МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки21.04.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильКадастр и устойчивое развитие территории
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план21_04_02_Землеустройство и кадастры_КиУРТ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г-м.н, Доцент, Табакаева Е.М.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 21.04.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 945)

составлена на основании учебного плана:
21.04.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка магистрантов к проведению самостоятельных научных исследований и представлению их результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее со- ставляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения по- ставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения по- ставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методологию научного исследования и актуальные проблемы и тенденции в своей профессиональной области, этапы научного исследования, виды и структуру научных работ, нормы этики научных публикаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять научные проблемы в ситуациях профессиональной деятельности, формулировать цели и задачи научного исследования, анализировать состояние изученности по выбранной научной проблеме, в т.ч. с использованием международных библиографических баз данных, обоснованно выбирать формы представления научных результатов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применять полученные знания и умения при организации собственного научного исследования или научно-исследовательской работы в своей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы методологии научных исследований
1.1. Введение. Этапы научного исследования. Понятие о методологии научных исследований. Лекции 1 4 Л1.1
1.2. Системный подход в научных исследованиях Лекции 1 2 Л1.1
1.3. Анализ методологии исследования Практические 1 2 Л1.1
1.4. Исследование территориальных социально-экономических систем Лекции 1 2 Л1.1
1.5. Методология исследований территориальных социально-экономических систем Практические 1 2 Л1.1
1.6. Ландшафтно-экологические исследования при решении проблем управления территорией Лекции 1 4 Л1.1
1.7. Методология исследований в области менеджмента территорий Практические 1 2 Л1.1
1.8. Международные библиографические базы данных: принципы работы и возможности для исследований Лекции 1 2 Л1.1
1.9. Практикум по работе с базами данных Web of Science, Scopus Практические 1 2 Л1.1
1.10. Выявление перспективных направлений научных исследований в своей профессиональной области Практические 1 2 Л1.1
1.11. Анализ тенденций в научных исследованиях по выбранной научной проблеме Сам. работа 1 36 Л1.1
Раздел 2. Представление результатов научных исследований
2.1. Виды научных работ Лекции 1 4 Л1.1
2.2. Обзорные научные статьи Практические 1 2 Л1.1
2.3. Представление результатов исследований. Критерии выбора журналов и мероприятий Лекции 1 2 Л1.1
2.4. Выбор научных журналов Практические 1 2 Л1.1
2.5. Планирование собственного научного исследования Практические 1 2 Л1.1
2.6. Разработка методологии исследования по выбранной научной проблеме Сам. работа 1 36 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В акте познания участвует:
а) подсознание +
б) весь организм
в) мозг

2. Абсолютная истинность и относительная истинность … друг друга:
а) исключают
б) дополняют
в) не исключают +

3. Зафиксированные наблюдателем явления физического мира, которые обнаруживаются в процедурах эксперимента и измерения:
а) догадки
б) факты +
в) предположения

4. Процесс обмена информацией между двумя и более людьми:
а) диалог
б) монолог
в) коммуникация +

5. Кодифицированная и, благодаря этому, идентифицируемая информация любого рода:
а) знание +
б) познание
в) общение

6. Совокупность наиболее устойчивых представлений, верований, стандартов и стереотипов сознания человека, его духовный склад:
а) традиция
б) привычка
в) менталитет +

7. Особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления:
а) понимание
б) абстрагирование +
в) осознание

8. Целостная развивающаяся система понятийных средств («идея-синтез»), в конечном счете детерминированная социальной реальностью:
а) идеальный тип +
б) продуктивный метод
в) социальная динамика

9. Диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы, называется логикой:
а) рассудка
б) разума +
в) мышления

10. Главным источником развития науки является:
а) конкуренция теорий, исследовательских программ +
б) взаимодействие теории и эмпирических данных
в) выявление и разрешение противоречий

11. Интерсубъективность научного знания проявляется в том, что:
а) из результатов научной деятельности исключается все субъективное, связанное со спецификой самого ученого и его мировосприятия +
б) научное знание отчуждается от личности
в) научное знание вырабатывается научным сообществом

12. Самоорганизующиеся системы изучает:
а) кибернетика
б) семиотика
в) синергетика +

13. Результат многопланового взаимоотношения между соперничающими теориями и данными их экспериментальных проверок — это:
а) визуализация
б) верификация +
в) экзегетика

14. … деятельности — определенные свойства объекта, подвергающиеся воздействию или изучению:
а) Предмет +
б) Объект
в) Метод

15. Замещение представления обыденного сознания точным научным понятием — это:
а) элиминация
б) экспликация +
в) энтропия

16. Методологический принцип, требующий обязательного признания и поиска необходимых причин любого явления, называется:
а) индетерминизмом
б) каузализмом +
в) типологизацией

