Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 27.03.03. Системный анализ и управление |
Профиль | Системный анализ и управление экономическими системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 27_03_03_Системный анализ и управление_САиУЭС-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Трошкина Галина Николаевна
1.1. | изучить современные принципы и технологии построения ИТ-инфраструктуры предприятия с целью повышения эффективности процесса разработки ПО; изучить современные технологии, методы и инструментальные средства, используемых для поддержки процессов разработки, сборки и интеграции программного обеспечения информационных систем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-3 | Способен эксплуатировать системы управления, применять современные инструментальные средства, технологии программирования и анализа данных |
ПК-3.1 | Знает системы управления, современные инструментальные средства, технологии программирования и анализа данных |
ПК-3.2 | Умеет эксплуатировать системы управления |
ПК-3.3 | Применяет современные инструментальные средства, технологии программирования и анализа данных в процессе эксплуатации систем управления |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | компоненты ИТ-инфрасруктуры предприятия; особенности операционных систем (ОС) Linux/Unix; основные принципы и команды CLI; основы администрирования в ОС Linux/Unix; основы построения компьютерных сетей; основные инструменты разработчика; принципы управления версиями и документацией; основы Continuous Integration (CI). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | устанавливать и настраивать основные инфраструктурные компоненты для проектирования и разработки информационных систем; выполнять базовые функции администрирования ОС Linux/Unix; работать с CLI и системными утилитами; конфигурировать локальные сети; устанавливать и настраивать инструменты разработчика и необходимые библиотеки; управлять репозиторием проекта (локальным и удалённым); генерировать документацию программного кода; строить пайплайны для веб-приложений и API. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | современными технологиями построения и управления ИТ-инфраструктуры предприятия; навыками работы и администрирования в ОС Linux/Unix; навыками работы с Git/GitHub/GitLab и Doxygen; навыками построения пайплайнов для веб-приложений и API. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в дисциплину | ||||||
1.1. | Введение. Основные понятия. ИТ-инфраструктура предприятия. | Лекции | 5 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л2.4 |
1.2. | Чтение лекции и литературы. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л2.4 |
Раздел 2. Вычислительная инфраструктура | ||||||
2.1. | Организация серверов. Виртуализация. Облачные вычисления. | Лекции | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.8, Л1.1 |
2.2. | Чтение лекции и литературы. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.8, Л1.1 |
2.3. | Основы виртуализации. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1 |
2.4. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1 |
2.5. | Национальные особенности развития инфраструктуры. Отечественные технологические компоненты. | Лекции | 5 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1 |
2.6. | Чтение лекции и литературы. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1 |
2.7. | Виртуализация XenServer. | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | |
2.8. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | |
2.9. | Облачная инфраструктура. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.8 |
2.10. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.8 |
Раздел 3. Введение в сетевые операционные системы | ||||||
3.1. | Стеки сетевых протоколов. Адресация в IP-сетях. Утилиты для работы с сетью. Топология сетей. | Лекции | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л2.10, Л1.2 |
3.2. | Чтение лекции и литературы. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л2.10, Л1.2 |
3.3. | Пользовательские интерфейсы в Linux/Unix. Файловая система. | Лекции | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.10, Л1.2 |
3.4. | Чтение лекции и литературы. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.10, Л1.2 |
3.5. | Корпоративная сеть. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л2.10, Л1.2 |
3.6. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л2.10, Л1.2 |
3.7. | Обеспечение безопасности. Управление доступом. Шифрование. | Лекции | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л2.10, Л1.2 |
3.8. | Чтение лекции и литературы. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л2.10, Л1.2 |
3.9. | Создание безопасной экспериментальной среды. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.10, Л1.2 |
3.10. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.10, Л1.2 |
Раздел 4. Автоматизация процессов разработки ПО | ||||||
4.1. | Инструменты разработчика. | Лекции | 5 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.3, Л2.7, Л2.10, Л2.11 |
4.2. | Чтение лекции и литературы. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.8, Л2.3, Л2.7, Л2.10, Л2.11 |
