МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Регуляторные вопросы и валидация промышленной фармации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.04.01. Промышленная фармация
ПрофильБиофармакология и производство фармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план33_04_01_Промышленная фармация_БиПФ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 6,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Микушина И.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Регуляторные вопросы и валидация промышленной фармации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 33.04.01 Промышленная фармация (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 705)

составлена на основании учебного плана:
33.04.01 Промышленная фармация
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование систематических подходов к подготовке и проведению валидации на фармацевтическом производстве, изучение базовых подходов к валидации аналитических методик, технологических процессов, микробиологических методов анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен организовывать сопровождение прикладных исследований в области разработки лекарственных средств и технологий их получения
ПК-2.1 Знает: - принципы разработки и постановки на производство новых лекарственных средств (фармакологические, фармацевтические и технологические аспекты); - правила государственного регулирования обращения лекарственных средств, регуляторные процедуры и прецеденты в отношении лекарственных средств; - способы и методы управления проектами по фармацевтической разработке; - принципы валидации технологических процессов и аналитических методик, квалификации помещений и оборудования, инженерных систем
ПК-2.2 Умеет планировать исследования и экспериментальные работы по фармацевтической разработке
ПК-2.3 Умеет оценивать результаты работ по фармацевтической разработке и условия их проведения
ПК-2.4 Владеет навыком интерпретации результатов работ по фармацевтической разработке и принятия решения о ее продолжении или остановке
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила государственного регулирования обращения лекарственных средств, регуляторные процедуры и прецеденты в отношении лекарственных средств;
принципы валидации технологических процессов и аналитических методик, квалификации помещений и оборудования, инженерных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать исследования и экспериментальные работы по фармацевтической разработке;
оценивать результаты работ по фармацевтической разработке и условия их проведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком интерпретации результатов работ по фармацевтической разработке и принятия решения о ее продолжении или остановке

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Законодательные и регуляторные основы производства и обращения лекарственных средств
1.1. Законодательные и регуляторные основы производства и обращения лекарственных средств Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основные аспекты проведения валидации Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Этапы и алгоритм валидации Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Основные авпекты проведения валидации Сам. работа 4 15 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Валидация в производстве лекарственных средств
2.1. Квалификация аналитического оборудования Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Анализ и оценка рисков при проведении валидации Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Общие принципы документирования работ по валидации Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Валидация технологического процесса Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Валидация аналитических методик Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Валидация микробиорлогических методов анализа Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Процесс квалификации аналитического оборудования Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Методология управления рисками. Определение критических контрольных точек. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Валидация процессов производства лекарственных форм. Валтдация процессов очистки. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Типы аналитических методик, требующих валидации. Основные валидационные характеристики Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Виды микробиологических методов. Процедура валидации микробиологического метода Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Особенности валидации технологического процесса при производстве иммунобиологической продукции Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Основные прринципы проведения валидаций Сам. работа 4 40 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2 Способен организовывать сопровождение прикладных исследований в области разработки лекарственных средств и технологий их получения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Основной задачей валидации фармацевтического производства является:
1. Получение доказательств, что все элементы производственного процесса отвечают заданным параметрам
2. Получение документированных доказательств, что все системы, помещения, оборудование и технологический процесс соответствует установленным требованиям
3. Получение документированных доказательств, что технологическое оборудование функционирует в соответствии со спецификациями поставщика.
4. Получение записей о состоянии технологического процесса
Правильный ответ 2
Выберете объекты, подлежащие квалификации:
1. Технологические процессы
2. Аналитические методы
3. Процессы очистки
4. Процессы санитарной обработки помещений и др.
5. Технологическое и лабораторное оборудование
6. Инженерные системы, непосредственно влияющие на качество полупродукта и готового продукта (обеспечение чистым воздухом, водой, паром, инертным газом, сжатым воздухом и др.)
7. «Чистые» помещения и зоны, «холодные» комнаты и др.
