МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бухгалтерский и управленческий учет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Семиколенова М.Н.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Бухгалтерский и управленческий учет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 04.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Санникова И.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 04.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова И.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студента профессиональных компетенций, связанных с решением профессиональных задач организационно-управленческой и информационно-аналитической деятельности в области бухгалтерского управленческого учета

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа
ПК-5 умением выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- элементы метода бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов;
- классификацию счетов бухгалтерского учета.
3.2.Уметь:
3.2.1.- формировать первичные и сводные документы;
- составлять учетные регистры, отражающие факты хозяйственной жизни, субъекта хозяйствования;
- выбирать корреспондирующие счета.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- Навыками заполнения, налоговых деклараций;
- навыками подготовки статистической отчетности
- способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа
- умением выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в бухгалтерский и управленческий учет
1.1. Реформирование российской системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами: разделение учета на финансовый и управленческий, законодательное и нормативное регулирование. Понятие об управленческом учете, его цель и задачи. Характеристика метода управленческого учета. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета. Подходы к взаимодействию управленческого и финансового учета. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений. Этические нормы поведения бухгалтера. Международный стандарт этики бухгалтерской профессии. Кодекс этики члена института профессиональных бухгалтеров России. Лекции 4 4 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Реформирование российской системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами: разделение учета на финансовый и управленческий, законодательное и нормативное регулирование. Понятие об управленческом учете, его цель и задачи. Характеристика метода управленческого учета. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета. Подходы к взаимодействию управленческого и финансового учета. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений. Этические нормы поведения бухгалтера. Международный стандарт этики бухгалтерской профессии. Кодекс этики члена института профессиональных бухгалтеров России. Практические 4 6 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Реформирование российской системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами: разделение учета на финансовый и управленческий, законодательное и нормативное регулирование. Понятие об управленческом учете, его цель и задачи. Характеристика метода управленческого учета. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета. Подходы к взаимодействию управленческого и финансового учета. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений. Этические нормы поведения бухгалтера. Международный стандарт этики бухгалтерской профессии. Кодекс этики члена института профессиональных бухгалтеров России. Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Затраты и их классификация
2.1. Затраты как один из основных элементов управленческого учета. Особенности классификации и измерения величины затрат и результатов деятельности в управленческом учете. Сущность и содержание понятий расхода, дохода, затрат и издержек в предпринимательской деятельности. Различие между ними. Результаты финансовой деятельности организации. Сущность и содержание затрат и результатов производственной деятельности предприятия. Затраты относимые на себестоимость продукции, прибыль предприятия и специальные источники финансирования. Лекции 4 4 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Затраты как один из основных элементов управленческого учета. Особенности классификации и измерения величины затрат и результатов деятельности в управленческом учете. Сущность и содержание понятий расхода, дохода, затрат и издержек в предпринимательской деятельности. Различие между ними. Результаты финансовой деятельности организации. Сущность и содержание затрат и результатов производственной деятельности предприятия. Затраты относимые на себестоимость продукции, прибыль предприятия и специальные источники финансирования. Практические 4 4 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Затраты как один из основных элементов управленческого учета. Особенности классификации и измерения величины затрат и результатов деятельности в управленческом учете. Сущность и содержание понятий расхода, дохода, затрат и издержек в предпринимательской деятельности. Различие между ними. Результаты финансовой деятельности организации. Сущность и содержание затрат и результатов производственной деятельности предприятия. Затраты относимые на себестоимость продукции, прибыль предприятия и специальные источники финансирования. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Концепция и терминология, группировка издержек деятельности предприятия
