МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Шваков Евгений Евгениевич

Рабочая программа дисциплины
Экономика организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - получение системного, целостного представления об организации как субъекте предпринимательской деятельности,формирование знаний в области экономики организации и компетенций, позволяющих принимать эффективные решения в области управления экономической деятельностью организациии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-5 умением выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - основы экономических знаний;
- принципы оценки, контроля и менеджмента качества;
- принципы руководства и администрирования малых групп исполнителей при решении экономических задач;
- способы применения научно-обоснованных решений на основе математики, методов системного анализа и теории управления, теории знаний
3.2.Уметь:
3.2.1. - применять основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах;
- применять принципы оценки, контроля и менеджмента качества;
- применять принципы руководства и администрирования малых групп исполнителей при решении экономических задач;
- осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке научно-обоснованных решений на основе математики, методов системного анализа и теории управления, теории знаний
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - методами анализа эффективности результатов деятельности в различных сферах;
- навыками применения принципов оценки, контроля и менеджмента качества;
- навыками применения принципов руководства и администрирования малых групп исполнителей при решении экономических задач;
- навыками выполнения экспериментов по проверке научно-обоснованных решений на основе математики, методов системного анализа, теории управления, теории знаний

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики
1.1. Предприятие в конкурентной среде Лекции 5 6 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Предприятие в конкурентной среде Практические 5 6 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Производственная программа предприятия Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.4. Материально-техническое обеспечение предприятия Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Потенциал предприятия
2.1. Основной капитал Лекции 5 6 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.2. Основной капитал Практические 5 8 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.3. Основной капитал Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.4. Оборотные фонды Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.5. Оборотные фонды Лекции 5 6 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.6. Оборотные средства Практические 5 8 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.7. Инновационная и инвестиционная политика предприятия Лекции 5 6 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.8. Инновационная и инвестиционная политика предприятия Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Управление затратами предприятия
3.1. Затраты и себестоимость продукции и услуг Лекции 5 6 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
3.2. Затраты и себестоимость продукции и услуг Практические 5 8 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
3.3. Затраты и себестоимость продукции и услуг Сам. работа 5 10 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Анализ, планирование и обеспечение эффективности деятельности предприятия
4.1. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: показатели, их анализ и планирование Лекции 5 4 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
4.2. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: показатели, их анализ и планирование Практические 5 8 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1
4.3. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия: показатели, их анализ и планирование Сам. работа 5 21 ОК-3, ПК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коршунов В.В. ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия : учебник для прикладного бакалавриата М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7C1256AA-CD62-4ED5-B0E9-C60045F9B5C0
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.cfin.ru, www.cfin.ru
Э2 http://www.aup.ru, www.aup.ru
Э3 http://www.smartcat.ru www.smartcat.ru
Э4 Курс в Moodle "Экономика организации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.