МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Система государственного обращения лекарственных средств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.04.01. Промышленная фармация
ПрофильБиофармакология и производство фармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_04_01_Промышленная фармация_БиПФ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Микушина И.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Система государственного обращения лекарственных средств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 33.04.01 Промышленная фармация (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 705)

составлена на основании учебного плана:
33.04.01 Промышленная фармация
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Система государственного обращения лекарственных средств" является формирование компетенций в сфере обращения лекарственных средсв, направленных на взаимодействие производителей лекарственных средсв, научных организаций с органами исполнительной власти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен к организации взаимодействия производителей лекарственных средств, научных организаций с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере обращения лекарственных средств
ОПК-2.1 Знает структуру и сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере обращения лекарственных средств
ОПК-2.2 Умеет анализировать соответствие деятельности производителей лекарственных средств, научных организаций регуляторным требованиям, установленным в сфере обращение лекарственных средств
ОПК-2.3 Умеет составлять план взаимодействия производителей лекарственных средств, научных организаций с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере обращения лекарственных средств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия регуляторной науки, историю и предпосылки возникновения регуляторных органов, структуру, функции уполномоченных государственных органов, задачи государственного регулирования.
структуру и сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере обращения лекарственных средств
3.2.Уметь:
3.2.1.принимать решения и разрабатывать стратегии деятельности фармацевтического предприятия с учетом нормативно-правого регулирования обращения лекарственных средств, уметь организовывать работу на предприятии и распределять обязанности в
трудовом коллективе с учетом регуляторных требований
принимать исполнительские решения и разрабатывать стратегии деятельности фармацевтического предприятия с учетом нормативно-правого регулирования обращения лекарственных средств в разных государствах
анализировать соответствие деятельности производителей лекарственных средств, научных организаций регуляторным требованиям, установленным в сфере обращение лекарственных средств
составлять план взаимодействия производителей лекарственных средств, научных организаций с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере обращения лекарственных средств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие регуляторной науки
1.1. Понятие регуляторной науки и национальной лекарственной политики Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Основы регулирования деятельности в сфере фармацевтического производства: системы государственного регулирования обращения лекарственных средств, правовые аспекты государственного регулирования лекарственных средств, особенности предпринимательской деятельности в фармацевтической сфере Лекции 2 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Основные понятия в сфере обращения лекарственных средств. Полномочия органов государственной власти в сфере государственного регулирования обращения лекарственных средств Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Правовые аспекты государственного регулирования обращения лекарственных средств Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Понятие обращение лекарственных средств. Субъекты обращения лекарственных средств. Жизненный цикл лекарственных препаратов Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Международные аспекты регуляторной науки. Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Понятие регуляторной науки Сам. работа 2 34 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Формирование фармацевтической политики
2.1. Структура федеральных органов исполнительной власти. Основные полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Нормативные документы, регулирующие государственную поддержку локальных производителей лекарственных средств в сфере размещения государственного заказа, в сфере инновационных разработок. Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Механизмы реализации национальной лекарственной политики. Лекции 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при обращении лекарственных средств Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Нормативно-правовое регулирование качества лекарственных средств на дорегистрационном этапе Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Нормативно-правовое регулирование качества лекарственных средств на этапе обращения Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Вопросы гармонизации в сфере обращения лекарственных средств Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Современные организационные формы фармацевтических организаций. Преимущества и недостатки. Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Нормативно-правовое регулирование поддержки фармацевтической отрасли в сфере размещения государственного заказа, в сфере реализации промышленной политики, стратегии ценообразования Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Лицензионный контроль в сфере производства лекарственных средств и в сфере фармацевтической деятельности. Процедуры и органы их осуществляющие. Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Тенденции развития фармацевтического рынка. Фармацевтический рынок как часть экономики России Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.12. Формирование фармацевтической политики Сам. работа 2 38 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен к организации взаимодействия производителей лекарственных средств, научных организаций с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере обращения лекарственных средств
