МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы менеджмента качества фармацевтической промышленности и надлежащие фармацевтические практики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.04.01. Промышленная фармация
ПрофильБиофармакология и производство фармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_04_01_Промышленная фармация_БиПФ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Микушина И.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Системы менеджмента качества фармацевтической промышленности и надлежащие фармацевтические практики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 33.04.01 Промышленная фармация (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 705)

составлена на основании учебного плана:
33.04.01 Промышленная фармация
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина имеет своей целью способствовать формированию у обучающихся компетенций. предусмотренных данной рабочей программой в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 33.04.01 Промышленная фармация с учетом специфики направленности подготовки

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 Способен определять методы и инструменты обеспечения качества, применяемые в области обращения лекарственных средств с учетом жизненного цикла лекарственного средства
ОПК-6.1 Знает основные методы и инструменты обеспечения качества, применяемые в области обращения лекарственных средств с учетом жизненного цикла лекарственного средства
ОПК-6.2 Умеет выбирать и предлагать пригодные для ситуации методы и инструменты управления рисками для качества и установления причин несоответствий
ОПК-6.3 Владеет навыком разработки системы менеджмента качества, применяемой в области обращения лекарственных средств с учетом жизненного цикла лекарственного средства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы и инструменты обеспечения качества, применяемые в области обращения лекарственных средств с учетом жизненного цикла лекарственного средства
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать и предлагать пригодные для ситуации методы и инструменты управления рисками для качества и установления причин несоответствий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком разработки системы менеджмента качества, применяемой в области обращения лекарственных средств с учетом жизненного цикла лекарственного средства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тенденции и паринципы обеспечения качества на свременных предприятиях Лекции 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Разработка общих принципов построения систем менеджмента качества Лекции 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.3. Формализация процессов систем менеджмента качества Лекции 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.4. Общие принципы и правила создания документов системы менеджмента качества Лекции 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.5. Понятие о системе менеджмента качества фармацевтических предприятий Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.6. Определение ограничений, влияющих на структуру системы менеджмента качества фармацевтических предприятий Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.7. Разработка структуры системы менеджмента качества фармацевтического предприятия Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.8. Разработка вербальной модели системы менеджмента качества фармацевтического предприятия Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.9. Общие принципы описания процессов на основе методологии IDEF Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.10. Разработка типового описания процессов на основе методологии IDEF0 Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.11. Общие принципы и правила создания документов системы менеджмента качества Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.12. Структура, назначение и основное содержание предписывающих документов внутреннего происхождения Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.13. Основополагающая идея правил GMP: ЛС – это особый вид продукции Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.14. Управление качеством на фармацевтическом предприятии. Служба качества фармацевтических компаний. Фармацевтическая разработка (ICH Q 8) Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.15. Производство лекарственных средств в соответствии с GMP. Валидация: понятия, типы валидации, нормативные требования. Контроль качества в рамках GMP Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.16. Надлежащая документация: внешняя нормативная документация, документация систем качества предприятия. Разработка химической, фармацевтической и биологической документации при создании фармацевтического продукта Практические 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2
1.17. Основные методы и инструменты обеспечения качества, применяемые в области обращения лекарственных средств с учетом жизненного цикла лекарственного средства Сам. работа 3 125 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6 Способен определять методы и инструменты обеспечения качества, применяемые в области обращения лекарственных средств с учетом жизненного цикла лекарственного средства
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. В пономочия уполномоченного по качеству аптечной организации
1) входит аудит поставщиков при разрешении поставщика;
2) не входит аудит поставщиков;
3) не входит аудит поставщиков в соответствии с договором;
4) входит аудит поставщиков.+
Правильный ответ 4
2. В соответствии со стандартами ISO серии 9000:2000 качество – это
1) отличные характеристики продукции и отсутствие жалоб потребителя;
2) степень соответствия характеристик продукции, процесса или системы существующим или предполагаемым потребностям;+
3) соответствие процесса или продукции нормативной документации;
4) то, что удовлетворяет потребителя.
Правильный ответ 2
3. Валидацией называются
1) документально оформленные действия, дающие высокую степень уверенности в том, что методика, процесс, оборудование, материал, операция или система соответствуют заданным требованиям и их использование будет постоянно приводить к результатам, соответствующим заранее установленным критериям приемлемости;+
2) действия, приводящие к высокой степени уверенности в том, что методика, процесс, процедура выполнены по заранее установленным критериям приемлемости;
3) документально оформленные действия персонала, дающие высокую степень уверенности в том, что порученная им работа была выполнена надлежащим образом;
4) действия, регистрирующие выполнение методики, процесса, работы с оборудованием, материалами, операциями или системами.
Правильный ответ 1
4. Внедрение системы управления качеством в аптечной организации должно начинаться
1) разработкой системы аттестации персонала в сфере управления качеством в аптечной организации;
2) выбором методов достоверной оценки показателей качества выполнения процессов;
3) специальным обучением персонала, ответственным за внедрение и эффективную работу системы управления качеством;+
4) выбором методов для управления качеством процессов.