3.1. Основы теории учета производства и затрат. Понятие и уровни производственной мощности предприятия. Зависимость величины затрат от объема производства и уровня использования производственных возможностей: постоянные, пропорциональные, прогрессирующие и дегриссирующие расходы. Понятие о валовых, средних и предельных издержках. Зависимость затрат от изменения объема производства и сбыта продукции. Методы деления затрат на постоянные и переменные. Понятия суммы и ставки покрытия, маржинальных затрат и дохода. Экономическая и бухгалтерская модели безубыточности. Точка нулевой прибыли, зоны убытков и прибылей. Использование данных о величине предельных затрат для оптимизации управленческих решений. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Основы теории учета производства и затрат. Понятие и уровни производственной мощности предприятия. Зависимость величины затрат от объема производства и уровня использования производственных возможностей: постоянные, пропорциональные, прогрессирующие и дегриссирующие расходы. Понятие о валовых, средних и предельных издержках. Зависимость затрат от изменения объема производства и сбыта продукции. Методы деления затрат на постоянные и переменные. Понятия суммы и ставки покрытия, маржинальных затрат и дохода. Экономическая и бухгалтерская модели безубыточности. Точка нулевой прибыли, зоны убытков и прибылей. Использование данных о величине предельных затрат для оптимизации управленческих решений. Практические 4 4 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Основы теории учета производства и затрат. Понятие и уровни производственной мощности предприятия. Зависимость величины затрат от объема производства и уровня использования производственных возможностей: постоянные, пропорциональные, прогрессирующие и дегриссирующие расходы. Понятие о валовых, средних и предельных издержках. Зависимость затрат от изменения объема производства и сбыта продукции. Методы деления затрат на постоянные и переменные. Понятия суммы и ставки покрытия, маржинальных затрат и дохода. Экономическая и бухгалтерская модели безубыточности. Точка нулевой прибыли, зоны убытков и прибылей. Использование данных о величине предельных затрат для оптимизации управленческих решений Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Основные модели учета затрат
4.1. Основные принципы организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Понятие себестоимости и ее виды. Учет фактической себестоимости продукции на базе реальных, средних и нормативных затрат. Системы учета полных и переменных затрат. Организация и методология учета полных издержек производства. Преимущества и недостатки системы учета полных затрат. Сущность метода «директ-костинг». Простой и развитой директ-костинг: различия в исчислении себестоимости и финансового результата. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Основные принципы организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Понятие себестоимости и ее виды. Учет фактической себестоимости продукции на базе реальных, средних и нормативных затрат. Системы учета полных и переменных затрат. Организация и методология учета полных издержек производства. Преимущества и недостатки системы учета полных затрат. Сущность метода «директ-костинг». Простой и развитой директ-костинг: различия в исчислении себестоимости и финансового результата. Практические 4 2 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Основные принципы организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Понятие себестоимости и ее виды. Учет фактической себестоимости продукции на базе реальных, средних и нормативных затрат. Системы учета полных и переменных затрат. Организация и методология учета полных издержек производства. Преимущества и недостатки системы учета полных затрат. Сущность метода «директ-костинг». Простой и развитой директ-костинг: различия в исчислении себестоимости и финансового результата. Сам. работа 4 5 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
5.1. Понятие о носителях затрат. Назначение группировки расходов по видам продукции. Учет и распределение накладных расходов. Особенности исчисления и контроля накладных расходов в управленческом учете. Методы распределения затрат обслуживающих центров. Поглощение накладных расходов, сущность метода АВС. Основные методы калькулирования: метод деления и накопления затрат. Передельная и позаказная калькуляция. Разновидности передельной калькуляции. Учетные записи в передельном калькулировании. Позаказная (накопительная) калькуляция, область применения, особенности составления. Пути совершенствования позаказного калькулирования. Учетные записи в позаказном методе калькулирования Лекции 4 1 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Понятие о носителях затрат. Назначение группировки расходов по видам продукции. Учет и распределение накладных расходов. Особенности исчисления и контроля накладных расходов в управленческом учете. Методы распределения затрат обслуживающих центров. Поглощение накладных расходов, сущность метода АВС. Основные методы калькулирования: метод деления и накопления затрат. Передельная и позаказная калькуляция. Разновидности передельной калькуляции. Учетные записи в передельном калькулировании. Позаказная (накопительная) калькуляция, область применения, особенности составления. Пути совершенствования позаказного калькулирования. Учетные записи в