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1. Стандартный образец - это:
А. Специально оформленный образец вещества или материала с метрологически аттестованными значениями некоторых свойств
Б. Контрольный материал, полученный из органа проводящего внешний контроль качества измерений
В. Проба биоматериала с точно определенными параметрами
Г. Все ответы верны
2. Требования к условиям ввоза лекарственных средств в Российскую Федерацию и вывоза лекарственных средств из Российской Федерации изложены в нормативном документе/документах:
А. ФЗ № 61 от 12.04.2010
Б. Законодательство РФ о таможенном деле
В. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110
Г. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2011 N 397н
3. Выберите название Федерального закона, регламентирующего сертификацию, стандартизацию и декларирование соответствия продукции, в т.ч. фармацевтической:
А. Об обращении лекарственных средств
Б. О защите прав потребителей
В. О техническом регулировании
Г. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
4. Выберите приказ, регламентирующий правила хранения лекарственных средств:
А. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2011 N 397н
Б. Приказ Минздрава РФ от 13.11.1996 N 377
В. Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 N 646н
Г. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110
5. Выберите приказ, регламентирующий правила перевозки лекарственных средств для медицинского применения:
А. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2011 N 397н
Б. Приказ Минздрава РФ от 13.11.1996 N 377
В. Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 N 646н
Г. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110
6. Лекарственные препараты должны быть размещены в помещениях и/или зонах хранения с учетом:
А. Физико-химических свойств
Б. Способа введения
В. Фармакологической группы
Г. Все ответы верны
7. Требования к выбору транспортной тары и ее маркировке изложены в нормативном документе:
А. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2011 N 397н
Б. Приказ Минздрава РФ от 13.11.1996 N 377
В. Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 N 646н
Г. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110
8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ называется:
А. Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций
Б. Об утверждении Правил хранения лекарственных средств
В. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
Г. О защите прав потребителей
9. Выберите основные задачи государственного контроля качества лекарственных средств:
А. Препятствие поступлению в обращение недоброкачественных лекарственных средств
Б. Лицензирование производства лекарственных средств
В. Выявление и изъятие из обращения недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств
Г. Мониторинг безопасности лекарственных средств
10. Согласно требованиям ГФ XIII хранение лекарственных средств, чувствительных к влаге, должно производиться в помещении с относительной влажностью воздуха:
А. Не превышающей 60% при комнатной температуре или эквивалентном давлении паров при другой температуре
Б. Не превышающей 50% при комнатной температуре или эквивалентном давлении паров при другой температуре
В. Не превышающей 40% при комнатной температуре или эквивалентном давлении паров при другой температуре
Г. Нет правильного варианта ответа
11. Согласно требованиям ГФ XIII хранение иммунобиологических лекарственных препаратов должно производиться при температуре:
А. Не выше 20° С
Б. Не выше 10° С
В. Не выше 8° С
Г. Нет правильного варианта ответа
12. Показания термографов и терморегистраторов для контроля температурного режима хранения термолабильных лекарственных средств снимают:
А.Не реже 1 раза в сутки
Б.Не реже 1 раза в неделю
В. Не реже 2 раз в сутки
Г. Нет правильного варианта ответа
13. Хранение лекарственного препарата в холодном месте согласно требованиям ГФ XIII подразумевает хранение:
А. При температуре от 8 до 15°С
Б. При температуре от 2 до 8°С в условиях холодильника, не допуская
замораживания
В. При температуре от 0 до 2°С в условиях холодильника (допускается замораживание)
Г. Нет правильного варианта ответа
14. Хранение лекарственного препарата в прохладном месте согласно требованиям ГФ XIII подразумевает хранение:
А. При температуре от 8 до 15°С
Б. При температуре от 2 до 8°С в условиях холодильника
В. При температуре от 0 до 2°С в условиях холодильника
Г. Нет правильного варианта ответа
15. Хранение лекарственного препарата в морозильной камере согласно требованиям ГФ XIII подразумевает хранение:
А. При температуре от 0 до 2°С
Б. При температуре от -5 до -18°С
В. При температуре от -20 до -30°С
Г. Нет правильного варианта ответа
16. Хранение лекарственного препарата в условиях глубокого замораживания согласно требованиям ГФ XIII подразумевает хранение:
А. При температуре ниже -18°С
Б. При температуре от -5 до -18°С
В. При температуре от -20 до -30°С
Г. Нет правильного варианта ответа
17. Хранение лекарственного препарата при комнатной температуре согласно требованиям ГФ XIII подразумевает хранение:
А. При температурном режиме от 15°С до 25°С или, в зависимости от климатических условий, до 30°С
Б. При температуре от 20 до 25°С
В. При температуре от 0 до 20°С
Г. Нет правильного варианта ответа
18. Показания термометров, гигрометров, психрометров и иных измерителей для контроля режима хранения лекарственных средств снимают:
А.Не реже 1 раза в сутки
Б.Не реже 1 раза в неделю
В. Не реже 2 раз в сутки
Г. Нет правильного варианта ответа
19. Организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» является:
а) медицинской организацией;
б) аптекой;
в) организацией оптовой торговли лекарственными средствами;
г) аптечным киоском.

20. Специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, является:
а) патентом;
б) свидетельством об аккредитации;
в) сертификатом;
г) лицензией.

21. Соответствие лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации или нормативного документа является:
а) безопасностью лекарственных средств;
б) качеством лекарственных средств;
в) эффективностью лекарственных средств;
г) обращением лекарственных средств.

22. Характеристикой лекарственных средств, основанной на сравнительном анализе их эффективности и оценки риска причинения вреда здоровью, является:
а) безопасность лекарственных средств;
б) качество лекарственных средств;
в) эффективность лекарственных средств;
г) обращение лекарственных средств.

23. Правила хранения лекарственных средств утверждаются:
а) органом исполнительной власти в сфере здравоохранения субъекта РФ;
б) Росздравнадзором или его территориальным органом;
в) Роспотребнадзором или его территориальным органом;
г) Минздравом России.

24. Выберите правильное утверждение.
1) Государственной регистрации подлежат все ЛП и фармацевтические субстанции, впервые подлежащие вводу в обращение.
2) Государственной регистрации подлежат все ЛП, впервые подлежащие вводу в обращение, зарегистрированные ранее ЛП, но произведенные в других лекарственных формах, фармацевтические субстанции.
3) Государственной регистрации подлежат все ЛП, впервые подлежащие вводу в обращение, зарегистрированные ранее ЛП, но произведенные в других лекарственных формах, новые комбинации зарегистрированных ранее ЛП.
4) Государственной регистрации подлежат все ЛП, изготовленные АО, зарегистрированные ранее ЛП, но произведённые в других лекарственных формах, новые комбинации зарегистрированных ранее ЛП.

25. В функции какого федерального органа исполнительной власти входит регистрация лекарственных средств?
1) Роспотребнадзора
2) Министерства здравоохранения РФ
3) Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
4) Минпромторга РФ

26. Выберите правильное утверждение.
1) Экспертиза ЛП осуществляется для целей государственной регистрации Министерством здравоохранения РФ.
2) Экспертиза ЛП осуществляется научными государственными бюджетными учреждениями.
3) Экспертиза ЛП осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России» (ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России).
4) Экспертиза ЛП для целей государственной регистрации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

27. Выберите группы ЛП, в отношении которых не проводится ускоренная экспертиза.
1) ЛП, впервые вводимые в оборот
2) воспроизведенные ЛП (за исключением первых трех регистрируемых в РФ в качестве воспроизведенных ЛП и ЛП, предназначенных исключительно для применения несовершеннолетними гражданами)
3) новые комбинации зарегистрированных ранее ЛП
4) референтные ЛП (за исключением орфанных ЛП)
5) ЛП, зарегистрированных ранее, но произведенных в других ЛФ в соответствии с перечнем наименований ЛФ и в новой дозировке
6) биоаналоговые (биоподобные) ЛП (биоаналогов)