Правильный ответ 3
6. Идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества изложены в стандартах
1) ISO серии 6000;
2) ISO серии 9000;+
3) ISO серии 8000;
4) ISO серии 7000.
Правильный ответ 2
7. К внешним субъектам управления качеством работы аптечной организации относятся
1) законодательные органы;+
2) центры сертификации;+
3) руководитель организации;
4) государственные контрольно-надзорные органы.+
Правильный ответ 1,2,4
8. К внутренним субъектам управления качеством работы аптечной организации относятся
1) Росздравнадзор;
2) центры сертификации;
3) уполномоченный по качеству аптечной организации;+
4) руководитель организации.+
Правильный ответ 3, 4
9. К задачам самоинспекции в аптечной организации относятся
1) усовершенствование системы управления качеством работы предприятия на основании результатов проведенной самоинспекции;+
2) инспекция вопросов качества аптечной организации или его отдельного подразделения в части выполнения лицензионных требований; работы персонала; эксплуатации помещений, зданий и оборудования; процессов и стандартных операционных процедур; ведения документооборота и т. д. на соответствие установленным нормам;+
3) проведение корректирующих мероприятий по устранению выявленных отклонений от установленных норм;+
4) дисциплинарные воздействия в отношении персонала.
Правильный ответ 1,2,3
10. К международным стандартам надлежащих практик в области фармацевтической деятельности относятся
1) надлежащая лабораторная практика (Good Laboratory Practice);
2) надлежащая практика хранения фармацевтической продукции (Guide to good storage practices for pharmaceuticals);+
3) надлежащая дистрибьюторская практика (Good Distribution Practice);+
4) надлежащая аптечная практика (Good Pharmacy Practice).+
Правильный ответ 2,3,4
11. К объектам управления качеством относятся
1) процессы;+
2) персонал;+
3) потребитель;
4) помещения и здания.+
Правильный ответ 1,2,4
12. К принципам надлежащей аптечной практики относятся
1) фармацевтическое консультирование и информирование пациентов и медицинских работников;+
2) постановка диагноза;
3) обеспечение населения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента;+
4) регистрация нежелательных побочных явлений при применении лекарственных препаратов и информирование надзорных органов о зарегистрированных фактах (фармаконадзор).+
Правильный ответ 1,3,4
13. К регистрирующим документам системы управления качества в аптеке относятся
1) журналы;+
2) распоряжения и приказы руководства;
3) инструкции выполнения стандартных операционных процедур;
4) стеллажные карты.+
Правильный ответ 1,4
14. Качеством труда работника является
1) выполнение работы в установленные сроки;
2) степень соответствия оказания услуги нормативным или договорным требованиям, утвержденным для данной услуги;
3) степень соответствия его выполнения нормативным требованиям, установленным для его проведения;
4) степень соответствия компетенциям, требованиям к выполнению трудовых функций, должностных инструкций и других норм, предусмотренных профессиональными стандартами и трудовым законодательством.+
Правильный ответ 4
15. Консультирование и информирование посетителя аптеки, по правилам льготного отпуска лекарственных средств, провизор осуществлять
1) должен в полном объеме;+
2) не должен, так как это функция лечащего врача;
3) не должен, так как это функция органов социальной защиты населения;
4) должен, но только в том случае, если посетитель запросит данную информацию.
Правильный ответ 1
16. Лицензионный контроль в сфере фармацевтической деятельности осуществляется на основании
1) Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
2) Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;+
3) Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
4) Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».+
Правильный ответ 2,4
17. Лицом, ответственным за внедрение и обеспечение системы качества в аптечной организации, назначаемым администрацией, является
1) провизор;
2) провизор-аналитик;
3) уполномоченный по качеству;+
4) санитарка-мойщица.
Правильный ответ 3
18. Ответственным за качество работы аптечной организации является
1) уполномоченный по качеству, назначенный руководителем предприятия;
2) руководитель аптечной организации;+
3) провизор-аналитик;
4) исполнитель.
Правильный ответ 2
19. Под контролем качества работы предприятия подразумевают
1) проверку показателей качества на соответствие утвержденным нормам;+
2) комплекс мероприятий, направленных на предупреждение отклонений показателей качества от утвержденных норм;
3) разработку документации по управлению качеством;
4) обеспеченность предприятия ресурсами для качественного выполнения порученной работы.
Правильный ответ 1
20. Под обеспечением качества работы предприятия подразумевают
1) разработку документации по управлению качеством;
2) комплекс мероприятий, направленных на предупреждение отклонений показателей качества от утвержденных норм;+
3) обеспеченность предприятия ресурсами для качественного выполнения порученной работы;
4) проверку показателей качества на соответствие утвержденным нормам.
