МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление и экономика фармации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.04.01. Промышленная фармация
ПрофильБиофармакология и производство фармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_04_01_Промышленная фармация_БиПФ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управление и экономика фармации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 33.04.01 Промышленная фармация (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 705)

составлена на основании учебного плана:
33.04.01 Промышленная фармация
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка специалистов, способных решать профессиональные задачи в области управления и экономики фармацевтической деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен к организации, управлению и руководству работой производственного, регуляторного или исследовательского подразделения в соответствии с установленными требованиями и лучшими практиками
ОПК-1.1 Знает положения нормативных правовых актов и надлежащих отраслевых практик (GXP), регулирующих процессы и этапы жизненного цикла лекарственного средства в профессиональной деятельности; основы стратегического планирования деятельности производственного, регуляторного или исследовательского подразделения
ОПК-1.2 Умеет применять установленные требования соответствующих нормативных актов и надлежащих отраслевых практик (GXP) при решении профессиональных задач
ОПК-1.3 Умеет планировать работу производственного, регуляторного, исследовательского подразделения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые экономические понятия;
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы управления и экономики фармации
1.1. Основы экономики аптечного предприятия Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Фармацевтическая экономика. Особенности экономической деятельности аптек Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Основы экономики аптечного предприятия Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Особенности действия основных экономических законов и потребительское поведение на фармацевтическом рынке Лекции 2 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Закон спроса и предложений, закономерности потребительского поведения на фармацевтическом рынке Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Особенности действия основных экономических законов и потребительское поведение на фармацевтическом рынке Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Экономические аспекты деятельности предприятия фармации
2.1. Прогнозирование сбыта Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Прогнозирование объема реализации аптеки по видам и составным частям Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Прогнозирование сбыта Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Особенности ценообразования на лекарственные препараты Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.5. Методические подходы к формированию цен на фармацевтическую продукцию Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.6. Особенности ценообразования на лекарственные препараты Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.7. Прогнозирование издержек аптек Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.8. Прогнозирование издержек аптек Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.9. Издержки аптеки. Составление сметы расходов по статьям Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.10. Товарные запасы и товарное обеспечение объема реализации Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.11. Нормирование товарных запасов. Планирование товарного покрытия. Расчет оптимального размера заказа Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.12. Товарные запасы и товарное обеспечение объема реализации Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.13. Прогнозирование валовой и чистой прибыли Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.14. Прогноз валовой и чистой прибыли. Пути максимизации прибыли аптеки с учетом прогноза объема реализации и затрат Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.15. Прогнозирование валовой и чистой прибыли Сам. работа 2 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.16. Теоретические основы финансово-экономического анализа фармацевтического предприятия Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2. Способен к организации взаимодействия производителей лекарственных средств, научных организаций с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере обращения лекарственных средств
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите экономические функции, выполняемые государством, в условиях рыночной экономики для регулирования деятельности фармацевтических организаций, как юридических лиц:
а) размер прибыли организации;
б) организационно-правовая форма собственности;
в) порядок кредитования организации;
г) структура организации;
д) антимонопольная деятельность организации.
Правильный ответ б, в,д
2. Укажите функции, выполняемые государством, в условиях рыночной модели управления экономикой для регулирования фармацевтической деятельности:
а) порядок ценообразования;
б) качество отпускаемых населению лекарственных средств;
в) порядок кредитования организаций;
г) качество отпускаемой населению парафармацевтической продукции;
д) антимонопольная деятельность предприятий.
Правильный ответ а, б, г
3. Укажите основные инструменты совершенного хозяйственного механизма рыночной экономики:
а) конкуренция;
б) определение предельного размера прибыли организации;
в) цена;
г) предоставление организации ресурсов для хозяйственных операций;
д) определение штатной численности персонала организации.
Правильный ответ а, в
5. В медицинской промышленности проблема "какие товары производить и в каком количестве" не возникает, если:
а) спрос выше предложения, предложение ресурсов ограничено;
б) бюджет государства дефицитен, предложение ресурсов достаточно, предложение товаров на рынке выше спроса;
в) предложение ресурсов достаточно для производства всех видов товаров, спрос выше предложения;
г) предложение ресурсов ограничено и может быть использовано для производства только предметов первой необходимости;
д) спрос равен предложению, предложению ресурсов достаточно.
Правильный ответ в
6. Укажите обязательные условия трудового договора, заключаемого с провизором-технологом аптеки:
а) размер премии;
б) функционально-должностные обязанности;
в) занимаемая должность;
г) срок действия договора;
д) установление испытательного срока.
Правильный ответ в,д
7. Укажите мероприятия, регулирующие сферу обращения лекарственных средств:
а) регистрацией лекарственных средств;
б) лицензированием фармацевтической деятельности;
в) сертификация специалистов;
г) эффективность и безопасность лекарственных средств;
д) контроль производства лекарственных средств.
Правильный ответ а,б
8. Сертификация продукции - подтверждение соответствия установленным требованиям:
а) государственной фармакопеи;
б) Закона «О сертификации продукции и услуг»;
в) правилам GMP;
г)приказам Министерства здравоохранения РФ о контроле качества; лекарственных средств;
д) безопасности товара.
Правильный ответ б
9. Качество лекарственных средств подтверждается документом:
а) всероссийский сертификат соответствия;
б)сертификатом соответствия производства лекарственного средства;
в) сертификатом соответствия лекарственного средства;
г) сертификатом соответствия Госстандарт РФ;
д) гигиеническим заключением.
Правильный ответ г
10. Ответственность за соблюдение правил изготовления лекарственных средств несут:
а) организация-производитель;
б) аптечная организация;
в) провизор-аналитик;
г) контрольная лаборатория;
д) фармацевт.
Правильный ответ а,б
11. Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между:
а) потребителями и изготовителями;
б) потребителями и поставщиками;
в) потребителями и продавцами;
г) сотрудниками аптеки;
д) аптекой и лечебным учреждением.
Правильный ответ а, б, в
12. Дайте характеристику понятия «товарная номенклатура» фармацевтической организации:
а) номенклатура всех товарных единиц, имеющаяся в наличии в конкретной организации, с учетом торговых марок, лекарственных форм, фасовок и дозировок;
б) номенклатура ассортиментных групп товаров на предприятиях отрасли;
в) номенклатура всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц с учетом торговых марок, лекарственных форм, фасовок и дозировок;
г) номенклатура всех товарных единиц в розничных и оптовых организациях отрасли;
д) номенклатура зарегистрированных и разрешенных к медицинскому применению товаров.
Правильный ответ в
13. Укажите критерии конкурентоспособности товаров аптечного ассортимента:
а) низкая цена;
б) доступность товара и используемая система скидок при оплате;
в) свойства, гарантирующие удовлетворение потребности и возможность сбыта конкретного товара на данном рынке;
г) предпочтение отдается товару, которого на рынке много, обладающего низкой ценой и исключительными техническими характеристиками;
д) особенностями проведения рекламной компании средствами и методами, отличными от конкурентов.
Правильный ответ в
14. Дайте характеристику периода времени, который считается жизненным циклом товара аптечного ассортимента:
а) пользуется спросом, совершенствуется, приносит прибыль от реализации и порождает формирование у потребителей новых потребностей;
б) продается по согласованным ценам между производителем и оптовым торговцем;
в) выводится на рынок путем активной рекламы, пользуется спросом и является конкурентоспособным;
г) пользуется спросом, продается по приемлемым для производителя ценам, является конкурентоспособным и приносит запланированный доход;
д) разрабатывается, выводится на рынок, продается и приносит прибыль, совершенствуется, морально стареет и удаляется с рынка.
Правильный ответ в
15. Укажите набор факторов, входящих в комплекс маркетинга:
а) реклама, пропаганда, личные продажи, стимулирование продаж;
б) товар, цена, распространение товара, стимулирование сбыта и работа с персоналом;
в) позиционирование и продвижение товара на целевом рынке, формирование цены, стимулирование продаж;
г) методы продаж, методы стимулирования сбыта, методы ценообразования, методы организации каналов товародвижения;
д) работа персонала по поиску необходимых товаров, заключение контрактов на поставку, доставка товара, учет движения, реализация, прибыль.
Правильный ответ в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Экономический анализ – это____
Система знаний, связанная с исследованием хозяйственных операций; наука, выявляющая закономерности и тенденции хозяйственной деятельности организации
2. Прибыль при увеличении суммы валового дохода ________
Увеличивается
3. Прибыль при увеличении суммы издержек обращения:
Снижается;
4. Кредитом называется_______________
Ссуда в денежной или товарной форме при условиях возвратности и обычно с уплатой процента