17. Естественный язык не вполне пригоден для решения специальных задач науки, так как:
а) слова естественного языка многозначны, отсутствуют единые, строгие и однозначные правила +
б) наука имеет большое количество специальных терминов
в) использование естественного языка сводит научные знания к обыденным

18. Для построения научной теории в виде системы постулатов и правил вывода, позволяющих путем дедукции получать теоремы данной теории, используется такой метод:
а) практический
б) теорематический
в) аксиоматический +

19. Идею о необходимости систематизации знаний о взаимодействиях организма со средой обитания высказал:
а) Геккель +
б) Лайель
в) Дарвин

20. … — первичная реальность и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины, концентрирует все особенности гуманитарного знания и познавательной деятельности — его коммуникативную, смыслополагающую и ценностную природу:
а) Значимое
б) Текст +
в) Смысл.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется недоказуемое положение, принимающееся без доказательства? (Аксиома)

2. При помощи чего может быть повышена активность наблюдения? (измерения объекта, его свойств).

3. Как называется метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части ? (анализ)

4. Какой метод имеет значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт (индукции)

5. Какой уровень в структуре научного знания, кроме эмпирического и теоретического, можно выделить, который содержит общие представления о действительности и процессе познания? (философский уровень)

6. К какому веку относят возникновение науки? (VI в. до н. э.)

7. К какому веку относят возникновение таких наук, как статистика и социология? (IX в.)

8. Кто стал впервые стал широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории? (Галилей)

9. Как называется предположение о возможном закономерном порядке, существенной связи между явлениями? (гипотеза)

10. Как называется процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном? (измерение)

11. Как подход предполагает исследование возникновения, формирования и развития объекта (исторический)

12. Как называется метод научного познания, где степень вероятности умозаключения зависит от количества сходных признаков у сравниваемых моделей? (аналогия)

13. Как называется метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическим обобщениям? (индукция)

14. Как называется метод перехода от общих суждений к частным? (дедукция)

15. Как называется система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе? (методология)

16. Как называется система, замещающая в познавательных процессах оригинал и находящаяся с ним в отношении сходства? (модель)

17. Как называется целостная система представлений об общих свойствах и законах природы? (Научная картина мира)

18. Как называется форма организации, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности? (теория)

19. Как называется противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, но приводящее к взаимно противоречащим заключениям? (парадокс)

20. Примером какого метода является Периодическая система химических элементов? (классификации)

Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень): выполнено 80-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (базовый уровень): выполнено 65-79% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (пороговый уровень): выполнено 50-64% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован): выполнено менее 50% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Теоретические вопросы
1. Понятие «наука». Отличие научного познания от других форм познания окружающего
мира.
2. Понятие «методология научного исследования».
3. Понятие «метод исследования».
4. Понятие «методика исследования».
5. Понятие научная проблема.
6. Понятие о гипотезе научного исследования. Основные требования к гипотезе.
7. Эмпирический уровень научного знания.
8. Факт как форма организации знания.
9. Теоретический уровень научного знания.
10. Методы теоретического познания.
11. Метатеоретический уровень научного знания.
12. Классификация наук.
13. Методологические принципы научного познания.
14. Этапы научного исследования.
15. Научная новизна исследования.
16. Типы научных исследований.
17. Системный подход в научных исследованиях.
18. Понятие система и ее основные свойства.
19. Классификация систем.
20. Системы с обратной связью. Положительная и отрицательная обратная связь.
21. Понятие о территориальных социально-экономических системах.
22. Методика изучения региональных социально-экономических систем.
23. Принципы устойчивого развития социально-экономических систем.
24. Регион как система.
25. Направления ландшафтно-экологических исследований при решении проблем
управления территорией.
26. Основные международные библиографические базы данных.
27. Виды научных публикаций.
28. Перспективные направления научных исследований в области менеджмента и
мониторинга окружающей среды.
29. Структура научной статьи.
30. Требования к аннотации научной статьи.
31. Основные требования к составлению списков литературы в научных публикациях.
32. Виды научных статей.
33. Правила подготовки обзорных статей.
34. Основные источники данных при подготовке обзорных статей.
35. Критерии выбора научных журналов.
36. Особенности подготовки тезисов для научных конференций.
37. Виды научных мероприятий для представления результатов научных исследований.
38. Этические принципы и нормы при подготовке научных статей.
39. Правила цитирования в научных публикациях.
40. Научная коммуникация: системы идентификации авторов и публикаций,
профессиональные сети.
Практическая часть (2-й вопрос):
1. Опишите методологию научного исследования для решения следующей проблемы: Новая
территория планируется для рекреационного использования. Как организовать устойчивое
развитие данной территории? Какие исследования для этого необходимо провести?
2. Сформулируйте научную проблему для следующей проблемной ситуации: Полиграф
уссурийский — один из массовых стволовых вредителей леса был завезен с древесиной с
Дальнего Востока России в регионы Южной Сибири в 2008–2010 годах. За прошедшее
десятилетие он распространился по всем районам Алтайского края, где присутствует пихта
сибирская.
3. Сформулируйте гипотезу научного исследования для следующей ситуации: Полиграф
уссурийский — один из массовых стволовых вредителей леса был завезен с древесиной с
Дальнего Востока России в регионы Южной Сибири в 2008–2010 годах. За прошедшее
десятилетие он распространился по всем районам Алтайского края, где присутствует пихта
сибирская.
4. Сформулируйте научную проблему для следующей проблемной ситуации: Территория г.
Белокурихи расположена в зоне повышенной сейсмичности. При этом известно, что
изменения содержания радона в скважинах могут использоваться при краткосрочном (3-5
дней) прогнозировании землетрясений.
5.Сформулируйте гипотезу научного исследования для следующей ситуации: Территория г.
Белокурихи расположена в зоне повышенной сейсмичности. При этом известно, что
изменения содержания радона в скважинах могут использоваться при краткосрочном (3-5
дней) прогнозировании землетрясений.
6. Определите, какой тип обратной связи показан в ситуации: глобальное потепление климата.
Ответ обоснуйте.
7. Определите, какой тип обратной связи показан в ситуации: заболачивание территории
после вырубки леса. Ответ обоснуйте.
8. Определите, какой тип обратной связи показан в ситуации: возрастание цены при
увеличении спроса. Ответ обоснуйте.
9. Определите, какой тип обратной связи показан в ситуации: сохранение постоянства
численности популяции грызунов. Ответ обоснуйте.
10.Какой индекс Хирша имеет ученый, если 4 из его 39 публикаций имеют, по крайней мере,
4 цитирования каждая, а остальные 35 имеют количество цитирований не больше 4, при этом
четвертая публикация имеет 7 цитирований.
11. С помощью каких ресурсов/источников в Интернет можно определить квартиль журнала?
12. Как определить включен ли журнал в международные базы данных Web of Science или
Scopus?
13. В ряде природных и национальных парков России с каждым годом отмечается рост числа
посетителей. Как возможно организовать управление территорией и ее устойчивое развитие в
условиях возрастающего туристского потока? Предложите и обоснуйте стратегию действий.
14. Журнал публикует научные статьи по очень широкому кругу дисциплин, количество
статей в номере также большое - от 40 и более. При отправке рукописей авторам предлагается
приложить рецензию коллег на свою научную статью. Стоит ли публиковать свою статью в
таком журнале? Ответ обоснуйте.
15. Научный журнал предлагает очень быструю публикацию статей и повышение научного
уровня статьи силами редакции. В журнале публикуются короткие статьи (3-4 страницы), а
также отдельные номера содержат материалы заочных конференций. Стоит ли публиковать
свою статью в таком журнале? Ответ обоснуйте.
16. Определите тип научного исследования по описанию полученных результатов: В ходе
исследования лиственных насаждений городской части Серебряноборского опытного
лесничества получены результаты, позволяющие оценить интенсивность и масштабы
антропогенного влияния на почвенный покров рекреационных лесов. Установлено, что под
влиянием рекреации происходят существенные изменения физического и химического
состояния супесчаных почв. Ответ обоснуйте.
17. Какой тип исследования (фундаментальное или прикладное) необходимо провести для
решения следующей задачи: определение рекреационной емкости природного парка. Ответ
обоснуйте.
18. Какой тип исследования (фундаментальное или прикладное) необходимо провести для
решения следующей задачи: разработка индикаторов и определение стандартов для
проведения рекреационного мониторинга. Ответ обоснуйте.
19. Определите тип объекта исследований (теоретический или эмпирический): почвенный
покров на пробных площадях с изучением набора почвенных горизонтов, объемного веса и
твердости почвы, ряда химических свойств почвы и др.
20. Определите тип объекта исследований (теоретический или эмпирический): модель
территориальной социально-экономической системы.

Критерии оценивания ответов на зачете

Зачтено (сформированный уровень): Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на вопросы в билете, продемонстрированы знания, умения и/или опыт профессиональной деятельности в полном объеме. Студент глубоко осмысливает и объясняет закономерности, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания (допустимо с небольшими ошибками).
Не зачтено (уровень не сформирован): Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Н. Перцик История, теория и методология географии: Учебник М.: Юрайт, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ссылка на курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Web of Science» (http://www.webofscience.com/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Методология научного исследования»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Методология научного исследования» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателем. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Методология научного исследования» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно просматривает содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументированно. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект– это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Методология научного исследования» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине «Методология научного исследования» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Методология научного исследования».
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Методология научного исследования», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг или статей, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка докладов-презентаций и выполнение практических заданий направлено на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.