МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана земель

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Бондарович А.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Охрана земель

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у бакалавров представления о современном состоянии и тенденциях изменений земельных ресурсов РФ и Алтайского края, охарактеризовать основные задачи рационального использования и охраны земельных ресурсов, показать с современно-экологических позиций перспективные пути оптимизации землепользования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений
ОПК-2.1 Знает порядок выполнения, структуру, состав проектных работ в области землеустройства и кадастров
ОПК-2.2 Умеет определять экономические, экологические, социальные и другие ограничения при выполнении проектных работы в области землеустройства и кадастров
ОПК-2.3 Владеет навыками определения ограничений при выполнении проектных работ в создании проектов различной степени сложности и направленности в области землеустройства и кадастров
ОПК-6Способен принимать обоснованные решения в профессиональной деятельности, выбирать эффективные методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ
ОПК-6.1 Знает методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, а также, критерии эффективности решений в профессиональной деятельности в области землеустройства и кадастров
ОПК-6.2 Умеет обосновывать принятие решений в профессиональной деятельности и выбирать эффективные методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ
ОПК-6.3 Владеет навыками оценки эффективности решений при определении методов и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, и обоснования принятого решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.порядок выполнения, структуру, состав проектных работ в области землеустройства и кадастров, методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, а также, критерии эффективности решений в профессиональной деятельности в области землеустройства и кадастров
3.2.Уметь:
3.2.1.определять экономические, экологические, социальные и другие ограничения при выполнении проектных работы в области землеустройства и кадастров, обосновывать принятие решений в профессиональной деятельности и выбирать эффективные методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения ограничений при выполнении проектных работ в создании проектов различной степени сложности и направленности в области землеустройства и кадастров, навыками оценки эффективности решений при определении методов и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, и обоснования принятого решения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современное состояние и тенденции изменений земельных ресурсов.
1.1. Понятие земельных ресурсов. Земельный фонд России. Лекции 4 4 Л3.1, Л1.1
1.2. Краткая общая характеристика земельных ресурсов. Оценка их состояния. Практические 4 8 Л3.1, Л1.1
1.3. Государственный мониторинг земель - необходимая система наблюдений за состоянием земельного фонда. Лекции 4 4 Л3.1, Л1.1
1.4. Экологическая ситуация в России и Алтайском крае. Прямые и косвенные воздействия человека. Практические 4 7 Л3.1, Л1.1
1.5. Современное состояние и тенденции изменений земельных ресурсов. Сам. работа 4 10 Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Проблемы охраны и рационального использования и восстановления земельных ресурсов.
2.1. Земельный кодекс и другие нормативно-правовые акты природноресурсового законодательства России. Лекции 4 4 Л3.1, Л1.1
2.2. Природноресурсное право. Лицензия на использование земель. Глобальные экологические проблемы современности. Практические 4 5 Л3.1, Л1.1
2.3. Охрана земель и недр. Лекции 4 3 Л3.1, Л1.1
2.4. Негативные факторы формирования современного землепользования. Характер воздействия отраслей хозяйственной деятельности на землепользование. Сам. работа 4 14 Л3.1, Л1.1
2.5. Информационное обеспечение природоохранной деятельности. Лекции 4 3 Л3.1, Л1.1
2.6. Проблема сохранения земельных ресурсов. Оценка ущерба от загрязнения окружающей природной среды. Расчет платы за загрязнение. Практические 4 4 Л3.1, Л1.1
2.7. Проблемы охраны и рационального использования и восстановления земельных ресурсов. Сам. работа 4 15 Л3.1, Л1.1
2.8. Подготовка к экзамену. Экзамен 4 27 Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Занятие №1.
Расскажите о видах и формах землеустройства. Какие виды и формы землеустройства существуют? Чем отличается межхозяйственное (территориальное) землеустройство от внутрихозяйственного? Каково содержание межхозяйственного землеустройства и в каких целях оно проводится? Для чего нужно внутрихозяйственное землеустройство, из каких частей состоит его проект? Относится ли участковое землеустройство к внутрихозяйственному? В каких случаях разрабатываются рабочие проекты, связанные с использованием и охраной земли? Что является объектом и предметом землеустройства? Какие точки зрения существуют на этот счет? Почему можно говорить о землеустройстве не только как о практической сфере деятельности, но и как о науке? По каким признакам классифицируются землеустроительные научные дисциплины? Что они изучают? Каков их предмет?