4.3. | Развёртывание среды разработки. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.10, Л2.11 |
4.4. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.10, Л2.11 |
4.5. | Автоматизация документирования программного кода. | Лекции | 5 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6 |
4.6. | Чтение лекции и литературы. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6 |
4.7. | Документирование программного кода с помощью Doxygen. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6 |
4.8. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6 |
4.9. | Управление изменениями. Контроль версий с использованием Git. | Лекции | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л2.6 |
4.10. | Чтение лекции и литературы. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л2.6 |
4.11. | Управление версиями с помощью Git. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6 |
4.12. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6 |
4.13. | Основы Continuous Integration (CI). | Лекции | 5 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.2, Л2.9, Л2.5, Л2.11 |
4.14. | Чтение лекции и литературы. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.2, Л2.9, Л2.5, Л2.11 |
4.15. | Создание пайплайнов для веб-приложений. | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.2, Л2.9, Л2.11 |
4.16. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6, Л2.3, Л2.7, Л2.2, Л2.9, Л2.11 |
4.17. | Создание пайплайнов для API. | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6, Л2.3, Л2.9, Л2.5 |
4.18. | Доработка лабораторной работы. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.6, Л2.3, Л2.9, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
FOS-SAU.pdf
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Олейник А. И. | ИТ-инфраструктура: Профессиональная литература | Издательский дом Высшей школы экономики, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Колисниченко Д. Н. | LINUX. Полное руководство По работе и администрированию: Уровень образования: Бакалавриат, Магистратура, Специалитет, Аспирантура | Наука и Техника, 2021 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Долженко А.И. | Управление информационными системами: | М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2008 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Вестра Э. | Разработка геоприложений на языке Python: | Издательство "ДМК Пресс", 2017 | e.lanbook.com |
Л2.3 | Коэльо Л.П., Ричарт В. | Построение систем машинного обучения на языке Python: | Издательство "ДМК Пресс", 2016 | e.lanbook.com |
Л2.4 | Данилин А. В., Слюсаренко А. И. | ИТ-стратегия: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Шарден Б., Массарон Л., Боскетти А. | Крупномасштабное машинное обучение вместе с Python: Учебные пособия | Издательство "ДМК Пресс", 2018 //ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com |
Л2.6 | Л. Рамальо | Python. К вершинам мастерства: | ДМК Пресс, 2016//ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com |
Л2.7 | Гринберг М. | Разработка веб-приложений с использованием Flask на языке Python: | Издательство "ДМК Пресс", 2014 | e.lanbook.com |
Л2.8 | Губарев В. В., Савульчик С. А., Чистяков Н. А. | Введение в облачные вычисления и технологии: учебное пособие | НГТУ //ЭБС "ONLINE", 2013 | biblioclub.ru |
Л2.9 | Митчелл Р. | Скрапинг веб-сайтов с помощю Python: Самоучители и руководства | Издательство "ДМК Пресс", 2016 | e.lanbook.com |
Л2.10 | Гончарук С. В. | Администрирование ОС Linux: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
Л2.11 | Персиваль Г. | Python. Разработка на основе тестирования. Повинуйся Билли-тестировщику, используя Django, Selenium и JavaScript / перевод с английского А. В. Логунов.: | Москва : ДМК Пресс, 2018 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | DevOps — ключевые идеи и практики | Yandex Cloud | cloud.yandex.ru | ||
Э2 | Открытые системы | osp.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "Введение в DevOps" | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | Учебный центр SoftLine | edu.softline.com | ||
Э5 | Git | git-scm.com | ||
Э6 | IBM developerWorks | developer.ibm.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Oracle VirtualBox/KVM; дистрибутив GNU/Linux (любой, общего назначения, с поддержкой репозитория); стандартный набор утилит Linux; Apache; MariaDB; phpMyAdmin; PostgreSQL; pgAdmin; GnuPG; Git; TeX Live, Kile/TeXmaker, doxygen+doxywizard; Python3; IDLE/Anaconda/Spider; PEP8; Flake8; Pylint; FastAPI; Flask; Visual Studio Code; Firefox/Chrome/Chromium/Opera; Libre Office/Open Office; Okular/AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/ 2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book 3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/ 4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru 5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ 6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
207С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков. Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал. Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков. Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2181. |