8. Компьютерные системы, связанные с процессом и контролем производства
Правильный ответ 5,6,7
Цель квалификации проектной документации:
1. Проверка правильности выполненной конструкции
2. Проверка правильности дизайна
3. Проверка эффективности работы
4. Проверка адекватности функционирования
5. Проверка содержания проектной документации выданным исходным данным
Правильный ответ 2
Выберите работы, относящиеся к процессу валидации
1. Квалификация персонала
2. Квалификация оборудования
3. Квалификация инженерных систем
4. Квалификация поставщиков
Правильный ответ 1,2,3
Перспективная валидация проводится
1. Периодически и/или после значительных изменений
2. После 6-месячной работы производственной линии
3. На стадии изучения и разработки
4. На стадии постановки на производство нового продукта
Правильный ответ 3
В отчет о валидации включают
1. Детали калибровки оборудования/средств измерения
2. Детали результатов, полученных в ходе испытаний
3. Затраты на проведение валидации
4. Официальную оценку (в сравнении) с критериями
Правильный ответ 124
Квалификация проектной документации обязательна для:
1. Зданий и помещений
2. Инженерных систем
3. Общих вспомогательных систем
4. Технологического и лабораторного оборудования
Правильный ответ 124
Валидация аналитических методик обязательна:
1. При использовании нового лабораторного оборудования
2. При внедрении новых фармакопейных методов
3. При изменении действующих методик
4. После ремонта лабораторного оборудования
Правильный ответ 234
Что означает термин «селективность» в контексте валидации аналитических методик:
1. Способность определять искомое вещество вне зависимости от влияния других компонентов
2. Степень согласованности результатов испытаний
3. Близость результатов к «истинному» значению
4. Способность методики получать результат, прямя пропорциональный концентрации определяемого вещества
5. Способность регистрировать незначительные отклонения в концентрации
Правильный ответ 4
Валидация асептических процессов проводится:
1. Для продукции, стерилизуемой термально
2. Путем имитации наполнения питательными средами
3. Только для действующих производств
4. Только для разрешения государственного инспектора
Правильный ответ 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Является ли валидация обязательной? Каким документом это установлено?
Обязательность проведения валидации на фармацевтическом производстве установлена в основных требованиях к организации производства и контролю качества лекарственных средств « Правил надлежащей производственной практики», утвержденных приказом Минпромторга России от 14.06.2013 №913
2. Что такое квалификация и чем она отличается от валидации?
Квалификация –т начальный этап валидации, который проводится для проверки и оценки проектной документации и технических средств производства (оборудование, инжерерные системы, помещения и пр) на соответствие правилам GMP, спецификациям производителей и иным относящимся к делу требованиям.
3. Назовите объекты валидации
Валидация в фармацевтическом производстве — распространенная процедура. Ее обязаны проходить:
лабораторные комплексы;
предприятия, осуществляющие производство чистых сред (валидация фармацевтического производства сжатого воздуха);
объекты, вовлеченные в проведение расчетных работ;
склады для хранения фарм продукции;
вспомогательные объекты.
4. Сформулируйте принципиальную концепцию валидации на фармацевтическом предприятии.
Валидация должна показать, что производитель полностью управляет процессом производства. Валидация является интегральной частью «обеспечения качества», показывая, что производитель понимает причины изменчивости процесса и, главным образом, понимает какие параметры необходимо контролировать для обеспечения стабильности процесса.
5. Опишите взаимосвязь квалификации и валидации, их отличия?
Понятие квалификация относится к помещениям с расположенным в них технологическим оборудованием и с элементами инженерных систем. Под валидацией помещений обычно понимают валидацию систем воздухоподготовки в этих помещениях.
6. Концепция качества
Понятия «качество» и «безопасность» должны стать девизом предприятий фармацевтической промышленности.
