Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 33.04.01. Промышленная фармация |
Профиль | Биофармакология и производство фармпрепаратов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 33_04_01_Промышленная фармация_БиПФ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 14.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна
1.1. | Освоить теоретические и методические вопросы организации исследовательской работы, классификацию исследований, методологический аппарат, подходы и принципы исследования, теоретические и экспериментальные методы исследования, навыки анализа, оформления и продвижения результатов научных исследований.Получить системное понимание в научно-исседовательской деятельности и получать научные результаты, удовлетворяющие современным требованиям к содержанию магистерской диссертации |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
УК-2 | Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла |
УК-2.1 | Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта |
УК-2.2 | Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах |
УК-2.3 | Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы анализа, планирования, разработки и реализации комплексного процесса научного и прикладного исследования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | вносить оригинальный вклад в развитие научных и прикладных знаний с опорой на современное подходы в промышленной фармации, презентовать результаты исследований в виде публикаций в специализированных журналах, продвигать научные достижения в химическое, фармацевтическое и др. производства |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью демонстрировать системное понимание в научно-исседовательской деятельности и получать научные и прикладные результаты, удовлетворяющие современным требованиям к содержанию магистерских диссертаций |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность исследования как научного познания | ||||||
1.1. | Характеристики методологии исследования | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Логика как наука об иетеллектуальной познавательной деятельности | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Философия науки | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Философия науки. Научные школы | Практические | 1 | 4 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Сам. работа | 1 | 12 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Научные знания в методологии исследований | ||||||
2.1. | Научные знания как система знаний о законах природы, общества, мышления | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Методы научного исследования | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Системный подход в методологии исследований | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Методы научного и прикладного следования | Практические | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Системный подход в методологии исследований | Практические | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Сам. работа | 1 | 12 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Порядок проведения исследований | ||||||
3.1. | Структура исследования. Основные этапы исследования. Формы исследований | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Порядок проведения исследований | Практические | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Сам. работа | 1 | 12 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Единая статистическая методология исследований массовых явлений в обществе и природе | ||||||
4.1. | Статистическое наблюдение как этап статистического исследования. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Закон больших чисел | Практические | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Сам. работа | 1 | 12 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 5. Статистическая теория выборки. Статистическая проверка гипотез | ||||||
5.1. | Основные понятия и определения выборочного метода. Статистическое оценивание. Статистическая проверка гипотез | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Статистическая теория выборки. Статистическая проверка гипотез | Практические | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Сам. работа | 1 | 12 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 6. Планирование эксперимента | ||||||
6.1. | Основы математичесого планирования эксперимента | Лекции | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Классификация экспериментальных исследований | Практические | 1 | 2 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Сам. работа | 1 | 12 | УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценка сформированности компетенции УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий ПРИМЕРЫ заданий 1.Верно ли приведено определение гипотезы «Гипотеза является формой осмысления фактического материала, формой перехода от фактов к законам. Под гипотезой понимают какое-либо предположение, догадку, предсказание, имеющее определенное основание. Гипотеза пытается дать объяснение фактов, в силу чего ее содержание значительно богаче тех данных, на которые она опирается.»: а ) да б) нет 2.Верно ли утверждение: Научная гипотеза – это обоснованное предположение о существенной, закономерной связи явлений. Основаны эти предположения или на аналогии, или на индуктивном обобщении. а ) да б) нет 3.В чем состоит различие между теорией и научной гипотезой: а) в степени обоснованности и развитости б) в составе входящих в них утверждений 4. Гипотезы классифицируют по различным основаниям и выделяют: а)описательные - прямое обобщение опытных данных объяснительные - предположение о внутренних причинах, механизме действия тех или иных явлениях б) частные - характеризуют отдельные явления в)фундаментальные - охватывают большой круг явлений, имеют универсальный характер, и выводы их приложены к большинству объектов данной науки г)рабочие - гипотеза выдвигается как первоначальное предположение для систематизации научных фактов, организации и направления научного исследования д)теоретические гипотезы-достаточно полно обоснованные, развитые гипотезы, использующие идеальные объекты. 5. Верно ли рассуждение о системном подходе: Процесс дифференциации и интеграции в современной науке дополняется системным подходом, при котором предметы и явления окружающего нас мира рассматриваются как части и элементы единого целого, взаимодействующие друг с другом и приводящие к появлению новых свойств системы, отсутствующих у отдельных ее элементов. Системный подход, возникший сравнительно недавно (50-е гг. XX в.), распространился не только на естественные, но и на социально-гуманитарные науки. Главное достоинство системного принципа заключается в том, что мир в нем предстает как многообразие систем разнообразного конкретного содержания, объединенных в рамки единого целого. а)да б) нет 6. На какие подходы и методы исследовательской деятельности опирается современная наука: а) интегративный, б)междисциплинарный, в)комплексный г) системный, д) эволюционный Ответ: а, б, в, г, д. 7.