позаказном методе калькулирования Практические 4 2 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Понятие о носителях затрат. Назначение группировки расходов по видам продукции. Учет и распределение накладных расходов. Особенности исчисления и контроля накладных расходов в управленческом учете. Методы распределения затрат обслуживающих центров. Поглощение накладных расходов, сущность метода АВС. Основные методы калькулирования: метод деления и накопления затрат. Передельная и позаказная калькуляция. Разновидности передельной калькуляции. Учетные записи в передельном калькулировании. Позаказная (накопительная) калькуляция, область применения, особенности составления. Пути совершенствования позаказного калькулирования. Учетные записи в позаказном методе калькулирования Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Исчисление затрат по местам формирования, центрам ответственности и бюджетирования
6.1. Понятие центра ответственности и места формирования затрат, критерии их обособления. Поле, сфера, место и центр расходов предприятия. Назначение и техника группировки издержек по центрам ответственности и местам образования. Распределение расходов между отдельными местами издержек и центрами ответственности. Базы распределения затрат мест и центров. Формирование и учет затрат по местам формирования и центрам ответственности на основе принципа двойной записи и матричной модели ведомости производственных расходов. Системы счетов управленческого учета и особенности их применения. Бюджетирование в системе управленческого учета, цели и концепции подготовки смет, виды сметных систем, фиксированные и гибкие сметы. Методы выявления отклонений от сметы Лекции 4 1 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.2. Понятие центра ответственности и места формирования затрат, критерии их обособления. Поле, сфера, место и центр расходов предприятия. Назначение и техника группировки издержек по центрам ответственности и местам образования. Распределение расходов между отдельными местами издержек и центрами ответственности. Базы распределения затрат мест и центров. Формирование и учет затрат по местам формирования и центрам ответственности на основе принципа двойной записи и матричной модели ведомости производственных расходов. Системы счетов управленческого учета и особенности их применения. Бюджетирование в системе управленческого учета, цели и концепции подготовки смет, виды сметных систем, фиксированные и гибкие сметы. Методы выявления отклонений от сметы Практические 4 4 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.3. Понятие центра ответственности и места формирования затрат, критерии их обособления. Поле, сфера, место и центр расходов предприятия. Назначение и техника группировки издержек по центрам ответственности и местам образования. Распределение расходов между отдельными местами издержек и центрами ответственности. Базы распределения затрат мест и центров. Формирование и учет затрат по местам формирования и центрам ответственности на основе принципа двойной записи и матричной модели ведомости производственных расходов. Системы счетов управленческого учета и особенности их применения. Бюджетирование в системе управленческого учета, цели и концепции подготовки смет, виды сметных систем, фиксированные и гибкие сметы. Методы выявления отклонений от сметы Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Нормативный учет и система «стандарт-кост»
7.1. Общая характеристика и цели нормативного учета. Нормативный учет и стандарт-кост: общее и различие, история формирования как системы. Нормативная себестоимость и калькуляция. Учет изменения норм: техника учета и назначение. Выявление и учет отклонение от норм затрат при нормативном методе и стандарт-косте. Исчисление фактической себестоимости товарного выпуска продукции и себестоимости ее единицы при нормативном учете на базе полных и переменных затрат. Использование данных стандарт-коста и нормативного учета для управления организацией Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
7.2. Общая характеристика и цели нормативного учета. Нормативный учет и стандарт-кост: общее и различие, история формирования как системы. Нормативная себестоимость и калькуляция. Учет изменения норм: техника учета и назначение. Выявление и учет отклонение от норм затрат при нормативном методе и стандарт-косте. Исчисление фактической себестоимости товарного выпуска продукции и себестоимости ее единицы при нормативном учете на базе полных и переменных затрат. Использование данных стандарт-коста и нормативного учета для управления организацией Практические 4 2 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
7.3. Общая характеристика и цели нормативного учета. Нормативный учет и стандарт-кост: общее и различие, история формирования как системы. Нормативная себестоимость и калькуляция. Учет изменения норм: техника учета и назначение. Выявление и учет отклонение от норм затрат при нормативном методе и стандарт-косте. Исчисление фактической себестоимости товарного выпуска продукции и себестоимости ее единицы при нормативном учете на базе полных и переменных затрат. Использование данных стандарт-коста и нормативного учета для управления организацией Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Проблемы организации управленческого учета