28. Найдите соответствие между категорией и ее содержанием.
1) Регистрационное досье
2) Разработчик ЛС
3) Референтный ЛП
4) Орфанные ЛП
5) Воспроизведенный ЛП
6) Лекарственный препарат
7) Фармацевтическая субстанция

A. ЛС в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления ЛП и определяет их эффективность
B. организация, обладающая правами на результаты доклинических исследований ЛС, клинических исследований ЛП и (или) на технологию производства ЛС
C. ЛП, который впервые зарегистрирован в РФ, качество, эффективность и безопасность которого доказаны на основании результатов доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований и который используется для оценки биоэквивалентности или терапевтической эквивалентности, качества, эффективности и безопасности воспроизведенного или биоаналогового (биоподобного) ЛП
D. ЛП, который имеет такой же качественный состав и количественный состав действующих веществ в такой же лекарственной форме, что и референтный лекарственный препарат, и биоэквивалентность или терапевтическая эквивалентность которого референтному ЛП подтверждена соответствующими исследованиями
E. ЛС в виде лекарственной формы, применяемое для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности
F. ЛП, предназначенные исключительно для диагностики или патогенетического лечения (лечения, направленного на механизм развития заболевания) редких (орфанных) заболеваний
общий технический документ на лекарственный препарат, представляющий собой комплект документов и материалов, состоящий из нескольких разделов: документации административного характера, химической, фармацевтической и биологической документации, фармакологической, токсикологической документации, клинической документации
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Рекламация – это …
претензия покупателя или заказчика, предъявляемая продавцу или поставщику по поводу ненадлежащего качества поставляемого товара
2. Документально оформленные действия, дающие высокую уверенность в том, что методика, процесс, оборудование, материалы или система соответствуют заданным требованиям и их использование будет приводить к результатам, соответствующим заранее установленным критериям приемлемости – это …
Аттестация производства
3. Персонал на фармацевтических предприятиях проходит медицинские осмотры персонала для оценки здоровья персонала и осуществления допуска к производству ЛС …____
регулярные периодические
4. В помещении класса D максимально допустимое число частиц в 1 куб. м воздуха в эксплуатируемом состоянии_______
не регламентируется
5. В производственных «чистых» помещениях нормируется число частиц с размером____
более 0,5 мкм
6. Технологическая одежда – это …
комплект одежды, предназначенной для защиты сырья, вспомогательных и упаковочных материалов, полупродуктов и готового продукта, оборудования и помещений от вторичного загрязнения механическими частицами, и служащий средством индивидуальной защиты
7. Технологический регламент регулирует_____
порядок и условия проведения технологического процесса на производстве
8. Документ, описывающий действия, которые должны быть проведены при валидации, включая критерии приемлемости для утверждения технологического процесса, или его части для серийного производства_____
план валидации
10. Валидация – это…..
документированный акт доказательства того, что оборудование, условия производства, сырье, материал, технологический процесс, или вся система в целом действительно приводит к ожидаемому результату
11. Организацию производства и контроля качества лекарственных средств регулируют……
Правила GMP
12. Должностными инструкциями регламентируются
Обязанности, права и ответственность персонала при осуществлении производственной деятельности
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Е. Чупандина, Г. Т. Глембоцкая, О. В. Захарова, Л. А. Лобутева.  Организация фармацевтической деятельности : учебник для вузов : Москва : Издательство Юрайт, 2022., 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. И. А. Наркевича Управление и экономика фармации: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Наркевич, И. А. Организация и управление фармацевтической деятельностью : учебное пособие / под ред. И. А. Наркевича. : Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021., 2021 https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970461747.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Министерство здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: https://www.rosminzdrav.ru
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://minpromtorg.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://www.roszdravnadzor.ru
КонсультантПлюс : [справочно-правовая система] / ЗАО "КонсультантПлюс". - [Москва]. - URL : http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к промежуточной аттестации