МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География биоресурсов региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
Ст. преп., Дьякова Г.С.;

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
География биоресурсов региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Г.И. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Г.И. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– получение теоретических знаний о базовых концепциях в изучении биоразнообразия и практических навыков в области проблем его сохранения;
– формирование мировоззренческих представлений и, прежде всего, системного подхода к изучению биоразнообразия;
– овладение методами анализа и оценки биоразнообразия на различных уровнях организации биосферы для практического применения в области экологического мониторинга, сохранения биологического разнообразия с учетом основных стратегий его восстановления, обеспечения безопасности и устойчивого взаимодействия человека с природной средой и обществом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- закономерности формирования биоразнообразия, его дифференциацию в географическом пространстве,
- основные виды воздействия человека на биоразнообразие, их последствия
- базовые единицы оценки биоразнообразия на разных уровнях дифференциации,
- иметь представление о путях сохранения биоразнообразия.

3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать информацию о живых объектах;
- оценивать состояние и динамику биоразнообразия, прогнозировать изменение разнообразия под воздействием природных и антропогенных факторов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Биологические ресурсы: виды, свойства и значение
1.1. Представление о биологических ресурсах Лекции 3 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.2. Теоретические аспекты биоразнообразия Лекции 3 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1
1.3. Видообразование и эволюция вида. Практические 3 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1
1.4. Устойчивость экосистемы и проблема вымирания видов Лекции 3 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1
1.5. Проблема вымирания видов Практические 3 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1
1.6. Разнообразие экосистем и возможности его изучения Лекции 3 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1
1.7. Влияние чужеродных видов на сообщества Практические 3 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1
1.8. Биологическое разнообразие биомов мира и России Лекции 3 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1
1.9. Разнообразие наземных и водных биомов Практические 3 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1
1.10. Методы оценки видового разнообразия в неоднородных сообществах (биоценозах) Лекции 3 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1
1.11. Измерение и оценка биологических ресурсов Практические 3 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1
1.12. Биологические ресурсы: понятие, виды. Особенности оценки биоресурсов Сам. работа 3 28 ПК-1 Л2.2, Л2.1
1.13. Биомасса и биопродуктивность Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.2
1.14. Методы оценки биомассы и биопродуктивности ландшафтов Сам. работа 3 6 ПК-1 Л2.2
Раздел 2. Распространение и области концентрации биоресурсов Алтайского региона
2.1. Особенности распространения биоресурсов в Алтайском регионе Лекции 3 6 ПК-1 Л2.2, Л2.1
2.2. Заповедники и национальные парки мира и России Практические 3 4 ПК-1 Л2.2, Л2.1
2.3. Красные книги и их роль в сохранении биологических ресурсов Лекции 3 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1
2.4. Области концентрации биоресурсов Алтайского региона Практические 3 6 ПК-1 Л2.2
2.5. Распространение и области концентрации биоресурсов Алтайского региона Сам. работа 3 30 ПК-1 Л2.2, Л2.1
2.6. Подготовка к зачету Сам. работа 3 22 ПК-1 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Биоразнообразие – это…
Разнообразие живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и другие водные экосистемы, экологические комплексы, частью которых они являются.
Показатель, учитывающий число видов и степень их обилия.
Показатель, учитывающий степень обилия видов.
Показатель, характеризующий качественный состав сообщества.

2. Конвенция о биологическом разнообразии была подписана в…
Рио-де-Жанейро.
Женеве.
Риме.
Лондоне.

3. Видовое богатство…
Это показатель, учитывающий число видов и степень их обилия.
Это показатель, учитывающий степень обилия видов.
Характеризует качественный состав сообщества, но ничего не говорит о количественных соотношениях видов.
Характеризует качественный и количественный составы сообщества.

4. Рост продукции экосистем способствует…
Понижению видового богатства.
Неизменности видового богатства.
Повышению видового богатства.
Исчезновению видового богатства.

5. Биологическое разнообразие не уменьшается…
От полюсов к тропикам.
От тропиков к полюсу.
С высотой.
С глубиной.

К разнообразию организменного уровня относят…
Разнообразие биомов.
Разнообразие экосистем.
Разнообразие семейств, родов, видов.
Разнообразие местообитаний.