8.1. Организационные аспекты управленческого учета. Структура системы управленческого учета. Схема учетных записей при интегрированной и автономной формах связи между управленческой и финансовой бухгалтерией. Понятие и принципы формирования управленческой отчетности Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
8.2. Организационные аспекты управленческого учета. Структура системы управленческого учета. Схема учетных записей при интегрированной и автономной формах связи между управленческой и финансовой бухгалтерией. Понятие и принципы формирования управленческой отчетности Практические 4 2 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
8.3. Организационные аспекты управленческого учета. Структура системы управленческого учета. Схема учетных записей при интегрированной и автономной формах связи между управленческой и финансовой бухгалтерией. Понятие и принципы формирования управленческой отчетности Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Использование данных управленческого учета для обоснования решений на разных уровнях управления
9.1. Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации. Учет количественных и качественных факторов, альтернативных издержек. Использование релевантного подхода в типичных хозяйственных ситуациях. Решения задач оптимизации программ снабжения, производства и сбыта с использованием данных управленческого учета Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
9.2. Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации. Учет количественных и качественных факторов, альтернативных издержек. Использование релевантного подхода в типичных хозяйственных ситуациях. Решения задач оптимизации программ снабжения, производства и сбыта с использованием данных управленческого учета Практические 4 2 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
9.3. Модели принятия управленческих решений на основе учетной информации. Учет количественных и качественных факторов, альтернативных издержек. Использование релевантного подхода в типичных хозяйственных ситуациях. Решения задач оптимизации программ снабжения, производства и сбыта с использованием данных управленческого учета Сам. работа 4 12 ПК-1, ПК-5 Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=909
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-1: способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Релевантные расходы зависят:
а) от возраста предприятия;
б) объема деятельности и продаж;
в) принимаемого решения по управлению
2. Группировка затрат по статьям калькуляции – отличительный признак:
а) финансового учета;
б) налогового учета;
в) управленческого учета
3. Более информативными являются калькуляции:
а) элективные;
б) кумулятивные;
в) параметрические.
4. Возможность отнести затраты или их часть на конкретные обособленные виды изделий или услуг является главным отличительным признаком:
а) параметрических калькуляций;
б) позаказного калькулирования;
в) коэффициентного многопередельного калькулирования
5. Умножив нормативную цену прямых материалов на нормативное количество прямых материалов, получим:
а) отклонение по цене прямых материалов;
б) отклонение по количеству (по использованию) прямых материалов;
в) нормативные затраты прямых материалов
6. Организация решила арендовать новый станок. Плата за аренду рассматривается как затраты:
а) переменные;
б) постоянные;
в) полупеременные
Проверяемая компетенция ПК-5: умением выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат
7. В рамках масштабной базы удельные постоянные расходы при увеличении деловой активности организации:
а) остаются неизменными;
б) постепенно уменьшаются;
в) возрастают.
8. Для данного отчетного периода и определенного вида продукции минимальные затраты должны быть в калькуляции:
а) плановой;
б) нормативной;
в) фактической
9. Процесс принятия управленческого решения обычно включает:
а) анализ двух или более альтернатив и выбор наилучшей из них;
б) выбор действий, которые обеспечивают наибольший объем продаж;
в) получение внешнего финансирования для проектов;
г) отбор только двух альтернатив для анализа.
10. Точка безубыточности рассчитывается:
а) как разница между доходом от продаж и переменными затратами;
б) как отношение постоянных затрат на маржинальный доход в расчете на единицу продукции;
в) объем продаж при наибольшей эффективности производства
11. Вмененные издержки предприятия представляют собой:
а) реальные затраты предприятия на производство и сбыт продукции;
б) расходы будущих периодов, включаемые в себестоимость;
в) экономическая выгода, упущенная вследствие предпочтения одного способа действий другим
12. Какие из следующих затрат включаются в производственную себестоимость при методе учета полных затрат и не включаются при методе учета переменных затрат:
а) переменные общепроизводственные расходы;
б) постоянные общепроизводственные расходы;
в) прямые материальные затраты;
г) прямые трудовые затраты

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. в
2. в
3. а
4. б
5. в
6. б
7. б
8. б
9. а
10. б
11. в
12. б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Проверяемая компетенция ПК-1: способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа
1. Разница между выручкой от продаж и переменными расходами это _________ ___________ .
2. Метод учета затрат, при котором аккумулирование затрат осуществляется по производственным подразделениям, а не по отдельным заказам называется ______ метод.
3. Затраты, которые не изменяются при изменении объемов производства – это ____ затраты.