5. Местные налоги, оплачиваемые фармацевтической организациями:
Дорожный налог
6. Перечислите виды налогов:
Налоги Федеральные; налоги субъектов Федерации; местные налоги
7. Федеральные налоги, оплачиваемые фармацевтической организациями:
Налог на добавленную стоимость; налог на прибыль;
8. Основной задачей фармацевтической промышленности является:
Удовлетворение потребностей населения и учреждений здравоохранения в лекарственных средствах
9. Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты –это
Лекарственные препараты, обеспечивающие приоритетные потребности здравоохранения и преобладающие в структуре заболеваемости населения
10. Себестоимость продукции - это
Стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции основных производственных фондов и оборотных средств

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. М.Г. Колосницыной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина Экономика здравоохранения: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Решетников А.В. Экономика здравоохранения: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Чупандина, Е.Е. Управление и экономика фармации : курс лекций : в 3 ч / Е.Е. Чупандина ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет», Министерство образования и науки РФ. - Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015. - Ч. 1. Организация фармацевтической деятельности. - 232 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441586
Э2 Фармацевтический маркетинг / А.Ю. Юданов, Е.А. Вольская, А.А. Ишмухаметов, М.Н. Денисова. - М. : Р-Врач, 2008. - 602 с URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137456
Э3 Практическая фармакоэкономика. Возмещаемые лекарственные средства / под ред. Р.И. Ягудиной. - М. : Р-Врач, 2012. - 175 с URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137454
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталированный ресурс АлтГУ http://www.consultant.ru/ )
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrari.ru)
Научная электронная библиотека elibrari(http://wwwhttp://elibrari.asu.ru)
Министерство здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: https://www.rosminzdrav.ru
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://minpromtorg.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://www.roszdravnadzor.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного развития прикладных задач. Подготовка студента к семинару включает:
Ознакомление с планом семинара;
Изучение рекомендованной литературы и конспекта лекции;
Подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических навыков и умений, а также их творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных способностей.