал, кубическая аллотропная форма углерода; самый твёрдый по шкале эталонных минералов твёрдости Мооса это
Ответ: алмаз.
22. отложения гравитационного ряда, породы или грунты, смещенные вниз по склону в результате оползней это
Ответ: деляпсий.
23. скопление рыхлых песчаных пород, насыщенных водой и проявляющих при определенных гидродинамических условиях большую подвижность (плывучесть) это
Ответ: плывун.
24. отложения, формирующиеся постоянными водными потоками в речных долинах это
Ответ: аллювий; аллювиальные отложения.
25. поверхность, на уровне которой водный поток (река, ручей) теряет свою силу и ниже которой он не может углубить свое ложе это
Ответ: базис эрозии.
26. источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара это
Ответ: гейзер.
28. верхний слой земной коры, подвергающийся периодическому протаиванию и промерзанию это
Ответ: деятельный слой.
29. аккумулятивные эоловые формы рельефа пустынь и полупустынь, представляют собой асимметричные холмы, чаще всего в форме полумесяца в плане, высотой от 1 до 200 м это
Ответ: барханы.
30. тела, падающие на Землю из межпланетного пространства это
Ответ: метеориты.
31. разрушительная деятельность водного потока, приводящая к углублению русла это Ответ: донная эрозия это
Ответ: глубинная эрозия.
32. размывающая работа ручья, реки, при которой вода подмывает склоны долины и постепенно расширяет последнюю это
Ответ: береговая эрозия; боковая эрозия.
33. грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при интенсивном снеготаянии это
Ответ: сели; сель.
34. форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных незадернованных ложбин, образованных временными водотоками это
Ответ: овраг.
35. часть долины реки, затопляемая водой во время половодья это
Ответ: пойма.
36. горизонтальные или несколько наклонные выровненные площадки на склонах речных долин, берегах озер и морей, ограниченные уступами сверху и снизу это
Ответ: террасы.
37. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в результате раскристаллизации магматических расплавов различного состава в недрах Земли или на ее поверхности (а также на дне океана) это
Ответ: магматические; магматические горные породы.
38. Осадочная обломочная горная порода, образуется за счёт естественной цементации песка это Ответ: песчаник.
39. покров на коренных горных породах, образовавшийся в результате различных типов их выветривания это
Ответ: кора выветривания.
40. размыв земной поверхности постоянными или временными водотоками с образованием протяженных относительно узких рытвин (полых форм рельефа). Эта эрозия начинается со струек, сбегающих по наклонам рельефа после дождей. Образуется еле заметная ложбина временного водотока или промоина вдоль полевой борозды. При повторении дождя ложбинки углубляются, со временем превращаются в овраги, балки, пади, и, в конечном счете – в речные долины это
Ответ: линейная эрозия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Морфоструктуры Сибирской платформы.
2. Карстовые процессы Восточной Сибири.
3. Роль вулканизма в формировании Земли.
4. Эндогенные процессы и их роль в формировании рельефа Земли.
5. Эндогенные процессы и экзогенные полезные ископаемые.
6. Основные структурные элементы земной коры.
7. Эндогенные и экзогенные факторы морфолитогенеза.
8. Планетарные формы рельефа.
9. Типы рельефа горных и равнинных стран.
10.Рельефообразующая деятельность выветривания и подземные воды.
11.Карст, суффозия, их роль в формировании рельефа.
12.Единство эндогенных и экзогенных процессов рельефообразования.
13. Общие закономерности формирования рельефа Земли.
14.Воздействие человека на рельеф.
15.Влияние тектонических движений земной коры и их отражение в
рельефе.
16.Денудация, перенос материала аккумуляция на примере Западной
Сибири.
17.Рельефообразования как одна из форм круговорота вещества и
энергии на Земле.
18.Поверхности выравнивания и коры выветривания.
19.Овраги
20.Реки, их роль в формировании рельефа Земли.
21.Рельефообразующая деятельность снега и новальные формы рельефа.
22.Рельефообразующая роль современных горных ледников.
23.Роль плейстоценовых покровных ледников в формировании рельефа.
24.Мерзлотный рельеф (на примере республики Саха-Якутия).
25.Процессы рельефообразования в условиях аридного климата.
26.Береговая морфоструктура.
27.Современные представления о литосфере.
28.Горы и равнины - основные морфоструктурные формы рельефа
Земли.
29.Рельеф дна Мирового океана.
30.Общие закономерности устройства земной поверхности.
31.Карст и карстовые формы рельефа Среднего Урала.
32.Формы рельефа Среднеазиатских пустынь.
33.Механизмы формирования горного рельефа суши.
34.Современные оледенения на территории России.
35.Рельеф пассивных и активных окраин Мирового океана.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Геология и геоморфология как науки. Основные этапы их развития. Охарактеризуйте их.
2. Основные понятия в разделе «рельеф». Морфология, морфография и морфометрия рельефа. Охарактеризуйте их.
3. Возраст рельефа и методы его определения. Охарактеризуйте их.
4. Генезис рельефа. Классификации форм рельефа. Охарактеризуйте их.
5. Факторы рельефообразования. Охарактеризуйте их.
6. Свойства горных пород и их роль в рельефообразовании. Охарактеризуйте их.
7. Рельеф и геологические структуры. Охарактеризуйте их.
8. Рельеф и климат. Классификация климатов по их роли в формировании рельефа. Охарактеризуйте их.
9. Процессы рельефообразования, их специфика. Развитие рельефа. Охарактеризуйте их.