Занятие №2
Дайте определение понятия «межхозяйственное землеустройство». Какие понятия включает термин «организация землевладения и землепользования»? Какие причины (факторы) требуют проведения межхозяйственного землеустройства? В соответствии с какими принципами проводят межхозяйственное землеустройство? Каковы разновидности и формы межхозяйственного землеустройства? Что означают понятия «изъятие земель», «предоставление земель», «отвод земель»? Какие задачи выполняют при проведении межхозяйственного землеустройства? В чем заключаются особенности межхозяйственного землеустройства при образовании землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий?

Занятие №3
В каких случаях устанавливают (восстанавливают) и упорядочивают границы административно-территориальных и иных образований? Какова процедура проведения работ по оформлению и согласованию внешних границ субъектов Российской Федерации? Каково содержание проекта установления границ административного района? В чем заключаются особенности установления сельских округов? Что содержит материал по установлению или изменению границ муниципального образования? Какие территории имеют особый правовой режим использования земель? Как размещают особо охраняемые территории и устанавливают их границы? В чем заключаются особенности предоставления земель заповедникам и как организуют их территорию? Каков порядок размещения территорий традиционного природопользования в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? Как разместить территории, включаемые в состав охранных, защитных, санитарных, запретных и иных зон с ограниченным (особым) режимом использования земель? Каковы особенности составления проектов размещения водоохранных зон и прибрежных полос? Как нужно организовать территорию и использовать землю государственных природных заказников, природоохранных, рекреационных, историко-культурных, охранных и других зон?

Занятие №4
Каковы основные цели и задачи планирования и организации рационального использования земель и их охраны? Какие виды землеустроительных работ включают в себя планирование и организация рационального использования земель и их охраны? Какие землеустроительные документы разрабатывают при планировании использования и охраны земель? Что такое природно-сельскохозяйственное районирование земель и для чего его используют? Почему и для каких целей необходимо зонирование территории? Каково содержание Генеральной схемы землеустройства территории РФ? Для чего разрабатывают схемы землеустройства территории субъектов РФ?

Занятие №5
Что такое схема землеустройства административного района? В чем актуальность схем землеустройства административного района? В каком порядке составляют схему землеустройства района? Назовите составные части схемы землеустройства района.

Занятие №6
Каково содержание подготовительных работ при составлении схемы землеустройства района? Для чего проводят эколого-хозяйственное зонирование территории района? Каково основное содержание землеустроительных работ при эколого-хозяйственном зонировании территории района? Какие вопросы решают при перераспределении земель района по категориям и формам собственности? Какие вопросы решают при совершенствовании системы землевладений (землепользовании) района? Какие вопросы решают при размещении агропромышленного комплекса района? В чем заключается организация территории района? Назовите технико-экономические показатели схемы и эффективности разработанных мероприятий.

Занятие №7
Какие текстовые и графические материалы должна содержать схема землеустройства? Какие карты района используют для составления схемы землеустройства? Каков порядок экспертизы и утверждения схемы землеустройства района?

Занятие №8
Что такое внутрихозяйственное землеустройство? Чем оно отличается от межхозяйственного землеустройства? Каковы цели и задачи внутрихозяйственного землеустройства? От чего зависит содержание проекта внутрихозяйственного землеустройства? Какие теоретические положения лежат в основе разделения проекта внутрихозяйственного землеустройства на составные части и элементы? Перечислите основные составные части и элементы проекта внутрихозяйственного землеустройства. Каков порядок разработки проекта внутрихозяйственного землеустройства? Каков масштаб планово-картографического материала для составления проектов внутрихозяйственного землеустройства? Что такое расчетный (проектный) период и как его устанавливают? Какие основные методы разработки проекта внутрихозяйственного землеустройства существуют и в каких случаях их применяют?