4. Компания предполагает продавать продукцию А по цене 27 руб. за единицу, переменные расходы предполагаются равными 15 руб. за единицу. Постоянные расходы составят 197 040 руб. за месяц. Определить сколько единиц продукции должно быть продано за месяц, чтобы компания получила прибыли 6 000 руб. за месяц.
5. Метод учета затрат, при котором распределение косвенных расходов осуществляется исходя из бюджетных ставок распределения, - это _____ метод
6. Какой метод калькулирования целесообразно применять в массовых производствах однородной продукции для определения себестоимости?
7. Компания в ежемесячном отчете о прибыли показывает объем реализации – 200 000 руб., производственные расходы – 80 000 руб. (40% постоянные), коммерческие и административные расходы – 100 000 руб. (60% переменные). Рассчитать маржинальную прибыль, игнорируя материальные запасы.
8. Компания предполагает продавать продукцию А по цене 27 руб. за единицу, переменные расходы предполагаются равными 15 руб. за единицу. Постоянные расходы составят 197 040 руб. за месяц. Рассчитайте точку безубыточности в единицах продукции.
9. Затраты, размер которых находится в прямой зависимости от уровня производственной деятельности – это _________ затраты.
10. Система экономических расчетов себестоимости единицы продукции отдельных видов продукции (работ, услуг) – это ______
11. Объектом учета затрат и объектом калькулирования при позаказном методе учета затрат является отдельный производственный_____.
12. Структурное подразделение организации, во главе которого стоит руководитель (менеджер), контролирующий в определенной для данного подразделения степени затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса) - это ________ _________
13. Центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки – это центр _________________
14. Тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции – это _______ затраты.
15. Бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации, где доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации – это ______ бюджет.
16. При методе учета затрат «Директ-костинг» в себестоимость продукции включаются _____ затраты.
17. Если предприятие в отчетном периоде произвело закупку сырья и материалов, оно осуществило _____
18. Затраты прошлых периодов, которые возникли в результате принятого решения и никоим образом не будут изменены в будущем – это ______ затраты.
19. Затраты, которые невозможно или экономически не выгодно прямо отнести на носитель затрат – это ______ затраты.
Проверяемая компетенция ПК-5: умением выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат
20. Для учета себестоимости произведенных полуфарикатов на стадиях обработки при полуфарикатном варианте учета используется счет ____
21. Определите себестоимость выпущенной готовой продукции, если остатки незавершенного производства на начало периода составляют 75 000 руб, остатки незавершенного производства на конец периода 55 000 руб., затраты на производство за отчетный период – 380 000 руб. Сумму указать в рублях
22. Калькуляция, которая представляет собой расчет себестоимости продукции не объекта калькулирования, а единицы параметра его производительности и других полезных свойств – это _____ калькуляция.
23. Калькуляция, которая предусматривает тот уровень затрат на производство и продажу продукции, который должен быть достигнут в течение заданного планируемого периода времени – это ____ калькуляция.
24. Сегмент деятельности, руководитель которого отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения – это центр _____ .
25. Составление бюджетов начинается с формирования бюджета ______ .
26. Бюджет, пересчитанный на фактический объем деятельности- это_____ бюджет.
27. Чему равен запас финансовой прочности в абсолютном выражении, если в отчетном периоде сумма постоянных затрат – 100 тыс. рублей, удельные переменные затраты – 60 рублей, отпускная цена единицы продукции – 80 рублей, объем продаж – 8 000 штук.
28. Определите величину прибыли от реализации продукции на конец месяца, если известны следующие
данные: прибыль на начало месяца - 20 000 руб., выручка от реализации продукции, вкл. НДС - 480 000 руб., производственная себестоимость реализованной продукции - 250 500 руб., НДС – 80 000 руб., коммерческие расходы – 100 000 руб. Сумму прибыли укажите цифрами в рублях
29. Цена, по которой продукция и услуги передаются другим подразделениям одной компании, называется _____ цена.
30. Способ исчисления фактических затрат на производство продукции, основанный на предварительном нормировании издержек – это ______ метод учета затрат.
31. Способ организации учета производственных расходов и исчисления себестоимости продукции, при котором учет затрат ведется по отдельным переделам, технологическим стадиям – это _____ метод учета затрат.
32. Предполагаемый объема продаж компании - 6 000 тыс. руб., переменные затраты – 3 900 тыс. руб., постоянные затраты – 1 400 тыс. руб. Чему будет равна критическая точка в тыс. руб.