10. Влияние Космоса и вращения Земли на рельефообразование. Охарактеризуйте их.
11. Современные представления о литосфере и земной коре. Охарактеризуйте их.
12. Движения плит литосферы, их отражение в рельефе. Охарактеризуйте их.
13. Рельефообразующая роль тектонических движений. Неотектонический этап в развитии рельефа Земли. Охарактеризуйте их.
14. Землетрясения и вулканизм, их роль в рельефообразовании. Охарактеризуйте их.
15. Типы вулканов. Интрузивный магматизм и его проявление в рельефе. Охарактеризуйте их.
16. Рельеф складчатых поясов. Классификации гор. Охарактеризуйте их.
17. Эволюция геосинклинальных поясов. Охарактеризуйте их.
18. Типы платформ. Основные структурные элементы платформ и их отражение в рельефе. Охарактеризуйте их.
19. Структурно-геоморфологические элементы океанов. Геотектуры и морфоструктуры дна океанов. Охарактеризуйте их.
20. Выветривание, его типы и ареалы распространения. Коры выветривания. Охарактеризуйте их.
21. Склоны и их классификация. Различия «склоновых» и «склоноформирующих» процессов. Охарактеризуйте их.
22. Возраст и развитие склонов. Охарактеризуйте их.
23. Рельеф склонов разных типов.
24. Эрозия и ее типы. Генетический ряд флювиальных форм. Охарактеризуйте их.
25. Рельеф, созданный временными водотоками. Охарактеризуйте их.
26. Речная долина, элементы ее рельефа. Охарактеризуйте их.
27. Морфологические типы речных долин. Охарактеризуйте их.
28. Соотношение долин с тектоническими структурами. Асимметрия речных долин. Охарактеризуйте их.
29. Формирование пойменных речных долин. Охарактеризуйте их.
30. Русло реки и его морфологические части. Охарактеризуйте их.
31. Пойма, ее строение и типы. Охарактеризуйте их.
32. Продольные профили рек. Профиль равновесия. Охарактеризуйте их.
33. Речные террасы, их типы, строение и причины образования. Охарактеризуйте их.
34. Типы речной сети. Охарактеризуйте их.
35. Устья рек. Охарактеризуйте их.
36. Условия и типы карстообразования. Охарактеризуйте их.
37. Формы карстового рельефа. Охарактеризуйте их.
38. Стадии развития карста. Охарактеризуйте их.
39. Гидрологический режим карстовых областей. Охарактеризуйте их.
40. Зонально-климатические типы карста. Охарактеризуйте их.
41. Рельефообразующая роль льда и снега. Охарактеризуйте их.
42. Древнее и современное оледенение Земли. Периодичность оледенений в истории Земли. Охарактеризуйте их.
43. Формы рельефа, созданные деятельностью льда. Охарактеризуйте их.
44. Типы горных ледников. Формы рельефа, обусловленные деятельностью горных ледников. Охарактеризуйте их.
45. Рельефообразующая роль материковых ледников. Охарактеризуйте их. Охарактеризуйте их.
46. Зональность ледникового рельефа. Рельеф бывших центров оледенений. Охарактеризуйте их.
47. Рельеф областей ледниковой аккумуляции и перигляциальных областей. Изменение ледникового рельефа в послеледниковое время. Охарактеризуйте их.
48. Рельеф областей вечной мерзлоты. Охарактеризуйте их.
49. Понятие «псевдокарст». Суффозионный рельеф. Охарактеризуйте их.
50. Рельефообразование в аридных странах. Охарактеризуйте их.
51. Типы пустынь. Географическое распространение пустынь. Охарактеризуйте их.
52. Эоловый рельеф во внеаридном климате. Охарактеризуйте их.
53. Эолово-аккумулятивный рельеф песчаных пустынь. Охарактеризуйте их.
54. Коррозионные, дефляционные, эрозионные и аридно-денудационные формы рельефа в пустынях. Охарактеризуйте их.
55. Рельеф берегов: основные понятия; процессы, формирующие берега. Охарактеризуйте их.
56. Перемещение наносов и связанные с ним формы рельефа. Охарактеризуйте их.
57. Формирование берегов при колебаниях уровня моря. Охарактеризуйте их.
58. Роль геологического строения и первичного расчленения суши в формировании берегов. Охарактеризуйте их.
59. Классификация берегов, их типы и закономерности распространения. Охарактеризуйте их.
60. Экзогенные процессы на дне морей и океанов. Охарактеризуйте их.
61. Структура геоморфологических исследований. Охарактеризуйте их.
62. Методы полевых геоморфологических наблюдений. Охарактеризуйте их.
63. Геоморфологические карты. Охарактеризуйте их.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Составление гипсометрического профиля по одной из линий, нанесенных на топографическую карту. Линия профиля, для каждого студента, указывается преподавателем. Профиль вычерчивается карандашом на миллиметровой бумаге.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Милютин А. Г. Геология: учебник для бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Рычагов, Г. И. Геоморфология: Учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щукин И. С. Общая геоморфология: научная работа Издательство МГУ, 1974 biblioclub.ru
Л2.2 С. И. Болысов, В. И. Кружалин Геоморфология с основами геологии. : Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал Геоморфология geomorphology.igras.ru
Э2 Курс в мудле "Геоморфология с основами геологии" portal.edu.asu.ru
Э3 Курс в мудле "Геология" portal.edu.asu.ru
Э4 Курс в мудле "Основы минералогии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.