Система обеспечения качества при производстве лекарственных средств должна гарантировать: • что продукция разработана с учетом всех требований и стандартов; • на все операции по производству и контролю составлена четкая документация в соответствии с правилами стандарта; • ответственность и полномочия строго определены; • выполняются мероприятия по производству, поставке и использованию надлежащего исходного сырья и упаковочных материалов; • проводится контроль промежуточной продукции и технологического процесса, а также валидация; • контроль и проверка готовой продукции проводятся в соответствии с требованиями стандарта и законодательства; • выполняется процедура проведения самоинспекции и/или аудита качества, по которой регулярно оценивают эффективность и пригодность системы обеспечения качества
7. Взаимосвязь системы обеспечения качества и государственных надзорных органов
В условиях российского фармацевтического рынка государственный контроль качества ЛС является основной функцией государственного регулирования в плане реализации единой государственной политики. Понятие "качество" для лекарственного средства является комплексным понятием, включающим в себя такие две обязательные составляющие, как "безопасность" и "эффективность". Определение этих терминов содержится в статье 4 Федерального закона "О лекарственных средствах":
- безопасность лекарственных средств - характеристика лекарственных средств, основанная на сравнительном анализе их эффективности и оценки риска причинения вреда здоровью;
- эффективность лекарственных средств - характеристика степени положительного влияния лекарственных средств на течение болезни.
8. Факторы, способствующие обеспечению качества
Фармацевтическая система качества должна учитывать все факторы, определяющие качество продукции при фармацевтиче- ском производстве: персонал, инфраструктура, производственная среда, технологии, процедуры сырье, материалы и прочее.
9. Элементы системы обеспечения качества (стандарты предприятия)
Созданная Росздравнадзором система государственного контроля качества лекарственных средств позволяет своевременно выявлять и изымать из обращения лекарственные средства, качество которых не отвечает установленным требованиям.
Данная система включает:
- экспертизу качества лекарственных средств, находящихся в гражданском обороте, на соответствие требованиям, установленным в стандарте качества при регистрации (проводится выборочно);
- мониторинг безопасности лекарственных препаратов, находящихся в обращении (фармаконадзор);
- инспекционный контроль в отношении субъектов обращения лекарственных средств (производителей, дистрибьюторов, организаций розничной торговли, медицинских организаций, учреждений социальной защиты, образовательных и дошкольных учреждений).
10. Мониторинг параметров процессов и качества продуктов
Методология создания системы мониторинга процессов и качества ЛС заключается в следующем:
1) изучение существующих знаний и информации по препарату и технологическому процессу, самооценка достаточности знаний и их понимания;
2) выбор стратегии контроля качества;
3) подбор методов измерений, по возможности их автоматизация;
4) регламентация плана сбора данных и правил применения статистических инструментов;
5) подготовка контрольных листков, сбор и накопление количественных и альтернативных данных по продукту и процессу;
6) обработка и интерпретация данных;
7) оценка соответствия и анализ обратной связи;
8) непрерывное совершенствование процесса и качества препарата.
11. Надо ли проводить валидацию программного обеспечения на приборе, который не подлежит калибровке
В современном аналитическом оборудовании сложно разделить аппаратную часть от программной. Валидация ПО и квалификация оборудования могут быть объединены в рамках одного мероприятия.
12. Какова частота повторной валидации асептических процессов
Повторную валидацию асептических процессов проводят с объемом и частотой, которая будет зависеть от частоты брака или изменений, влияющих на потенциальный риск микробной контаминации продукта/процесса
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают допуск к экзамену.
Дэкзамен организуется в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан
Приложения
Приложение 1.   ФОС Валидация.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.Ю.Гармонов, Н.С,Шитова, Л.М.Юсупова Контроль качества и безопасность лекарственных препаратов: учебное пособие: Казань:КГТУ, 2008 URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258872
Л1.2 Т. В. Плетенёва, Е. В. Успенская, Л. И. Мурадова Контроль качества лекарственных средств: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Г. В. Раменской, С. К. Ордабаевой Контроль качества и стандартизация лекарственных средств : учебно-методическое пособие по производственной практике: учебно-методическое пособие ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Министерство здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: https://www.rosminzdrav.ru
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://minpromtorg.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации : [официальный сайт]. – Москва. – URL: http://www.roszdravnadzor.ru
КонсультантПлюс : [справочно-правовая система] / ЗАО "КонсультантПлюс". - [Москва]. - URL : http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного развития прикладных задач. Подготовка студента к семинару включает:
Ознакомление с планом семинара;
Изучение рекомендованной литературы и конспекта лекции;
Подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических навыков и умений, а также их творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных способностей.