МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы землеустройства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы землеустройства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение знаний, формирование навыков и умений, связанных с общей теорией землеустройства;
о месте землеустройства в системе рационального использования и охраны земель;
об историческом аспекте развития землеустройства и его принципов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений
ОПК-3 Способен участвовать в управлении профессиональной деятельностью, используя знания в области землеустройства и кадастров
ПК-6 Способен анализировать, систематизировать и оформлять результаты инженерно-геодезических и кадастровых работ в текстовой и графической форме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.порядок выполнения, структуру, состав проектных работ в области землеустройства и кадастров, теоретические положения управления земельными ресурсами, способы принятия управленческих решений, требования нормативно-правовых актов к содержанию отчетов о выполненных инженерно-геодезических и кадастровых работах
3.2.Уметь:
3.2.1.определять экономические, экологические, социальные и другие ограничения при выполнении проектных работы в области землеустройства и кадастров, использовать методы и методики применения управленческих решений при реализации функции управления земельными ресурсами и иными объектами недвижимости, анализировать и систематизировать результаты полевых работ, составлять краткую физико-географическую характеристику и топографо-геодезическую изученность района работ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения ограничений при выполнении проектных работ в создании проектов различной степени сложности и направленности в области землеустройства и кадастров, навыками принятия управленческих решений, используя знания в области землеустройства и кадастров, навыками оформления инженерно-геодезических и кадастровых данных для составления текстовых и графических приложений технических отчетов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и функции Земли.
1.1. Понятие и функции земли. Земля как природный ресурс. Земля как средство производства. Земля как объект социально-экономических отношений. Лекции 5 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Особенности использования земли как основного средства производства в сельском и лесном хозяйстве и других отраслях народного хозяйства, взаимодействие земли с другими средствами производства. Практические 5 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Понятие и функции Земли. Сам. работа 5 11 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Введение в землеустройство.
2.1. Понятие рационального использования и охраны земель. Происхождение понятия «землеустройство». Теории землеустройства. Современное понимание землеустройства. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Критерии рационального использования земель. Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Свойства земли, природные и экономические свойства, учитываемые при землеустройстве. Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Введение в землеустройство. Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Земельные ресурсы и их использование.
3.1. Понятие земельных ресурсов. Категории земель и понятие об их правовом режиме. Деление категорий земель на угодья. Виды угодий. Сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Специфика их хозяйственного использования. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Категории земель и виды угодий. Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Характеристика земельного фонда по формам собственности. Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Земельные ресурсы и их использование. Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Земельный строй и земельные реформы.
4.1. Земельные отношения и земельный строй. Понятие о землевладении и землепользовании. Формы землепользований и организации территорий. Элементы организации территории. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Землевладение и землепользование, правовые аспекты. Формы землепользования и организации территории. Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Исторический опыт землеустройства. Организация землеустройства в России во времена правления Ивана III. Реформы землеустройства второй половины 16-17 века. Петровская реформа, организация землеустройства во времена правления Екатерины II. Земельная реформы 1861 г. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Особенности земельных реформ 15 – 19 веков. Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.5. Столыпинская аграрная реформа. Реформы использования земель в первые годы советской власти. Землеустройство в период с 1928 по 1970. Землеустроительные мероприятия в 80-90 г. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.6. Особенности Столыпинской земельной реформы. Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.7. Землеустройство советского периода. Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.8. Земельный строй и земельные реформы. Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Виды, формы и объекты землеустройства.
5.1. Виды и формы землеустройства. Межхозяйственное (территориальное) землеустройство. Внутрихозяйственное землеустройство. Участковое землеустройство. Объекты землеустройства. Участники землеустройства. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Особенности землеустройства различных территорий. Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Виды, формы и объекты землеустройства. Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Концепция современного землеустройства.
6.1. Современные концепции землеустройства в РФ. Концепции землеустройства 1998 – 2000 годов (С.Н. Волков, А.З. Родин, Н.В. Комов и др.). Основные положения концепции. Концепция землеустройства 2009 года (С.Н. Волков и др.) и основные направления совершенствования землеустройства в настоящее время. Объединения в области землеустройства. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Современные проблемы землеустройства. Практические 5 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Концепция современного землеустройства. Сам. работа 5 15 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильева Н.В. Основы землепользования и землеустройства: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лютягина Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник и практикум Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 О. Е. Астафьева, А. В. Питрюк Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник М. : Академия, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) rosreestr.ru
Э2 Главное управление имущественных отношений Алтайского края www.altairegion-im.ru
Э3 Курс в Moodle «Основы землеустройства» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Основы землеустройства»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы землеустройства» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы землеустройства» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Основы землеустройства» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Основы землеустройства» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Основы землеустройства»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.