Правильный ответ 2
21. Политика и цели в области качества аптечной организации представляют собой
1) документ, разработанный уполномоченными лицами аптечной организации, регламентирующий нормы, правила и порядок в области системы управления качеством на предприятии;
2) документ, подробно описывающий систему управления качеством предприятия и мероприятия, необходимые для решения поставленных задач и достижения целей политики качества;
3) документ, разработанный государственными уполномоченными органами или вышестоящей организацией, регламентирующий нормы, правила в области системы управления качеством;
4) документ, отражающий общие намерения и направления деятельности аптечной организации, включая цели, необходимые для достижения, и задачи, требующие решения.+
Правильный ответ 4
22. Предметом внутреннего контроля в аптечной организации могут быть
1) соблюдение персоналом установленных санитарно-гигиенических и квалификационных норм;+
2) мотивация персонала;
3) надлежащее выполнение процессов и стандартных процедур;+
4) качество сырья, полупродуктов, лекарственных препаратов, изготовленных в аптеке.+
Правильный ответ 1,3,4
23. Самоинспекция проводится
1) при инициировании руководителем организации;+
2) в соответствии с установленным и утвержденным порядком;+
3) независимо;+
4) произвольно.
Правильный ответ 1,2,3
24. Стандарт ISO «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» представлен серией
1) ISO 9004:2000;
2) ISO 9011:2000;
3) ISO 9000:2000;+
4) ISO 9001:2000.
Правильный ответ3
25. Уполномоченное лицо по качеству подчиняется
1) только Росздравнадзору;
2) только провизору-аналитику;
3) только руководителю организации;+
4) только провизору-технологу.
Правильный ответ 3

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение понятию Лекарственные средства –
это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
2. Дайте определение понятию Фармацевтическая субстанция –
лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность.
3. Дайте определение понятию Вспомогательные вещества –
вещества неорганического или органического происхождения, используемые в процессе производства, изготовления лекарственных препаратов для придания им необходимых физико-химических свойств.
4. Что такое «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»?
– утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации.
5. Что представляют собой Иммунобиологические лекарственные препараты –
лекарственные препараты, предназначенные для формирования активного или пассивного иммунитета либо диагностики наличия иммунитета или диагностики специфического приобретенного изменения иммунологического ответа на аллергизируюшие вещества. К иммунобиологическим лекарственным препаратам относятся вакцины, анатоксины, токсины, сыворотки, иммуноглобулины и аллергены.
6. При валидации аналитических методик количественного определения посторонних примесей необходимо контролировать______________
специфичность, предел количественного определения, аналитическая область, линейность, правильность, прецизионность.
7. Предел обнаружения определяют по формуле____________
ПО=3,3*S/b
8. Аналитическая область методики определения родственных примесей находится_________________
от предела определения/обнаружения до 120%
9. Оборудование на производстве работает должным образом если пройдена________________
квалификация
10. Валидацию необходимо проводить______________________
при введении нового промышленного регламента
11. Валидация твердых лекарственных средств включает в себя___________
распределение частиц по размерам, насыпная плотность, плотность при уплотнении
12. Какие основные документы по валидации?
протокол, отчет
13. Уполномоченное лицо должно подтвердить, что_________
процесс производства осуществлен в соответствии с приказом № 916
14. Кому могут быть переданы обязанности уполномоченного лица?
другому уполномоченному лицу
15. Цель концепции уполномоченного лица ______________
защита потребителей лекарственных средств
16. В работе уполномоченного лица важно _____________
вовлеченность в производственный процесс
17. Аудит третьей стороны – это ______________
проверка, государством или негосударственным сертификационным органом
18. Внешний аудит с привлечением сторонних специалистов необходим для ________________________
малых предприятий с численностью не более 25 человек
19. Аудит «Обзор документации» включает в себя проверку__________
электронные системы ведения документации
20. Какие требования к аудитору имеют большой вес _______________
специальное обучение по аудитам или большой опыт проведения аудитов
21. Критическая контрольная точка (ККТ) это______________
точка, где необходимо провести контроль для предупреждения или ликвидации опасности, или уменьшить ее до допустимого уровня

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают допуск к экзамену.
Экзамен организуется в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.М. Зайцева, Е.Н. Веснина, О.В. Мезенцева и др. Принципы надлежащей лабораторной практики=Principles of Good Laboratory Practice, GLP : учебное пособие : М. : АСМС, 2014, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275596
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.Ю.Гармонов, Н.С,Шитова, Л.М.Юсупова Контроль качества и безопасность лекарственных препаратов: учебное пособие: Казань:КГТУ, 2008 URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258872
Л2.2 под ред. Г. В. Раменской, С. К. Ордабаевой Контроль качества и стандартизация лекарственных средств : учебно-методическое пособие по производственной практике: учебно-методическое пособие ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Министерство здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: https://www.rosminzdrav.ru
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://minpromtorg.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://www.roszdravnadzor.ru
КонсультантПлюс : [справочно-правовая система] / ЗАО "КонсультантПлюс". - [Москва]. - URL : http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к промежуточной аттестации