7. α-разнообразие – это…
Разнообразие ландшафтов.
Разнообразие сообществ и местообитаний.
Разнообразие популяций, видов.
Фаунистическое или флористическое разнообразие регионов.

8. К экологическому разнообразию не относят…
Разнообразие биомов.
Разнообразие экосистем.
Разнообразие генов.
Разнообразие местообитаний.

9. Разнообразие популяций, видов – это…
γ-разнообразие.
β-разнообразие.
α- разнообразие.
δ-разнообразие.

10. К генетическому разнообразию относят…
Разнообразие биомов.
Разнообразие экосистем.
Разнообразие генов.
Разнообразие царств.

11. Любое сообщество состоит из…
Большого числа редких видов и немногих видов с высокой численностью – доминантов.
Небольшого числа редких видов и многочисленных видов доминантов.
Большого числа редких видов и многочисленных видов с высокой численностью – доминантов.
Небольшого числа редких видов и немногих видов с высокой численностью – доминантов.

12. Количественно преобладающий в данной экосистеме вид, оказывающий на ее свойства определяющее влияние, называют…
Доминантным видом.
Реликтовым видом.
Эдификаторным видом.
Редким видом.

13. Краевой, опушечный эффект – это…
Тенденция к увеличению видового разнообразия и плотности живых организмов на границах биотических сообществ.
Обогащение водоема биогенами, приводящее к чрезмерному развитию планктонных водорослей.
Резкое, многократное, относительно внезапное увеличение численности особей какого-либо вида.
Самоускоряющийся процесс локального вымирания вида.

14. Вид может стать редким в следствии…
Узкой пищевой специализации.
Распространения в самых разных биотопах.
Широкой пищевой специализации.
Большого размера популяции.


1. Не существует следующей Красной книги...
г. Барнаула.
Алтайского края.
России.
Международного союза охраны природы (МСОП).

2. Высшая категория природоохранных территорий, где сохраняются все природные комплексы, и проводится мониторинг природных процессов, называется…
Заповедниками.
Заказники.
Памятники природы.
Национальные парки.

3. Небольшие по площади территории, включающие ценные в природном отношении объекты: пещеры, скалы, водопады, рощи редких пород деревьев и т.п. – это…
Заповедники.
Заказники.
Памятники природы.
Национальные парки.

4. Национальные парки – это…
Высшая категория природоохранных территорий, где сохраняются все природные комплексы, и проводится мониторинг природных процессов.
Небольшие по площади территории, включающие ценные в природном отношении объекты: пещеры, скалы, водопады, рощи редких пород деревьев и т.п.
Обширные территории, предназначенные для защиты одной или более экосистем с научной и образовательной целями, а также для отдыха.
Категории природоохранных территорий, которые создаются в целях сохранения или восстановления нескольких компонентов природы и для поддержания общего экологического баланса; на их территориях ограничены некоторые виды хозяйственной деятельности.

5. На территории Алтайского края существует…
3 заповедника.
2 заповедника.
4 заповедника.
1 заповедник.

6. Озеро Ая – это…
Памятник природы.
Заповедник.
Природный парк.
Национальный парк.

7. В Красной книге Российской Федерации приняты шесть категорий редкости таксонов и популяций по степени угрозы их исчезновения. Выберите правильные варианты этих шести категорий.
Вероятно исчезнувшие
Находящиеся в зоопарках и ботанических садах
Скрывающиеся
Редкие
Находящиеся под угрозой исчезновения
Погибшие;
Недоучтенные
Неопределенные по статусу
Сокращающиеся в численности
Восстанавливаемые и восстанавливающиеся

8. Вид, нуждающийся в специальных мерах охраны и включенный в Красные книги различных категорий называется
Исчезнувший
Редкий
Эндемичный
Эксклюзивный

9. Комплекс процессов и действий, оказываемых на биосферу в результате разнообразной хозяйственной деятельности человека называют:
Антропогенным воздействием
Адвентизацией
Синантропизацией
Урбанизацией