33. Компания планирует продать 200 000 единиц продукции В. Постоянные затраты – 400 000 руб. и переменные затраты – 60% от цены продажи. Для того чтобы иметь операционную прибыль 100 000 руб., цена продажи единицы продукции должна быть _____ (укажите в руб. и копейках)
34. Компания планирует себестоимость проданной продукции 2 000 000 руб., в том числе постоянные затраты – 400 000 руб. и переменные затраты 75 % от объема чистой продажи. Какой планируется объем чистой продажи? Ответ укажите в тыс. руб.
35. Стоимость материалов, израсходованных на производство продукции, по способу включения затрат в себестоимость продукции – это затраты _____.
36. Бюджет, который охватывает общую деятельность организации – это бюджет _____.
37. Процесс составления бюджета организации - это бюджетный _____.
38. В условиях системы «директ-костинг» постоянные общероизводственные расходы списываются бухгалтерской записью: дебет счета ___ кредит счета ____
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. маржинальный доход
2. попередельный
3. постоянные
4. 16 920
5. позаказный
6. попроцессный
7. 92 000
8. 16 420
9. переменные
10. калькулирование
11. заказ
12. центр ответственности
13. доходов
14. нормативные
15. статический
16. переменные
17. затраты
18. безвозвратные
19. косвенные
20. 21
21. 400 000
22. параметрическая
23. плановая
24. прибыли
25. продаж
26. гибкий
27. 240 000
28. 69 500
29. трансфертная
30. нормативный
31. попередельный
32. 4000
33. 4,17
34. 2 133
35. прямые
36. генеральный
37. цикл
38. 90-25

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Сущность и назначение управленческого учета
2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета
3. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений
4. Этические нормы поведения бухгалтера
5. Понятия «затраты», «издержки», «расход»
6. Классификация затрат для калькулирования и оценки произведенной продукции
7. Группировка затрат для принятия решений и планирования
8. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования
9. Понятие и уровни производственной мощности
10. Экономическая модель безубыточности производства
11. Бухгалтерская модель безубыточности производства
12. Построение графика безубыточности
13. Построение графика валовой прибыли
14. Построение графика прибыли и объема производства
15. Понятие центра ответственности и их виды
16. Учет затрат по центрам ответственности
17. Основные принципы организации учета затрат
18. Понятия «себестоимость», «калькуляция» и их виды
19. Отличия систем учета переменных и полных затрат
20. Сущность метода "Директ-костинг"
21. Формирование финансового результата в системе учета полных и переменных затрат
22. Деление затрат на прямые и косвенные
23. Методы распределения косвенных затрат на носитель затрат
24. Попроцессный метод калькулирования себестоимости
25. Попередельный метод учета затрат
26. Позаказный метод учета затрат
27. Система нормативного учета затрат
28. Понятие нормативных затрат и система "Стандарт-кост"
29. Элементы нормативных затрат на единицу продукции
30. Алгоритм применения нормативов при использовании системы «стандарт-кост»
31. Отклонения фактических затрат и их анализ
32. Учетные записи при методе «стандарт-кост»
33. Определение релевантных издержек
34. Критерии принятия решений об объеме и структуре выпуска продукции
35. Решения о цене реализации товара
36. Расформирование сегмента
37. Принятие решений и ограничивающие факторы
38. Решение о собственном производстве или закупке
39. Организация подсистем финансового и управленческого учета
40. Управленческая отчетность как объект управленческого учета
41. Принципы составления управленческой отчетности
42. Принципы представления управленческой отчетности
43. Бюджетирование и функции бюджета
44. Разработка оперативного бюджета
45. Разработка финансового бюджета
46. Бюджет денежных средств: порядок составления и взаимосвязи с общим бюджетом
47. Принципы учета затрат и бюджетирования по видам деятельности (АВС)

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично(зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо(зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно(зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно(не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Воронова Е.Ю. БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ : учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чая В.Т., Чупахина Н.И. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Семиколенова М.Н. Управленческий учет: учеб. пособие: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л3.2 М. Н. Семиколенова [и др.] Бухгалтерский управленческий учет: практикум: практикум Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в ЭИОС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010),бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в Приложении.