МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в DevOps

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_Системный анализ и управление_САиУЭС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Стерлягов Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Введение в DevOps

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 27.03.03 Системный анализ и управление (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 902)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Трошкина Галина Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Трошкина Галина Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить современные принципы и технологии построения ИТ-инфраструктуры предприятия с целью повышения эффективности процесса разработки ПО;
изучить современные технологии, методы и инструментальные средства, используемых для поддержки процессов разработки, сборки и интеграции программного обеспечения информационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен эксплуатировать системы управления, применять современные инструментальные средства, технологии программирования и анализа данных
ПК-3.1 Знает системы управления, современные инструментальные средства, технологии программирования и анализа данных
ПК-3.2 Умеет эксплуатировать системы управления
ПК-3.3 Применяет современные инструментальные средства, технологии программирования и анализа данных в процессе эксплуатации систем управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.компоненты ИТ-инфрасруктуры предприятия;
особенности операционных систем (ОС) Linux/Unix;
основные принципы и команды CLI;
основы администрирования в ОС Linux/Unix;
основы построения компьютерных сетей;
основные инструменты разработчика;
принципы управления версиями и документацией;
основы Continuous Integration (CI).
3.2.Уметь:
3.2.1.устанавливать и настраивать основные инфраструктурные компоненты для проектирования и разработки информационных систем;
выполнять базовые функции администрирования ОС Linux/Unix;
работать с CLI и системными утилитами;
конфигурировать локальные сети;
устанавливать и настраивать инструменты разработчика и необходимые библиотеки;
управлять репозиторием проекта (локальным и удалённым);
генерировать документацию программного кода;
строить пайплайны для веб-приложений и API.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными технологиями построения и управления ИТ-инфраструктуры предприятия;
навыками работы и администрирования в ОС Linux/Unix;
навыками работы с Git/GitHub/GitLab и Doxygen;
навыками построения пайплайнов для веб-приложений и API.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1. Введение. Основные понятия. ИТ-инфраструктура предприятия. Лекции 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.4
1.2. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.4
Раздел 2. Вычислительная инфраструктура
2.1. Организация серверов. Виртуализация. Облачные вычисления. Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.8, Л1.1
2.2. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.8, Л1.1
2.3. Основы виртуализации. Лабораторные 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1
2.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1
2.5. Национальные особенности развития инфраструктуры. Отечественные технологические компоненты. Лекции 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1
2.6. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1
2.7. Виртуализация XenServer. Лабораторные 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
2.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
2.9. Облачная инфраструктура. Лабораторные 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.8
2.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.8
Раздел 3. Введение в сетевые операционные системы
3.1. Стеки сетевых протоколов. Адресация в IP-сетях. Утилиты для работы с сетью. Топология сетей. Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.10, Л1.2
3.2. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.10, Л1.2
3.3. Пользовательские интерфейсы в Linux/Unix. Файловая система. Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.10, Л1.2
3.4. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.10, Л1.2
3.5. Корпоративная сеть. Лабораторные 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.10, Л1.2
3.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.10, Л1.2
3.7. Обеспечение безопасности. Управление доступом. Шифрование. Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.10, Л1.2
3.8. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.10, Л1.2
3.9. Создание безопасной экспериментальной среды. Лабораторные 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.10, Л1.2
3.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.10, Л1.2
Раздел 4. Автоматизация процессов разработки ПО
4.1. Инструменты разработчика. Лекции 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.3, Л2.7, Л2.10, Л2.11
4.2. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.8, Л2.3, Л2.7, Л2.10, Л2.11
4.3. Развёртывание среды разработки. Лабораторные 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.10, Л2.11
4.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.10, Л2.11
4.5. Автоматизация документирования программного кода. Лекции 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6
4.6. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6
4.7. Документирование программного кода с помощью Doxygen. Лабораторные 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6
4.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6
4.9. Управление изменениями. Контроль версий с использованием Git. Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.6
4.10. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.6
4.11. Управление версиями с помощью Git. Лабораторные 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6
4.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6
4.13. Основы Continuous Integration (CI). Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.2, Л2.9, Л2.5, Л2.11
4.14. Чтение лекции и литературы. Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.2, Л2.9, Л2.5, Л2.11
4.15. Создание пайплайнов для веб-приложений. Лабораторные 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.2, Л2.9, Л2.11
4.16. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.2, Л2.9, Л2.11
4.17. Создание пайплайнов для API. Лабораторные 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6, Л2.3, Л2.9, Л2.5
4.18. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 5 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.6, Л2.3, Л2.9, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   FOS-SAU.pdf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Олейник А. И. ИТ-инфраструктура: Профессиональная литература Издательский дом Высшей школы экономики, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Колисниченко Д. Н. LINUX. Полное руководство По работе и администрированию: Уровень образования: Бакалавриат, Магистратура, Специалитет, Аспирантура Наука и Техника, 2021 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Долженко А.И. Управление информационными системами: М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008 biblioclub.ru
Л2.2 Вестра Э. Разработка геоприложений на языке Python: Издательство "ДМК Пресс", 2017 e.lanbook.com
Л2.3 Коэльо Л.П., Ричарт В. Построение систем машинного обучения на языке Python: Издательство "ДМК Пресс", 2016 e.lanbook.com
Л2.4 Данилин А. В., Слюсаренко А. И. ИТ-стратегия: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.5 Шарден Б., Массарон Л., Боскетти А. Крупномасштабное машинное обучение вместе с Python: Учебные пособия Издательство "ДМК Пресс", 2018 //ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Л2.6 Л. Рамальо Python. К вершинам мастерства: ДМК Пресс, 2016//ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Л2.7 Гринберг М. Разработка веб-приложений с использованием Flask на языке Python: Издательство "ДМК Пресс", 2014 e.lanbook.com
Л2.8 Губарев В. В., Савульчик С. А., Чистяков Н. А. Введение в облачные вычисления и технологии: учебное пособие НГТУ //ЭБС "ONLINE", 2013 biblioclub.ru
Л2.9 Митчелл Р. Скрапинг веб-сайтов с помощю Python: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2016 e.lanbook.com
Л2.10 Гончарук С. В. Администрирование ОС Linux: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л2.11 Персиваль Г. Python. Разработка на основе тестирования. Повинуйся Билли-тестировщику, используя Django, Selenium и JavaScript / перевод с английского А. В. Логунов.: Москва : ДМК Пресс, 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 DevOps — ключевые идеи и практики | Yandex Cloud cloud.yandex.ru
Э2 Открытые системы osp.ru
Э3 Курс в Moodle "Введение в DevOps" portal.edu.asu.ru
Э4 Учебный центр SoftLine edu.softline.com
Э5 Git git-scm.com
Э6 IBM developerWorks developer.ibm.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Oracle VirtualBox/KVM;
дистрибутив GNU/Linux (любой, общего назначения, с поддержкой репозитория);
стандартный набор утилит Linux;
Apache;
MariaDB;
phpMyAdmin;
PostgreSQL;
pgAdmin;
GnuPG;
Git;
TeX Live,
Kile/TeXmaker,
doxygen+doxywizard;
Python3;
IDLE/Anaconda/Spider;
PEP8;
Flake8;
Pylint;
FastAPI;
Flask;
Visual Studio Code;
Firefox/Chrome/Chromium/Opera;
Libre Office/Open Office;
Okular/AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2181.