10. Изменение состава и структуры растительности под влиянием антропогенных факторов называется:
Деградацией
Коадаптацией
Синантропизацией
Урбанизацией
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Общие представления о биологическом разнообразии
2. Конвенция о биологическом разнообразии
3. Структура и уровни биоразнообразия
4. Разнообразие сообществ и экосистем. Факторы, определяющие особенности биоразнообразия территории
5. Понятие о генетическом разнообразии
6. Основные причины изменчивости
7. Видовое разнообразие. Понятие вида
8. Формирование биоразнообразия. Способы возникновения новых видов
9. Состав флоры и фауны в разные геологические эпохи
10. Измерение видового разнообразия.
11. Формы и типы разнообразия.
12. Таксономическое, типологическое, структурное биоразнообразие
13. Основные законы, правила и принципы, связанные с биоразнообразием
14. Экосистемное биоразнообразие
15. Биологическое разнообразие водных и наземных экосистем
16. Факторы формирования разнообразия сообществ на определенной территории
17. Понятие об ареале. Типы ареалов
18. Космополиты.
19. Эндемики.
20. Реликты
21. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений
22. Разнообразие биомов России
23. Биоразнообразие флоры и фауны России
24. Инвазивные виды. Критерии отнесения вида к чужеродным
25. Параметры оценки адвентивных видов
26. Понятие интродукции
27. Общие закономерности процесса внедрения чужеродных видов. Особенности адвентивных видов
28. Основные функции охраняемых природных территорий и искусственных центров разведения в сохранении редких видов растений, животных и сообществ живых организмов
29. Антропогенное изменение биомов
30. Оценка опасности изменений на уровне популяций и сообществ
31. Стабильность и устойчивость биологических систем
32. Влияние техногенного загрязнения на разнообразие наземных и морских экосистем
33. Международные программы мониторинга биоразнообразия
34. Мониторинг биоразнообразия в России. Значение ООПТ при проведении мониторинга.
35. Современное состояние биоразнообразия на континентах
36. Международные организации, занимающиеся проблемами сохранения биоразнообразия (МСоЭС, ДДОП, WWF, Гринпис, МЗК)
37. Деятельность МСОП по сохранению биоразнообразия
38. Система ООПТ в России
39. Инвентаризация и учет редких и исчезающих видов. Красные книги
40. Международные соглашения в области сохранения биоразнообразия
41. Биомное разнообразие. Тундры
42. Биомное разнообразие. Бореальные хвойные леса
43. Биомное разнообразие. Листопадные леса умеренной зоны
44. Биомное разнообразие. Саванны
45. Биомное разнообразие. Степи
46. Биомное разнообразие. Пустыни
47. Биомное разнообразие. Субтропические леса и кустарники
48. Биомное разнообразие. Тропические дождевые леса
49. Биомное разнообразие. Пресноводные экосистемы
50. Биомное разнообразие. Морские экосистемы
51. Инвазивные виды растений. Их влияние на экосистемы
52. Инвазивные виды животных. Их влияние на экосистемы
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. Ю.В. Козырева, Н.В. Рыгалова География Алтайского края: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кабельчук Б.В., Лысенко И.О., Емельянов А.В., Гусев А.А. Биоразнообразие : курс лекций: Ставрополь : Агрус, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Пушкин, С.В. Охрана биоразнообразия: Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Иванова Т.Г., Синицын И.С. ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ С ОСНОВАМИ ПОЧВОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология. window.edu.ru
Э2 Жизнь растений plantlife.ru
Э3 Иллюстрированная Энциклопедия Животных filin.vn.ua
Э4 Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. animalkingdom.su
Э5 Жизнь растений цифровая тематическая библиотека plant.geoman.ru
Э6 Лесная энциклопедия forest.geoman.ru
Э7 Птицы цифровая тематическая библиотека о птицах. bird.geoman.ru
Э8 Беспозвоночные (от простейших до насекомых) invertebrates.geoman.ru
Э9 Чёрная книга флоры Средней России. Чужеродные виды растений в экосистемах Средней России. www.bookblack.ru
Э10 Российский Журнал Биологических Инвазий www.sevin.ru
Э11 http://www.issg.org/database/species/ecology.asp?si=67&fr=1&sts=&lang=EN Global Invasive Species Database http://www.issg.org/database/species/ecology.asp?si=67&fr=1&sts=&lang=EN Global Invasive Species Database
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.