Занятие №9
Какие виды подготовительных и обследовательских работ проводят при внутрихозяйственном землеустройстве? В чем особенность подготовительных работ в районах водной эрозии почв? Как составляют карту категорий эрозионно опасных земель в районах водной эрозии почв? На какие группы и категории делят эрозионно опасные земли в районах водной эрозии почв? Как рассчитывают вынос почв при ветровой эрозии? На какие категории делят эрозионно опасные земли в районах дефляции? Каков смысл действий по размещению производственных подразделений и хозяйственных центров? Какие территориальные условия учитывают при выборе организационно-производственной структуры сельскохозяйственного предприятия? Какие виды хозяйственных центров существуют и какие требования к их размещению предъявляют? Какие факторы влияют на размер внутрихозяйственных подразделений? От чего зависит размещение животноводческих ферм на территории? Как запроектировать границы производственных подразделений? Как влияют число, размеры и размещение производственных подразделений и хозяйственных центров на ежегодные издержки производства? Какие показатели используют при экономическом обосновании данной составной части проекта? Каковы особенности «размещения производственных подразделений и хозяйственных центров в сельскохозяйственных предприятиях с различными формами собственности на средства производства? Как используют схему планировки и застройки населенных пунктов при внутрихозяйственном землеустройстве? Как устроить территорию жилой зоны? Как устроить территорию производственной зоны? Какие основные требования предъявляют к размещению линейных инженерных сооружений и объектов? Какова последовательность составления проекта размещения магистральной дорожной сети? Какими правилами руководствуются при размещении трасс дорог? Что лежит в основе размещения мелиоративных, водохозяйственных и других инженерных сооружений в сельскохозяйственных предприятиях? Какие вопросы решают при организации угодий и севооборотов? Перечислите основные задачи организации угодий и севооборотов. Какова последовательность проектирования в данной части проекта? Как установить состав и площади угодий, от чего это зависит? Каким образом при проектировании учитывают особый режим и условия использования земель? Что такое трансформация угодий и каковы ее задачи? Какие требования учитывают при размещении отдельных видов угодий? Как обосновать намечаемую организацию угодий? Какие элементы проекта включает в себя устройство территории севооборотов? Какие условия учитывают при размещении полей и рабочих участков?

Занятие №10.
Что такое рабочий участок и какие требования предъявляют при его проектировании? Как учесть влияние рельефа и почв при выделении рабочих участков? Как оценить рабочие участки по конфигурации (форме) и размерам сторон? Какие требования предъявляют к проектированию полевых дорог и как их классифицируют? Как увязать размещение лесополос с границами и площадями рабочих участков в различных природных условиях? В каком случае проектируют полевые станы и источники полевого водоснабжения? Обоснуйте критерий и систему показателей экономической оценки проекта устройства территории севооборотов. Как оценить эффективность укрупнения или разукрупнения полей? Каковы методика и особенности проектирования при устройстве территории севооборотов в различных природных условиях? Зачем нужна паспортизация полей и рабочих участков? Как увязать устройство территории севооборотов с внедрением прогрессивных систем земледелия? Что такое внутриполевая организация территории и в каких случаях ее осуществляют? Какие вопросы решают при устройстве территории садов, виноградников, ягодников? Какие факторы учитывают при подборе пород и сортов многолетних насаждений? Как разместить ряды плодово-ягодных культур и виноградников? Как установить площадь и разместить кварталы различных видов многолетних насаждений? Каково назначение лесополос и дорог в многолетних насаждениях? Какие требования предъявляют к размещению подсобных хозяйственных центров? Как устроить территорию различных питомников и ягодников? Как распределить пастбища между отдельными фермами? Зачем нужны пастбищеобороты и как увязать их число, размеры и размещение с гуртовыми (отарными) участками? Какие требования предъявляют к размещению гуртовых и отарных участков, загонов очередного стравливания, летних лагерей, водоисточников и водопойных пунктов, скотопрогонов? Как определить площадь летнего лагеря, скотопрогонов, гуртовых и отарных участков, загонов очередного стравливания?