Научные исследования по характеру связей с производством и степени важности для народного хозяйства, целевому назначению, источникам финансирования и длительности выполнения классифицируются как: а)фундаментальные б)прикладные. 8. Исследования, которые ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности: а)прикладные б)фундаментальные 9. Выберите утверждение верное для фундаментальных исследований: а) научные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, создание новых принципов и методов исследования с целью расширения научного знания общества и установления их практической пригодности. б) научные исследования направлены на поиск способов использования законов природы, создание новых и совершенствование существующих средств и способов человеческой деятельности. Оценка сформированности компетенции-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла 10. Прикладные исследования делятся на: а) поисковые, б)научно-исследовательские в) опытно-конструкторские. 11. В результате научно-исследовательских работ: а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции. 12. В результате поисковых работ: а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции. 13. В результате опытно-конструкторских работ: а) создаются новые технологии, опытные установки, приборы, образцы техники б) устанавливаются факторы, влияющие на объект, отыскиваются пути создания новой техники и технологий в) осуществляется подбор конструктивных характеристик, составляющих логическую основу создаваемой машины, прибора, конструкции. 14. В зависимости от чего происходит разделение научные работ: ‒ на госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета; ‒ на хоздоговорные, финансируемые организациями заказчиками на основе хозяйственных договоров; ‒ на нефинансируемые, выполняемые по договорам о сотрудничестве и по личной инициативе. а) источников финансирования б) ведомственной принадлежности 15. Процесс выполнения научно-исследовательской работы включает в себя этапы: 1. Формулирование темы. 2. Формулирование цели и задач исследований. 3. Теоретические исследования. 4. Экспериментальные исследования. 5. Анализ и оформление научных исследований. 6. Внедрение результатов исследования в производство, определение экономического эффекта Ответ:1-6 16. Содержание работ которое соответствует этапу формулирования темы: а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Формулирование цели и задач исследований. Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. 6. Внедрение результатов исследования в производство, определение экономического эффекта. 16. Содержание работ которое соответствует этапу формулирования цели и задач исследований : а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. 17. Содержание работ которое соответствует этапу проведения теоретических исследований : а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). Анализ и оформление научных исследований. На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. 18. Содержание работ которое соответствует этапу проведения экспериментальных исследований а)На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. 19. Содержание работ которое соответствует этапу проведения анализа и оформления научных исследований: а). На этом этапе предполагается общее знакомство с научной темой или проблемой, по которой предстоит выполнить работу, и предварительное ознакомление с литературой, после чего формулируется тема исследования. Затем составляется план, разрабатывается техническое задание и определяется ожидаемый экономический эффект. б). Этот этап включает подбор литературы и составление библиографических списков, проведение патентных исследований по теме НИР, составление аннотации источников и анализ обработанной информации. В заключении ставится цель и задача исследования. в). При выполнении этого этапа предполагается изучение физической сущности явления, формирование гипотез, выбор и обоснование физической модели. Затем производится математизация и анализ модели и полученных решений. г). После разработки цели и задачи экспериментального исследования производится планирование эксперимента, разрабатываются методики его проведения и выбор средств измерения. Заканчиваются экспериментальные исследования проведением серии экспериментов и обработкой полученных результатов. д). На этом этапе производится сопоставление результатов экспериментов с теоретическими данными и анализ расхождений. Затем уточняются теоретические модели и проводятся дополнительные эксперименты, на основе которых становится возможным превращение гипотез в теорию. Научные работы на данном этапе завершаются формулированием научных выводов и составлением научно-технического отчета. 20. Научные исследования тесно связаны с опытно-конструкторскими работами (ОКР) в случае, когда ее конечной целью являются: А) написание статьи Б) оформление заявки на патент В)создание технического образца 21. Этапы НИОКР предполагают: 1 формулирование темы, цели, задач исследования; 2 изучение литературы, проведение поисковых, теоретических и экспериментальных исследований, разработка технического предложения (аванпроекта); 3 разработка технического задания на опытно-конструкторские (технологические) работы; 4 разработка эскизного проекта; 5 разработка технического проекта; 6 разработка рабочей конструкторской документации на изготовление опытного образца; 7.изготовление опытного образца; 8 проведение испытаний опытного образца; 9 отработка документации; 10 утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного (серийного) производства изделий. Ответ: 1-10 22. Преимущества коллективного научного исследования перед индивидуальными: А) необходимость увязывать свой план работы с остальными участниками коллектива, но в то же время распределение обязанностей позволит вам сосредоточиться на более детальном изучении вашего сектора исследования. Б) возможность обсуждать ваши идеи с другими. В) рассказывая другим людям о своих идеях или возникших трудностях, вам для объяснения предмета придется сводить его к самым простым, но и самым существенным аспектам, а это, в свою очередь, приведет к тому, что вы сами сможете переосмыслить и лучше понять все основные положения и найти решение возникших проблем. Г) беспристрастное аналитическое обсуждение внутри коллектива, которое помогает выявлять и исправлять ошибки, однако критика всегда должна оставаться объективной. Д) большая свобода в выборе оптимального режима работы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Коречков, Ю. В. | Методология исследований / Ю. В. Коречков, С. В. Иванов. : | Москва : МУБиНТ, 2020., 2020 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Афанасьев, В. Н. | Статистическая методология в научных исследованиях : учебное пособие / В. Н. Афанасьев, Н. С. Еремеева, Т. В. Лебедева. : | Оренбург : ОГУ, 2017, 2017 | https://e.lanbook.com/book/110604 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||