МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Планирование использования земель

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.г.н., профессор кафедры экономической географии и картографии, Дунец А.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Планирование использования земель

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., д.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., д.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение основных положений планирования, понятия планирования использова-ния земель и особенности системы государственного планирования использования и охраны земель,формирование представлений о функциях и принципах планирования использова-ния земель, формирование представлений о методах разработки плановых мероприятий, инфор-мационного обеспечения и эффективности планирования и охраны земель

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений
ОПК-3 Способен участвовать в управлении профессиональной деятельностью, используя знания в области землеустройства и кадастров
ОПК-6 Способен принимать обоснованные решения в профессиональной деятельности, выбирать эффективные методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ
ОПК-8 Способен участвовать в процессе подготовки и реализации основных программ профессионального обучения, основных профессиональных программ и дополнительных профессиональных программ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.порядок выполнения, структуру, состав проектных работ в области землеустройства и кадастров, теоретические положения управления земельными ресурсами, способы принятия управленческих решений, методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, а также, критерии эффективности решений в профессиональной деятельности в области землеустройства и кадастров, основные подходы реализации профессиональных и дополнительных образовательных программ, особенности отбора и представления учебных материалов в образовательном процессе
3.2.Уметь:
3.2.1.определять экономические, экологические, социальные и другие ограничения при выполнении проектных работы в области землеустройства и кадастров, использовать методы и методики применения управленческих решений при реализации функции управления земельными ресурсами и иными объектами недвижимости, обосновывать принятие решений в профессиональной деятельности и выбирать эффективные методы и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, отбирать информационно-аналитический материал для проведения лекции по проблеме международного сотрудничества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения ограничений при выполнении проектных работ в создании проектов различной степени сложности и направленности в области землеустройства и кадастров, навыками принятия управленческих решений, используя знания в области землеустройства и кадастров, навыками оценки эффективности решений при определении методов и технологии выполнения землеустроительных и кадастровых работ, и обоснования принятого решения, методиками представления информационно-аналитического материала в структуре основных профессиональных и дополнительных образовательных программ с использованием информационно-коммуникационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы планирования использования земель.
1.1. Теоретические основы планирования использования земель и их охраны. Лекции 3 4 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Понятие планирования использования земель. Место планирования в системе управления земельными ресурсами. Цели и задачи планирования. Понятие прогнозирования. Сходства и отличия планирования и прогнозирования. Практические 3 3 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Теоретические основы планирования использования земель. Сам. работа 3 5 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Система землеустройства и территориального планирования административно-территориального образования.
2.1. Особенности территориального планирования и землеустройства административно-территориального образования на современном этапе. Лекции 3 4 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Роль и значение территориального планирования. Базовые блоки систем землеустройства и территориального планирования. Нормативно-правовое регулирование в области планирования и организации рационального использования земель и их охраны. Документы территориального планирования. Практические 3 3 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Система землеустройства и территориального планирования административно-территориального образования. Сам. работа 3 5 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Содержание документов землеустройства.
3.1. Содержание документов землеустройства федерального и регионального значения. Лекции 3 4 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Понятие, цели и задачи схем землеустройства и территориального планирования. Структура и содержание схем землеустройства. Организация системы землевладений и землепользований. Практические 3 3 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Содержание документов землеустройства. Сам. работа 3 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Содержание документов территориального планирования.
4.1. Содержание документов территориального планирования федерального и регионального значения. Лекции 3 4 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Структура и содержание схем территориального планирования. Текстовая и графическая часть схемы территориального планирования. Анализ зарубежного опыта планирования использования земель. Практические 3 3 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Содержание документов территориального планирования. Сам. работа 3 6 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Методические основы землеустройства муниципального образования.
5.1. Методические основы землеустройства муниципального образования. Лекции 3 4 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Понятие, цели и задачи землеустройства административного района. Роль и значение схемы землеустройства административного района. Современные требования, предъявляемые к схемам землеустройства административного района. Практические 3 4 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Методические основы землеустройства муниципального образования. Сам. работа 3 8 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Природно-сельскохозяйственное районирование и функциональное зонирование.
6.1. Природно-сельскохозяйственное районирование (ПСХР) и функциональное зонирование. Лекции 3 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Понятие, цели и задачи ПСХР. Нормативно-правовое обеспечение ПСХР. Понятие цели и задачи функционального зонирования территории и его применение. Практические 3 4 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Природно-сельскохозяйственное районирование и функциональное зонирование. Сам. работа 3 9 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Отраслевые вопросы прогнозирования, планирования и организации территории.
7.1. Отраслевые вопросы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориального образования. Лекции 3 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Особенности отраслевого планирования. Планирование использования земель с/х назначения. Развитие градостроительства в регионе. Организация социального и культурно-бытового обслуживания. Развитие систем особо охраняемых территорий, инженерной и транспортной инфраструктуры. Практические 3 4 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Отраслевые вопросы прогнозирования, планирования и организации территории. Сам. работа 3 9 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Формирование землевладений и землепользований административно-территориального образования.
8.1. Формирование землевладений и землепользований административно-территориального образования. Лекции 3 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Планирование использования земель с/х назначения. Понятие землевладений и землепользований. Распределение землевладений и землепользований в Российской Федерации. Экономические основы формирования структуры землевладений и землепользований с/х назначения на перспективу. Практические 3 4 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Формирование землевладений и землепользований административно-территориального образования. Сам. работа 3 9 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Развитие и размещение агропромышленного комплекса.
9.1. Развитие и размещение агропромышленного комплекса Административно-территориального образования. Лекции 3 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Основы развития и размещения АПК. Показатели различия между территориальными зонами и единицами ПСХР. Определение оптимальной специализации с/х производства в административно-территориальном образовании на перспективу. Практические 3 4 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Развитие и размещение агропромышленного комплекса. Сам. работа 3 8 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Методика разработки мероприятий по планированию рационального использования и охране земельных ресурсов.
10.1. Методика разработки мероприятий по планированию рационального использования и охране земельных ресурсов в схемах землеустройства и территориального планирования. Лекции 3 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Правовые основы охраны земель. Структура мероприятий по охране земель. Предотвращение захламления и загрязнения земель. Рекультивация нарушенных земель. Противоэрозионная организация территории. Практические 3 4 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.3. Методика разработки мероприятий по планированию рационального использования и охране земельных ресурсов. Сам. работа 3 8 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Эффективность организационно-территориальных мероприятий.
11.1. Эффективность организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства административно-территориального образования. Лекции 3 2 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.2. Характеристика экономической эффективности. Состав и содержание организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства. Система показателей эффективности организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства. Методика расчета экономической эффективности. Практические 3 4 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.3. Эффективность организационно-территориальных мероприятий. Сам. работа 3 8 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
11.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 3 27 ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина И.Н., Леонард К.С., Лопатников Д.Л., Хорева О.Б. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум М: Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л1.2 Перцик Е.Н. Территориальное планирование: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лимонов Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. том 1: Учебник М : Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, государственное управление в сфере использования и охраны земель rosreestr.ru
Э2 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Планирование использования земель»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Планирование использования земель» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Планирование использования земель» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Планирование использования земель» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Планирование использования земель» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Планирование использования земель»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.