Занятие №11.
Какие виды эффективности землеустройства существуют и почему? Какие показатели включает в себя экологическая эффективность проекта? Как рассчитать экономическую эффективность отдельных составных частей и всего проекта внутрихозяйственного землеустройства в целом? Как оценить количественно социальную эффективность проекта?

Занятие №12.
Перечислите составные части и элементы проекта внутрихозяйственного землеустройства крестьянского хозяйства. Какие требования предъявляют к размещению хозяйственного центра крестьянского хозяйства? Как установить состав и площади земельных угодий в крестьянском хозяйстве? Как можно организовать в крестьянском хозяйстве севообороты? Какие вопросы решаются при устройстве территории кормовых угодий в крестьянском хозяйстве?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Экологизация земельного законодательства.
2. Земельная безопасность как разновидность экологической безопасности.
3. Правовые аспекты использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.
4. Правовой режим земель населенных пунктов.
5. Особенности правовой охраны и использования земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного назначения.
6. Правовое обеспечение использования и охраны приграничных земель.
7. Плата за землю: виды, порядок взимания и распределения полученных средств.
8. Порядок изъятия земель для государственных или муниципальных нужд.
9. Совершенствование земельного кадастра как инструмента формирования рыночных земельных отношений.
10. Особенности оформления сделок с землей.
11. Особенности возникновения прав на земельные участки для целей, связанных со строительством.
12. Проблемы разграничения собственности на землю.
13. Основные мероприятия по охране земель.
14. Порядок проведения землеустроительных работ.
15. Правовой режим земель лесного фонда.
16. Правовой режим земель водного фонда.
17. Правовой режим земель запаса.
18. Особенности правового режима земель особо охраняемых территорий.
19. Мониторинг земель: понятие и виды.
20. Особенности правового режима земель, принадлежащих гражданам.
21. Возникновение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для целей, связанных со строительством.
22. Возникновение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
23. Особенности аренды земельных участков.
24. Понятие и содержание охраны земель.
25. Правовая характеристика основных мероприятий по охране земель.
26. Понятие и виды землеустройства.
27. Основные стадии землеустроительного процесса.
28. Государственное управление земельными ресурсами.
29. Система органов государственной власти в области управления земельными ресурсами.
30. Мониторинг земель.
31. Государственный земельный контроль.
32. Содержание земельных правоотношений.
33. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
34. Основания прекращения права собственности на земельный участок.
34. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участков.
35. Основания прекращения аренды земельного участка.
36. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком.
37. Правовое регулирование ограничения прав на земельные участки.
38. Правовое регулирование резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
39. Особенности дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения.
40. Особенности уголовной ответственности за земельные правонарушения.
41. Особенности гражданско-правовой ответственности за земельные правонарушения.
42. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
43. Правовое регулирование перевода земель из одной категории в другую.
44. Понятие и виды земельных споров.
45. Правовой порядок рассмотрения земельных споров.
46. Способы защиты прав на земельные участки.
47. Соотношение земельного права с другими отраслями российской системы права.
48. Особенности использования сельскохозяйственных угодий.
49. Правовое регулирование состава земель населенных пунктов и зонирования территорий.
50. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.
51. Место и роль земли в общественном производстве и природопользовании.
52. Определение понятия «Земля», применяемого в землеустройстве.
53. Средства производства, неразрывно связанные с землей, их экономическое значение.
54.Состав земельного фонда. Категории земель.
55. Понятие и пути рационального использования земельных ресурсов.
56. Свойства земли, учитываемые при землеустройстве.
57. Системы землеустроительного и градостроительного проектирования.
58. Землеустроительный процесс.
59. Землеустроительные органы России.
60. Задачи и содержание земельного кадастра на территориях субъектов Российской
Федерации.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Мищенко и др. Планирование социально-экономического развития территории : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. О. В. Отто Экономика природопользования: учебно-методическое пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1615
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Охрана земель»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Охрана земель» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Охрана земель» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Охрана земель» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Охрана земель» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Охрана земель»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.